Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет




Существующие программы, которые можно использовать для уроков музыки в общеобразовательных школах, можно поделить на группы.

 

Музыкальные компьютерные средства

Музыкальные редакторы

Энциклопедии

Игровые программы

Программы-тесты и викторины

Комбинированные программы

 

Любая из представленных музыкальных программ разрешает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения подростков и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель на уроке музыки, информатики или английского языка, будут выбраны типы программ для изучения музыкального искусства.

Компьютерные программы

1. Музыкальные редакторы открывают школьникам возможности для экспериментирования с электронными звуками. Ученик может создать композицию, задавая систему выразительных средств музыки, используя программу музыкального редактора “Note Worthy Composer” (Великобритания).

2. Энциклопедии. Такие CD-ROM-программы в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером.

 

Она иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно использовать на разных этапах изучения темы: “Композиторы разных стран мира”, “Театр”, “Музыкальные инструменты” и др., которые изучаются не только на уроках музыки, но на уроках иностранного языка. Много существует таких типов программ на английском языке, которые очень важны для специализированных школ в которых изучают языки. При этом одни ученики знакомятся с творчеством композитора, в то время как другие готовят материал из его биографии, третьи изучают отдельный музыкальный материал этого автора и анализируют его по жанрам.

 

Перед учениками ставятся такие задачи: подготовить сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и т.п. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.

Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:

объяснение нового материала (вступительных уроках);

формирование и усвоение умений и навыков;

обобщающих;

повторение и закрепление знаний.

Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных программ в изучении темы.

3. Для учебного процесса особый интерес представляют игровые музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Например, программа с игровыми элементами “Cartoon Classics” (Классическая музыка из мультфильмов), которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки. Это - “Вальс цветов” П.И.Чайковского, “Венгерская Рапсодия” Ф.Листа, ария “Фигаро” В.А.Моцарта и др. Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.

 

4. Программы-тесты и викторины. Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Часто они создаются учителями и учениками для своего учебного заведения. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала с которым они ознакомились.

На мой взгляд, самой интересной для учеников 5-х классов - музыкальная игра “Щелкунчик”, в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобится не только мужество, но учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета “Щелкунчик”: китайского, индийского, русского танца, танца цветов и др.

Особое внимание я считаю следует уделить программе, которая создана коллективом сотрудников Московской консерватории CD-ROM “П.И.Чайковский. Жизнь и творчество”. По нашему мнению, эту программу от других отличает профессиональное накопление учебного материала, необходимого для музыкального обучение школьников. Строится эта программа по следующим тематическим разделам: короткая энциклопедия, экскурсии в сопровождении голоса автора по такими разделами: жизнь в фотографиях, рояль в жизни П.Чайковского, мировая культура и П.Чайковский, дом-музей в Клину, композитор и природа, русская усадьба; викторина, которая проверяет знания по трем направлениям: музыкальные произведения, биография композитора, угадай мелодию. В данной программе авторами предложены подсказки для проверки знаний учеников или для уточнения ответов.

Приведем несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет преподавателем музыки. Учитель может ознакомить детей с музыкальными инструментами из разных стран мира. Войдя в сеть Интернет, школьники выбирают любую Web-страницу, на которой есть музыкальная информация. Она, конечно, представлена в текстовой форме. Подбирая интересные учебные материалы, подростки знакомятся с иллюстрациями, картинками, фото, видео, которые сопровождают текст, а также прослушивают музыкальные произведения.

 

Интернет https://library.advanced.org/10400/html/strings/html, который ученики могут обработать на уроке музыки. Знакомство с музыкальным инструментом симфонического оркестра - скрипкой https://library.advanced.org/10400/html/ violin.html предполагает прочтение материала относительно истории возникновения этого инструмента. Можно рассмотреть ее строение, углубиться в изучение всей группы струнно-смычковых инструментов, к которой она принадлежит. Послушать музыкальные произведения, написанные для скрипки разными композиторами.

Такая информационная технология разрешает сделать мировое культурное наследство открытым для школьников, расширяет им доступ к произведениям, коллекциям музыкального искусства. Уже много музыкальных музеев и оперных театров имеют свои страницы в сети Интернет. Они демонстрируют и выпускают изображения предметов, музыкальных инструментов на CD-ROM-е.

Список многих оперных компаний, представленных в Интернете (https://www.metguild.org/links.htm), дает возможность детям ознакомиться с оперным искусством, наслаждаться выполнением произведений известными певцами оперной сцены, выучить репертуар театра. Так, на Web-сайтах Метрополитен оперы (Америка) (https://www.metopera.org)) или театра Ла Скала (Италия) Teatro alla Scala (https://www.lascala.milano.it) можно найти фотографии звезд оперы, копии фрагментов партитур, аудио-видеозаписи мастеров оперной сцены. В фойе музея познакомиться с уникальными экспонатами (например, пианино, на котором Джузеппе Верди брал первые уроки музыки), рассмотреть сцену за кулисами.

 

Таким образом, сделаем вывод, что сеть Интернет может применяться и в школьном музыкальном обучении для:

получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;

значительного усиления индивидуализации обучения;

обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;

развития музыкального интереса школьников.

Учитывая перспективы дистанционного обучения, а именно электронной почты и сети Интернет, можно ожидать, что эта форма музыкального обучения станет одной из наиболее распространенных в XXI ст., помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучение музыки.

Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

 

Подобные уроки можно провести и в классе информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя.

 

Заключение.

(определение эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в образовательном процессе).

Преимущества использования ИКТ:

· возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;

· интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

· этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;

· освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

 

К результативности своей деятельности я отношу:

· положительную мотивацию на уроках музыки с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

· обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

· умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

· возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

· повышение уровня использования наглядности на уроке,

· повышение производительности урока.

· появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

· преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

· применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

 

Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

Преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал, как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью. Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН учащихся.

Учебно-информационные умения и навыки учащихся:

· выразительно читать художественные тексты, бегло – научно-публицистические;

· составлять сложный план, составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

· составлять тезисы, составлять аннотацию, осуществлять пометки, выписки, цитирование, составлять рецензию;

· работать со словарём, энциклопедией, осуществлять библиографическое описание книги, составлять каталог прочитанных книг;

· осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом, самостоятельно использовать различные виды наблюдений, самостоятельно формировать программу эксперимента и оформлять отчёт о его результатах, использовать различные виды моделирования.

Учебно-коммуникативные умения и навыки учащихся:

· составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

· составлять тезисы, составлять конспект;

· осуществлять цитирование, составлять рецензию;

· догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту, выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

· выступать перед определённой аудиторией, составлять сложный план устного выступления, доклада;

· создавать устные и письменные тексты различных типов;

· владеть разными видами пересказа (изложения) текста.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. (См. в приложении алгоритмы).

Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности и качество знаний по музыке.

 

 

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к музыке.

 

Выводы

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

· обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

· психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор детей;

· возрастает уровень использования наглядности на уроке;

· повышается производительность труда учителя и учащихся на –

уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Список литерауры

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

3.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках музыки www.it-n.ru

4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 2003г.

5.Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

6.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru

7.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,

2002- 224 с.

8.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 2007

9.Полат. Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2002– 272 с.10.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 2001

11.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2005

12.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2002 40 - 46с.

13.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

14.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2009 – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: