1. Особенности подбора репертуара.
2. Особенности вокально-хоровой работы.
3. Этапы развития детского голоса (характеристика голосов, диапазоны).
1. В настоящее время большое распространение получили детские хоры и фольклорные ансамбли, которые развивают детское хоровое пение на народно-песенной основе.
При работе с детским коллективом руководителю необходимо уделять особое внимание репертуару и вокальной работе.
Подбор репертуара – важнейшая сторона деятельности руководителя, работающего с детским хором. Репертуар обязательно подбирается с учетом возрастных особенностей.
Источник репертуара для детей – песни с ярко выраженным игровым началом, танцами. Стремление к актерству присуще всем детям, поэтому элементы игры могут быть внесены почти в любую песню.
В репертуар могут быть включены произведения «детского фольклора» - колыбельные, дразнилки, считалки – для детей младшего возраста; произведения из взрослого репертуара – шуточные, частушки, хороводные, календарные песни. В более старшем возрасте можно включать лирические, балладные, социально-бытовые песни и т.д.
2. Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп. Организуя детский хор, руководитель должен обязательно учитывать эти особенности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива. Наибольший результат дает работа с таким детским хором, который развивается в ходе регулярных занятий, на протяжении многих лет, охватывая все периоды роста детей, начиная с младшего возраста и кончая старшей возрастной группой.
Наладить вокально-хоровые занятия руководителю поможет знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей.
Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Детские голоса имеют высокое головное звучание, отличаются легкостью, серебристостью, звонкостью, «полетностью».
Детские голоса делятся на высокие и низкие. Высокие голоса девочек называются сопрано, мальчиков - дискант; низкие – мальчики и девочки - альты.
3. Различают несколько этапов развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.
I этап 7- 10 лет (младший школьный возраст)
Голоса мальчиков и девочек мало отличаются по характеру звучания и диапазону - почти все дисканты. Диапазон ограничен звуками «ре 1 – ре2». Наиболее удобные звуки — «ми1 – ля1». Для голоса характерно головное резонирование (связки вибрируют только краями и неплотно смыкаются). Тембр неровный, гласные звучат пестро.
У детей начальных классов школы, неверно интонирующих, у так называемых гудошников голосообразование осуществляется по типу грудного регистра. Такие дети могут интонировать звуки только в малой октаве.
II этап 11 - 13 летпредмутационный период (средний школьный возраст)
К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. Голос начинает звучать более полно и насыщенно.
!!! В этот период происходит разделение голосов на высокие и низкие, расширяется диапазон:
Дисканты и сопрано – «ре1 – фа2»
Альты – «си – до2, ре2»
В этом возрасте легко отличить голоса девочек от голосов мальчиков.
III этап 13 – 15 лет, мутационный (переходный)период (старший школьный возраст)
Совпадает с периодом полового созревания у детей. В связи с этим возникают и изменения в голосовом аппарате. Происходит смена голоса – мутация, т.е. переход детского голоса во взрослый.
Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других — более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Это в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья ребенка и от климатических условий. У детей, живущих в средней полосе, половое созревание охватывает в среднем возраст от 14 до 17 лет. У подростков южных национальностей оно протекает раньше. Детский организм, ослабленный частыми инфекционными и различными общими заболеваниями, мутирует позднее.
Смена голоса у мальчиков и девочек происходит различно. Этот процесс у девочек протекает менее заметно и менее болезненно, чем у мальчиков. У девочек он обычно развивается постепенно, спокойно, в то время как у мальчиков наблюдаются резкие, скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во врёмя мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек.
В период полового созревания отмечается быстрый рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1/2, а гортань мальчиков вырастает на 2/3.