Об одной научной дискуссии 7 глава




Валерий не считает себя психически больным. Он го­ворит, что на почве сложного и непонятного врачам эндокринного заболевания у него непропорционально растут кости лица. Он физически ощущает этот рост, особенно разрастание нижней челюсти, что доставляет ему неудобства: у него неправильный прикус, безобраз­ная, отталкивающая внешность. О своей трагедии он говорил вяло, монотонно и, хотя сам пришел, держался настороженно, напряженно.

Я внимательно всматривался в юношу. Ему в это время было 22 года. Рост средний, средняя упитанность. Безобразный? Нет, скорее, красивый, вот только нижняя челюсть слегка, совсем слегка, действительно выдается. Да, имеются легкие акромегалоидные черты. Писатели часто изображают подобную внешность, художники и гримеры этой чертой выражают силу характера. Но разубеждать психически больного бесполезно.

Я сказал ему: «Ну что ж, если вы считаете себя больным и согласны на лечение голоданием, будем ле­чить вас и надеемся, что это поможет вам». Так он стал нашим пациентом. Это было в 1953 г.

Читаю его анамнез. Какое обилие неблагоприятных фа­кторов! С рождения ослабленный, родился в числе двойни, перенес в младенчестве рахит, туберкулез, корь, дизен­терию, часто болел гриппом. Бабка со стороны матери страдала психическим расстройством. Но и это не все. С детства мальчик был свидетелем неладов между матерью и отцом. Родители развелись, но долго продолжали жить вместе, в одной комнате.

В медицинской карте школьника отмечалась склон­ность к фантазированию, а также повышенная возбуди­мость, ночные страхи, судороги. В школьные годы товари­щи прозвали Валерия «Звездочетом». Мальчишечьи прозвища всегда метки. Он и правда был не приспособлен к практическим, житейским делам, однако учился отлично, много знал сверх программы, хорошо рисовал, писал стихи, увлеченно читал, любил природу, искусство. Маль­чик охотно делился с товарищами своими знаниями. «Звездочет» было ласковым прозвищем.

Тревожные переживания сначала на почве ссор в семье, потом мыслей о своем состоянии, об акромегалии, изме­нили его характер. К моменту полового созревания глав­ной его чертой становится тревожная мнительность. Она переходит в ипохондричность с бредовыми истолкованиями как своего состояния, так и отношения к нему окру­жающих. Критика возникших болезненных переживаний полностью отсутствует. Основным психическим состоянием является изменение восприятия своего физического и пси­хического «я».

Валерий прошел курс голодания. По мере лечения мыс­ли об «уродстве» тускнели и совсем пропали.

Вскоре Валерий вернулся к занятиям в университете, окончил филологический факультет, поступил работать ис­кусствоведом в один из московских музеев.

Ну что же, поставим на этом точку и скажем, что метод голодания излечивает шизофрению ипохондрической формы? Сделать этого, к сожалению, нельзя, даже на таком, казалось бы, благоприятном примере. Что покажет будущее? Что будет дальше?.. Лента жизни Валерия продолжала разворачиваться, продолжалось и наше наб­людение за ним. Все шло благополучно до 1964 г.

С работой в музее наш подопечный справлялся успеш­но. Он сделал за это время даже больше, чем многие его здоровые сослуживцы: написал диссертацию, стал стар­шим научным сотрудником.

А вот в жизни он оставался все тем же «Звездочетом», непрактичным, мечтательным, легкоранимым. Детская травма — семейный разлад — продолжала давить на него. Родители теперь уже жили порознь, но он постоянно метался между ними. Когда отец умер, Валерий поехал на его похороны и вернулся в подавленном, мрачном настрое­нии. Что-то порвалось в его отношениях с матерью: он ви­нил ее в равнодушии, в том что она была злой к отцу, что она повинна в его ранней смерти. Отрицательные эмоции накапливались. Валерий перестал находить радость в тру­де, в общении с людьми. Его мучили страх, гнев, подозри­тельность.

Он снова заболел. Но заболевание проявилось совер­шенно иначе: никаких признаков синдрома дисморфофобии, зато развились болезненная мнительность, подо­зрительность, стали возникать нелепые бредовые идеи: вот одна из сотрудниц похитила у него ценное изобре­тение в области изобразительных искусств; вот сотрудник музея заболел проказой и, зная, что Валерию известно это, старается очернить его, добиться его ареста; вот он подозревает, обвиняет мать — то она виновница смерти отца, то организатор каких-то заговоров...

Странное поведение Валерия стало вызывать конфлик­ты на работе, ссоры дома. Это усугубляло болезненное состояние.

Следующим шагом было появление мысли о самоубий­стве. Однажды, воспользовавшись тем, что никого не бы­ло дома, Валерий вскрыл себе вены на запястьях. Только случайное возвращение матери спасло его. Она привезла сына к нам в клинику.

Между его выпиской и возвращением прошло четыр­надцать лет. Одиннадцать из них были прожиты полно­ценно, счастливо, с пользой для семьи, науки, общества. Остальные три стали трудными, мрачными годами посте­пенного развития болезни.

Читаем записи о его психическом состоянии: недосту­пен, тосклив. В первые дни пытался нанести самоповреждения: прижигал веки сигаретой. Обвинял мать в анти­советских настроениях. Старался доказать, что между этим обвинением и его прежними переживаниями сущест­вует прямая связь, но какая, не раскрывал, утверждая: «Это запрещено». Долго не выходил на прогулки, заяв­ляя: «Не знаю, имею ли я на это право?»

Начали лечение голоданием. Постепенно больной ста­новился живее, общительнее. Много говорил об искус­стве, умно, увлекательно, обнаруживая глубокие знания. Валерий голодал 30 дней. После восстановления пато­логические переживания утратили свою остроту, но кри­тика болезни не наступила. Выписан домой. С матерью помирился. Состояние его продолжало улучшаться, вскоре он вышел на работу.

Я встретил его в музее через два года после выписки из больницы. Итак, повторное лечение голодом снова возвра­тило человека к жизни.

Мы по возможности стараемся помочь больным. Врачи встречаются со своими бывшими пациентами, изучают отдаленные результаты лечения, оказывают конкретную помощь. И когда наши предписания точно выполняются, результаты лечения сохраняются на долгие годы. Мы знаем много таких примеров. В частности, больной, о ко­тором сейчас шла речь, в настоящее время, спустя вот уже 30 лет после лечения методом РДТ, продолжает работать на прежнем месте. Жалоб никаких не высказывает и толь­ко не желает вспоминать о своей прежней болезни.

Сила выдержки

Больной Б. поступил к нам с диагнозом: шизофрения ипохондрической формы. Жалобы: головные боли, чувство пустоты в голо­ве, сердцебиение, колыхание в груди и в горле, ощущение отсутствия левой половины грудной клетки вместе с серд­цем и рукой, желудок не работает, чувство холода или жара в ногах, общая слабость. Иногда кажется, что ноги не идут, а плывут по воздуху впереди него,— в это время больной не мог ходить, а требовал, чтобы его носили. Вре­менами появлялось непреодолимое желание лаять по-собачьи.

В таком состоянии больной в течение трех лет находился в психиатрической больнице, где прошел безуспешно все виды психиатрической терапии. Затем поступил в кли­нику лечебного голодания.

Больной голодал 29 дней. На 12-й день восстановления, по просьбе матери и его самого мы выписали его домой.

Дома Б. продолжал восстановительную диету, выходил на прогулки, катался на коньках. Состояние его продолжало улучшаться, жалобы не возобновлялись. Чувствовал он себя здоровым.

Впоследствии Б. стал продолжать занятия в юриди­ческом институте. Закончил его. Был принят в одно из ми­нистерств в качестве референта. Работает там уже более 20 лет. Пользуется большим авторитетом среди сотрудни­ков, занимается общественной работой. Женат. В семейной жизни счастлив. На стационарном лечении ни разу не находился. Правда, порой у Б. появляется чувство тревоги. Многие уверяют, что это не так уж и плохо — нет самоус­покоенности, равнодушия. С настигающей его иногда ипо­хондрией Б. умеет бороться сам, периодически проводя дозированные голодания. Он ежегодно ездит отдыхать, соблюдает предписанную ему диету: без мяса, со значи­тельным ограничением животных белков, с преобладанием сырых овощей, фруктов. Алкоголь и курение исключены. Б. до сих пор консультируется с врачом, лечившим его. И мы видим: труд, здоровые отношения в семье и на рабо­те, гигиенические условия жизни, диетический режим и выдержка больного являются хорошими помощниками врача-психиатра.

...На лечение голоданием в клинику поступают часто больные с так называемым «патологическим развитием личности». Эти больные отличаются от других тем, что у них под влиянием каких-нибудь неблагоприятных обстоя­тельств в течение довольно длительного времени как бы развивается изменение характера. Они становятся трудны­ми в общежитии — в семье, в рабочем коллективе, у них могут появиться даже бредовые идеи.

В диагностическом отношении эти случаи заболеваний представляют большие трудности, так как они имеют много общего с шизофренией. Отличием от нее является отсутст­вие характерных для шизофрении расстройств мышления и возможность полного выздоровления без каких-либо изменений личности. Таким был больной Н.

«Красный нос»

Это был общительный, живой, подвижный ребенок. Все интересовало, привлекало его — люди, машины, чужие собаки. Всем виденным он делился с домашними: «А сегодня я видел»,— и следовал пересказ увиденного. Он приводил домой приб­лудившихся щенков, терпеливо ухаживал за ними, притаскивал какие-то детали, что-то мастерил из них. Но боль­ше всего он любил сказки, представлял себя их героем: вот он — Иван-царевич, едет на Сером волке, ищет Жар-птицу, а вот он — Мальчиш-Кибальчиш.

Школа открыла новый мир: учителя, товарищи. На каждом уроке узнавалось что-нибудь новое. И с этим он опять бежал домой, опять делился: «А сегодня нам учительница рассказывала»,— и следовал пересказ услышан­ного.

Жилось мальчику хорошо, светло. Именно светло. Ни­каких надрывов, ущемлений. Все казалось ему интересным. Заниматься было легко.

Но однажды... Как это случилось? Он не выучил урок. Учительница удивилась и рассердилась: какой пример для остальных! Она поставила двойку и долго выговари­вала ему. Мальчику было стыдно. Он покраснел, все лицо словно загорелось. Ребята потом говорили: «Ой, какой ты был красный, и уши, и нос!» Так в его жизнь вошли эти два роковых слова — «красный нос».

Двойка, полученная в классе, изменила характер ребенка. Он продолжал хорошо учиться, но не было прежней радости. Появились неловкость, стеснительность, волнение — вдруг ответит плохо, вдруг опять покраснеет. Как-то вспомнились слова ребят о том, что покраснел нос. Начал думать: «Нос покраснеет!» — и стал ощущать, что когда волнуется, то прежде всего краснеет нос. Что делать? Он стал реже бывать с товарищами, отка­зывался ходить в гости, в кино, забросил школьные дела. Прежние дружеские отношения рвались, Н. оставался один. Нет, не один — с ним рядом постоянно жил его страх: «покраснею, покраснеет нос, это будет безобразие». Вскоре товарищи решили, что он гордец, зазнайка. И стали обхо­диться без него.

Четыре школьных года прошли в этом мучительном страхе и отрешенности. Однако школу Н. окончил на «от­лично». И, верно, потому-то никто из взрослых не обратил внимания на его тяжелое состояние.

Н. решил держать вступительные экзамены в универ­ситет. Получил место в общежитии. Шум, смех, споры, молодые голоса... А он стоит один в коридоре. Страх удер­живает его. Здесь темновато, на него не обращают вни­мания, а в комнате сразу увидят его безобразную внеш­ность.

Две девушки проходят, громко смеясь. «Это они надо мной»,— думает Н. «Ну что же, и оставайся с носом»,— говорит какой-то незнакомый абитуриент, проходя мимо. Н. не выдерживает и бежит...

Он не стал поступать в университет, уехал домой. Юноша решил пойти на завод. Узнал, что на производстве сажи требуются рабочие. Пошел. Приняли. В цехе все мазаные. Какое блаженство! Его нос не привлекает вни­мания, его просто не замечают.

И вдруг снова катастрофа. Вызывает начальник произ­водства: «У тебя десятилетка, переходи на более квали­фицированную работу в другой цех, подальше от сажи». Надо бежать с завода.

Потом пришла мысль: «Нужно лечиться». Терапевты, дерматологи, невропатологи, снова терапевты, гомео­паты... Никто не признает его больным. Нос? А что с носом? Одни смеются, другие раздражаются. Опять этот больной с носом? Просто не хочет нигде работать!

И вдруг он решает: «Надо доказать врачам и домаш­ним, как мне важно, чтобы меня лечили от моего уродства. Доказать, что я предпочитаю потерять ногу, руку, но изба­виться от красноты носа. Отсутствие ноги всегда можно скрыть, приобрести протез, а нос на лице, его не спрячешь». Н. идет в кухню, берет топор, запирает дверь, снимает с правой ноги носок, смотрит на пальцы и... ударяет по ним топором. Боль мгновенно отрезвила его, он закричал. Стало дурно. В дверь бешено застучали.

Потом началось все снова. Отрублены пальцы. Ну и что? А нос? Безобразный, распухший нос остался на лице... Н. был помещен в психиатрическую больницу. Через пять месяцев медикаментозного лечения он вы­шел из больницы в еще более удрученном состоянии. Два раза пытался покончить с собой: травился, перерезал вены. Спасли родные. За ним следили, прятали острые предметы, не оставляли одного. Летом удалось достать охотничье ружье. Страха смерти не было. Мать словно почувствова­ла, прибежала, закричала. Ружье отняли. Снова психиат­рическая больница... Люди, как тени, каждый со своей бедой, сумасшедшие. «Но ведь я не сумасшедший,— го­ворит себе Н.,— у меня нет ни бреда, ни галлюцинаций. У меня ненормальное развитие капиллярной сети, но врачи не обращают на мои жалобы внимания».

Н. был направлен на лечение голоданием.

Читаю записи врачей:

«4-й день голодания: больной Н. несколько спокойнее, выходит на прогулку, иногда общается с соседями по пала­те; отмечает, что ощущение набухания носа почти исчезло; чувства голода не испытывает.

7-й день голодания: с утра жалуется на плохое самочув­ствие, головную боль, слабость, головокружение. Во вто­рой половине дня эти явления исчезли, появилось хорошее настроение, к вечеру подумал, что «красный нос» не такой уж дефект.

22-й день голодания: мысли об уродстве носа почти пол­ностью исчезли. Появилось хорошее настроение. Общается с окружающими, много, охотно гуляет. Назначена восстановительная диета.

14-й день восстановления: жалоб нет. Много читает. Настроение приподнятое. Свое заболевание расценивает как какое-то недоразумение: «Почему эта нелепая мысль занимала столько времени и места в жизни, не понимаю». Сон, аппетит хороший, много гуляет. Много общается с больными, шутит, смеется, мечтает после окончания ле­чения поступить в медицинский институт.

Больной выписан в состоянии полного выздоровления». Вот его катамнез (проверка состояния через длитель­ный срок после лечения): через год — совершенно здоров, высказывает лишь сожаление о времени, вычеркнутом из жизни в период болезни; через два года — совершенно здоров, женился, работает помощником оператора на га­зовой установке, с работой справляется, посещает кино, театры, концерты, интересуется медициной, биологией. По сведениям, полученным от родственников, каких-либо отклонений от нормы в поведении не отмечается. Еще че­рез год: поступил в медицинский институт, учится и рабо­тает.

В данном случае мы вправе надеяться, что заболева­ние не повторится.

...Практика показала, что значительный терапевтичес­кий эффект дозированным голоданием наблюдается у больных с синдромом навязчивости, проявляющимся в на­вязчивых мыслях, идеях, страхах, сомнениях, в стремлении производить какое-нибудь действие. Больные чувствуют, что если они не выполнят это действие, то с ними случится что-то ужасное, гибельное. Их преследуют страх, тревога, волнение.

От бредовых идей навязчивые состояния отличаются тем, что при них сохраняется критическое отношение боль­ного к своим переживаниям.

Навязчивые состояния часто бывают очень стойкие, они трудно поддаются лечению, хотя в легкой форме могут проявляться и у здоровых людей при переутомлении или после каких-нибудь истощающих нервную систему обстоятельств. Иные, страдающие навязчивостью, пос­тоянно, без всякого смысла считают предметы (окна в до­ме, рамы, полки на стеллажах, ступеньки лестницы) или производят вычитание или сложение номеров проходящего транспорта. У больных с навязчивыми идеями иногда появляются неприятные или даже непристойные мысли. Рождается страх: «А вдруг не выдержу и слова сами собой прорвутся?» Отсюда неуверенность, застенчивость, угрю­мость, уход от людей.

Гость из Мурманска

В нашей клинике гость. С. едет из Мурманска в Сочи в санатории. Вы­глядит отлично: подтянут, энергичен, рассказывает о рабо­те на траулерном флоте, немного хвастается.

А когда С. уходит, вспоминаем моряка на больничной койке. Жалобы на навязчивые мысли и неодолимое жела­ние выкинуть что-нибудь недозволенное, страшное или постыдное. Его тянет пропасть, раскрытые окна, высота. Броситься... Но знает, что не сделает этого. Или потихонь­ку подкрасться, ударить какое-нибудь беспомощное су­щество: ребенка, старика, больного. Идет по улице, едет в автобусе, сидит в клубе — глаза выискивают жертву: ударить, избить, сдавить. И опять знает, что не сделает этого. Но чувство это мучительно.

«Хуже ощущения голода,— сказал нам С. на 4-й день голодания.— Сейчас вот хочется есть, и это хорошо, пото­му что больные мысли отступили, словно провалились куда-то».

С. проголодал 36 дней. Вел себя мужественно, ни разу не пожаловался на неприятные ощущения. «Все лучше моих постыдных желаний»,— объяснял он.

Лечение голоданием у подобных больных дает исключи­тельно хороший результат. Он наблюдается обычно в про­цессе восстановления или через 2—3 месяца после окон­чания лечения, когда полностью, даже с избытком, про­исходит восстановление не только веса, но и всех функций центральной нервной системы.

 

Встречаются, правда, и более тяжелые случаи.

«Радости жизни»

«Я родился в 1941 году в Средней Азии. В семье было всего трое детей, я — самый младший. В детстве импульсивный, впечатлительный. Много плакал по всякому поводу, даже по пустя­ковому. Сказки производили на меня сильное впечатление. Был замкнутым, в школе в младших классах учился отлич­но, в старших — хорошо. Окончил 10 классов. Детство у меня было трудное: отчим пьяница, был груб с детьми. Драки матери с пьяным отчимом рождали страх. С 7-го по 10-й класс стала проявляться любовь к музыке, стихам, литературе. Остро воспринимал музыку, эмоционально пе­реживал ее, при звуках по телу пробегали мурашки, мозг и позвоночник как бы сдавливало.

После демобилизации начал работать контрольным мастером на заводе. Работа мне нравилась. Ходил в кино, встречался с девушками и жил обычной жизнью.

Потом вдруг появилось навязчивое стремление мыть руки: я боялся заразиться венерической болезнью. Сна­чала мыл руки один раз, потом 2—3 раза, а потом по 15— 20 раз в день. Обратился к врачу. Давали мне элениум, аминазин, но все это совершенно не помогало, и врач ска­зал, что мне надо лечь в психиатрическую больницу. В больнице мне было сделано 30 инсулиновых шоков, ко­торые не помогли. Я был выписан в состоянии ухудшения: общая слабость физическая, дрожание рук, появилась боязнь цифры «1», потому что первое отделение было самым тяжелым в больнице. Позже я стал бояться цифр «5» и «9».

Через год я поехал в Москву и госпитализировался в психиатрическую больницу им. Ганнушкина, где пролежал 5 месяцев, и вышел с еще большим ухудшением: боялся креста, церкви, цифр после «10», цифры «3», буквы «С». Выписался домой в таком состоянии, что не мог ни до чего дотронуться, не мог сам есть, так как опасался зараже­ния,— кормила мать с ложки.

Мое состояние все ухудшалось... Боялся тройку и намы­ливался 4 раза. Каждый вечер начинал умываться с 10 часов и заканчивал к часу ночи. Мне казалось, что брызги с заразными микробами попадают мне то в лицо, то на шею, то на грудь, и до того доходило, что один раз я очень сильно ударил кулаком в умывальник — так мне это бес конечное мытье надоело.

Писал я левой рукой, чтобы правую сохранить чистой. Боялся книг Джека Лондона: он описывал прокаженных, сам их видел и мог инфекцию перенести в свои рукописи, а с них она, через типографию, могла попасть на книги и заразить меня, если я буду их читать. Мать со мной наму­чилась.

В этом же году я был принят в клинику лечебного голо­дания.

В первый, второй и третий день голодания состояние мое было тяжелым: мучил острый голод, на 4-й день аппе­тит немного притупился, но голодал очень тяжело — все время хотелось есть, даже звон посуды вызывал у меня мысли о пище.

На 7-й день очень хотелось есть. Симптомы болезни все усиливались: без конца мыл руки, боялся брызг от ра­ковины, каждый день мыл голову. Утром на 10-й день я почувствовал, что острое чувство голода прошло. До 20-го дня состояние моего здоровья все ухудшалось: если вижу, что где-то моют полы, убегаю, так как чувствую, что брыз­ги, содержащие микробы рака, проказы, трахомы и всяких других страшных заболеваний, попадут на меня. Эти брыз­ги я чувствовал как уколы. Когда лежал в постели, накры­вался с головой одеялом, чтобы не попали капли инфекции от нянечек, сестер и всех больных. Врачей я не боялся. После 20 дней голодания начал пить соки. Это было очень приятно. Первое место заняло питание. В этот день я впервые лег спать не умываясь. На 3-й день я уже сам брался за дверные ручки, и опять лег спать не умывшись. На 4-й день остановил профессора в коридоре, с восторгом начал говорить, что я совершенно здоров, и стал руками браться за пол и за свое лицо. Я понимал, что это негигие­нично, но преодолел чувство брезгливости — хотел дока­зать, что избавился от своих страхов.

Выписался в хорошем состоянии. Меня демонстрирова­ли на конференции психиатров. Уехал домой выздоро­вевшим, с полной критикой своего состояния. Хотя у меня и возникали некоторые опасения, но я относился к ним критически и мог их перебарывать.

Вернувшись домой, поступил на старую работу. Меня перевели на должность инженера-технолога. Все было спокойно до рокового для меня дня. Я сидел дома. Вижу — ползет паук. Взял да и раздавил его ногой. Увидел у него белые внутренности. С этого времени постепенно во мне опять стало нарастать болезненное состояние. Я думал только об отвращении, которое вызвали во мне внутрен­ности насекомого. Стал бояться наступить на жабу или лягушку.

Всё началось снова...

Поехал в Москву, решил пройти повторный курс ле­чения».

И вот наш молодой «азиат», как мы шутя назвали больного Т., снова с нами. Он откровенно рассказал все вновь пережитое и ждет от нас помощи.

Начинаем повторный курс лечения дозированным го­лоданием. В первые дни болезнь обострилась, но постепен­но навязчивые мысли начали уступать место раздумью о будущем, сознанию необоснованности преследующих его страхов. Настроение выровнялось.

Т. почувствовал себя снова здоровым, стал мечтать о трудовой деятельности. Он удивляется своим недавним страхам, спрашивает, отчего он снова заболел и так скоро? В самом деле, что было причиной такого быстрого ре­цидива? Т. первый раз пришел к нам после 10 лет болезни; до нас он неоднократно лежал в психиатрических стацио­нарах, подвергался лечению, после которого не наступало облегчения. Голодание помогло ему. Обновленный и обра­дованный, что наступило полное выздоровление, Т. уехал домой. А там семья, друзья, традиционные встречи, восточ­ное гостеприимство, вкусная национальная кухня, вино. С жадностью набросился наш бывший пациент на все «ра­дости жизни» и... сорвался.

Второй курс дозированного голодания вновь помог Т. А дальше? Не вернется ли заболевание опять? Может быть. Но теперь Т. знает, как бороться с болезнью, знает, что может справиться с ней, в чем была его ошибка в пер­вый раз.

И он справится. С помощью жесткого режима жизни, периодического воздержания от пищи, полного отказа от курения и алкоголя, строгой растительно-молочной диеты. Правда, на все это нужна выдержка, нужен харак­тер. Но теперь у Т. есть главное — критическое отношение к своему заболеванию и желание непременно преодолевать болезнь. Это — залог успеха.

«Жгучая тайна»

Мне вспоминается Цвейг, его тонкое проникновение в психологию мальчика-юноши в момент, когда перед ним впервые встает «жгучая тайна» — вопрос отношения полов. Мы, врачи-психиатры, нередко сталкиваемся с болезненной реакцией на эту «жгучую тайну», тщательно анализируем ее и пре­дупреждаем родителей о важности наблюдения за сы­новьями в критическом возрасте — в период начала поло­вого созревания.

...Все началось с 13 лет. Половое развитие наступило рано. Мальчик не понял, что с ним случилось. Он испугался, а родители ничего не заметили. Сережа стеснялся спросить старших, хотел до всего дойти сам. Все думал и думал. Перестал готовить уроки, пропускал занятия. Сде­лался груб, раздражителен, скрытен, ничего не рассказы­вал о себе.

А рассказать было что. Школьнику стало не до уроков. Он открыл, что мир разделен на мужчин и женщин. Жен­щины волновали его, представления о них мучили. Апатия овладела юношей. Ему стало все безразлично. Все, кроме видений о том запретном, что вошло в его жизнь.

Старшие товарищи толкнули его на связь с женщиной. Это случилось в 17 лет. Связь была без любви. Осталось чувство неловкости, стыда и страха. Появился «комплекс неполноценности».

Ему было 19, когда он впервые поступил на лечение в психиатрическую больницу. Перед врачом сидел высокий красивый юноша, на вид здоровый.

Наследственность — не отягченная: семья благополуч­ная. Отец — сдержанный, спокойный, по специальности инженер-строитель, мать — общительная, занимается детьми и домашним хозяйством; брат и сестра здоровы. И вдруг такое несчастье: сын заболел. Впервые прозву­чало слово «шизофрения». Родители в тоске спрашивают, что это за болезнь, можно ли надеяться на излечение, сможет ли Сережа дальше учиться?

Мать вспоминает: «В младших классах Сережа хорошо учился, был таким веселым, жизнерадостным мальчиком». Она улыбается своим воспоминаниям. Потом на лицо на­бегает тень. Мать рассказывает: «Шести лет Сережа упал, расшиб голову, потерял сознание. Может, это послужило причиной?» И дальше неуверенно: «Болел дизентерией... ну идругими детскими болезнями. С чего бы, кажется?» Мать недоумевает, она так и не поняла, что было упу­щено ею и ее мужем в жизни сына, что стало первопри­чиной их беды.

У Сергея толчком к заболеванию явилось его раннее половое созревание, затем последующая травма на сек­суальной почве. Постепенно развивалась апатия, равноду­шие, вялость — состояние, характерное для шизофрении простой формы.

Итак, диагноз поставлен: шизофрения простая, вялоте­кущая, медленно прогрессирующая форма.

Возникает она обычно у молодых людей в период полового созревания. Далеко не последнюю роль здесь играет перекармливание, злоупотребление мясом, гиподинамия. Дети, потребляющие много сладкого, животных белков, жиров, ведущие сидячий образ жизни (школа, чтение книг, сидение у телевизора), больше подвержены опасности. Родители, которые и сами много едят и детей стараются накормить досыта, до отвала, оказывают им плохую услу­гу. Такая жизнь нередко способствует более раннему по­ловому созреванию, развитию таких пороков, как онанизм, мастурбация, усугубляющих положение.

Поначалу дети выглядят как разленившиеся, не под­дающиеся воспитанию. Когда же прогрессирование и стой­кость болезненного состояния обращают на себя внимание семьи и школы, родители ведут больного к терапевту, ко­торый, ничего не найдя, направляет его к невропатологу, а тот, заподозрив психическое заболевание, отсылает к психиатру. Данную форму заболевания часто долго не мо­гут распознать, и больные поступают на лечение иногда через несколько лет после начала шизофрении. Так было и с Сережей.

Два месяца специального медикаментозного леченияв психиатрической больнице принесли некоторое облегчение. После выписки юноша поступил учиться в один из москов­ских институтов. Учился без увлечения, формально, чтобы только не исключили. Друзей у него не было. Его одолева­ло мрачное настроение, думал о бессмысленности жизни. Размышлял — не покончить ли жизнь самоубийством, но мысли эти реализовать не пытался.

Сергей сам искал пути к излечению. Повторно лег в больницу. Терапия — трифтазином, инсулином... Выпи­сался, собираясь продолжать занятия в институте. Но, оказавшись дома, почувствовал, что нет ни сил, ни жела­ния готовиться к сессии, и взял академический отпуск.

Снова стационар. На этот раз клиника лечебного голо­дания. Сергей стал нашим пациентом. Ему 24 года. За пле­чами пять лет периодического пребывания в психиатри­ческой больнице, лечения медикаментозными средствами.

На явления снижения своего интеллекта больные реа­гируют по-разному: одни с безразличием и отсутствием критики, едва ли сознавая, что в них изменилось; другие — наиболее сохраненные — активно стремятся к избавлению от болезненных признаков, просят вернуть им прежнее настроение, остроту утраченных восприятий, работоспо­собность. Эти больные охотно идут на РДТ, точно выполняют все врачебные требования как во время голодания, так и восстановительного питания.

Сергей принадлежал к последним. Он верил в целитель­ность голода и хотел поправиться. У него были мечты, правда, нестойкие, переменчивые: то он думал о работе геолога, то собирался стать энергетиком. Все же это выво­дило из апатии. Но подобное состояние таит в себе и опас­ность: терапевтическая неудача может вызвать тяжелую депрессию. Именно такие случаи приводят к попыткам самоубийства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: