Или работа над ошибками.




Как помочь детям полюбить чтение?

Чтение – важнейший инструмент для успешного образования, оно теснейшим образом связано с мышлением. Развивая качество и скорость чтения мы делаем наш ум быстрым, активным и точным. Ученые выяснили, что школьники, читающие к пятому классу со скоростью меньше 100 слов в минуту, практически не могут самостоятельно справиться с подготовкой домашних заданий, что резко снижает их успеваемость.

Идеально, если Вы задумались над вопросом: «Как сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение», еще до рождения ваших детей. Но даже, если ваш ребенок уже школьник, который терпеть не может читать, не стоит отчаиваться.

Если хотите воспитать ребенка любящим людей, жизнь и, наконец, чтение, необходимо каждый день тратить время на духовную пищу и чтение книг в этом ряду занимает не последнее место.

Я считаю, что настало время передавать глубинные психологические открытия родителям. Наш соотечественник Лев Семенович Выготский в начале прошлого века открыл психологический
закон: любая психическая функция, которую мы желаем развить в ребенке должна присутствовать вначале вовне, чтобы уже затем укорениться в нем, стать его второй натурой. Таким образом, любовь к чтению должна изначально присутствовать у родителей.

Найдется немало возражений: что порой родители читают в захлеб, а их чадо невозможно усадить за книгу; родители малограмотные, а дети читающие. А что же, наконец, делать родителям, которые и сами не дружат с книгами?


С самого начала

или работа над ошибками.

Интерес к книгам формируется в раннем возрасте, когда родители с неподдельным увлечением вместе с детьми рассматривают книги, регулярно читают их вслух. Чтобы чтение не навевало скуку, нужно подбирать книги соответствующие возрасту ребенка и вызывающие отклик в его душе, соответствующие его интересам. Такое внимательное отношение, постоянную кропотливую работу родителей никак не спутаешь с раздражительными, часто пустыми нравоучениями на тему: «Надо читать».

Закон меры главенствует по отношению ко всему живому, форсируя уровень сложности, игнорируя утомление ребенка, Вы можете вызвать стойкую нервно-психическую перегрузку у ребенка, которая выразиться в беспокойном засыпании, излишней раздражительности, так что не спешите читать маленьким детям «Алису в стране чудес». Постарайтесь чутко улавливать зону ближайшего развития ребенка – определите какие из новых и более сложных книг могут быть доступны вашему ребенку.

Очень важно как вы начнете обучать ребенка чтению. Ни в коем случае не надо спешить, ради хвастливого козыряния перед знакомыми: «мой ребенок уже читает». Избегайте отрицательных эмоций при обучении чтению, ознакомьтесь с несколькими подходами рекомендованными родителям. Если вы решились на раннее обучение, будьте очень внимательны к ребенку. Проявите терпение и находчивость, не отчаивайтесь, видя детские трудности. Раннее обучение – это, прежде всего игра. В крайнем случае, игра в школу, а лучше всего в разные путешествия и приключения. Чудесно, если вы придумаете игровой сюжет, который вдохновит вас обоих, и вы на время тоже ощутите себя ребенком. Я часто встречалась с озадаченным взглядом мам в ответ на мою рекомендацию, что нежелание учиться, можно преодолевать через игру. Беседуя с родителями, я понимала, что они давно утратили дух игры, что является серьезным симптомом нечувствительности по отношению к ребенку.

Будучи студенткой психологического факультета и ожидая на свет появление моего первенца, я с вдохновением слушала лекции Н. Н. Толстых о детской одаренности, особенно мне врезался в память пример с экспериментом, когда скрытая камера снимала мам и их детей, ожидающих своей очереди в приемной у доктора. В этой приемной были разные игрушки, но указаний, чем заняться не было. Оказалось, что процент одаренных, успешных детей значительно выше у родителей, которые не только предлагали поиграть ребенку, радовались его игре, но и играли вместе с ним.

Н. Н. Толстых дала потрясающий совет, как мотивировать ребенка на чтение через игру. Этот способ я также с успехом применила для своего сына, придумав свои вариации этой игры. Начинающему читать ребенку пишется письмо, от имени любимого сказочного героя, коротенькое, понятное, в котором указывается место, где спрятан сюрприз, в благодарность за что-то, что ваш ребенок уже сделал или ему предлагается выполнить посильное поручение, за которое ребенка ждет награда. Мы с сыном играли в игру продолжение (продолжение игры не по сюжету, а по развитию идеи) «Ты мой командир». Предлагалось прочесть записку с несложной командой, например: «Прыгай!», «Топай!», «Хлопай!». В ответ мама исполняет команду, ребенка это забавляет и радует. Читать за ребенка не стоит, но поддержка ему необходима, тем более одобрение.

Совершенно не претендуя на раскрытие всех методов раннего обучения чтению, да и не являясь рьяной поклонницей такового, приведу работающие и безвредные приемы, которые в дальнейшем облегчат обучение детей чтению.

И все же почему не нужно спешить с обучением чтению? Всему свое время, раннее проявление ума у детей часто воспринимается более восторженно, чем развитие всех известных пяти чувств, являющихся прочной основой для развития интеллекта, а часто и способности выстраивать отношения сотрудничества и поддержки с детьми. Интеллект, навык чтения очень важные, но все - таки служебные процессы на пути становления неповторимой личности, которой хочется пожелать найти свое предназначение.

Вернемся к приемам. В самом раннем возрасте, начиная с 6-10 месяцев, ребенок хорошо запоминает картинки, звуки. И если в этом возрасте Вы с ребенком будете играть с кубиками, на которых нарисованы буквы, да еще и произносить соответствующий букве звук, ненавязчиво, в ходе игры спрашивая ребенка что это за буква, у вас есть возможность в год уже выучить основные буквы алфавита. Почему следует букву произносить как соответствующий ей звук? Да чтобы облегчить использование букв в дальнейшем, чтобы при их слиянии, ребенок не путался и не присовокуплял, лишних «Э», которые присутствуют в названиях букв. Играя и заучивая зрительные и слуховые образы букв, мы используем непроизвольное запоминание ребенка, которое так мощно развито вначале жизни. Кстати, многих восхищает и умиляет способность ребенка 2-3 лет воспроизводить тексты сказок и стишков, без специального заучивание, практически без ошибок. От нас с вами зависит, чем заполнит свою цепкую память малыш, потешками и сказками, полными народной мудрости, или рекламными слоганами.

Существуют разные подходы к обучению детей чтению, среди них и чтение сразу словами, когда запоминается целый образ слова и звукового синтеза и анализа, спорят и о времени начала обучения. Считаю, если обучение не проходит легко и не принужденно, ИГРАЮЧИ, стоит задуматься, остановиться, проконсультироваться у специалистов.

Я лично отдаю предпочтение звуковому слиянию при обучении чтению, когда вначале изучаются гласные, характерным признаком которых является возможность их спеть, обычно их выделяют красным цветом а не поющиеся согласные изображают синим. Полезны таблицы, которые присутствовали еще в букваре Л. Н. Толстого, когда один согласный звук используется со всеми гласными. Например «М» - МА, МО, МУ, МЕ, МИ, МЫи т. д. Самый центральный секретик, помимо традиционного повторения за взрослым, в том чтобы разъяснить малышу, что одну согласную поем с разными гласными, а чтобы вышло правильно, нужно сразу же за согласным увидеть гласный, и перед тем как собираешься произнести согласный губки приготовить на последующий гласный. Увидел в слоге «МУ» за «М» «У» и складывай губки трубочкой, как бы собираясь пропеть «У» и пой его но вместе с «М», т е «М» как бы вкладываешь произнося в ротик трубочкой, а если «МО», то сразу «засовываем» произносимый нами звук «М» в кружочек, который образуют наши губки при пении «О».

Научив ребенка читать, потратьте много времени, чтобы слушать ребенка, радоваться его чтению, соблюдая принцип интереса и доступности. Полученная способность, начнет угасать, если ее регулярно не использовать. Ребенок долго идет к чтению по собственному желанию и для себя, ему нужна ваша поддержка, выступайте инициатором, говоря: «Давай почитаем!» Чередуйтесь друг с другом, читая.

Если вы хотите серьезно помочь ребенку в интеллектуальном развитии, не прекращайте ему читать, даже когда он умеет сам (класса до 5–го), это не отменяет самостоятельного чтения вашего ребенка, а лишь дополняет. Тексты, которые ребенок уже готов воспринять на слух бывают сложнее тех, которые он способен без особых трудностей читать. Поэтому читая ребенку классику детской литературы, разъясняя непонятные слова, вы делаете замечательное дело: обогащаете его язык, словарь, речь, и понимать учебный материал, запоминать его и отвечать на уроке ребенку становится гораздо легче.

Прекрасный прием, точнее ритуал семейное чтение перед сном (выбор времени это компромисс между вашим семейным укладом, биоритмами ребенка и законами детской физиологии). Перед сном, в расслабленном состоянии ребенок хорошо воспринимает и запоминает информацию, с учетом того что прочнее всего запоминаются первые и последние события дня. Интересное чтение, не слишком возбуждающее прекрасное завершение дня, если учесть что рядом любимая мама, и звуки ее спокойного, выразительного голоса уводящего в чудесные миры, которые открывают нам книги. Замечательно, когда в ритуале вечернего чтения участвуют отец, бабушки и дедушки.

Мы с вами поговорили о том, как у ребенка изо дня в день, начиная с младенчества гармонично развивать любовь к чтению.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: