Десять основ учения Шри Чайтаньи Махапрабху в Бхагавад-гите




 

1. Прамана (Источник истинного знания) - ведические писания (веда-шастра)


ведйам павитрам омкарарк сама йаджур ева ча (9.17)

 

Я чистый слог Ом. Я есть Рк-, Сама- и Йаджур-веда.

 

тасмач чхастрам праманам те карйарйа-вйавастхитау джнатва шастра-видханоктам карма картум ихархаси (16.24)

 

Поэтому только шастра является единственным критерием для определения того, что можно делать и чего нельзя. Постигнув бхакти, которое является сутью всех писаний, ты можешь совершать свою деятельность.

 

Самбандха (Знание о Боге, Его энергиях и взаимоотношениях между ними)

 

2. Верховный Господь (кршна)

 

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива (7.7)

 

О Дхананджайа! Нет никого превыше Меня. Вся вселенная держится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

 

3. Энергии Кришны (кршна-шакти)

 

бхумир сто' нало вайух кхам мано буддхир ева ча аханкара итпйам ме бхинна пракртир аштадха

апарейам итас те анйам пракртим виддхи ме парам джпва-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат

етад йонпни бхутани сарванптй упадхарайа

ахам кртснасйа джагатах прабхавах пралайас татха (7.4-6)

 

Знание о форме Господа (бхагават-сварупа) и Его богатствах (бхагавад-auiueapua) называется бхагавад-джнста (знание о Боге). Это объясняется следующим образом: «Я есть высшая истина, вечно пребывающая в своей изначальной форме и обладающая различными энергиями. Брахман представляет собой всего лишь Мой безличный аспект среди Моих энергий. У него нет формы (сварупа). Он напрямую связан с исключающими рассуждениями этого сотворенного мира. Сверхдуша также представляет собой Мое проявление в этом мире. Она также не вечна, поскольку связана с материальным миром. У нее нет вечной изначальной формы. Только Мой аспект Бхагавана, Личности Бога, является вечным. В этом аспекте Я обладаю двумя видами энергий. Одна из них — внешняя (бахиранга) или иллюзорная энергия (майа-шакти). Она является «материальной матерью» и поэтому известна как «низшая энергия» (апара-шакти). Знай же, что у Моей низшей или материальной энергии есть восемь составляющих элементов. Земля, вода, огонь, воздух и эфир — это пять грубых элементов (маха-бхута), а звук, прикосновение, форма, вкус и запах — пять объектов чувств (тан-матра). Таким образом, существует десять элементов (таттв). Что касается ложного эго (аханкара), здесь нужно понять, что все чувства являются его инструментами (карпа), а махат-таттва — причиной (карана). Разум (буддхи) и ум (манас) упомянуты отдельно только лишь потому, что среди этих элементов они заняты разной деятельностью, тогда как на самом деле они — один элемент. Все это составляет мою внешнюю энергию.

Помимо нее у Меня есть еще одна энергия — пограничная (татастха-пракрти), которую называют «высшей» (пара-пракрти). Она обладает сознанием и состоит из индивидуальных душ. Все живые существа изошли из этой энергии и наделили сознанием этот материальный мир. Душа называется пограничной энергией, потому что способна пребывать в обоих мирах — как в духовном мире, состоящем из внутренней энергии, так и в материальном мире, созданном из внешней энергии.

Все, что обладает и не обладает сознанием в материальном мире и в сфере пограничной энергии, возникло из этих двух принадлежащих Мне энергий. Поэтому именно Я в Своем аспекте Верховной Личности Бога (бхагават-сварупа) являюсь первопричиной возникновения и разрушения всего творения.

 

4. Отношения с Кришной (кршна-раса)

 

авйактам вйактим станнам манйате мам абуддхайах парам бхавам аджананто мам авйайам ануттам (7'.24)

 

Те, кто считают безличное понимание самым высшим и лучшим, приходят к выводу, что Я был непроявленным (авйакта) и безличным (нирвишеша), но побуждаемый деятельностью, становлюсь личностью, то есть проявляю Себя. Сколько бы они не изучали писания, такие как Веданта, они все равно остаются глупцами, потому что не знают о Моей высшей, неизменной, наилучшей форме, обладающей вечными качествами.

 

аваджананти мам мудха манушпм танум ашритам парам бхавам аджананто мама бхута-махешварам (9.11)

 

Из всего сказанного Мной, ты должен четко понять, что Моя форма — вечна, исполнена знания и блаженства. Только по Моей милости Моя энергия совершает всю деятельность. Но Я не завишу ни от какой деятельности. Все, благодаря чему можно распознать Меня в этом материальном мире, также является Моей милостью и проявлением могущества Моей энергии. Я нахожусь выше всех материальных правил и предписаний и поэтому, хотя Я духовен по природе, Я проявляюсь в материальном мире в Своей вечной форме. Люди с особым почтением относятся к тому, что не имеет пределов — мельчайшему, величайшему и непроявленному, но все это лишь деятельность их разума, окутанного иллюзией. Эти состояния не являются Моей высшей природой. Моя высшая природа заключается в том, что хотя Я обладаю в высшей степени трансцендентной формой средних размеров, благодаря Моим энергиям Я одновременно всепроникающий и меньше атома. Такое проявление Моей формы возможно только благодаря влиянию Моих непостижимых энергий. Глупцы считают Мой вечный, исполненный знания и блаженства облик человеческим и поэтому убеждены, что под влиянием законов материального мира Я принял временное материальное тело, являющееся объектом отождествления. Они не могут понять, что именно в этой форме Я являюсь повелителем всех живых существ, поэтому из-за своего неразумного восприятия приписывают Мне такое незначительное положение. Те же, в ком пробудилось мудрое восприятие, могут осознать, что Моя форма есть непреходящий облик вечности, знания и блаженства.

 

5. Живые существа (джива)

 

мамаивамшо джпва-локе джпва-бхутах санатанах (15.7)

 

Я совершенная Верховная Личность Бога, исполненная вечности, знания и блаженства. У Меня есть два вида неотъемлемых частей (амша)свамша (личные проявления) и вибхиннамша (отделенные проявления). В Своих личных проявлениях Я совершаю игры, принимая такие формы как Рама, Нрисимха и другие. Мои отделенные проявления — это индивидуальные живые существа, Мои вечные слуги. В Мои личных проявлениях в полной мере проявлено Мое бытие, тогда как в Моих отделенных проявлениях нет Моего бытия Всевышнего Господа, поэтому у них возникает естественное эго (аханкара). Души, принадлежащие к категории отделенных проявлений, пребывают в двух состояниях — освобожденном (мукта-даша) и обусловленном (баддха-даша). В обоих состояниях душа является вечной. В освобожденном состоянии душа в полной мере принимает у Меня прибежище и свободна от связи с материей.

 

6. Обусловленные живые существа (баддха-джпва)

 

шарпрам йад австноти йач чстй уткраматпшварах грхптваитани самйати вайур гандхан ивашайат (15.8)

 

Неправильно считать, что обусловленное состояние души заканчивается после смерти тела. Она получает грубое тело по своей карме и в определенное время оставляет его. В момент перехода из одного тела в другое, душа переносит с собой кармические впечатления и желания, связанные с этим телом. Так же как ветер переносит запах цветка из одного места в другое, так и душа при содействии тонких материальных элементов переходит из одного грубого тела в другое, взяв с собой все органы чувств в их тонкой форме.

 

на мам душкртино мудхах прападйанте нарадхамах майайстахрта-джнана, асурам бхавам ашритах (7.15)

 

Нечестивые люди не соглашаются с преданием себя Моему аспекту Верховной Личности Бога. Существует четыре типа таких людей — глупцы; низшие из людей; те, чье знание украдено иллюзией и принявшие прибежище у демонической природы. Глупцы (мудха) сильно поглощены чувственным наслаждением и их разум отуплен деятельностью ради плодов. Они не могут постичь духовную субстанцию, сознание, и поэтому решительно настроены развивать материалистические науки. К категории низших из людей (нарадхама) принадлежат лишенные возвышенной природы сердца атеистические моралисты; те, кто почитает вымышленных богов; те, кто считает себя учеными, а также люди, искусные в материальной деятельности. Те, чье знание украдено иллюзией (майапахрта-джшна), это люди, которые признают существование духовных субстанций, но принимают прибежище у таких оскверненных майей заблуждений, как исключительный монизм (кеваладваита-вада), философия пустоты (шунйавада) или натурализм (пракрти-вада) и не признают вечности чистого преданного служения. Принявшие прибежище у демонической природы (асура-бхавашрита) — это те, кто пребывая под влиянием гордости, ложного эго и преследуя личные интересы, сходят с ума по мирским наслаждениям и считают преданных и святых ничтожными. Вкратце можно сказать, что те, кто всегда лишены благочестия в виде общения со святыми — нечестивцы (душкрта).

 

7. Освобожденные живые существа (мукта-джпва)

 

мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам нстнуванти махатматманах самсиддхим паромам гатах (8.15)

 

Великие души, йоги-преданные, придя ко Мне, не получают следующего рождения, которое является невечным и исполненным страданий, потому что достигают высшего совершенства. Беспримесная сосредоточенность сознания — признак чистой преданности. Тот, кто принимает прибежище исключительно у Меня, отбросив все надежды на достижение совершенства в йоге и развитии знания, начинает заниматься чистым, беспримесным преданным служением.

 

даивп хй еша гунамайп мама майа дуратйайа

мам ева йе прападйанте майам етам таранти те (7.14)

 

Эта иллюзия (майа.) — Моя энергия, поэтому естественно непреодолима для слабого живого существа. Те, кто признают принятие прибежища в Моем аспекте Верховной Личности Бога, могут пересечь океан иллюзии. Другими словами, они не могут пересечь океан иллюзии при помощи деятельности ради плодов, умозрительных рассуждений или предания себя другим богам.

 

8. Связь между иллюзорной энергией, живыми существами и Богом (майа-джпвешвара-параспара-самбандха)

 

майа, татам идам сарвам джагад авйакта-муртина мат-стхани сарва-бхутани на чохам теше авастхитах

на ча мат-стхани бхутани пашйа ме йогам аишварам бхута-бхрн на ча бхута-стхо маматма бхута бхаванах (9.4-5)

 

В Своем непроявленном аспекте, то есть в форме, которая находится вне чувственного восприятия, Я присутствуют во всем сущем. Глина присутствует в горшке, но Я не присутствуют в мире таким же образом. Другими словами, мир не является Моим преобразованием (парщама) или продуктом Моего заблуждения (виварта). Я совершенная и величайшая личность. Этот мир возник благодаря могуществу Моей энергии и она выполняет здесь всю деятельность. Но Я остаюсь отдельной, совершенной, духовной личностью.

Я уже говорил, что все живые существа пребывают во Мне. Но это не означает, что все они находятся в Моей чистой изначальной форме. Все пребывает в пределах могущества Моей иллюзорной энергии. Вы не сможете осознать это своим разумом обычных живых существ. Поэтому, познав, что таково Мое мистическое могущество и приняв действия Моей энергии как Мои, а Меня — как того, кто поддерживает все живые существа (бхута-бхрт), кто находится во всех живых существах (бхута-стха) и кто защищает все живые существа (бхута-бхавана), вы должны понять, что поскольку у Меня нет различия между телом и душой, Я могу пребывать везде, но при этом оставаться полностью трансцендентным.

 

9. Абхидхейа (Метод достижения высшей цели жизни)

 

махатманас ту мам партха даивпм пракртим ашритах бхаджантй ананйа-манасо джнатва бхутадим авйайам

сататам кпртайанто мам йатанташ ча дрдха-вратах намасйанташ чамам бхактйа нитйа-йуктаупасате (9.13-14)

 

О Партха! Те, кто обрели правильное понимание благодаря истинному знанию, являются великими душами. Они приняли прибежище у божественной энергии и поклоняются Мне в Моей изначальной, неизменной форме Кришны, которая является высшим проявлением Абсолютной Истины и источником всем живых существ. При этом они не отвлекаются ни на что другое, то есть не вкладывают свою веру в деятельность, которая приносит незначительные плоды, и в сухое монистическое знание, разрушающее душу.

Такие великие души, преданные, обладающие правильным пониманием, всегда прославляют Мои имя, форму, качества и деяния. Другими словами, они постоянно заняты девятью методами преданного служения, начиная со слушания и повторения. Для того, чтобы обрести вечное служение Моей духовной форме, исполненной вечности, знания и блаженства, они развивают осознание Меня, став непоколебимыми в своих действиях, связанных с телом, умом, обществом и духовностью, то есть строго следуя обетам, таким как экадаши, Джанмаштами и др. Чтобы их сознание не отвлекалось во время занятий мирской деятельностью, выполняя такие обязанности,

они находят прибежище у Меня при помощи преданного служения.

 

10. Прайоджана (Высшая цель жизни)

 

ананйаш чинтайанто мам йе джанах парйупасате тешам нитйабхийуктанам йога-кшемам вахамй ахам (9.22)

само 'хам сарва-бхутешу на ме двешйо' сти на прийах

йе бхаджанти ту мам бхактйа майи те тешу чапй ахам (9.29)

 

Ты не должен думать, что имеющий материальные желания человек, который поклоняется трем Ведам и знанию описанному в них, обретает полное счастье, а Мои преданные получают страдания. Мои преданные думают только обо Мне. Для поддержания своего тела они принимают различные объекты чувств, не препятствующие их преданному служению. Поэтому они постоянно заняты практикой преданного служения (нитйабхийукта). У них нет материальных желаний и они все отдают Мне. Я также даю им все необходимое и защищаю их. Смысл этого в том, что преданные, даже принимая предписанные практикой преданного служения объекты этого мира, без дополнительных усилий обретают все чувственное наслаждение. Из-за этого с внешней точки зрения может показаться, что между Моими преданными и исполненными материальных желаний преданными полубогов (пратпкопасака) нет никакой разницы. Поэтому, несмотря на то что у преданных нет никаких желаний, Я приношу им то, чего им недостает и сохраняю то, что у них есть. Особое достижение Моих преданных состоит в том, что они по Моей милости соответствующим образом наслаждаются всеми видами наслаждений и в конце обретают вечное блаженство. Но те, кто поклоняются через полубогов (пратпкопасака), испытав чувственное наслаждение снова возвращаются в обитель деятельности ради плодов. У них нет вечного счастья. Хотя Я отрешен от всего, из-за Своей любви к преданным Я не принимаю от них никаких оскорблений, потому что они у Меня ничего не просят. Я лично слежу за тем, чтобы они ни в чем не нуждались.

Сокровенное знание обо Мне заключается в следующем: Я одинаково отношусь ко всем живым существам и у Меня нет ни врагов, ни друзей, но это всего лишь Мое общее правило. Тогда как Мое особое правило состоит в том, что поклоняющийся Мне с преданностью пребывает во Мне, а Я привязан к нему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: