Об одной научной дискуссии 3 глава




В работах Гана «Рай для здоровья, потерянный и воз­вращенный» и «Справочник по естественному образу жизни» содержится много указаний, как поддерживать здоровье естественными методами лечения:

«Врач должен, используя воду, свет, воздух и тепло, питание, движение или покой, возбудить жизненные или естественные защитные силы.

Средств, с помощью которых можно сразу устранить болезнь, не существует, органические жизненные силы могут сами подавить болезнь. Метод должен быть про­стым и ясным, таким, чтобы его могли применять бедней­шие и необразованные люди. Синтетические лекарства, сложные аппараты и методы лечения при естественном лечении исключаются. Лечение дает сама природа».

Можно привести целый список последователей прин­ципов воздержания и вегетарианства: Эпикур, Сенека, Гассенди, Мильтон, Монтень, Ньютон, Линней, Вольтер, Руссо, Шиллер, Шелли, Байрон, Ламартин, Бюффон, Юстус Либих, Л. Н. Толстой и т. д.

X. Бальцер, основатель первого союза вегетарианцев, высказывал следующие мысли:

«С развитием культуры человечество обзаводится все новыми болезнями, число «естественных» смертей (на­пример, от старости) сокращается, тогда как число смертей в результате предшествующего длительного заболевания — увеличивается. Спасение человечества — в отказе от мяса и возврате к естественному образу жизни. Диета, в которой отсутствует мясо, приводит род человеческий к совершенствованию, устанавливая чудес­ную гармонию между телом, душой и духом... Медицина уже не в состоянии лечить все более обремененного не­дугами человека. Необходим возврат к природе.

Строгая вегетарианская диета — «естественная дие­та» — оказывает благотворное влияние на тело, душу и дух. Она дает силу, красоту и долголетие, создает радост­ное настроение, живую заинтересованность во всем и хорошую работоспособность, снимает угнетенность, не­довольство, раздражительность, грубость и капризность».

В Германии доктор Адольф Майер утверждал, что голодание — самое эффективное средство при лечении ряда недугов, а доктор Мюллер писал, что это «есть един­ственный эволюционный метод, при котором через систе­матическое очищение вы можете возвратиться постепенно к нормальному состоянию».

Немецкий ученый Эдуард Хоккер, считавший голода­ние «особым отделом новой науки», предписывал его не только при острых, но и при хронических заболеваниях.

На протяжении прошлого столетия сотни ученых в самых разных странах изучали физиологическое действие голодания, ставя лабораторные опыты, главным образом на животных. Вели они наблюдения и на людях, внеся большой вклад в науку, расширив наши знания о биологическом аспекте дозированного голодания. Среди них надо особо выделить одного из основоположников метода — доктора Эдуарда Дьюи, американского ученого. «Уже во время прохождения курса медицинских наук,— писал Дьюи,— я стал сомневаться в эффективно­сти медикаментов, но после окончания я сперва лечил обычными методами. Среди моих пациентов была девуш­ка, больная тифом, которая инстинктивно требовала, чтобы ей разрешили голодать, так как всякая пища ей противна. Поскольку все, что она ела, вызывало у нее рвоту, мне пришлось разрешить ей голод. Девушка выздоровела. Этот случай побудил меня применить голодание и на других своих больных. Опыт и дальше убеждал меня в целительных свойствах лечебного голодания. Я все более стал полагаться на голодание и исключил из своей практики медикаменты. В предисловии к своей книге я написал: «Эта книга — история того, что разыгралось в душе одного врача в течение его профессиональной жизни. Начав свою практику в неведении, окутанный туманом медицинского суеверия, я пришел, в конце концов, к твердому убеждению, что только сама природа может врачевать болезни. Представленный в этой книге гигиенический метод своеобразен и революционен. Он широко испытан практически, и его лечебная ценность неоспорима. Каждая строчка этой книги написана в глубо­ком убеждении, что подрывающие здоровье снадобья и обычное для нашего века питание больных совершенно себя не оправдывают...

...Я провожу голодовки до 45 дней. Я применяю два вида голодания — утреннее и полное. При полном голода­нии принимается лишь вода, всякая пища воспрещена. Утреннее голодание, которое я особенно охотно назначаю, состоит в пропуске утреннего приема пищи. Оба эти вида голодания я назначаю при желудочных и кишечных болезнях, при ожирении, водянке, при различных вос­палительных процессах и водянистых выпотах, для устранения физической слабости и общей вялости, для улучшения настроения и как средство против депрессии. Мой принцип: не еда, а покой восстанавливают нервную систему. Еда требует почти такой же затраты нервной силы, как и работа».

Повествуя об одной из своих пациенток, Дьюи писал: «Каждый раз, когда я ее вижу, я радуюсь и восхищаюсь методом голодания...

Мисс Эстелла Канцель, 22 лет,— девушка, облада­ющая исключительно тонкой чувствительностью и деликат­ностью, девушка, рожденная, чтобы жить в июне, а не в марте. Она психически заболела, потеряла всякий вкус к жизни...

Больной был проведен курс лечебного голодания. На 44-й день голодания она с утра занималась домашними делами, потом отправилась со своей сестрой на выставку, где провела несколько часов. Обратно возвращались на трамвае — на единственное свободное место села ее сестра, чувствовавшая себя очень утомленной и не знав­шая, что Эстелла, которая не жаловалась на усталость, была без пищи уже 44 дня. Начиная с 23-го дня голода­ния Эстелла много гуляла, прогулки не вызывали у нее никакого утомления, она свободно проходила 9—10 миль.

Чем же руководствовался я, применяя свой метод упор­но, когда весь медицинский мир восстал против меня,— писал далее Дьюи.— Я рассуждал так: голова — это центральная электростанция большого завода — челове­ческого тела, мозг — динамо-машина, источник человече­ской энергии. Мы думаем, любим, ненавидим, восхищаем­ся, работаем руками, слышим, обоняем, видим, чувствуем, и все это благодаря нашему мозгу. Другие же так назы­ваемые жизненно важные органы являются механизмом, управляемым мозгом, причем особенно важным механиз­мом надо считать желудок. Переваривание даже мельчайшей крупинки пищи является нагрузкой для мозга...

...Как же поддерживается энергия? Общее мнение сводится к тому, что энергию организма поддерживает пища и для того, чтобы организм сохранял свою жизнедеятельность, он обязательно должен что-нибудь переваривать. Существует уверенность, что если здоровый нуждается в пище для поддержания сил, то больной тем более в ней нуждается... Если действительно правильно то утверж­дение, что питание поддерживает силы, то мы не должны терять так много энергии в результате нашей жизнедея­тельности,— казалось бы, тогда усталость вообще не должна наступать. Но факт остается фактом,— начиная с утренних часов, когда мы встаем, и до самого вечера мы постоянно теряем силы, независимо от того, сколько мы едим, и от того, насколько активно наше пищеваре­ние и как много мы в состоянии переваривать, и, наконец, наступает минута, когда мы должны лечь спать, а не сесть за стол с тем, чтобы наша энергия начала вновь вос­станавливаться.

...Почему же в таком случае мы едим? Мы едим потому, что мы голодны, но мы редко останавливаемся перед тем, чтобы не поесть чрезмерно много, причем это объясняется тем, что после того, как мы удовлетворили чувство нормального голода, мы начинаем чревоугодничать, мы смакуем вкусные вещи, которые соблазняют нас отправ­лять в желудок больше пищи, чем он способен усвоить. На самом же деле мы нуждаемся только в том количестве пищи, которое требуется для компенсации того, что мы расходуем в процессе жизнедеятельности.

...И еще один бесспорный факт — потеря способности переваривать пищу, ухудшение условий для пищеварения прямо пропорциональны степени серьезности заболе­вания...

Но никто не задал себе вопрос: не прибавим ли мы ко всем страданиям больного еще и несварение, если будем навязывать организму пищу, идя этим вразрез с законами природы?..

Я утверждаю, что кормление во время болезни — это бремя, угнетающее жизненную энергию, в то время как эта энергия необходима для борьбы с болезнью».

Ученица Дьюи и его последовательница врач Линда Батфилд Хазард опубликовала популярную в Англии и Америке книгу «Голод — лекарство от болезней». Она дополнила метод Дьюи, указав на необходимость исполь­зования клизм, водных процедур, массажа, гимнастики и вегетарианской диеты после лечения. Все это в то время вызывало еще горячие возражения.

В последние десятилетия XIX века интерес к этому методу лечения настолько возрос, что появились спе­циалисты-профессионалы, так называемые «артисты голодания», подвергавшие себя длительному воздержанию специально для демонстрации и для того, чтобы на них изучали результаты применения данного метода.

Вот как описывается в одной из книг такой «артист». В грязноватом номере дешевой парижской гостиницы на столе, покрытом потертой бархатной скатертью, валял­ся тропический шлем, патронташ, нож в ножнах из кожи бизона, рапира, какие-то яркие амулеты. У стола, разва­лясь, сидел сухощавый, смуглый человек лет 30; у него был асимметричный череп, большой шрам поперек левого виска, левая рука его, как видно из-за, ранения, плохо двигалась. Напротив него сидел пожилой, весьма респекта­бельный человек с лицом ученого. Пожилой человек что-то доказывал, молодой лениво отмахивался и цедил сквозь зубы: «Нет, меньше этой суммы я не согласен, мне на ваши ученые россказни наплевать. Попробовали бы сами пого­лодать... А в Африке мне пришлось проделать это не раз... Да не будь у меня опыта голодания, вряд ли я бы остался жив во время последней экспедиции».

Пожилой человек стал снова что-то убедительно доказывать, молодой резко перебил его: «Да что вы ску­питесь, объявите платную демонстрацию. Народ повалит, как на премьеру, вы еще заработаете на мне, а заодно проведете и свои научные исследования».

Наконец, собеседники пришли к соглашению: смуглый молодой человек получит сумму, на которую сможет без­бедно прожить на менее года. Он сразу оживился, сделался любезным и предложил немедленно приступить к голода­нию. Вынув из матросского сундучка, постоянного спут­ника своей бродячей жизни, какую-то бутылку, он сказал: «Вот мой талисман, без него трудно было бы проводить голодание...» Ученый захотел, конечна, узнать, что на­ходится в бутылке, но молодой человек отказался открыть тайну. После долгих уговоров и за дополнительную плату он, наконец, сообщил, что это — смесь опия, индийской конопли и хлороформа. Ученый пытался уговорить его не портить «чистоту» опыта, но он категорически отказался голодать без своего «чудодейственного средства».

Приведенный выше разговор происходил в 1886 г. Вели его ученый-медик и некто Суччи — авантюрист, путешест­венник по Африке, человек «со странностями», «артист голодания». (Суччи одно время был проводником знаменитого путешественника по Африке Стэнли. Описание его наружности и характеристика сохранились в протоколах по поводу голодания.) С 1886 по 1904 г. он провел под наблюдением врачей 10 экспериментов голодания — от 20 до 45 дней каждое. Его «рекорд», однако, был побит «артистом голодания» Марлетти, который несколько раз не принимал пищи по 50 дней кряду. Забегая вперед, можно сказать, что подобных «артистов голодания» немало и сейчас. Так, известный бразильский факир Аделину да Сильва зарабатывает себе на жизнь подобным образом уже в течение более 50 лет. Рекордсмен по голодовкам, он в 1969 г. установил рекорд добровольного воздержания от пищи — 111 дней. В общей же сложности за 57 лет жизни он провел без пищи более трёх лет. В то же время всегда были, есть и будут энтузиасты во всех областях науки, в том числе и в медицине, которые предпринимают длительные опыты по воздержанию от пищи не для рекламы, не для наживы, а для того, чтобы на собственном примере показать, что человек может без всякого ущерба для здоровья оставаться без пищи до-вольно продолжительное время. В 80-е годы прошлого века в Америке в защиту этого метода выступал врач Генрих Таннер. Чтобы дать пред­ставление о сущности голодания врачам, совершенно не искушенным в этой области, он подверг себя 40-дневному голоданию под контролем медицинской академии. Доктор Таннер называл голодание «эликсиром жизни» и периоди­чески повторял его. Он прожил до 91 года, сохранив до конца жизни бодрость и жизнерадостность.

Во многих странах поборниками и пропагандистами метода лечения голоданием оставались долгое время в основном не медики, а люди, применявшие его и излечив­шиеся с его помощью. Об одном из таких энтузиастов стоит рассказать.

В 1911 г. в Америке вышла книга «Лечение голоданием», завоевавшая большую популярность и переведенная во многих странах. Автором ее был американский писатель Эптон Синклер. Добившись благодаря применению метода хорошего здоровья, он считал своим долгом рассказать об этом людям.

«Прекрасное здоровье! — писал он.— Имеете ли вы какое-нибудь представление о том, что это предложение значит?.. Вероятно, вы вспомните те дни вашей юности, когда вы вставали утром и шли пешком с ощущением, что как будто лучи встающего солнца проникают к вам в кровь; вы идете еще быстрее и дышите еще глубже, и смеетесь, и радуетесь прекрасной жизни. А теперь вы стали старше, и что бы вы только ни отдали за то чувство бодрости, за его секрет. Что бы сказали, если бы узнали, что есть способ вернуть такое состояние не только по ут­рам, но и днем, и вечером, и не как что-либо мистическое, необычное, а как явление, которое человек сам творит? Это не вступление к новому изобретению в медицине. Я ничего не продаю и не имею патента. Просто в течение 10 лет я изучал свое довольно плохое состояние здоровья и здоровье других мужчин и женщин. И я нашел причину и средство устранения обычных наших недугов. Я нашел не только хорошее, но и прекрасное здоровье; я нашел новое состояние бытия, новую жизнь, чувство света, чистоты и радости, которого не знало мое человеческое существо... Я хочу рассказать вам историю о моем открытии здоровья; я не буду тратить много времени на извинения за мой откровенный рассказ. Мне неприятно рассказывать вам о моей головной боли или вести дискуссию о больном желудке. Я не могу рассказать о каком-либо случае, кроме моего. О своем я могу рассказать вам совершенно авто­ритетно. Чтобы быть уверенным, что вы поймете меня, я не буду говорить общими, завуалированными словами, в этом случае история бы потеряла свою пользу. Я мог бы рас­сказать вам ее, не подписывая своего имени. Но многие люди уже читали мои книги и поверят в то, что я им рас­скажу...

Читатель увидит, что это типичный случай, так как я делал те же ошибки, которые делают все люди, и пробовал все выходы из положений, старые и новые, какие только кто-либо предлагал мне... Обстоятельства сложились так, что мне пришлось встретиться с одной женщиной, ее исключительный цвет лица и необычайное здоровье бро­сались всем в глаза. Я был удивлен, услышав что 10 или 15 лет назад она была прикованным к постели инва­лидом... Она страдала ишиасом и острым ревматизмом; страдала от хронических кишечных заболеваний, которые

врачи называли «перемежающийся перитонит», от боль­шой нервной слабости, меланхолии, хронического катара, вызывающего глухоту. И это была та женщина, которая смогла верхом на лошади подняться в гору Гамильтона в Калифорнии на расстояние 28 миль в один из страшных штормов, в такой дождь, который мне не приходилось видеть раньше!.. Эта женщина, когда отправилась верхом, ела 4 дня назад.

Это был ключ к ее выздоровлению: она лечила себя голодом. Она отказывалась от пищи на 8 дней, и все ее болезни как рукой снимало...

Мне приходилось раньше слышать о лечении голодом, но это был первый раз, когда я столкнулся с ним...

И я начал. Голодание мне постепенно становилось привычным, но я полагаю, что для читателей это так же ново, как и для меня, поэтому я позволю себе описать мои чув­ства в эти дни.

Я был голоден в течение первого дня — нездоровое, прожорливое чувство голода, известное всем, страдаю­щим диспепсией. Я испытывал не очень большое чувство голода на следующее утро, а затем, к моему громадному удивлению, я больше не чувствовал себя голодным. Не было больше никакого интереса к еде, как будто я раньше не знал вкуса пищи. До голодания у меня были головные боли каждый день в течение 2—3 недель. Теперь это было только в первый день, потом исчезло и больше не возвращалось. Я чувствовал большую слабость на второй день, небольшое головокружение, когда поднимался. Я много был на воздухе и пролежал, греясь на солнце, весь день. То же самое на третий и четвертый день — боль­шая слабость физическая, но при этом большая ясность ума. После пятого дня я почувствовал себя лучше, много прошел пешком и начал понемногу писать. Но больше всего меня поразила ясность и активность разума: я чи­тал и писал больше, чем я мог это сделать в предыдущие годы... Во время голодания я хорошо спал. Около полудня Каждый день я чувствовал некоторую слабость, но массаж и холодный душ тут же восстанавливали мои силы. На 12-й день я прерывал голодание, выпив апельсиновый сок... Мои ощущения во время восстановительной диеты были почти так же интересны, как и во время голодания. Прежде всего в это время было необычное чувство мира и спокойствия, так как каждый нерв моего тела чувство­вал себя так же, как чувствует себя кот на печке. Другим характерным явлением была продолжительная актив­ность разума — я читал и писал непрерывно. И, наконец, непреодолимое желание физической работы. В прежние дни я проходил большие расстояния и взбирался на горы, но всегда с нежеланием, с принуждением. Теперь, после очищения голоданием, я иду в физкультурный зал и делаю такую работу, которая буквально бы сломала мне спину, и я делаю ее с чувством наслаждения и с по­разительными результатами. Мускулы буквально пры­гают, и я вдруг открываю в себе возможность стать атле­том. Я всегда был тощим и болезненным на вид, как на­зывали меня мои товарищи, «одухотворенным»; а теперь я стал...с таким хорошим цветом лица, что мне всегда приходилось выслушивать шутки по этому поводу».

Синклер рассказывает в книге также о многочислен­ных случаях лечения голоданием. Он распространил среди прошедших голодание специальную анкету с рядом воп­росов и составил список болезней, которые удалось вы­лечить этим методом. Всего он проследил 277 случаев. Среднее число дней голодания — шесть, но некоторые воздерживались от еды до 30 дней и дольше. Из 109 чело­век, которые ответили на его анкету, 100 голодание при­несло пользу.

Интересно пишет Синклер о двух опасностях во время поста.

«Первая — страх. Это не шутка. Никто не должен на­чинать голод, не прочитав достаточно об этом и не зная, как надо проводить голодание. Если возможно, то хоро­шо, чтобы рядом был человек, который уже голодал. Не должно быть кругом волнующихся тетушек и кузин, которые бы говорили, что он бледен, как смерть, что его пульс ниже 40 и что сердце его может остановиться этой ночью. Я провел 3 дня голодания в Калифорнии. На 3-й день я прошел 15 миль, и, несмотря на то, что я не отдыхал, я чувствовал себя лучше. А затем, когда я при­шел вечером домой, я прочитал о Мессинском землетря­сении и о том, как спасали пароходы и оставшиеся в живых люди рвали друг друга, подобно диким животным в ярости от голода. В газете написано пугающим языком, что люди пробыли без пищи 72 часа. Я тоже прожил без еды 72 часа. Разница была в том, что они думали, что они умирают от голода. И если случится подобный кризис во время голодания, вы почувствуете себя в нерв­ном напряжении, слабым и сомневающимся, люди, кото­рые сильнее вас духом, в состоянии поднять у вас настрое­ние, и ваши сомнения исчезнут».

Вторая опасность — неправильное проведение восста­новительного периода после голодания. Синклер дает ряд советов по этому поводу и приводит примеры неудач. В конце этой главы он пишет:

«Читатель может подумать, что своим энтузиазмом к лечению голодом я обязан своему темпераменту: я могу сказать только одно, что я еще не встречал ни одного человека, который бы написал что-нибудь другое об этом способе лечения».

Заканчивает Синклер книгу веселым поучением: «Помните, что если вы проснетесь однажды утром и найдете, что у вас пониженная температура, и пульс около 40, и ваши руки как ватные, и ноги не могут носить вас и если ваши друзья собрались около вас и говорят, что вы выглядите, как мумия из саркофага 17-й динас­тии... вы улыбнитесь и скажите, что не будете есть до тех пор, пока к вам не вернется чувство голода». Эптон Синклер прожил 90 лет, причем до конца своих дней чувствовал себя здоровым, бодрым и энергичным... Познакомимся еще с одним сторонником метода го­лодания.

Представим полутемный номер дешевого парижского отеля. В него вошел старик без шляпы и пальто. Куртка нараспашку, вздутые на коленях плисовые штаны, исху­далое, в резких морщинах лицо, линялая седина длин­ных волос, отсутствующий взгляд... Тщательно заперев за собою дверь, старик сел в рваное кресло, задумался. Потом встал, подошел к рожку светильного газа и открыл кран.

Этот человек — русский эмигрант Алексей Суворин, сын А. С. Суворина, самого крупного книгоиздателя Рос­сии. Еще при жизни отца А. Суворин увлекся изучением йоги и различных безлекарственных методов оздоров­ления, прочел массу книг по оккультизму. Он изучал индийские, тибетские, китайские и другие медицинские трактаты, знал народные методы лечения, методы ги­гиенистов Запада. Сам написал и опубликовал немало работ (при жизни отца он писал под псевдонимом Алек­сей Порошин); наибольшую известность получили: «Но­вый человек», «Оздоровление голодом и пищею», «Метода Суворина», «Лечение голоданием», «Практика го­лодания».

В его книгах много наивного, научно необоснован­ного. Их нельзя считать руководством для практики разгрузочно-диетической терапии. Но сочинения эти дышат такой верой в действенность лечебного голодания, в них приводится такое множество документально подтверж­денных случаев исцеления, что не удивительно, если люди заражались верой в действенность метода.

В Югославии, находясь в эмиграции, Алексей Суво­рин развернул активную деятельность. Он переписывался с десятью тысячами читателей, которые голоданием пытались самостоятельно вылечиться от самых разно­образных заболеваний. Разумеется, при таком ведении дел не могло не быть несчастных случаев, и как только умерла больная женщина, местные врачи и фармацевты возбудили против Суворина судебное дело за незакон­ное лечение без диплома. Суворин попал в тюрьму. Но он и тут не сдался — объявил голодовку и ничего не ел 32 дня. «Хочу помолодеть и обновить свои стареющие силы» — так объяснял он свое «воздержание» и увлечен­но рассказывал о сущности метода. Суворин обладал большой силой убеждения. В результате стали голодать и начальник тюрьмы, и его помощник, и многочисленный штат надзирателей. Эта история приобрела широкую огласку. На суде А. Суворин виновным себя не признал, мотивируя тем, что лекарств никаких не рекомендовал, а воздержание от еды, мол, не является лечением в стро­гом смысле этого слова. Приводил и свою статистику: из 10 000 человек, которые голодали под его руковод­ством (большей частью по переписке) и среди которых было много тяжелобольных, умерло лишь четыре чело­века, тогда как при лечении другими методами смерт­ность неизмеримо выше.

Выйдя из тюрьмы, Суворин продолжил широкую про­паганду метода. Его пригласили в Париж, посулив открыть клинику по лечению голоданием. Но обещания не сдер­жали. Очутившись без средств к существованию, обма­нутый в своих сокровенных надеждах Суворин покончил жизнь самоубийством.

Трагическая смерть Суворина, сенсационные сообще­ния в печати, отзывы и письма пациентов о чудодействен­ном методе лечения — все это заставило задуматься вра­чей, гигиенистов, представителей различных специальностей. Изучение метода во Франции вновь оживилось, и к середине нашего века ряд врачей довольно успешно стали применять лечебное голодание в своих частных клиниках.

Наибольшую известность среди них получил молодой доктор медицины Ив Вивини, который считал своим учителем доктора Бертолле, бросившего знаменитую фразу: «То, что невозможно вылечить голоданием, невозможно вылечить ничем!» Разумеется, это было преувеличением, характерным для западных ученых, живущих в атмосфере, где царит всесильная реклама. Ив Вивини начал практиковать лечебное голодание с января 1959 г. и уже в 1963-м выпустил в свет нашумев­шую книгу: «Лечение голоданием и естественными методами». Она была переиздана во многих странах мира. Ученый разработал комплексный метод, основой кото­рого было более или менее продолжительное голодание. С успехом применял он его при ожирении, малокровии, заболеваниях печени, желудочно-кишечных недомоганиях, бронхиальной астме, сердечно-сосудистых болезнях, варикозном расширении вен, тромбофлебитах, аллерги­ческих заболеваниях и др.

Особый интерес представляют его опыты лечения го­лоданием людей не только тучных, но и очень худых. Вивини справедливо считал: «Истощение — это прежде всего болезнь, а истощенный человек, являясь больным, страдает в первую очередь из-за интоксикации организма. Вследствие «загрязнения клеток — более или менее зна­чительного — некоторые органы функционируют ненормально. Голодание же, дав каждой клетке, каждому ор­гану возможность устранить шлаки во время курса лечения, а также сообщив им потенциал нормальной ас­симиляции после лечения, позволит больному, который страдает от недостаточного веса, в несколько недель или месяцев прибавить в весе, и часто столь существенно, что это вызывает удивление у окружающих. Здесь я хочу подчеркнуть, что в воздействии голодания нет ничего мистического».

Столь же парадоксальным кажется другое его утверж­дение: «Бытует мнение, что беременная женщина должна есть за двоих,— писал он.— Это, конечно, неправильная точка зрения. Более того, она настолько абсурдна, что ее следует искоренять». К нему поступила пациентка Т., которая, не зная, что беременна, голодала в течение месяца.

«Разумеется, пациентка была очень обеспокоена этим,— сообщает Вивини.— Но её первый ребенок — мальчик, родившийся за несколько лет перед тем, весил 3 кг 300 г, а девочка, родившаяся в результате этой бе­ременности,— 4 кг 250 г».

О желудочно-кишечных недомоганиях Вивини писал, что они также хорошо «поддаются воздействию лечения голоданием, идет ли речь о простом колите или энтеро­колите, последствиях амёбной или какой-либо другой дизентерии, паразитозах, хронических поносах и хрони­ческих запорах».

Особое внимание ученый уделял состоянию печени, поскольку она «...является органом гораздо более важ­ным, чем сердце».

В своей книжке Вивини справедливо негодует по по­воду «царящего в наше время фармацевтического разгула редко можно встретить человека, которому удалось избежать приема химических или гормональных ле­карств».

В конце книги Вивини сетует на многочисленные предрассудки, царящие не только среди простых людей, но и в среде ученых-медиков: «Если ещё можно допустить, что врач, никогда не слышавший об этом методе лече­ния, не рекомендует его своим пациентам, то с трудом можно понять врача, который знает о голодании, но тем не менее не пытается подкрепить свою осведомлен­ность и познакомиться с конкретными исследованиями. Однажды я рассказал одному врачу, что добился пре­красных результатов при лечении новым методом и что, если он хочет, я мог бы дать ему книги и статьи на эту тему, чтобы у него сложилось мнение на сей счет. На что получил ответ: «Вы знаете, у меня так мало времени для чтения...»

Но существует и еще одна категория врачей, которые не признают этот метод. Более того отзываются о нем очень скверно...»

Особенно широкое распространение лечебное голода­ние получило в начале XX века, когда в медицине возник­ло так называемое реформаторское движение, уделяю­щее большое внимание естественным методам терапии, в частности лечебному питанию. В Германии, Швейца­рии, Франции, а также в Америке тогда же были открыты первые специальные санатории, где применялось лечебное голодание в различных модификациях. В 1914 г. вышла книга Ф. Зегессера «Лечебное голо­дание», которая явилась, в сущности, первой клиниче­ской монографией по данному вопросу.

Среди ученых, расширивших и пополнивших знания об этом методе, можно назвать ректора Военно-медицинской академии в Петербурге В. Пашутина, профессора биохимии Моргулиса из университета Небраска, Луиджи Луицианиса, профессора физиологии Римского университета и др. Во второй половине нашего века метод лечения дозированным голоданием получил «подкрепление» — был проведен ряд новых научных исследований, как установивших изменения, происходящие в организме при его использовании, так и определивших продолжительность лечения, безопасную для человеческого организма. Появилось много печатных работ, суммирующих результаты клинических наблюдений, а они велись во всем мире. Большим вкладом в дело развития метода явился вышедший в Москве в 1969 г. сборник «Проблемы лечебно­го голодания». В нем приняли участие крупные ученые" Советского Союза: лауреат Ленинской премии, академик АН СССР П. К. Анохин, академики АМН СССР А. А. По­кровский и Н. А. Федоров и др.

В настоящее время положительные результаты лече­ния дозированным голоданием многих заболеваний под­тверждены статистически на десятках тысяч больных.

 

 

Глава 3.

Внутренний врач

Глава «Внутренний врач» с теоретическим обоснованием метода РДТ написана совместно с ассистентом кафедры неотложной терапии Белорусского государственного института усовершенствования врачей Г. А. Войтовичем

Голод!.. Мучительное, болезненное состояние... И ча­ще всего — страшный, неумолимый враг человека. Опи­сание голодных мук мы много раз читали в книгах, рас­сказывающих о полярных исследователях, о заблудив­шихся геологах, о потерпевших кораблекрушения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: