Фрагменты древнеегипетской лирики 4 глава




«— Так ли это? — спросил царь вторую женщину.

— Нет, — ответила она. — Это я родила живого ребенка, а вот она — мертвого.

— Что ж, — проговорил Соломон, — если так, то вот меч. Рассеките ребенка пополам и отдайте каждой ее законную часть».

Вторая женщина спокойно проговорила:

— Пусть так — ни мне, ни ей, рубите. А первая закричала в ужасе:

— Нет! Нет! Отдайте ей ребенка, только бы он был жив! И вынес судья свой вердикт:

— Вот этой женщине отдайте живое дитя, потому что она и есть его мать!

 

 

Ю. Ш. фон Карольсфельд. Соломоново решение

 

«И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд».

Чрезвычайно важная деталь: «…и стали бояться…» Посредственность никогда добровольно не подчинится мудрости только при наличии у этой мудрости карающего меча. Мудрость ведь всегда воздаст мерой за меру, не перекладывая эту обязанность на Господа, как это делают глупцы или пособники злодеев. Мудрость всегда базируется на законах Природы, где сила действия равна силе противодействия…

 

 

КСТАТИ:

«Копающий яму в нее упадет, и сносящего стенку укусит змея. Разбивающий камни о них ушибется, и колющему дрова от них угроза».

Соломон Мудрый

 

 

А после того знаменитого суда родилась крылатая фраза «Соломоново решение».

Он все решения принимал сам, и, скорее всего, именно поэтому они стали классикой мудрости.

Он женился на дочери египетского фараона, нимало не беспокоясь о том, что по сему поводу скажет его духовенство, придворные, да и вообще кто бы то ни был.

Читая Библию, приходишь к мысли, что в годы правления Соломона Мудрого история войн попросту отдыхала.

Это было время строительства величественного храма — признанного чуда архитектуры той эпохи, время бурного развития наук, ремесел и торговли, время истинного могущества, которому вовсе не требуется стимулировать себя захватническими войнами.

Слава об уникальном царе-мудреце облетела весь Древний мир, и вот царица Савская, красавица и умница (сочетание этих качеств всегда считалось экзотикой), решила лично убедиться в справедливости цветистых восточных легенд.

Огромный царский поезд, нескончаемый караван тяжело груженых верблюдов и лошадей направился в Иерусалим.

К тому времени уже был построен храм, неподалеку от которого возвышался явно соперничающий с ним роскошью дворец Соломона, где он и принял именитую гостью.

«И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил.

И пищу за столом его, и жилище рабов его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться…

И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками…» (Третья книга Царств. Глава 10).

После обмена дорогими подарками, премудростями и просто любезностями царица Савская отбыла восвояси, а спустя девять месяцев родила прелестного мальчугана.

Надо сказать, что царь Соломон был страстным ценителем женской красоты, и на этой почве у него возникли серьезные разногласия с законами Моисея. Он совершенно справедливо счел, что его личная жизнь касается лишь его лично, а потому завел многолюдный гарем, населенный представительницами самых разных стран, и начал поклоняться богине Астарте, служение которой прямо предусматривает буйные сексуальные оргии.

Как отмечается в Библии, Бог был весьма недоволен таким поведением, но, как известно, победителей не судят…

 

 

КСТАТИ:

«Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?»

Соломон Мудрый

 

 

А посредственность зудит пронзительно: «Будьте скромнее. Пусть другие порадуются вашим делам, пусть другие оценят их по достоинству…»

Как же, ждите…

Но посредственность дождалась-таки своего, и когда умер царь Соломон Мудрый, снова начались войны, заговоры, перевороты и прочие мерзости.

А также — периодическое разрушение и восстановление храма в Иерусалиме.

Этот процесс почему-то проходит красной нитью через значительную часть библейских историй, а в 70 году н.э. история Израиля оборвалась на многие столетия непосредственно после разрушения Иерусалимского храма войсками римского императора Тита.

Разумеется, существуют места, называемые святынями, но все же думается, что истинная вера не привязывается к какому-либо сооружению, не зависит от архитектуры или иных материальных символов, а живет в бессмертной человеческой душе, и лишь тогда она надежно защищена. А храм… храм, сегодня он есть, а завтра — нет…

 

 

КСТАТИ:

«Все суета сует. Все тщета и ловля ветра. Все — из праха, и все возвратится в прах».

Соломон Мудрый

 

 

Но не все возвращается в прах.

Жемчуг имеет свойство стареть и крошиться со временем, но жемчужины человеческой мысли переживают тысячелетия и лишь приобретают все большее очарование новизны.

Царь Соломон Мудрый подарил Истории три произведения: «Книга притчей Соломоновых», «Книга Экклезиаста» и «Песнь песней», где простым и ясным языком, без жесткой категоричности десяти заповедей и без двойной моральной бухгалтерии Пятикнижия представлена вся шкала человеческих ценностей.

«Доколе, невежды, будете любить невежество, доколе буйные будут наслаждаться буйством, доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Притчи. 1:22).

Вопрос явно риторический. Разумеется, так будет всегда, если не избавить от излишней терпимости He-невежд, Не-буйных и He-глупцов. Невежество, буйство и глупость должны быть свойствами позорными и опасными для их носителей, и лишь при этом условии можно всерьез говорить об их искоренении. Впрочем, Новый Завет, напротив, призывает к еще большей терпимости в отношении носителей этих пороков.

«И для чего тебе, сын мой, увлекаться посторонней и обнимать груди чужой?» (Притчи. 4:7).

Для чего? О, если бы кто-нибудь знал ответ…

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым» (Притчи 6:6).

Простейшая формула жизненного успеха. Комментарии излишни.

«Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость перед Господом» (Притчи 20:10).

«Кто говорит виновному: ты прав, того будут проклинать народы» (Притчи 24:24).

Правила жизненной игры, как и правила уличного движения, должны быть одинаковы для всех, иначе катастрофы не только возможны, но и неизбежны, и в такой ситуации уже нет никакой разницы между стареньким «Запорожцем» и новеньким «Мерседесом».

А как не признать жемчужиной определение того, чего не может носить земля?!

 

«Раба, когда он делается царем;

Глупого, когда он досыта ест хлеб;

Позорную женщину, когда она выходит замуж,

И служанку, когда она занимает место госпожи своей» (Притчи 30:22—23).

 

Полная противоположность догмам Нового Завета, не говоря уже об основах социалистического учения, столь популярного среди перечисленных царем Соломоном фигурантов.

В Книге Экклезиаста также можно обнаружить немало умозаключений, ценность которых трудно преувеличить:

«И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый ли он будет или глупый, — а будет владеть моими трудами».

«Всему свой час, и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать… время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и время собирать камни… время обнимать и время уклоняться от объятий…»

«Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается».

«Не скоро совершается суд над худыми делами; потому и не страшится сердце сынов человеческих делать зло».

«Богради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что ониэто скот, и только!»

 

 

Ю. Ш. фон Карольсфельд. Песнь песней

 

И наконец «Песнь песней» — шедевр любовной лирики Древнего Востока, своеобразный эталон, не подвластный влиянию времени или эстетических тенденций любых эпох и народов.

Главные действующие лица этого произведения — юная пастушка Шуламит (Суламифь) и юноша, который выступает то в роли пастуха, то в роли царя (что зачастую одно и то же).

И любовная страсть поистине вселенской силы и глубины.

«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою; ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность…» (8:6).

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» (1.8).

«Два сосца твоих, как двойня молодой серны, пасущаяся между лилиями» (4.5).

Сколько поэтов пыталось перевести, пропустить сквозь призму собственного творчества эти терпкие строки!

 

Две груди твои — как два слоненка,

как двойня газели,

Они бродят среди лилий.

 

(Перевод И.М. Дьяконова)

Скольких художников они вдохновили, эти незатейливые, на первый взгляд, слова! И находились же люди, которые совершенно серьезно трактовали «Песнь песней» как поэму о любви между Богом и Его паствой! Что ж, трактовать что-либо никому не возбраняется, однако как в русле такой трактовки могут восприниматься вот эти строки:

«Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти.

Подумал я: влез бы на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков…» (7.8—7.9).

Комментарии, думается, излишни.

Вот, собственно, и все основное содержание Ветхого Завета, если не считать целого ряда текстов, называемых пророческими: «Книга пророка Иеремии», «Книга пророка Даниила», «Книга пророка Захарии» и т.д. Эти тексты являют собой, как правило, горькие размышления на тему несовершенного настоящего и сладкие мечты на тему прекрасного будущего.

И последняя, пожалуй, деталь.

Она возвращает нас к теме неблаговидного использования библейских женщин в мужских играх. Речь идет об Иудифи (Юдифи), которая, став наложницей вражеского военачальника Олоферна, в одну из ночей отрубила ему голову и принесла ее в родной город.

 

 

Ю. Ш. фон Карольсфельд. Иудифь

 

«Иудифь издали кричала сторожившим при воротах: отворите, отворите ворота! С нами Бог, Бог наш, чтобы даровать еще силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня.

Как только услышали городские мужи голос ее, поспешили прийти к городским воротам и созвали старейшин города. И сбежались все, от малого до большого…» (Иудифь. 13:14).

Итак, ее чествуют как героиню, и никому, видимо, и в голову не приходит осознание того, что, во-первых, негоже мужчинам, а тем более воинам прятаться за женскую спину (вернее, бедра), и во-вторых, эта барышня — прелюбодейка, мошенница и убийца.

Для них и в данном случае — героиня. Дело, оказывается, не в поступке, а в точке зрения на него. Тема Юдифи много раз отражалась в различных художественных произведениях, воспевающих героизм красавицы-патриотки, которая, если взглянуть на дело непредвзято, обладала жестокостью киллера, хитростью мошенницы и безразличием ко всем нормам нравственности, характерным для проститутки.

И тем не менее, поступки библейских персонажей, будучи во многих случаях неприемлемыми для элементарно порядочного человека, все же имеют логически обоснованные мотивы, которые не вызывают разночтений, что весьма важно для их понимания. Да, они зачастую густо замешаны на вероломстве, на безответственности, на жестокости или иных пороках людских, но цели их понятны и близки естественному началу человека: стремление к сытости, к власти, к богатству, к сексуальному удовлетворению, стремление от минуса к плюсу.

И совершенно иное впечатление оставляет Новый Завет, или Евангелие (Благая весть), — памятник культуры того же народа, возникший в том же регионе и на том же отрезке времени, именуемом «Древний мир».

Новый Завет отличается от Ветхого прежде всего своей направленностью от плюса к минусу, от удовлетворения к неясному томлению, от богатства к бедности, от самодостаточности к ущербности.

 

 

КСТАТИ:

«Ветхий Завет считает благом процветание. Новый Завет — напасти».

Фрэнсис Бэкон

 

 

Действительно, между ними обнаруживается столько несоответствий, столько взаимоисключающих требований выдвигают они, что их объединение под одной обложкой с надписью «Библия» представляется либо вопиющим недомыслием церковников, либо особо коварной проделкой атеистов. Как говорится, нарочно не придумаешь…

Чего стоит одна лишь фраза: «Блаженны нищие духом»! Что бы и кто бы ни говорил о том, что Евангелие нельзя понимать буквально, что его истины глубоко зашифрованы, я — не самый последний в плане интеллекта человек — воспринимаю такое понятие как «нищие духом» исключительно в негативном смысле, глубоко презирая носителей этого понятия. Ах да, презирать тоже нельзя, по евангельскому учению, ибо «не судите да не судимы будете». То есть я не должен даже в душе своей осуждать подлость, низость, вероломство, продажность и прочие человеческие пороки, потому что за это меня будут судить тем же судом. Будьте так любезны. Я никого не предал, не продал, не занимаюсь лихоимством и не дурак. И при всем этом не люблю дураков и ненавижу лихоимцев, не мучаясь, кстати, сомнениями относительно правомочности своих реакций на эти жизненные явления.

Есть все же такие понятия, как человеческая культура, мораль, нравственность, которые никак не предполагают кроткой терпимости в отношении своих антиподов.

Со злом необходимо бороться, а для этого нужно вынести ему приговор, и прежде всего в своей душе, к чему бы там ни призывали евангельские догмы.

В противовес Ветхому Завету, в этом вопросе опирающемуся на закон соответствия силы действия силе противодействия, Новый Завет отвергает понятие «око за око», предлагая следующее: «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Не послужило ли такое «евангельское терпение» одной из причин очень плохо объяснимого поражения российских регулярных армий в Гражданской войне 1918—1921 гг.? И не представляется ли весьма и весьма странным то обстоятельство, что во время обороны Зимнего дворца 25 октября 1917 г. огонь пулеметной роты осажденных поразил не 6000, не 600 и даже не 60, а всего лишь шесть представителей пьяного и довольно слабо организованного отребья, идущего в лобовую атаку по Дворцовой площади Санкт-Петербурга?

Трудно что-либо утверждать определенно, однако выводы все-таки напрашиваются…

 

 

КСТАТИ:

«Никто не волен становиться христианином, никого нельзя обратить в христианство — сначала надо сделаться достаточно больным для этого… В глубине христианства живет злоба больных людей, инстинкт, направленный против здоровых, против здоровья. Все хорошо уродившееся, гордое, озорное и прекрасное вызывает боль в ушах и резь в глазах. Напомню слова апостола Павла, которым цены нет: „…бог избрал немудрое мира… и немощное мира избрал бог… и не знатное мира и уничиженное…“

Фридрих Ницше

 

 

То есть именно то, что природа приговорила к ликвидации.

Так что в этом случае Бог, выходит, противостоит Природе, а это уже отдает психиатрией.

А как воспринимать настоятельный призыв благословлять «проклинающих вас»? Ведь слово материально, и чье-то проклятие является совершенно реальной агрессией. В каком-то случае можно игнорировать эту агрессию, быть выше адекватной реакции на чье-то злобное шипение, презреть чьи-то проклятия, но почему, с какой стати нужно благословлять проклинающих? Это ведь извращение. Возможно, их не следует принимать всерьез, возможно, они не достойны того, чтобы на них тратились сильные эмоции, весьма возможно, но чтобы благословлять…

Что ж, если таковы правила игры, то они, по крайней мере, должны быть едиными для всех ее участников, ибо, как сказано в Книге Притчей Соломоновых, «неодинаковые весы — мерзость перед Господом». Но если это так, то по меньшей мере странным выглядит этот фрагмент десятой главы Евангелия от Матфея:

«Если кто не примет вас (апостолов) в доме своем и не послушает речей, стрясите прах от ног, выходя оттуда.

А за это отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому».

М-да… Что-то не просматривается за этими словами евангельского долготерпения и страстного желания благословить «проклинающих»… Иначе чем двойной бухгалтерией все это не назовешь.

А почти неприкрытый призыв к безделью, к иждивенчеству? Можно, разумеется, возразить, что евангельские тексты аллегоричны, что их не следует понимать столь буквально. Можно, когда речь идет о философских размышлениях, о формулах смысла жизни и т.п., но вот глава 4 Евангелия от Матфея: Симон (впоследствии апостол Петр) и его брат Андрей ловят рыбу, причем не для забавы на уик-энде, а для прокорма семьи. Подходит к ним Христос и предлагает бросить это занятие. Братья обескуражены, не понимая, как можно бросить источник существования. «Я сделаю вас ловцами человеков», — обещает им Мессия, и братья, оставив сомнения, бросают на землю свои снасти.

Их примеру следуют Иаков и Иоанн, тоже бросив свои сети на землю, а престарелого отца — на произвол судьбы.

И пошли «ловить человеков».

Да, можно ловить этих самых «человеков» в совершенно буквальном, рабовладельческом или полицейском смысле этого слова, а можно стать ловцами душ. Вот и все. Но почему при всем этом нужно перестать трудиться, перестать заботиться о своих семьях?

И вот Христа сопровождают уже тысячи бездельников, которые слушают его проповеди. Они при всем этом, естественно, хотят есть. Царь Соломон считал аморальным сочувствие голодному бездельнику, но Христос придерживается принципиально иного мнения и насыщает пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек (как отмечено в Евангелии, кроме женщин и детей). А почему бы этим пяти тысячам не заняться каким-либо полезным трудом? Так-то оно так, но ведь куда проще ходить следом за проповедником и слушать его речи, а он уж не оставит своей милостью: то хлеба подкинет, то рыбки с неба…

А призывал проповедник вот к чему:

«Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах».

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ухо, нежели богатому войти в Царство Божие».

«И будут первые последними и последние первыми; ибо много званых, а мало избранных».

«Блаженны бедные, ибо ваше — Царствие небесное».

Есть еще притча о хозяине виноградника, который платил поровну всем своим работникам, и тем, кто трудился с рассвета, и тем, кто пришел только к обеду. Такая пошлая уравниловка оценивается как весьма позитивное явление.

Было бы несправедливым не отметить то, что в Евангелиях встречаются и другие сентенции, действительно мудрые и глубокие, но эта глубина и мудрость доступны весьма немногим, а вот приведенные выше изречения легли в основу всех учений социалистического толка и отозвались в Истории поистине жутким эхом.

Природа очень сурово карает за любые попытки ревизии ее законов, а идея торжества слабых над сильными — самая дерзкая и самая, пожалуй, взрывоопасная из всех подобных попыток.

Так что Бог, который отождествляется с Природой, никак не мог послать на Землю своего «сына» с целью посягательства на важнейшие законы Мироздания. Здесь могут иметь место либо грубое извращение учения Христа в ходе апостольских его изложений, либо своеобразное восстание падшего ангела против своего Творца, либо банальнейшая попытка очередного пророка выдать себя за Мессию, попытка, которая — в отличие от аналогичных — приобрела столь широкий резонанс, будучи предпринятой в нужное время и в нужном месте.

 

 

КСТАТИ:

«Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены».

Плиний Старший

 

 

Все может быть, все без исключения, и нужно относиться к такой вероятности трезво, без наркотической зависимости от господствующих стереотипов, памятуя слова мудрого Станислава Ежи Леца о том, что человек, стремящийся надеть на свои глаза шоры, не должен забывать о том, что в комплект входят еще узда и кнут…

Рождение Иисуса. Оно обставлено таким количеством рутинных подробностей, что поневоле возникает мысль о неадекватности Божьих усилий, направленных на достижение столько тривиального результата, каковым является рождение человеческого существа.

Будем избегать крайностей и сочтем всего лишь соленой шуткой пушкинскую «Гаврилиаду», где Дева Мария вступает в сексуальный контакт (по очереди) с тремя субъектами нечеловеческого происхождения, в результате чего и происходит пресловутое «непорочное зачатие» Иисуса.

Но при этом едва ли стоит игнорировать вероятность искусственного оплодотворения Марии представителями внеземной цивилизации с целью повлиять таким образом на ход событий земной Истории.

Если это действительно так, то можно со всей уверенностью заметить, что эксперимент удался. Он, правда, уж очень дорого обошелся нашей цивилизации, фантастически дорого, но… как говорится, снявши голову, по волосам не плачут…

Как бы то ни было, но Евангелие от Матфея описывает такую пикантную ситуацию: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручению Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во череве от Духа Святого» (Глава 1:18).

По законам того времени девушку в подобном случае ждала верная смерть вследствие побиения камнями. Скромный плотник Иосиф, не желая быть героем громкого скандала, хочет тайно отпустить Марию к ее родителям, предоставив им возможность самим решать проблему адекватности преступления и наказания, но тут к нему приходит некий Ангел и дает исчерпывающее объяснение причины беременности его невесты. Объяснение было принято, причем с пониманием, и рождение потомка Духа Святого произошло в положенный срок и в соответствии со всеми этическими нормами.

 

 

Ю. Ш. фон Карольсфельд. Рождение Иисуса Христа

 

Можно сказать: кощунство. Можно такое сказать. Ну, а если взглянуть на вещи непредвзято… Ладно. Родила девица от Духа Святого — что ж, всякое может случиться на нашей неизведанной Земле. И звезда, загоревшаяся над городом Вифлеемом, где родился Христос, может называться и патрульным кораблем исследователей, которые следили за ходом эксперимента, и просто знамением Божьим — в зависимости от аспекта восприятия того или иного события.

Были в биографии Мессии и такие эпизоды, которые не нуждаются в трактовке ввиду их логической завершенности и полного соответствия моральным стереотипам своей эпохи.

К таким эпизодам можно отнести массовое избиение младенцев в Вифлиеме по повелению иудейского царя Ирода, узнавшего от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским. Подобные меры, призванные воспрепятствовать появлению нежелательных исторических фигур, были нередки в Древнем Мире, но при этом весьма неэффективны, потому что абсолютно всех будь то младенцев или членов какой-либо организации (представителей народности, профессии и т.п.) истребить никогда и никому не удавалось, а среди чудом выживших всегда оказывался именно тот, кто был, как говорится, «виновником торжества».

Существует, правда, общепринятое несоответствие между датами рождения Иисуса и смерти царя Иудеи Ирода I, но это уже те дебри, в которые едва ли стоит углубляться.

Очень эффектен эпизод казни Иоанна Крестителя. Ирод Антипа, царь Галилейский, устраивает пышный пир по случаю дня своего рождения. Перед восхищенными гостями танцует Саломея, дочь сестры царя, который опрометчиво пообещал вознаградить ее искусство всем, чего бы девушка ни пожелала. Посоветовавшись с матерью, девушка настойчиво потребовала в качестве награды голову Иоанна Крестителя, пребывавшего тогда в дворцовой темнице. Царь искренне опечалился, потому что узник своими знаниями и мудростью был ему весьма полезен, но… царское слово есть царское слово, и племянница его получила желаемое на серебряном блюде (возможно, что и на золотом, что сути дела не меняет).

Этот жутковатый эпизод вдохновил немалое число живописцев и литераторов, включая Лесю Украинку и Оскара Уайльда. Нужно признать, что он совсем не так прост, как кажется на первый взгляд, и таит в себе множество психологических пластов — ценнейшего исходного материала для художественного творчества.

 

 

Ю. Ш. фон Карольсфельд. Въезд в Иерусалим

 

Эпизоды чудесных исцелений, воскрешений и превращений носят явно (если можно так выразиться) пропагандистский характер. Они скорее рассчитаны на ожидаемую реакцию толпы, чем на позитивное преображение действительности. Например, Иисус воскрешает умершего сына вдовы, остановив многолюдную погребальную процессию.

«Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности» (От Луки. Глава 7:17).

Выходит, что жизнь и смерть не являются Божьим провидением, если допустимы такие произвольные вмешательства в эту сферу.

Ведь если тот юноша умер, да еще и естественной смертью, то, значит, таков был его жребий, такова связь причин и следствий, и тем не менее…

Вызывает немалое удивление въезд Иисуса в Иерусалим верхом на осле (ослице), потому что согласно действующему тогда закону въезд верхом в городские ворота был исключительной прерогативой царей, так что наивно было бы рассматривать такое действие как случайное или совершенное по неведению.

«Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!..» (Евангелие от Матфея. 21:9).

Понятное дело, этот торжественный въезд в Иерусалим уже сам по себе означал смертный приговор для возмутителя спокойствия.

Думается, что изгнание Иисусом торговцев из храма было чревато не менее печальными последствиями. Таким образом Он приобрел смертельных врагов в лице представителей и государственной власти, и высшего духовенства, и многочисленного торгового сословия.

 

 

Ю. Ш. фон Карольсфельд. Иисус Христос очищает храм

 

Отношения Его с учениками были, мягко говоря, неоднозначными. Будучи чрезвычайно терпимым к различного рода негативным проявлениям, к блудным сыновьям, ленивым нищим и проституткам, Иисус вместе с тем проявлял к своим последователям трудно объяснимую непреклонность.

«Другой из учеников сказал Ему: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (От Матфея. 8:21:22).

Вряд ли этот ученик удовлетворился таким ответом на вполне законную просьбу.

И вряд ли кого-нибудь из слушателей приводили в восторг такие вот заявления:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч;

Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее…

Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин Меня; а кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (От Матфея. 10:34, 35, 37).

И не иначе. Мало того: «Кто не со Мною, тот против Меня» (12:30).

А также: «И всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (От Матфея. 19:29).

А потом один из учеников Его, Иуда Искариот, продал Учителя за тридцать сребренников церковным властям, а те препроводили арестованного к властям светским, и Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, под мощным давлением местной общественности вынес Мессии смертный приговор, причем казнь была назначена не традиционно иудейская — побивание камнями, а позорящая — на кресте, как принято было казнить беглых рабов, бандитов, короче говоря, подонков общества. И толпа, которую политики левого толка так любят называть «народными массами», остервенело кричала Пилату: «Распни! Распни Его!» И какая разница была той толпе, с малой или с большой буквы следовало писать слово «Его»…

 

 

Ю. Ш. фон Карольсфельд. «Распни Его!»

 

 

КСТАТИ:

«Радостный вестник» умер, как жил, как учил, — не ради «искупления людей», а для того, чтобы показать, как надо жить. Практическое поведение — вот что завещал он человечеству: свое поведение перед судьями, перед солдатами, перед обвинителями, перед всевозможной клеветой и издевательствами, — свое поведение на кресте. Он ничему не противится, не защищает своих прав, не делает и шага ради того, чтобы предотвратить самое страшное, — более того, он еще торопит весь этот ужас… И он молит, он страдает и любит вместе с теми и тех, кто чинит ему зло… Не противиться, не гневаться, не призывать к ответу… И злу не противиться — любить его…»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: