Содержание
Аннотация
Украина общая характеристика исторического периода
Иконостас: происхождение
Значения иконостаса
Как устроен иконостас
Искусство первой половины XVIII в.
Искусство второй половины XVIII - конца XVIII в.
Резные иконостасы
Живопись
Выводы
Список литературы
Аннотация
Актуальность моей курсовой работы заключается в выявления развития содержательности образов в иконостасной живописи XVIII в.
Целью данной работы является выявление эволюции иконостасной живописи, раскрытие ее эстетических ценностей, утверждение ее как неотъемлемой составляющей национальной художественной культуры. Выяснение генезиса и главных этапов развития образов в иконах 18 века. Методологической основой данной работы являются принципы системности и историзма. Иконостас 18 века рассматривалась как целостное явление национальной культуры. В процессе выяснения основных этапов эволюции использованы сравнительно-исторический метод.
Для достижения выбранной цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать историческое развитие;
Проследить влияние на иконопись. Влияние на манеру исполнения художественной образности книжной иллюстрации;
Определить основные этапы эволюции стилистики живописи, акцентируя на факторах, которые обусловили ее особенность на разных этапах развития;
Установить источники их формирования, проследить этапы развитие;
На примере 17 века выявить комплекс факторов повлиявших на развития и формирования новых принципов и правил в иконописи 18 века, определивших художественно-образной, сюжетно-тематической специфики украинских иконостасов.
Общая характеристика научной работы:
|
В данной работе ____ листа. Количество иллюстраций 10. Использовано 6 научных источников.
Ключевые слова: икона, иконостас, ансамбль.
Украина общая характеристика исторического периода
В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др.
Наряду с развитием блестящего бароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружения гармонично вписываются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокие храмы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвышенных местах, огораживаются, обсаживаются деревьями.
Также активно развивается каменное строительство, наблюдаются тенденции усложнения пластических решений. Архитектура декорируется лепниной и дополняется цветом.
Наследует традиции и провинция. Как одну из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.
В конце XVII - начале XVIII вв. в живопись также приходят новые тенденции. В это время изменяется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовка сменяется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теологических мотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.
В конце XVIII в. в живописи четко размежевались два направления - сугубо теологическое, подчиненное требованиям храмовых росписей, другое - светская живопись, где преимущество отдается реалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренний мир.
|
Таким образом, в XVIII в. были заложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскими художественными школами, лучшие их достижения использованы в практической работе, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.
В развитии искусства Украины за полтора века с середины XVII до конца XVIII столетия можно четко выделить три этапа.
На первом этапе (вторая половина XVII-начало XVIII в.) искусство характеризуется большой монументальностью и декоративностью, в нем своеобразно переплетаются черты Ренессанса и барокко с национальными традициями. Произведение зодчества отмечены строгостью и ясностью объемно-пространственной композиции; декор (колонки, фронтончики, ниши), выполненные из кирпича, занимает, как живопись и скульптура, в украшении зданий скромное место.
На втором этапе (1720-е годы-середины XVIII в.) искусство характеризуется тяготением к героизации образов. Архитектура, живопись и скульптура отличаются пышностью и богатством композиции, нарядной декоративностью и красочностью, характерными чертами украинского барокко.
На третьем этапе (вторая половина XVIII-конец XVIII в.) в искусстве наблюдается постепенный отход от барочных приемов. В архитектуре декор становится более сдержанным, в живописи и монументально-декоративном искусстве композиции становятся все более утонченными а декор-рафинированным. К концу этого этапа наблюдается тенденция возврата к строгой тектонике и равновесию. Начало XVIII в. характеризуется поиском новых средств выражении, утверждения новых эстетических идей и громадным размахом строительства.