В целом по краю – 109,6 тыс. рублей




Инвестиции в основной капитал в расчете душу населения (тыс. рублей) Количество городских округов и муниципальных районов Наименование городских округов и муниципальных районов
  Свыше 100   Городские округа: Краснодар, Новороссийск, Сочи. Муниципальные районы: Темрюкский, Туапсинский.
  От 20 до 100   Городские округа: Анапа, Геленджик, Горячий Ключ. Муниципальные районы: Абинский, Апшеронский, Белореченский, Выселковский, Динской, Кореновский, Крымский, Кущевский, Северский, Славянский,Тбилисский, Тихорецкий, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский.
  От 10 до 20   Городской округ: Армавир. Муниципальные районы: Белоглинский, Брюховецкий, Гулькевичский, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневской, Красноармейский, Лабинский, Ленинградский, Новокубанский, Павловский, Староминский, Тимашевский.
  Ниже 10   Муниципальные районы: Крыловский, Курганинский, Мостовский, Новопокровский, Отрадненский, Приморско-Ахтарский.

 

В крае продолжается активное развитие розничной торговли. В 2014 году оборот розничной торговли составил 1068,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше предыдущего года на 7,1%. Следует отметить, что ни в одном городском округе и муниципальном районе края снижения оборота розничной торговли по сравнению с 2013 годом не отмечено.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 45,1%, непродовольственных – 54,9%, что свидетельствует о повышении уровня жизни населения края (в 2013г. – 46,5% и 53,5% соответственно).

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения составил 196,9 тыс. рублей, что выше аналогичного показателя в среднем по России (180,4 тыс. рублей) и Южному федеральному округу (172,0 тыс. рублей). Наибольшие значения, бесспорно, принадлежат городским округам (от 175,5 в г. Анапа до 464,5 тыс. рублей в г. Горячий Ключ).

На 1 января 2015 года в края функционировало 44,5 тыс. магазинов с общей площадью торгового зала 4201,0 тыс. кв. метров, в том числе 55 гипермаркетов (368,7 тыс. кв. м), 576 супермаркетов (413,6 тыс. кв. м), 3,2 тыс. специализированных продовольственных магазинов (232,7 тыс. кв. м), 11,6 тыс. специализированных непродовольственных магазинов (1058,1 тыс. кв. м). Обеспеченность населения края торговыми площадями на 1000 человек населения составила 770,3 кв. метра (наибольшие значения характерны для г. Новороссийска – 1378,5 кв. м и г. Краснодара – 1115,4 кв. м, наименьшие – для Крыловского – 270,8 кв. м и Новокубанского районов – 304,8 кв. м). Три городских округа (г. Краснодар, г. Сочи, г. Новороссийск) концентрируют около 50% всех торговых площадей края.

Группировка городских округов и муниципальных районов
Краснодарского края по обеспеченности населения
торговыми площадями магазинов в 2014 году

(на конец года)

В целом по краю – 770,3 кв. м

Обеспеченность населения (кв. м на 1000 человек населения) Количество городских округов и муниципальных районов Наименование городских округов и муниципальных районов
  Свыше 700   Городские округа: Анапа, Армавир, Геленджик, Краснодар, Новороссийск, Сочи. Муниципальные районы: Ейский, Кореновский, Староминский, Тимашевский.
  От 500 до 700   Городской округ: Горячий Ключ. Муниципальные районы: Абинский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Крымский, Кущевский, Лабинский, Ленинградский, Отрадненский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Темрюкский, Туапсинский, Усть-Лабинский.
  Ниже 500   Муниципальные районы: Апшеронский, Гулькевичский, Динской, Кавказский, Калининский, Каневской, Красноармейский, Крыловский, Курганинский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Павловский, Тбилисский, Тихорецкий, Успенский, Щербиновский.

Таким образом, участие городских округов и муниципальных районов в решении задач социально-экономического развития края неравномерно и определяется их объективным экономико-географическим потенциалом, сложившейся структурой экономики и социальной сферы. Учитывая специфику муниципальных образований Краснодарского края, проведем типологизацию территорий со сходным потенциалом, особенностями и проблемами социально-экономического развития.

 

2. Комплексная сравнительная оценка деятельности
муниципальных образований Краснодарского края

Целью деятельности муниципальных образований, превратившихся в самостоятельных субъектов экономических процессов, является создание качественных условий жизни населения и повышение конкурентоспособности за счет эффективной деятельности всех предприятий и организаций данного муниципального образования.

Основная задача проведения рейтинга – комплексная сравнительная оценка деятельности муниципальных образований Краснодарского края, характеризуемых при помощи различных показателей, отражающих социально-экономическое развитие территории. С учетом того, что муниципальное образование рассматривается как единая система, показатели должны отражать ситуацию во всех секторах экономики и социальной сферы.

Для проведения рейтинговой оценки отберем следующие показатели, наиболее точно отражающие уровень социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов:

Х1 – удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения (на 1 января года, предшествующего отчетному; процентов);

Х2 – среднесписочная численность работающих в организациях на 1000 человек населения (человек);

Х3 – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (тыс. рублей);

Х4 – общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. метров);

Х5 – число больничных коек на 10000 человек населения (единиц);

Х6 – охват детей дошкольными образовательными учреждениями
(в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет);

Х7 – число легковых автомобилей (включая специальные)
в собственности граждан на 1000 человек населения (единиц);

Х8 – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности в расчете на душу населения (тыс. рублей);

Х9 – продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
в расчете на душу населения (тыс. рублей);

Х10 – оборот розничной торговли в расчете на душу населения
(тыс. рублей);

Х11 – объем платных услуг населению в расчете на душу населения (тыс. рублей);

Х12 – ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения
(кв. метров общей площади);

Х13 – объем инвестиций в основной капитал на душу населения
(тыс. рублей);

Х14 – число предприятий и организаций, учтенных в Статрегистре Краснодарстата на 1000 человек населения (единиц);

Х15 – доходы местного бюджета в расчете на душу населения
(тыс. рублей).

Исходные данные представляются в виде матрицы (аij), где по строкам размещены городские округа и муниципальные районы (i= 1, 2,... m), по столбцам – номера показателей (j = 1, 2,... n).

Чтобы определить рейтинг муниципальных образований, необходимо по каждому показателю определить лучшее значение, которое заносится в таблицу отдельной строкой как эталонное (МО ).

Так как выбранные показатели при увеличении их значений улучшается общая оценка муниципального образования, то показатели эталонного МО определяются по формуле:

 

 

 


В таблице 4 представлены значения показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Краснодарского края в 2014 году.

 

 


Таблица 4

Значения отдельных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития
городских округов и муниципальных районов Краснодарского края в 2014 году

 

Показатели (i) МО (j) Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 Х11 Х12 Х13 Х14 Х15
г.Анапа 58,7 225,3 21,8 29,6 50,0 74,0   7,5 13,6 175,5 18,3 1703,9 22,0 24,5 23,6
г.Армавир 60,8 234,9 19,3 20,6 81,6 67,1   110,8 6,1 219,2 15,0 442,9 11,5 16,3 14,1
г.Геленджик 58,3 239,4 24,4 35,6 50,5 86,1   18,5 4,7 250,8 33,0 1265,5 30,3 27,9 28,8
г.Горячий Ключ 55,9 207,1 24,7 24,2 37,0 64,8   53,0 9,5 464,5 36,4 1164,4 40,7 16,0 20,4
г.Краснодар 61,7 434,9 31,7 28,5 134,0 83,7   319,1 6,2 458,8 69,4 1898,5 239,9 64,1 27,2
г.Новороссийск 62,2 290,9 30,7 19,1 60,7 67,1   126,9 5,0 266,9 26,0 975,2 133,3 29,4 19,6
г.Сочи 60,2 299,0 31,5 21,1 77,8 60,7   44,9 4,7 305,8 41,1 934,3 312,3 45,8 19,3
Абинский 54,1 200,5 19,3 22,3 116,0 60,4   258,8 42,7 81,6 10,1 551,0 23,9 11,3 14,5
Апшеронский 55,2 146,6 18,0 19,3 40,8 46,8   6,8 12,9 64,8 8,5 336,3 21,4 10,1 13,4
Белоглинский 55,1 201,6 19,2 31,2 58,1 52,9   106,3 217,4 60,5 8,3 403,8 12,8 7,6 15,9
Белореченский 55,6 208,8 20,1 24,1 58,9 49,0   158,7 35,1 90,1 9,5 868,7 37,3 14,6 17,0
Брюховецкий 56,0 203,4 20,0 27,8 37,0 61,9   45,6 161,3 70,4 7,3 277,0 16,9 9,2 17,1
Выселковский 56,0 323,0 23,2 25,3 236,3 59,5   257,2 220,6 74,6 7,5 588,4 71,2 7,8 21,6
Гулькевичский 56,4 201,9 20,4 21,7 45,1 54,2   73,5 81,9 70,1 9,0 262,9 10,7 9,1 13,3
Динской 57,8 164,8 21,5 26,1 30,8 76,6   93,1 60,2 74,5 8,8 987,2 33,6 12,5 14,3
Ейский 57,2 222,1 18,8 20,1 78,0 73,8   21,1 50,4 146,1 13,8 503,8 13,1 19,3 14,4
Кавказский 55,6 226,6 21,3 22,3 66,9 52,5   60,9 46,7 86,8 11,8 340,2 11,5 12,8 14,6
Калининский 57,5 154,9 18,6 22,1 44,8 73,8   11,9 152,0 84,4 5,6 246,4 12,5 10,1 17,1
Каневской 56,9 225,0 20,3 23,5 45,4 62,3   104,8 139,5 85,5 8,5 627,6 18,2 8,6 17,3
Кореновский 56,0 185,5 20,5 25,0 37,4 57,7   147,1 112,3 87,2 9,9 466,6 20,2 9,2 14,0
Красноармейский 56,1 166,8 20,0 22,4 54,2 60,4   45,9 80,0 84,1 8,4 559,4 12,3 9,3 14,8
Крыловский 57,3 156,8 16,5 19,5 48,9 46,4   16,2 174,3 66,9 5,9 282,0 4,0 8,2 17,0
Крымский 56,5 169,2 23,6 20,4 45,8 54,9   86,4 30,0 97,8 9,5 1028,2 22,5 9,8 16,4
Курганинский 55,2 147,1 18,3 24,1 42,1 53,7   30,8 76,0 104,5 8,7 507,2 8,7 7,2 16,4
Кущевский 56,1 236,9 20,2 26,7 108,8 55,7   43,2 161,1 73,6 8,6 538,5 21,0 12,4 17,8
Лабинский 55,1 194,0 19,9 23,3 49,5 58,7   108,8 77,8 121,4 11,3 639,9 10,2 9,7 14,1
Ленинградский 56,2 223,3 20,9 23,1 47,1 64,8   130,0 129,9 114,4 8,9 410,7 15,3 11,1 17,2
Мостовский 54,5 163,2 21,6 20,6 46,3 57,7   67,4 43,9 63,8 5,3 378,7 7,2 8,8 18,0
Новокубанский 56,1 185,4 19,5 21,3 60,9 59,6   35,3 120,9 46,9 8,1 201,7 18,5 9,1 17,9
Новопокровский 56,2 194,5 17,9 23,7 55,2 67,9   67,7 202,6 60,7 6,6 273,9 5,6 9,4 17,5
Отрадненский 55,8 139,0 18,4 21,0 221,0 54,4   0,6 98,1 40,2 4,8 209,8 5,6 7,0 18,4
Павловский 56,1 209,2 19,9 23,4 61,5 64,8   67,6 190,1 77,8 9,6 324,0 14,3 9,6 17,9
Приморско-Ахтарский 55,1 162,7 18,6 20,3 81,1 56,3   22,3 101,2 71,6 10,8 287,5 5,9 10,7 15,9
Северский 56,4 194,2 26,0 22,4 32,7 53,5   152,2 24,4 68,0 5,6 564,5 82,3 14,9 14,2
Славянский 57,3 238,3 21,2 22,4 57,3 55,9   200,7 64,6 99,7 10,5 498,0 35,1 12,8 16,4
Староминский 56,7 227,0 19,6 20,0 48,3 65,6   79,1 137,0 86,1 7,1 658,9 15,2 11,0 18,3
Тбилисский 55,7 184,8 20,4 23,2 51,4 59,6   238,6 153,9 60,6 6,2 365,7 25,0 9,5 16,0
Темрюкский 56,3 236,3 25,5 24,6 23,6 73,2   151,2 50,2 105,5 18,3 651,4 117,4 13,4 17,6
Тимашевский 56,3 245,8 24,2 20,2 47,3 60,5   293,7 89,4 121,3 10,9 399,0 17,4 11,0 14,2
Тихорецкий 55,5 265,6 21,6 24,5 58,3 57,9   75,1 72,2 101,0 11,6 758,2 35,1 10,9 14,3
Туапсинский 56,3 309,8 26,0 21,3 61,9 70,2   207,1 9,7 216,4 22,2 770,1 740,2 22,4 17,2
Успенский 57,2 149,8 22,6 24,1 47,0 54,8   80,7 134,3 30,8 6,5 304,0 32,8 7,7 26,8
Усть-Лабинский 57,8 215,3 22,1 23,8 116,3 62,9   69,9 96,3 98,0 8,9 618,4 20,9 10,6 13,3
Щербиновский 55,1 214,4 20,4 25,8 48,1 63,6   8,3 199,6 75,2 9,4 207,4 24,0 8,8 16,8
Эталонное МО 62,2 434,9 31,7 35,6 236,3 86,1   319,1 220,6 464,5 69,4 1898,5 740,2 64,1 28,8

 


Далее исходные данные стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного муниципального образования по формуле:

 

 


где:

хij - стандартизированные показатели состояния j -ого городского округа (муниципального района);

aij – исходные данные;

a0j - данные эталонного МО.

 

Для каждого анализируемого муниципального образования значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

 

 

 


где:

Rj – рейтинговая оценка для j-го городского округа (муниципального района);

х1j, х 2 j ,... х n j – стандартизированные показатели j-го анализируемого городского округа (муниципального района).

Результаты стандартизации показателей представлены в таблице 5.

 


Таблица 5

Стандартизированные значения показателей уровня социально-экономического развития
городских округов и муниципальных районов Краснодарского края

 

Показатели (i) МО (j) Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 Х11 Х12 Х13 Х14 Х15 R
г.Анапа 0,94 0,52 0,69 0,83 0,21 0,86 0,88 0,02 0,06 0,38 0,26 0,90 0,03 0,38 0,82 2,268
г.Армавир 0,98 0,54 0,61 0,58 0,35 0,78 0,63 0,35 0,03 0,47 0,22 0,23 0,02 0,25 0,49 2,408
г.Геленджик 0,94 0,55 0,77 1,00 0,21 1,00 0,84 0,06 0,02 0,54 0,47 0,67 0,04 0,44 1,00 2,141
г.Горячий Ключ 0,90 0,48 0,78 0,68 0,16 0,75 0,87 0,17 0,04 1,00 0,53 0,61 0,05 0,25 0,71 2,180
г.Краснодар 0,99 1,00 1,00 0,80 0,57 0,97 0,91 1,00 0,03 0,99 1,00 1,00 0,32 1,00 0,94 1,281
г.Новороссийск 1,00 0,67 0,97 0,54 0,26 0,78 0,74 0,40 0,02 0,57 0,38 0,51 0,18 0,46 0,68 2,046
г.Сочи 0,97 0,69 0,99 0,59 0,33 0,70 0,93 0,14 0,02 0,66 0,59 0,49 0,42 0,71 0,67 1,889
Абинский 0,87 0,46 0,61 0,63 0,49 0,70 0,89 0,81 0,19 0,18 0,14 0,29 0,03 0,18 0,50 2,329
Апшеронский 0,89 0,34 0,57 0,54 0,17 0,54 0,74 0,02 0,06 0,14 0,12 0,18 0,03 0,16 0,47 2,789
Белоглинский 0,89 0,46 0,61 0,88 0,25 0,61 0,90 0,33 0,99 0,13 0,12 0,21 0,02 0,12 0,55 2,396
Белореченский 0,89 0,48 0,63 0,68 0,25 0,57 0,84 0,50 0,16 0,19 0,14 0,46 0,05 0,23 0,59 2,368
Брюховецкий 0,90 0,47 0,63 0,78 0,16 0,72 1,00 0,14 0,73 0,15 0,11 0,15 0,02 0,14 0,59 2,486
Выселковский 0,90 0,74 0,73 0,71 1,00 0,69 0,95 0,81 1,00 0,16 0,11 0,31 0,10 0,12 0,75 1,998
Гулькевичский 0,91 0,46 0,64 0,61 0,19 0,63 0,82 0,23 0,37 0,15 0,13 0,14 0,01 0,14 0,46 2,570
Динской 0,93 0,38 0,68 0,73 0,13 0,89 0,99 0,29 0,27 0,16 0,13 0,52 0,05 0,20 0,50 2,424
Ейский 0,92 0,51 0,59 0,56 0,33 0,86 0,72 0,07 0,23 0,31 0,20 0,27 0,02 0,30 0,50 2,443
Кавказский 0,89 0,52 0,67 0,63 0,28 0,61 0,82 0,19 0,21 0,19 0,17 0,18 0,02 0,20 0,51 2,518
Калининский 0,92 0,36 0,59 0,62 0,19 0,86 0,84 0,04 0,69 0,18 0,08 0,13 0,02 0,16 0,59 2,564
Каневской 0,91 0,52 0,64 0,66 0,19 0,72 0,87 0,33 0,63 0,18 0,12 0,33 0,02 0,13 0,60 2,359
Кореновский 0,90 0,43 0,65 0,70 0,16 0,67 0,95 0,46 0,51 0,19 0,14 0,25 0,03 0,14 0,49 2,410
Красноармейский 0,90 0,38 0,63 0,63 0,23 0,70 0,98 0,14 0,36 0,18 0,12 0,29 0,02 0,15 0,51 2,522
Крыловский 0,92 0,36 0,52 0,55 0,21 0,54 0,82 0,05 0,79 0,14 0,08 0,15 0,01 0,13 0,59 2,623
Крымский 0,91 0,39 0,74 0,57 0,19 0,64 0,90 0,27 0,14 0,21 0,14 0,54 0,03 0,15 0,57 2,474
Курганинский 0,89 0,34 0,58 0,68 0,18 0,62 0,83 0,10 0,34 0,22 0,13 0,27 0,01 0,11 0,57 2,584
Кущевский 0,90 0,54 0,64 0,75 0,46 0,65 0,88 0,14 0,73 0,16 0,12 0,28 0,03 0,19 0,62 2,322
Лабинский 0,89 0,45 0,63 0,65 0,21 0,68 0,79 0,34 0,35 0,26 0,16 0,34 0,01 0,15 0,49 2,417
Ленинградский 0,90 0,51 0,66 0,65 0,20 0,75 0,85 0,41 0,59 0,25 0,13 0,22 0,02 0,17 0,60 2,340
Мостовский 0,88 0,38 0,68 0,58 0,20 0,67 0,76 0,21 0,20 0,14 0,08 0,20 0,01 0,14 0,63 2,620
Новокубанский 0,90 0,43 0,62 0,60 0,26 0,69 0,75 0,11 0,55 0,10 0,12 0,11 0,02 0,14 0,62 2,563
Новопокровский 0,90 0,45 0,56 0,67 0,23 0,79 0,92 0,21 0,92 0,13 0,10 0,14 0,01 0,15 0,61 2,461
Отрадненский 0,90 0,32 0,58 0,59 0,94 0,63 0,70 0,00 0,44 0,09 0,07 0,11 0,01 0,11 0,64 2,599
Павловский 0,90 0,48 0,63 0,66 0,26 0,75 0,93 0,21 0,86 0,17 0,14 0,17 0,02 0,15 0,62 2,396
Приморско-Ахтарский 0,89 0,37 0,59 0,57 0,34 0,65 0,74 0,07 0,46 0,15 0,16 0,15 0,01 0,17 0,55 2,562
Северский 0,91 0,45 0,82 0,63 0,14 0,62 0,87 0,48 0,11 0,15 0,08 0,30 0,11 0,23 0,49 2,481
Славянский 0,92 0,55 0,67 0,63 0,24 0,65 0,91 0,63 0,29 0,21 0,15 0,26 0,05 0,20 0,57 2,327
Староминский 0,91 0,52 0,62 0,56 0,20 0,76 0,82 0,25 0,62 0,19 0,10 0,35 0,02 0,17 0,64 2,384
Тбилисский 0,90 0,42 0,64 0,65 0,22 0,69 0,89 0,75 0,70 0,13 0,09 0,19 0,03 0,15 0,56 2,357
Темрюкский 0,91 0,54 0,80 0,69 0,10 0,85 0,90 0,47 0,23 0,23 0,26 0,34 0,16 0,21 0,61 2,263
Тимашевский 0,91 0,57 0,76 0,57 0,20 0,70 0,94 0,92 0,41 0,26 0,16 0,21 0,02 0,17 0,49 2,304
Тихорецкий 0,89 0,61 0,68 0,69 0,25 0,67 0,87 0,24 0,33 0,22 0,17 0,40 0,05 0,17 0,50 2,368
Туапсинский 0,91 0,71 0,82 0,60 0,26 0,82 0,83 0,65 0,04 0,47 0,32 0,41 1,00 0,35 0,60 1,902
Успенский 0,92 0,34 0,71 0,68 0,20 0,64 0,78 0,25 0,61 0,07 0,09 0,16 0,04 0,12 0,93 2,499
Усть-Лабинский 0,93 0,50 0,70 0,67 0,49 0,73 0,92 0,22 0,44 0,21 0,13 0,33 0,03 0,17 0,46 2,344
Щербиновский 0,89 0,49 0,64 0,72 0,20 0,74 0,82 0,03 0,90 0,16 0,14 0,11 0,03 0,14 0,58 2,503

 


Ранжирование городских округов и муниципальных районов осуществляется в порядке убывания значения R, то есть наивысший рейтинг получает муниципальное образование, имеющее наименьшее значение R.

Рассчитанные интегральные показатели уровня развития муниципальных образований, агрегируемых на основе исходных статистических показателей, характеризующих экономику и социальную сферу условно разделим на четыре группы территорий: высокий уровень развития (1), уровень выше среднего (2), средний (3) и ниже среднего (4).

 

Ранжирование городских округов и муниципальных районов
Краснодарского края по уровню рейтинговой оценки

1,508

Распределение городских округов и муниципальных районов на четыре группы, характеризующие места в рейтинге, представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

Распределение городских округов и муниципальных районов
Краснодарского края по рейтинговой оценке

 

Место Значение рейтинговой оценки Коли-чество МО Наименование городского округа (муниципального района)
минималь-ное максималь-ное
  1,281 2,268   Городские округа: Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Краснодар, Новороссийск, Сочи. Муниципальные районы: Выселковский, Темрюкский, Туапсинский.
  2,304 2,396   Муниципальные районы: Абинский, Белоглинский, Белореченский, Каневской, Кущевский, Ленинградский, Павловский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Тимашевский, Тихорецкий, Усть-Лабинский.
  2,408 2,499   Городской округ: Армавир. Муниципальные районы: Брюховецкий, Динской, Ейский, Кореновский, Крымский, Лабинский, Новопокровский, Северский, Успенский.
  2,503 2,599   Муниципальные районы: Апшеронский, Гулькевичский, Кавказский, Калининский, Красноармейский, Крыловский, Курганинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Приморско-Ахтарский, Щербиновский.

 

Анализ полученных результатов показал, что, несомненным лидером является краевой центр г. Краснодар, значения по 6 показателям из 15, включенным в рейтинговую оценку, выбраны как эталонные (наилучшие значения). При этом, по общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, город занимает 4 место, по числу легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан в расчете на 1000 человек населения, – лишь 11.

Второе место в рейтинге г. Сочи обеспечили высокие значения таких показателей, как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций; объем платных услуг населению в расчете на душу населения; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; оборот розничной торговли в расчете на душу населения и др.

В тройку лидеров также вошел Туапсинский район, в основном за счет высоких значений таких показателей как объем инвестиций в основной капитал на душу населения, среднесписочная численность работающих в организациях на 1000 человек населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций.

Несмотря на аграрную ориентированность большинства муниципальных образований края, наиболее развитыми в социально-экономическом плане оказались муниципальные образования, приоритетными направлениями которых промышленное производство и развитие курортно-туристского комплекса.

Следует также отметить, что в первую группу рейтинга с высоким уровнем развития попали все городские округа, за исключением г. Армавира, попавшего в 3 группу рейтинга. Являясь промышленным муниципальным образованием, г. Армавир по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности в расчете на душу населения находился на 14 месте, по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций – на 34, по объему инвестиций в основной капитал на душу населения – на 35.

Три последних места поделили Апшеронский, Крыловский и Мостовский районы. Среди показателей, которые оценивались при составлении рейтинга, лишь Крыловский район вошел в десятку лидеров по показателям удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения и продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в расчете на душу населения, однако низкие значения остальных показателей не позволили подняться на более высокую ступень рейтинга.

 

Заключение

Анализ результатов дифференциации социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Краснодарского края позволил выделить ряд существенных позитивных факторов, которые можно эффективно использовать для их развития:

- благоприятное географическое положение;

- природно-ресурсный потенциал;

- наличие трудовых ресурсов;

- наличие свободных производственных площадей и земель сельскохозяйственного значения;

- развитая инфраструктура переработки сельскохозяйственной продукции;

- инвестиционная привлекательность.

Негативно влияют на процессы следующие факторы:

- низкая доля промышленного производства;

- низкая инвестиционная активность;

- слабо развитая сырьевая база;

- высокий уровень безработицы.

Каждый городской округ и муниципальный район Краснодарского края имеет перспективы и возможности для дальнейшего социально-экономического развития. Краснодарский край имеет выгодное географическое и геополитическое положение, развитую транспортную сеть, значительный агроклиматический потенциал, обладает богатой сырьевой базой и рекреационными ресурсами.

Комплексное и сбалансированное развитие муниципальных образований Краснодарского края возможно при повышении их конкурентоспособности, росте качества жизни населения, улучшении демографической ситуации, привлечении инвестиционного капитала для развития отраслей экономики.

 

Проведенный рейтинг муниципальных образований Краснодарского края, безусловно, не может характеризовать 100%-ное объективное состояние территории, так как в нем рассматривалось лишь незначительное количество статистических показателей. Однако, результаты проведенного ранжирования позволят обратить внимание муниципалитетов на некоторые слабые стороны развития территории, повысить обоснованность принимаемых управленческих решений и определения перспектив дальнейшего развития.

 

 

Заместитель руководителя

Краснодарстата Е.Н. Хилько

 

 

Приложение

 

Удельный вклад городских округов и муниципальных районов
в основные общекраевые показатели в 2014 году
(в процентах)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: