Введение
Социально-экономическое развитие региона во многом зависит от состояния экономики и социальной сферы входящих в его состав муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет свои особенности, определяющие темпы социально-экономического развития, поэтому их группировка по основным статистическим показателям на основе использования принципов типологии позволяет оценить тенденции развития и экономический потенциал территории.
Устойчивое развитие муниципальных образований обеспечивается совокупностью экономических, социальных, демографических и других взаимосвязанных процессов, позволяющих увеличивать потенциал территории с целью повышения ее конкурентоспособности и роста благосостояния проживающего населения.
Анализ существующего уровня социально-экономического развития территории базируется на двух взаимозависимых и взаимосвязанных составляющих – экономической и социальной, которые включают в себя широкий спектр показателей. Каждый из показателей оказывает существенное влияние на развитие муниципальных образований и вместе с тем все показатели взаимосвязаны. Повышение уровня жизни населения, уменьшение социального неравенства невозможно без экономического роста и наоборот – низкий уровень социального развития является важнейшим ограничением экономического развития.
На 1 января 2015 года в Краснодарском крае насчитывалось 426 муниципальных образований, в том числе 7 городских округов, 37 муниципальных районов, 30 городских и 352 сельских поселения.
Приоритетные направления развития муниципальных образований Краснодарского края определены в Законе Краснодарского края № 1465-КЗ от 29.04.2008 «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». Условно основные направления можно разделить на промышленное производство, сельскохозяйственную деятельность в сочетании с переработкой сельскохозяйственного сырья и курортно-туристский комплекс. Различия в развитии муниципальных образований обусловлены множеством факторов, прежде всего, природно-климатическими условиями, плотностью населения, ресурсным потенциалом и др.
|
Условная группировка городских округов и муниципальных районов Краснодарского края по приоритетным направлениям развития представлена в таблице 1.
Таблица 1
Приоритетное направление | Количество городских округов и муниципальных районов | Наименование городских округов и муниципальных районов |
Промышленное производство | Городские округа: Армавир, Горячий Ключ, Краснодар, Новороссийск. Муниципальные районы: Апшеронский, Ейский, Мостовский, Приморско-Ахтарский, Северский, Тихорецкий. | |
Сельское хозяйство в сочетании с переработкой сельскохозяйствен-ного сырья | Муниципальные районы: Абинский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Кавказский, Калининский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский, Лабинский, Ленинградский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский. | |
Курортно-туристский комплекс | Городские округа: Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Новороссийск, Сочи. Муниципальные районы: Апшеронский, Ейский, Мостовский, Темрюкский, Туапсинский. |
Условная группировка городских округов и муниципальных районов Краснодарского края
по приоритетным направлениям развития
|
Промышленное производство |
Сельское хозяйство в сочетании с переработкой сельхозсырья |
Курортно-туристский комплекс |
Приоритетные направления развития оказывают значительное влияние на развитие муниципального образования в целом – слабое функционирование одних секторов экономики или социальной сферы за счет интенсивного развития других.
В таблице 2 представлен ряд показателей, отчетливо характеризующих неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований.
Таблица 2
Соотношение максимального и минимального значений показателей городских округов и муниципальных районов Краснодарского края
(в разах)
Удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | ... |
Среднесписочная численность работающих в организациях на 1000 человек населения | 2,7 | 2,9 | 3,0 | 3,1 | 3,1 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций | 1,9 | 2,0 | 1,9 | 2,0 | 1,9 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,8 | 1,9 |
Число больничных коек на 10000 человек населения | 6,0 | 6,4 | 6,1 | 6,3 | 10,0 |
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями | 2,2 | 2,3 | 2,1 | 2,0 | 1,9 |
Число легковых автомобилей (включая специальные) в собственности граждан в расчете на 1000 человек населения | 1,8 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности в расчете на душу населения | 162,9 | 168,7 | 164,6 | 518,1 | 511,0 |
Продукция сельского хозяйства в расчете на душу населения | 41,7 | 54,0 | 43,6 | 44,2 | 46,8 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения | 16,7 | 16,9 | 14,8 | 14,9 | 15,1 |
Объем платных услуг населению в расчете на душу населения | 14,8 | 14,0 | 12,8 | 12,3 | 14,5 |
Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения | 9,3 | 8,9 | 9,6 | 10,1 | 9,4 |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения | 56,8 | 82,8 | 82,0 | 136,8 | 186,7 |
Число предприятий и организаций, учтенных в Статрегистре Краснодарстата, на 1000 человек населения | 6,8 | 7,4 | 7,3 | 7,7 | 9,2 |
Доходы местного бюджета в расчете на душу населения | 3,2 | 2,8 | 4,0 | 2,7 | 2,2 |
|
Как видно из представленных данных, разрыв между 44 муниципальными образованиями Краснодарского края по показателю среднедушевого объема увеличился в промышленном производстве с 162,9 раза в 2010 году до 511,0 раза в 2014 году, сельскохозяйственном – с 41,7 до 46,8, инвестиций – с 56,8 до 186,7; снижение отмечено по обороту розничной торговли – с 16,7 до 15,1, объему платных услуг населению – с 14,8 до 14,5, доходам местного бюджета – с 3,2 до 2,2 раза.
Стоит также отметить, что около 60% промышленного производства края сконцентрировано в городских округах Краснодар, Новороссийск и муниципальных районах Тимашевский, Туапсинский, Славянский; около 80% инвестиций – в городских округах Краснодар, Сочи и Туапсинском муниципальном районе; 60% оборота розничной торговли – в городских округах Краснодар, Сочи и Новороссийск. Такая ситуация приводит к сужению возможностей и перспектив развития остальных муниципальных образований края, отставанию уровня жизни проживающего там населения, к низкой инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
1. Социально-экономическое положение
Краснодарского края в 2014 году
Основу социально-экономического развития Краснодарского края составляют промышленный, строительный, агропромышленный, транспортный, курортно-туристский комплексы.
Главное богатство региона – его человеческий потенциал, который воспроизводит и развивает сферы деятельности региона. Численность населения Краснодарского края на 1 января 2015 года составила 5,5 млн. человек (это 3,7% населения России). С начала года число жителей края выросло на 49 тыс. человек (в 2013г. – на 74 тыс. человек).
В 2014 году численность родившихся составила 73,3 тыс. человек, что на 3 тыс. человек выше показателя 2013 года. Коэффициент рождаемости составил 13,5 родившихся на 1000 человек населения (в 2013г. – 13,1). Число умерших составило 70,1 тыс. человек, что больше показателя 2013 года на 1,4 тыс. человек. Коэффициент смертности составил 12,9 умерших на 1000 населения (в 2013г. – 12,8).
В муниципальном разрезе рост показателей рождаемости наблюдался в 33 городских округах и муниципальных районах края, снижение смертности – в 12. В целом по краю число родившихся превысило число умерших на 4,6% (в 2013г. – на 2,3%).
Данные показатели рождаемости и смертности обусловили естественный прирост населения, составивший 3,3 тыс. человек, что превышает показатель за 2013 год на 1,7 тыс. человек.
Изменение численности населения в муниципальных образованиях Краснодарского края представлено в таблице 3.
Таблица 3