Десять основных истин в Упанишадах




Бхактивинода Тхакур

Даша-мула-чатуштайа

Даша-мула-чатуштайа

 

Десять основных положений учения Шри Чайтаньи Махапрабху

в главных священных писаниях

(Аннотацияпозлее) ©ПерунК. Л., 2015.

Содержание:

Обращение к читателю

Введение

Предисловие

Шрй Амнайа-даша-мула

Бхагавад-гйта-даша-мула

Шрймад-Бхагавата-даша-мула

Шрй Чаритамрта-даша-мула

 

Обращение к читателю

 

Уникальный и важный теологический и философский вклад Шрилы Бхактивиноды Тхакура постепенно обращает на себя внимание научного мира благодаря переводам его трудов, сделанным некоторыми учеными преданными из его традиции. Один из таких преданных, Шри Бриджабаси дас, представляет здесь четыре эссе написанные Тхакуром на тему даша-мулы, которая является одной из главных тем его многих богословских трудов. Понимание этой темы, поэтому, является существенным условием для понимания его общей теологической позиции вместе с тонкостями ее конкретных проявлений.

В частности, включение расы в число десяти таттв, «категорий истины», представляет собой врата и мост между более философской тематикой его трудов и произведениями, которые можно назвать лирическими или мистическими.

Описание и понимание тонкостей расы является сложной темой (которую нельзя подробно рассмотреть в предисловии!). Читатели должны обратить на нее внимание если хотят получить доступ в возвышенные миры, в которые Шрила Бхактивинода Тхакура предоставляет нам возможность войти. Путешествие туда начинается с даша-мулы и сверяется по ней.

Бхакти Викаша Свами

28 ноября 2015 г.

Салем, Тамилнаду, Индия.

 

Введение

 

Значение личности Бхактивиноды Тхакуры и влияние его работ на вайшнавизм после него невозможно переоценить. Бхактивинода известен как пионер в распространении философии Гаудия-вайшнавов в западном мире, написавший первую подобную для западного читателя работу «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и учение». Бхактивинода страстно желал поделиться с миром сокровищем мысли и философии Шри Чайтаньи, и его перу принадлежат пророческие высказывания о распространении философии Чайтаньи и возникновении духовного города Маяпура.

Вместе с этим хотелось бы подчеркнуть совершенно особенную черту гения Бхактивиноды Тхакуры. В своих философских работах, которые опираются на принципы даша-мулы, Бхактивинода на основе утверждений ачарьев формулирует не только параметры для определения гаудия-вайшнавизма, но и для целостного осмысления всего вайшнавизма.

Мир тяготеет к универсализму, а идея монотеизма предоставляет для этих тенденций много возможностей. История религии свидетельствует о многих попытках обобщения религии, однако, к сожалению, часто эти попытки приводили к выхолащиванию смысла традиции и имперсонализму. Данная работа - успешное, смелое и вместе с тем оставляющее возможность проявлению уникальности различных течений, обобщение учения Упанишад, Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамриты на основе принципов даша-мулы. Знание, представленное в данной работе, уникально и, несомненно, привлечет внимание философов, религиозных деятелей и исследователей религии.

Особую благодарность хочется выразить Бриджабаси прабху за его чуткий и бережный перевод столь важных текстов.

 

Ачьюта Прия дас. 1 декабря 2015 г.

 

Предисловие

 

Шрила Бхактивинода Тхакур изложил суть учения Шри Чайтаньи Махапрабху в десяти фундаментальных тезисах (санскр. «даша-мула» - букв, «десять основ»), которые описывают все знание, относящееся к самбандхе (положению Бога и Его энергий, а также их отношений между собой), абхидхейе (действиям в соответствии с таким знанием) и прайоджане (высшей цели жизни, которой можно достичь благодаря таким действиям). В своем описании этих десяти основополагающих истин Бхактивинода Тхакур опирался на наследие предыдущих ачарьев. К примеру, в Мадхва-сампрадайе широко распространен следующий стих, приписываемый перу Шри Вьяса Тиртхи:

 

шрпман-мадхва-мате харих паратамах сатйам джагат таттвато бхедо джпва-гаца харер анучара ничочча-бхавам гатах муктир наиджа-сукханубхутир амала бхактиш ча тат-садханам хй акшади-тритайам праманам акхиламнайаика-ведйо харих

 

«В учении Шри Мадхвы Господь Хари является Верховным; мир реален; отличия истинны; индивидуальные души являются слугами Господа Хари и занимают разные низшие и высшие положения; освобождение есть осознание присущего душе счастья; метод его достижения — безупречное преданное служение; пратйакша (чувственное восприятие), анумана (логические умозаключения) и шабда (свидетельство писаний) — три метода обретения истинного знания; Господь Хари — единственный объект постижения во всех священных писаниях».

 

Шрила Баладева Видьябхушана, автор «Говинда-бхашьи», комментария на Веданта-сутру в свете учения Шри Чайтаньи Махапрабху, описал те же истины (прамейи) в своем труде под названием «Прамейа-ратнавали»:

 

шри-мадхвах праха вишнум паратамам акхиламнайа-ведйам ча вишвам сатйам бхедам ча джпвам хари-чарана-джушас таратамйам ча тешам мокшам вишнв-ангхри-лабхам тад-амала-бхаджанам тасйа хетум праманам пратйакшади-трайам чети упадишати харих кршна-чаитанйа-чандрах

 

«Шри Мадхва учил: Вишну — Верховный Господь; цель всех священных писаний — познать Его; материальный мир реален; индивидуальные души отличны от Господа; все живые существа — слуги Его лотосных стоп; дживы занимают разные положения; освобождение есть достижение лотосных стоп Господа Вишну; бескорыстное служение Господу — причина освобождения; пратйакша (чувственное восприятие), анумана (логические умозаключения) и шабда (свидетельство писаний) — три метода обретения истинного знания. Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху учил этим же истинам». («Прамейа-ратнавали» 1.8).

 

На основе этих стихов Шрила Бхактивинода Тхакур составил следующий стих, в котором он детально описал учение Шри Чайтаньи Махапрабху:

 

амнайах праха таттвам харим иха парамам сарва-шактим расабдхим тад бхиннамшамш ча джпван пракрти-кавалитан тад-вимуктамш ча бхават бхедабедха-пракашам сакалам апи харех садханам шуддха-бхактим садхйам тат-прптим эветй упадишати джанан гаура-чандрах свайам сах

 

«Господь Гаурачандра лично обучал людей следующим истинам:

1) Веды являются основным источником знания и описывают следующие девять истин:

2) Кришна (Хари) — Верховная Абсолютная Истина;

3) Он обладает всеми энергиями;

4) Он — океан всех рас (трансцендентных взаимоотношений и настроений);

5) Живые существа являются Его отделенными частицами;

6) Одни живые существа находятся под влиянием материальной энергии;

7) Другие живые существа свободны от влияния материальной энергии благодаря своей любви к Богу;

8) Все в этом творении, как духовное так и материальное, является одновременно единым и
отличным от Верховного Господа Хари;

9) Чистое преданное служение является единственным средством достижения высшей цели жизни (садхана);

10) Любовь к Богу является такой высшей целью жизни (садхйа)».

 

Бхактивинода Тхакур подчеркивал важность этих десяти истин, включая их описания во многие из своих книг. Например, в 1888 году он опубликовал «Вайшнава-сиддханта-малу» («Гирлянда из философских заключений вайшнавов»), первая глава которой состоит из вопросов и ответов на тему этих десяти тезисов. В 1892 он написал книгу «Шриман Махапрабхур Шикша» («Учение Шримана Махапрабху»)1, полностью посвященную подробному описанию этих десяти истин, каждой из которых в ней отведена целая глава. В следующем, 1893 году Бхактивинода Тхакур закончил свой монументальный труд - «Джайва-дхарма» («Естественная деятельность души»), десять глав которой (13-22) посвящены тщательному объяснению концепции даша-мулы. В 1896 году Тхакур описал важные деяния и учение Господа Чайтаньи в 104-х стихах на санскрите под названием «Шри Гауранга-лила-смарана-мангала-стотрам» («Дарующая благо поэма-молитва для памятования о деяниях Господа Гауранги»). В нее он включил объяснение вышеупомянутого стиха «амнайах праха» в тринадцати стихах. Эту книгу Бхактивинода Тхакур послал в несколько университетов западных стран и некоторым выдающимся западным мыслителям лично. К ней прилагалось ставшее уже знаменитым предисловие на английском языке под названием «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и учение». Две трети этого предисловия посвящены описанию десяти истин как сути учения Шри Чайтаньи. И, наконец, в 1900 г. он опубликовал еще одну важнейшую работу под названием «Шри Харинама-чинтамани» («Исполняющий желания философский камень Святого имени Бога»), седьмая глава которой описывает эти десять основополагающих истин простым бенгальским языком.

 

1 В русском и английском переводе - «Даша-мула-таттва» (прим. переводчика)

 

 

Вдохновленный концепцией даша-мулы, изложенной Бхактивинодой Тхакуром, его дикша-гуру Випина-вихари Госвами написал свой magnum opus под названием «Даша-мула-расам (Вайшнава-дживанам)» («Нектар десяти корней-тезисов— жизнь вайшнавов»)2. Этот труд, объемом больше тысячи страниц, представляет собой подробное описание основ учения гаудия-вайшнавов, подкрепленное множеством цитат из разных писаний. Из-за времени составления этой книги у некоторых исследователей возникают сомнения относительно того, кто первым изложил концепцию даша-мулы — Бхактивинода Тхакур или его гуру, Випина-вихари Госвами. Но, как явствует из заключительных слов «Даша-мула-расам»3, Випина-вихари Госвами начал работу над своей книгой в начале 1898 года по желанию одного из своих учеников (имени которого он не называет) и закончил ее в апреле 1899 года, то есть спустя более десяти лет с того времени как Бхактивинода Тхакур опубликовал свою первую работу на тему даша-мулы, «Вайшнава-сиддханта-малу». Более того, в «Даша-мула-расам» Випина-вихари Госвами сразу после вышеупомянутого стиха Баладевы Видьябхушаны («шрп-мадхвах праха») цитирует стих Бхактивиноды Тхакура «амнайах праха», предваряя его словами «татха хи мач-чхишйена шрпмата кедаранатха бхактивиноденоктам» - «Вот что сказал мой уважаемый ученик Шримат Кедаранатх Бхактивинода»4. Из этого становится ясно, что главное произведение Випина-вихари Госвами было написано под непосредственным влиянием трудов Бхактивиноды Тхакура на тему даша-мулы.

Шрила Бхактивинода Тхакур сделал огромный вклад в ознакомление бенгальцев и людей Запада с возвышенной философией Шри Чайтаньи Махапрабху, основанной на таких священных писаниях, как Упанишады, «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита». Для этого он часто использовал свойственный ему стиль перевода санскритских текстов на бенгальский язык с вплетенными в него комментариями. Таким способом, к примеру, он дважды перевел «Бхагавад-гиту» в 1886 и 1891 гг. Первый перевод, основанный на комментариях Вишванатхи Чакраварти Тхакура, он назвал «Расика-ранджана» («Радующий расиков — людей, способных наслаждаться трансцендентными настроениями»), тогда как второй был написан на основе комментариев Баладевы Видьябхушаны и назывался «Видвад-ранджана» («Радующий знатоков»). Подобным же образом он перевел важные стихи «Шримад-Бхагаватам» в своем произведении «Шримад-Бхагаватарка-маричи-мала» («Гирлянда лучей подобного солнцу Шримад-Бхагаватам», 1901 г.), распределив их по тематическим категориям.

Описание даша-мулы можно встретить практически во всех произведениях вайшнавского и ведического канона. Чтобы продемонстрировать это Бхактивинода Тхакур составил отдельные описания концепции даша-мулы в Упанишадах, «Бхагавад-гите», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-Чаритамрите», для этого выбрав из них важные стихи, описывающие каждый из десяти принципов. Долгое время эти избранные и распределенные по темам даша-мулы цитаты оставались среди неопубликованных рукописей Тхакура, пока в 1940 году их не обнаружили ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, сына и самого выдающегося последователя Бхактивиноды. Они были впервые напечатаны в «Гаудии», главном печатном органе Гаудия Матха, от 14 сентября 1940 года (восьмой номер 19-го года издания). Следует заметить, что рукописи «Даша-мула-чатуштайи» содержат только санскритские цитаты из этих четырех главных шастр без перевода. Разумеется, для правильного понимания как самих стихов, так и их объяснений Бхактивинодой Тхакуром, было бы наиболее уместно добавить к ним переводы, сделанные им же самим. Именно так и поступил редактор газеты «Гаудия» Сундарананда Видьявинода. Он снабдил выбранные Тхакуром цитаты его же переводами-комментариями из соответствующих, уже упомянутых нами источников: переводы стихов «Бхагавад-гиты» взяты из «Видвад-ранджаны» и «Расика-ранджаны», а переводы стихов «Шримад-Бхагаватам» взяты либо из «Амрита-праваха-бхашьи», комментария Бхактивиноды

 

2 Здесь, как и в некоторых других местах, десять основных принципов учениях Господа Чайтаньи сравниваются со знаменитым аюрведическим эликсиром, состоящим из десяти (даша) корней (мула).

3 Випина-вихари Госвами. Даша-мула-расам (Ваипшава-дживанам). Калькутта: Лалита-ранджана Госвами, 1904. Стр. 1262.

4 Випина-вихари Госвами. Даша-мула-расам (Ваипшава-дживанам). Калькутта: Лалита-ранджана Госвами, 1904. Стр. 25.

 

Тхакура к «Чайтанья-чаритамрите» (если в ней цитируются соответствующие стихи), либо из «Шримад-Бхагаватарка-маричи-малы» (если данные стихи не процитированы в «Чайтанья-чаритамрите»). «Шри Чаритамрита-даша-мула» не была снабжена комментарием, а просто цитировалась на бенгальском языке.

Позже, в 1941 году эти четыре статьи были опубликованы в книге под названием «Шри Даша-мула-шикша», в которую также вошли и другие небольшие работы Бхактивиноды Тхакура посвященные десяти главным тезисам учения Господа Чайтаньи. На русский язык эти четыре статьи переводятся впервые. Я намеренно переводил бенгальский текст Бхактивиноды Тхакура с максимальной близостью к оригиналу, возможно иногда даже ценой общепринятой русской стилистики.

Бриджабаси дас,

17 сентября 2013 г.

 

175-я годовщина явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

 

Шри Амнайа-даша-мула

Десять основных истин в Упанишадах

 

1. Прамана (Источник истинного знания)

 

ом асйа махато бхутасйа нишваситам етад йадрг итй ади («Брхад-аранйака-упанишад», 2.4.10)

 

рг-ведам бхагаво 'дхйеми йаджур-ведам сама-ведам атхарванам чатуртхам итихасам пуранам панчамам веданам ведам итй ади («Чхандогйа-упанишад», 7.1.2).

 

Четыре Веды, Итихасы, Пураны, Упанишады, шлоки, сутры и анувъякхъи - все эти писания изошли из дыхания Верховной Личности Бога. Под словом «Итихаса» подразумеваются такие писания, как Рамаяна, Махабхарата и др. К Пуранам относятся восемнадцать Маха-Пуран, главной из которых является Шримад-Бхагаватам, и восемнадцать Упа-Пуран. Слово «Упанишады» указывает на одиннадцать Упанишад, такие как «Иша», «Кена», «Катха», «Прашна» и другие. «Шлока» - это написанные мудрецами книги в разных стихотворных размерах, таких как ануштуп. «Сутра» — это краткие, объясняющие смысл Вед труды самых выдающихся таттва-ачаръев. «Анувъякхъя» — это объяснения и комментарии к таким сутрам, также написанные ачаръями. Все эти разновидности ведической литературы описаны термином «амнайа».

 

(2-10) Прамейа (Философские истины Вед, касающиеся самбандхи, абхидхейи и прайоджаны)

 

Самбандха (Знание о Боге, Его энергиях и взаимоотношениях между ними) 2. Всевышний Господь (кршна)

 

mac те аупанишадам пурушам прччхами («Брхад-аранйака-упанишад», 3.9.26)

«Я вопрошаю о той Высшей Личности, которая описана в Упанишадах» шйамач чхабалам прападйе шабалач чхйамам прападйе («Чхандогйа-упанишад», 8.13.1)

 

«Многогранная внутренняя энергия Шри Кришны называется шабала. В процессе предания себя Кришне я принимаю прибежище у этой энергии, чьей сутью является хладинп-шакти, энергия наслаждения Господа. В прибежище хладинп-шакти, сути внутренней энергии, я предаюсь Шри Кришне».

 

екам сайтам бахудха дршйаманам

 

«Единая недвойственная субстанция воспринимается по-разному из-за трансформации Ее множественных энергий»5.

 

3. Энергии Кришны (кршна-шакти)

 

на тасйа карпам коранам ча видйате

на тат-самаш чабхйадхикаш ча дршйате

парасйа шактир вивидхаива шруйате

свабхавикп джнана-бала-крийа ча

(«Шветашватара-упанишад», 6.8)

 

Господь Кришна не нуждается в помощи материальных чувств для совершения деятельности, потому что у Него нет ни материального тела, ни материальных чувств. Его форма абсолютно духовна. Поэтому к Нему не применимо сравнение с материальным телом, которое в пределах красоты своей формы не может одновременно присутствовать везде. Хотя форма Кришны во всей своей красоте без никаких преград присутствует всегда и везде, тем не менее Он проявляет Свои вечные деяния в Своей духовной обители - Вриндаване. При этом Он остается Верховной Абсолютной Истиной. Никакие другие формы не могут быть равными Ему или превосходить Его, так как Он - источник непостижимой энергии. Ее непостижимость в том, что живые существа не могут охватить ее своим ограниченным разумом. Эта непостижимая энергия известна как «napct-шакти», высшая энергия. Хотя эта вечно присущая Ему энергия едина, она проявляет себя в трех аспектах как знание (самвит), сила (сандхинп) и деятельность (хладинп).

 

4. Обитель Господа и трансцендентные настроения (кршна-дхама-раса)

 

дивйе брахма-nype хй еша самвйомнй атма пратиштхитах («Мундака-упанишад», 2.2.7)

 

Эта Высшая Душа вечно существует в трансцендентной обители духовного неба под названием Брахмапура.

 

расо ваи сах («Таиттирййа-упанишад», 2.7)

 

Абсолютная Истина является расой. Природа расы такова: когда склонность души к служению Господу проходит через стадии шраддха. (начальная вера), ништха (сильная вера), ручи (вкус), асакти (привязанность) и становится рати (страстным влечением), тогда ее называют стхайп-бхава (постоянным настроением). Когда четыре составляющих расы - вибхава, анубхава, саттвика-бхава и вйабхичарп-бхава соединяются вместе и вызывают удивительное состояние рати в виде стхайп-бхавы, наполненное сладостью, тогда она становится бхакти-расой.

 

5. Живые существа (джпва)

 

йатхагнех кшудра виспхулинга вйуччарантй евам евасмад атманах... сарвани бхутани вйуччаранти («Брхад-аранйака-упанишад», 2.1.20)

 

Как мельчайшие искорки исходят из огня, так и все индивидуальные души появились из Сверхдуши всех живых существ, Кришны.

 

тасйа ва етасйа пурушасйа две ева стхане бхаватах идам ча паралокастханам ча. сандхйам тртпйам свапнастханам. тасмин сандхйе стхане тиштханн ете убхе стхане пашйатпдам ча паралокастханам ча («Брхад-аранйака-упанишад», 4.3.9)

 

У джив, которые являются пурушами, есть два места обитания - этот материальный мир и духовный

 

5 Эта цитата из шрути часто встречается в трудах ачарьев, например в комментарии Баладевы Видьябхушаны к «Веданта-сутре» (2.4.2 и 3.3.59) и «Бхагавад-гите» (13.16), а также в «Бхагават-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами (ануччхеды 28, 30, 36 и 45). Подобная строка есть в «Шветашватара-упанишад» (6.12), «Катха-упанишад» (2.2.12) и «Риг-веде» (10.114.5).

 

мир, к которому нужно стремиться. Индивидуальные души пребывают посередине между двумя мирами, в месте их соединения, где они находятся в своем третьем состоянии, подобном сну. Душа, находясь в месте соединения миров, может созерцать оба места - материальное и духовное творения.

 

6. Живые существа, обусловленные иллюзорной энергией (майа-баддха-джпва)


тасмимш чанйо майайа саннируддхах («Шветашватара-упанишад», 4.9)

 

В материальном мире живое существо, принадлежащее к отличной от Бога категории, стало обусловленным иллюзорной энергией.

 

7. Живые существа, освободившиеся от рабства иллюзии (баддха-мукта-джпва)

 

самане вркше пурушо нимагно

'нпшаиа шочати мухйаманах

джуштам йада пашйатй анйам пшам

асйа махиманам итй впта-шоках («Мундака-упанишад», 3.1.2 и «Шветашватара-упанишад», 4.7).

 

Джива, находящаяся на дереве, введена в заблуждение иллюзорной энергией, и так, испытывая скорбь, она становится падшей. Если ей посчастливится увидеть Господа, объект своего служения, то она избавится от скорби и осознает Его величие.

 

8. Отношения между Господом, живыми существами и материей (параспара самбандха)

 

пшавасйам идам сарвам

йат кита джагатйам джагат («Йшопанишад», 1)

 

Все, что существует в мире, связано с энергиями Господа. Если человек сможет увидеть связь всего с духовной энергией Бога, у него не будет желания наслаждаться независимо от Него. Если живое существо, сосредоточенное на своем духовом развитии, будет относиться ко всему, что оно вынуждено принимать для поддержания своего тела, как к милости Господа, то с ним никогда больше не случится падения.

 

Йато ва. umo.hu бхутани джайанте йена джатани джпванти йат прайантй абхисамвишанти ча итй ади («Таиттирййа-упанишад», 3.1).

 

«Из кого произошли все живые существа» - эти слова утверждают Господа, как источник всего (ападана-карака). «Благодаря кому живет все, что было порождено» - это утверждение указывает на то, что Господь является действенным началом (карана-карака). «То, к чему все приходит и во что все входит» - эти слова доказывают, что Господь является прибежищем всего (адхикарана-карака). Абсолютная Истина (napa-таттва) характеризуется этими тремя признаками. Они являются Ее отличительными характеристиками (вишеша), поэтому Бог всегда обладает качествами (са-вишеша).

 

Абхидхейа (Метод достижения высшей цели жизни)

 

9. Девять методов преданного служения (нава-видха-бхакти)

 

атма ва аре драштавйах шротавйо мантавйо нидидхйаситавйах итй ади («Брхад-аранйака— упанишад», 4.5.6)

 

О [Маитрейй]! Нужно созерцать Сверхдушу, слушать о Ней, размышлять о Ней и сделать Ее единственным объектом своей непрестанной медитации.

 

Прайоджана (Высшая цель жизни)

 

10. Любовь к Богу (према)

 

йенахам намрта сйам ким ахам тена курйам («Брхад-аранйака-упанишад», 2.4.3)

 

Маитрейй сказала: Что мне делать с тем, при помощи чего я не стану бессмертной?

расам хй евайам лабдхванандп бхавати («Таиттирййа-упанишад», 2.7)

 

Обретя эту расу, душа становится блаженной.

 

анандам брахмано видван на бибхети куташчана («Таиттирййа-упанишад», 2.4)

 

Познав блаженство Верховного Брахмана, никто и никогда больше не будет испытывать страха перед страданиями, такими как пребывание во чреве матери.

 

Бхагавад-гйта-даша-мула



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: