Актуальность темы и решение поставленных задач.




Проект

Предмет: методика преподавания музыке.

На тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки"

 

 

Подготовила студентка группы Н-15: Айтжанова.Д.

Проверила учитель:Шевченко.Л.Г

 

Караганда 2018

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Введение.

 

Актуальность темы и решение поставленных задач.

Одной из тенденций настоящего времени является вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве.

 

В современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными программами, технологиями. Важным средством в достижении эффективного результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей информационно-коммуникационных технологий.

В современном образовании создалась проблема - информационной перегруженности учащихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей учащихся в использовании современных технологий констатирует актуальность данного исследования на научно-методическом уровне.

 

Поиск эффективных путей разрешения обозначенного выше противоречия привел к определению темы и гипотезы: если использовать мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.

 

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слушания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.

Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

• Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

• Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

• Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звука - и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

 

• Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Итак, объект моего исследования - процесс использования ИКТ на уроках музыки.

Предмет исследования - использование ИКТ в организации занятий музыкой как способ повышения профессионального мастерства педагога и развитие мотивации и активности учащихся.

Гипотеза – процесс обучения музыки школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы ИКТ, так как:
1) их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся;
2) применение звука, цвета, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
3) использование ИКТ усиливает мотивацию и активность школьников.
Цель исследования: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.

Задачи исследования:

1. Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в учебно-образовательном процессе.

2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках музыки

3.На основе полученных данных разработать комплекс уроков музыки с применением ИКТ.
В этой связи считаю необходимым учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы музыкального образования:

· адаптация детей к современной социокультурной среде;

· активизация использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

· интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

Цели использования информационных технологий на уроке:

ü сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

ü приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

ü установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

ü помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

ü Остановимся на некоторых положениях стандарта медиа образования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

ü умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

ü умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

ü умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

ü умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

ü Выделение именно этих элементов стандарта медиа образования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Музыка». Концепция содержания данной области базируется на:

ü В воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;

ü В развитии способности к музыкальному творчеству;

ü В формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

ü В воспитании учащихся как слушателей музыкальных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать музыкальный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;

ü В развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в музыкальном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:

· Разработка системы уроков по музыке с приложениями (компьютерными презентациями).

· Проведение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.

· Использование ЦОР, ЭОР, Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.

· Создание электронной базы кабинета музыки.

Поскольку важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация о состоянии образовательного процесса вследствие чего организовано ведение мониторинга по следующим направлениям:

· мониторинг успеваемости и качества знаний по музыке;

· мониторинг условий, обеспечивающих успешную работу учащихся и педагога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: