ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ГОДОВЫМИ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель работы
Ознакомление с одним из способов взимания платы за нанесение ущерба окружающей среде на примере расчета экономического ущерба, причиненного годовыми выбросами предприятий автомобильного транспорта.
Теоретические сведения
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автомобили и другие виды транспорта. Выбросы автотранспорта составляют около половины выбросов антропогенного происхождения. Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарении из топливных систем и при заправке.
Автомобильные выхлопные газы – это смесь примерно 200 веществ. В состав выбросов помимо азота, кислорода, диоксида углерода и воды входят такие вредные компоненты, как оксид углерода, углеводороды, диоксиды азота и серы, а также твердые частицы. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора. Очень опасной составной частью выхлопных газов автомашин являются соединения неорганического свинца, образующиеся при сгорании в двигателе автомобиля тетраэтилсвинца, который добавляют к бензину для повышения октанового числа. В выбросах дизельного транспорта свинец отсутствует.
Выбросы основных загрязняющих веществ (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды) существенно ниже в дизельных двигателях (таблица 1), поэтому их принято считать более экологичными. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, а сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами,которые очень опасны и способствуют заболеванием раком.
Для снижения экологического ущерба от выбросов автотранспортных средств необходимо повышение экономичности двигателей внутреннего сгорания. Технические методы повышения экономичности двигателей, не требующие принципиальных изменений в конструкции автомобиля:
1) улучшение процесса впуска и выпуска газов;
2) улучшение процесса сгорания топлива;
3) снижение механических потерь.
Одним из основных организационных направлений снижения удельного расхода топлива является повышение производительности подвижного состава за счет увеличения грузоподъемности, расширения использование прицепов, уменьшения пробегов и непроизводительных простоев.
Порядок выполнения расчета
1 Ущерб, причиненный годовыми выбросами автотранспортных средств (АТС), можно рассчитать по формуле:
У = g × s × f × М, тенге/год (3.1)
где - множитель, численное значение которого равно 2,4 тенге/усл. год;
- величина, значение которой определяется в соответствии с таблицей 6.3.1;
f - коэффициент, значение которого для АТС равно 10;
М - приведенная масса годового выброса, величина которого определяется по формуле 3.2.
Таблица 6.3.1 - Значение показателя относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов
Тип загрязнения | Значение ![]() |
Курорты, санатории, заповедники, заказники | |
Пригородные зоны отдыха, садовые товарищества | |
Населенные места с плотностью населения 100 чел/га | |
Территории промпредприятий, включая СЗЗ | |
Леса: 1 группа Леса: 2 группа Леса: 3 группа | 0,2 0,1 0,025 |
Пашни: южные зоны (южнее 50 с.ш.) Пашни: прочие районы | 0,25 0,1 |
Сады, виноградники | 0,5 |
Пастбища, сенокосы | 0,05 |
2 Значение приведенной массы М годового выброса определяем по формуле:
, усл. т/год (3.2)
где - показатель относительной агрессивности примеси i–го вещества, (принимается по таблице 6.3.2);
Мi - масса годового выброса вредной примеси i–го вида, т/год.
Таблица 6.3.2 – Значение величины Аi для некоторых веществ, выбрасываемых в атмосферу
Вещества | Аi, усл. т/т |
Оксид углерода | |
Оксиды азота в пересчете на кислород | 41,1 |
Углеводороды (по углероду) | 1,5 |
3 Масса годового выброса вредной примеси i–го вида определяемая по формуле:
, т/год (3.3)
где - удельный выброс i–го вида примесей на 1 км пробега автомобиля, г/км (таблица 6.3.3);
- пробег автомобилей предприятия за год, км;
К1,К2,К3 – коэффициенты влияния среднего возраста парка автомобилей, уровня технического состояния, природно-климатических условий соответственно, приведены в таблице 6.3.4.
Таблица 6.3.3 – Удельные выбросы загрязняющих веществ на 1 км пробега автомобиля в граммах
Группы автомобилей | Оксид углерода | Углеводороды | Оксиды азота |
С бензиновым двигателем | 1,5 | 13,3 | |
С дизельным двигателем | 6,4 | 8,5 |
4 Пробег автомобилей за год рассчитывается по формуле:
Lг = Li × n, км (3.4)
где Li – годовой пробег одного автомобиля, км;
n – количество автомобилей на предприятии, шт.
Таблица 6.3.4 - Значение коэффициентов влияния К1,К2,К3
Группы автомобилей | Загрязняющие вещества | Коэффициенты влияния | ||
К1 | К2 | К3 | ||
Автомобили с бензиновым двигателями | СО СН NОХ | 1,38 1,2 1,0 | 1,69 1,86 0,8 | 1,2 1,2 1,2 |
Автомобили с дизельными двигателями | СО СН NОХ | 1,0 1,0 1,0 | 1,8 1,0 1,0 | 1,2 1,2 1,2 |
4 Вывод: Сколько составил годовой экономический ущерб от выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом предприятия в тенге.
Пример расчета
Рассчитать годовой экономический ущерб от выбросов автотранспорта, если известно, что годовой пробег бензиновых автотранспортных средств по территории курорта составил 220000 км, дизельных – 134000 км. Количество автомобилей с бензиновыми двигателями – 15, с дизельными – 10.
1 Сначала находим годовой пробег автомобилей по формуле (3.4):
с бензиновыми двигателями:
L = 220000 × 15 = 3300000 км
с дизельными двигателями:
L = 134000 × 10 = 1340000 км
2 Определяем массу годового выброса по формуле (3.3):
для бензиновых двигателей
МСО = 1,5 × 3300000 × 1,38 × 1,69 × 1,2 × 10-6 = 13,9 т/год
МСН = 13,3 × 3300000 ×1,2 × 1,86 × 1,2 ×10-6 = 117,6 т/год
МNОх = 8 × 3300000 × 1 × 0,8 × 1,2 × 10-6 = 25,3 т/год
для дизельных двигателей:
МСО = 15 × 13400 × 1 × 1,8 × 1,2 × 10-6 = 4,3 т/год
МСН = 6,4 × 13400 ×1 × 1 × 1,2 ×10-6 = 1,0 т/год
МNОх = 8,5 × 13400 × 1 × 1 × 1,2 × 10-6 = 1,4 т/год
3 Определяем приведенную массу годового выброса от автотранспорта по формуле (3.2):
М = (13,9 + 4,3) ×1 + (117,6 + 1,0) ×1,5 + (25,3 + 1,4) × 41,1 = 18,2 + 177,9 + 1097,37 = 1293,47 т/год
4 Экономический ущерб рассчитываем по формуле (3.1):
У = 2,4 × 10 × 10 × 1293,47 = 310432,8 тенге
Вывод: Годовой экономический ущерб от выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом предприятия на территории курорта составил 310432,8 тенге.