Доска и начальная позиция




8. Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы крайнее поле справа было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).

9. У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур, условно называемых «белыми» и «чёрными». В реальности белые фигуры могут быть окрашены в любой светлый цвет (белый, бежевый, жёлтый), а чёрные — в любой тёмный (чёрный, коричневый, тёмно-синий). Игрока, у которого белые фигуры, часто называют просто «белыми», игрока, у которого чёрные, — «чёрными».

10. В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.

Ходы

12. Шахматную партию начинают белые, дальше стороны делают ходы поочерёдно, каждым ходом перемещая одну фигуру. Ходы каждой фигуры показаны на диаграммах ниже. На диаграмме знаками «Х» отмечены поля, на которые может переместиться фигура с того поля, на котором она находится сейчас. Если на пути фигуры находится другая фигура (как того же, так и другого цвета), то переместить фигуру на занятое поле и на поля за ним невозможно, исключением является конь, который может «перепрыгивать» через фигуры. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).

13. Пешка — единственная фигура, у которой ход без взятия отличается от хода со взятием (отмечены на диаграмме белыми кружка?ми): пешка может делать ходы со взятием только по диагонали на одно поле вперёд. Ходы без взятия пешка делает по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка ещё не делала ходов, она также может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением "вперёд" называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка доходит до последней горизонтали (для белых — до восьмой горизонтали, для чёрных — до первой), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета (по его желанию), кроме короля (прохождение пешки).

Возможный ход короля Ход ферзя Ход ладьи
Ход слона Ход конём Ход пешки

Это популярная игра для двоих. Игра черных против белых. Сегодня мы вкратце опишем основные правила шахмат. Считайте, что эта статья – общее обучение шахматам онлайн.

Начнем с исходного материала. У каждого игрока по 16 фигур одного цвета. Фигуры располагаются на игровом пространстве (шахматной доске), поделенном на 64 квадрата черных и белых цветов (поочередная последовательность).

Что в первую очередь гласят нам правила шахмат – это расположение клеток: черный квадрат должен находиться в нижнем левом углу. Мы имеем следующий набор фигур:

Белый король, белый ферзь, две белые ладьи, два белых слона, два белых коня, восемь белых пешек. С другой стороны черный король, черный ферзь, две черные ладьи, два черных слона, два черных коня, восемь черных пешек. Правильную стартовую расстановку вы можете увидеть, открыв любую нашу игру.

Итак, начинается игра. Как производятся ходы в шахматах различными фигурами? Первый ход делают белые (игрок, которые выбрал белый цвет). Ход игроки делают поочередно, (правила шахмат гласят, что есть исключение, об этом чуть позже). Ход состоит из перемещения фигуры игрока на другое поле. И вот здесь мы сталкиваемся с массой пунктов.

Ни одна фигура не должна быть передвинута на место, где уже занята позиция фигурой того же цвета. Если же это фигура "противника", то она удаляется (говорят, что она "взята". А теперь подробно о том, как может ходить фигура своего вида.

1. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.

2. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

4. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

5. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали (визуально буква Г, где конь в основании).

6. Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали или с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты. Либо пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру. Правила шахмат описывают, что пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием “на проходе”. Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня “своего” цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется “превращением”, и действие новой фигуры начинается сразу.

7. Король может перемещаться двумя различными путями. Во-первых ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить. А также “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек – так звучат правила игры в шахматы.

Слева вверху - положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг. Справа вверху – положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг. Слева внизу - положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.

Справа внизу - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг. Рокировка становится невозможной: если король уже ходил, или с ладьей, если она уже ходила. Рокировка временно невозможна: если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера; если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке. Считается, что король находится “под шахом”, если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.

Следует заметить, как устанавливают правила шахмат ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.Начало формы

Конец формы

 

Слово «шахматы», как известно, происходит от персидского «шах мат», что значит «властитель умер»… Властитель умер, а шахматы существуют уже тысячелетия…

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Эта игра появилась на свет много-много веков назад. И, скорее всего, мы никогда не узнаем: когда была сыграна первая партия в шахматы. Так много вариантов этой игры известно только историкам…

Шахматы любили арабы и персы. В средневековой Европе тоже играли в шахматы. Но, судя по дошедшим до нас записям, играли тогда совсем по другим правилам. И ставки в игре, бывало, оказывались очень высоки. Шахматная партия могла тогда стоить целого состояния.

Современные шахматы, в том виде, или почти в том, что мы хорошо знаем, появились в Европе только в 19 веке. Именно тогда шахматы стали более демократичными, а турниры массовыми. Шахматы постепенно превратились в спорт со своими чемпионами, свои олимпом, общими для всех правилами…

Тренируйтесь в игре в шахматы, и со временем вы сможете участвовать в турнирах и побеждать в них.

Этот сайт будет интересен всем, кто интересуется этой древней игрой, ее историей, кто делает только первые ходы по шахматной доске и знакомиться с правилами и хитростями этой игры.

«Властитель умер»! Да здравствует властитель!

История шахмат

Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия.

Однако вопрос о том, когда и где появились впервые шахматы, - пока остается открытым. Поиском ответа на него в течении веков занимались историки, востоковеды, археологи и этнографы в России и за рубежом. В наше время, когда имеются сведения, свидетельствующие о постепенном изменении за сотни лет свойств движения фигур на доске, становится ясным, что изобретение шахмат не могло быть заслугой одного человека. История игры говорит о том, что творцом идеи и самой формы шахмат на 64-клеточной квадратной доске была коллективная мысль народов, из поколения в поколение усложняющая и совершенствующая правила игры.

 

Шведские шахматы

Один из самых популярных видов нестандартных шахмат, возможно, самый увлекательный и, несомненно, самый азартный. Разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды по два человека.

Игра идёт на двух досках, игроки одной команды играют на разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передаётся партнёру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.

В шведские шахматы играют во многих странах мира, хотя массово популярной эту игру назвать нельзя. В основном, любители играют в Интернете (самый известный и популярный сервер - FICS). Из очных соревнований наиболее известен Берлинский турнир по шведским шахматам, являющийся неофициальным чемпионатом Европы.

В России на 2005 год существовало около десятка клубов, объединяющих любителей шведских шахмат. Наиболее мощный — Шахматный Клуб СПбГТУ им. М. М. Ботвинника. С 2001 года в этом клубе проводится чемпионат России.

 

Тактика и стратегия

Три основных принципа шахматной партии.
1. Вести анализ и оценку позиции.
2. Составлять план действий.
3. Изыскивать комбинации и непрерывно вести расчет вариантов.
План игры.
План игры должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях - формулированием общих планов и соображений. Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

Выбор хода
При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всего войска, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара. Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника. Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее. При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

Жертва (фигуры, качества)
При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:
1. Корректна ли жертва.
2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.
3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.
4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы - спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

Защита.
Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.
1. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.
2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).
Слона, защищающего слабые поля, атакующий обязательно должен разменять.

Контратака
Лучший способ обороны - контратака. Главное - вовремя найти способ перейти в контратаку. Правильно выбрать момент.
Лучшее возражение на фланговую атаку - контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры туда-сюда.

Шахматная нотация

Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.

В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним — Густавус Селенус).

В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.

 

Именование клеток

Шахматы, расставленные в начальное положение.

Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали — латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.

Именование фигур

Фигура Русское сокращение Английское сокращение
Король Кр K (king)
Ферзь Ф Q (queen)
Ладья Л R (rook)
Конь К N (kNight)
Слон С B (bishop)
Пешка п или ничего p (pawn) или ничего

Полная запись ходов

Запись хода состоит из таких компонентов:

  1. (опционально) Многоточие () — знак хода чёрных.
  2. Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
  3. Поле, с которого сделан ход.
  4. Для тихого хода — тире (). Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).
  5. Поле, на которое сделан ход.
  6. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  7. Для шаха — знак плюс (+). Для двойного шаха — двойной плюс (++). Для мата — знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак «= » для ничьей.
  8. Комментарии к ходу.! или !! для сильного хода,? или ?? для слабого, ?! для рискованного, !? для интересного хода.

Например, в русской нотации детский мат записывается так:

E2—e4 e7—e5

Сf1—c4 Кb8—c6

3. Фd1—h5?! Кg8—f6??

4. Фh5:f7×

Та же партия в международной нотации:

E2—e4 e7—e5

Bf1—c4 Nb8—c6

3. Qd1—h5?! Ng8—f6??

4. Qh5xf7#

Рокировка в длинную сторону записывается как 0—0—0, в короткую как 0—0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: