Цели: формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу); уточнить представление о многообразии овощей.
- Какое сейчас время года? Как люди готовятся к зиме? Что запасают на зиму? Пойдемте на огород и посмотрим, какие овощи созрели и их можно сорвать.
Выдергивая корнеплоды (морковь, свеклу), педагог предлагает детям назвать их и описать цвет, форму, поверхность, обращает внимание на признаки зрелости овощей, показывает, как снимать их.
- Теперь поручаю вам собрать урожай корнеплодов. Вспомните, что можно приготовить из собранных овощей.
Приметы: если береза с осени желтеет с верхушки - весна ранняя, снизу - поздняя; когда лист с березы и дуба опал чисто - будет для людей легкий год; много рябины - к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины - к сухой осени.
Поговорки и пословицы: в сентябре прохладно — да сытно; в сентябре и лист на дереве не держится; холоден батюшка сентябрь - да кормить горазд; сентябрь без плодов не бывает. Стихотворения.
ОСЕНЬ
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева
ОГОРОД
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год
А. Прокофьев
Загадки.
Ветер с веточки сорвал
И по свету разбросал.
Крутятся и вертятся,
И на землю стелятся.
(Листья деревьев.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она -
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!».
(Картошка.)
Дидактическая игра «Кто же я?».
Цель: указать названное растение.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».
Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.
- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д. 5
Подвижная игра «Зайцы и волк» (см. прогулку 5).
Подвижная игра «Кто скорее соберет?».
Цели: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность
Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
Труд на участке: сбор сухих стеблей и ботвы на огороде.
Прогулка 12: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ
Цели: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее.
- Куда исчезли кузнечики, почему не видно божьих коровок? Все жуки и бабочки попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно. Посмотрите, на дереве сухой пакет из листьев, он весь окутан паутиной и висит на ней; внутри пакета белые коконы. В коконе зимует малюсенькая гусеница бабочки-боярышницы.
Давайте пройдем в уголок леса. У старого пня отогнем кусочек коры и увидим множество личинок жука-короеда. Кора дерева надежно защищает их от холода и снега. Некоторые насекомые еще только готовятся к зиме: пчелы, осы, шмели, мухи, жуки-долгоносики, еще появляются на улице, но уже не в таком количестве, каком они летали летом. Скоро и они попрячутся.
Приметы: появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени - на суровую зиму.
Пословица: осенняя муха сильнее кусает.
Стихотворение.
ПЧЕЛКА
Труженица-пчелка вьется над цветком,
Нектар в нем собирает тонким хоботком.
Свою добычу в улей работница-пчела,
Пока не село солнце, скорее понесла.
Полосочки на тельце, прозрачны два крыла.
Попьем мы чаю с медом, раз трудится пчела.
Загадки.
На вид, конечно, мелковаты,
но все, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи.)
Сок цветов душистых пьет,
дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
а зовут ее... (пчела).