ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ХОРОМ




1. Особенности подбора репертуара.

2. Особенности вокально-хоровой работы.

3. Этапы развития детского голоса (характеристика голосов, диапазоны).

 

1. В настоящее время большое распространение получили детские хоры и фольклорные ансамбли, которые развивают детское хоровое пение на народно-песенной основе.

При работе с детским коллективом руководителю необходимо уделять особое внимание репертуару и вокальной работе.

Подбор репертуара – важнейшая сторона деятельности руководителя, работающего с детским хором. Репертуар обязательно подбирается с учетом возрастных особенностей.

Источник репертуара для детей – песни с ярко выраженным игровым началом, танцами. Стремление к актерству присуще всем детям, поэтому элементы игры могут быть внесены почти в любую песню.

В репертуар могут быть включены произведения «детского фольклора» - колыбельные, дразнилки, считалки – для детей младшего возраста; произведения из взрослого репертуара – шуточные, частушки, хороводные, календарные песни. В более старшем возрасте можно включать лирические, балладные, социально-бытовые песни и т.д.

2. Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп. Организуя детский хор, руководитель должен обязательно учитывать эти особенности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива. Наибольший результат дает работа с таким детским хором, который развивается в ходе регулярных занятий, на протяжении многих лет, охватывая все периоды роста детей, начиная с младшего возраста и кончая старшей возрастной группой.

Наладить вокально-хоровые занятия руководителю поможет знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей.

Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Детские голоса имеют высокое головное звучание, отличаются легкостью, серебристостью, звонкостью, «полетностью».

Детские голоса делятся на высокие и низкие. Высокие голоса девочек называются сопрано, мальчиков - дискант; низкие – мальчики и девочки - альты.

3. Различают несколько этапов развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

I этап 7- 10 лет (младший школьный возраст)

Голоса мальчиков и девочек мало отличаются по характеру звучания и диапазону - почти все дисканты. Диапазон ограничен звуками «ре 1 – ре2». Наиболее удобные звуки — «ми1 – ля1». Для голоса характерно головное резонирование (связки вибрируют только краями и неплотно смыкаются). Тембр неровный, гласные звучат пестро.

У детей начальных классов школы, неверно интонирующих, у так называемых гудошников голосообразование осуществляется по типу грудного регистра. Такие дети могут интонировать звуки только в малой октаве.

II этап 11 - 13 летпредмутационный период (средний школьный возраст)

К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. Голос начинает звучать более полно и насыщенно.

!!! В этот период происходит разделение голосов на высокие и низкие, расширяется диапазон:

Дисканты и сопрано«ре1 – фа2»

Альты«си – до2, ре2»

В этом возрасте легко отличить голоса девочек от голосов мальчиков.

III этап 13 – 15 лет, мутационный (переходный)период (старший школьный возраст)

Совпадает с периодом полового созревания у детей. В связи с этим возникают и изменения в голосовом аппарате. Происходит смена голоса – мутация, т.е. переход детского голоса во взрослый.

Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других — более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Это в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья ребенка и от климатических условий. У детей, живущих в средней полосе, половое созревание охватывает в среднем возраст от 14 до 17 лет. У подростков южных национальностей оно протекает раньше. Детский организм, ослабленный частыми инфекционными и различными общими заболеваниями, мутирует позднее.

Смена голоса у мальчиков и девочек происходит различно. Этот процесс у девочек протекает менее заметно и менее болезненно, чем у мальчиков. У девочек он обычно развивается постепенно, спокойно, в то время как у мальчиков наблюдаются резкие, скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во врёмя мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек.

В период полового созревания отмечается быстрый рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1/2, а гортань мальчиков вырастает на 2/3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: