Церковь
Вместо предисловия
"Одинокий уголек", отрывок из произведения Пауло Коэльо "Подобно реке"
Хуан всегда посещал воскресные службы, но однажды он подумал, что в своих проповедях пастор стал повторяться, и не захотел больше ходить в церковь.
Два месяца спустя, холодным зимним вечером, пастор явился к нему.
«Видимо, пришел убеждать меня вернуться в церковь», - сказал Хуан про себя и тут же подумал, что ему не хватит духа сообщить пастору, что подлинной причиной его нежелания посещать церковь были однообразные проповеди.
И Хуан, пока ставил стулья перед камином и заговаривал о погоде, стал подыскивать какую-то другую отговорку.
Пастор молчал. Хуан так и не смог завязать разговор и тоже замолк. Полчаса оба сидели молча, глядя на огонь.
Наконец пастор встал и, орудуя поленом, лежащим около камина, выкатил из груды жара один уголек.
Тлеющий уголек, оказавшись вне очага, скоро начал гаснуть. Хуан вдруг вскочил и резким движением отбросил его обратно в огонь.
- Доброй ночи, - произнес пастор, поднимаясь, чтобы уходить.
- Доброй ночи и большое вам спасибо, — ответил Хуан. - Как бы ярко ни горел огонек, он быстро погаснет вне очага. Так же и человек, каким бы умным ни был, он не сумеет сохранить тепло своего пламени, если обособится от других. Я снова приду в церковь в следующее воскресенье.
Начало
Когда речь заходит о Церкви, у каждого это слово вызывает свои ассоциации. Человек, живущий в Киеве, скорее всего, увидит в своем воображении Софийский собор, расположенный возле памятника Богдану Хмельницкому. Итальянец представит себе собор Святого Петра в Ватикане, а может быть, католическую мессу с участием Папы Римского. Американец вспомнит о небольшом деревянном здании, в котором проводят службу баптисты, воспевая псалмы Богу.
На протяжении тысячелетий Церковь претерпевала различные изменения. Поэтому неудивительно, что у современного человека она вызывает так много ассоциаций. Однако, какими бы ни были перемены в Церкви, за две тысячи лет христианство стало одной из крупнейших религий.
Во всем мире христианство представлено тремя основными направлениями: католики, православные и протестанты. Католицизм зародился в Риме и насчитывает 1,2 млрд. последователей. Православие получило свое начало в восточной столице Римской империи, в городе Константинополе, его исповедуют около 200 млн. человек. Протестантизм, который по праву можно назвать третьей, быстрорастущей ветвью, насчитывает более 700 млн. последователей. Многих людей смущают эти разветвления христиан-с кой Церкви. Вполне возможно, причиной отсутствия единства является постоянное стремление христиан к совершенству, что и побуждает их отлепиться от уже существующих деноминаций.
Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. Идеи и учение Иисуса Христа имели такой успех, что уже через несколько десятков лет с начала своею зарождения христианская религия стала интернациональной. Однако, кроме огромной армии своих приверженцев, христианство имело и немало врагов. Встретив сопротивление со стороны Римской империи, в христианстве началось время гонений.
Развитие культа императоров в первые века нашей эры усугубило свойство римской государственной религиозности: каждый житель империи был обязан сжечь несколько зерен ладана перед изображениями римских богов и назвать императора богом, иначе его считали диссидентом. Но христиане отказывались выполнять эти требования, так как считали Господа Единым.
Тогда "царство кесаря" восстало на "Царство Божие". Начались гонения на христиан, и их религия была объявлена недозволенной.
Только в IV веке, когда в Риме пришел к власти император Константин, гонения на христианскую Церковь окончились. Более того, император сам поверил и Иисуса Христа и всячески способствовал утверждению Церкви в Риме. Многим известен рассказ древних историков о видении, которое явилось главе Римской империи перед решающей битвой. Накануне сражения император и его свита около полудня увидели на небе знамение креста и “In hoc vinces” (“Сим победишь!”). Позже глава Римской империи получил от ангелов вразумление изобразить на щитах, знаменах и императорском шлеме монограмму Христа, совмещенную с крестом. Весть о Божественной помощи вернула ему и его войскам уверенность в победе. 28 октября 312 года произошла битва, вошедшая в историю как битва у Мильвийского моста, в которой император Константин одержал победу.
Результатом таких событий стало решение Константина сделать, христианство доминирующей религией в Риме. И хотя император тщательно следил за делами Церкви и участвовал в назначении епископов, некоторые историки более позднего периода называли его циником и интриганом и считали, что его жизнь не всегда соответствовала христианским принципам. В то время как биограф императора Евсевий Памфил, наоборот, подчеркивал его глубокую набожность.
Ни для кого не секрет, что многие исторические события, воспринимаемые как неопровержимый факт, на самом деле условны и часто определяются приверженностью того или иного историка какой-либо доктрине, неважно, какой — идеалистической пли материалистической. Поэтому, когда мы говорим об истинной Церкви, необходимо учитывать, что не все известные исторические события и факты однозначны. К примеру, таким фактом является принятие киевским князем Владимиром в 988 году христианской веры.
Князь, как любой грамотный руководитель государства, понимал, что ему в деле подчинения Киеву всех славяно-русских земель необходима объединяющая идея, которая в то время, естественно, оформлялась через религиозные взгляды и предпочтения. Христианская община в Киеве на тот момент была наиболее влиятельной и имела обширные экономические и политические связи с Восточной Римской империей — Византией, ведущей империей раннего средневековья с высокоразвитой промышленностью, торговлей и военным
делом.
С целью более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, кия и, Владимир вступил в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II и Константином, взяв в жены их сестру Анну. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, — князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси, к крещению Руси и образованию Киевской митрополии Константинопольского патриархата.
1 августа 988 года князь велел язычникам Киева явиться на берег Почайны для обряда крещения. И предупредил: "Если не придет, кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом”. Понимая, чем может обернуться неповиновение князю, народ отправился на берег, говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". Так, благодаря князю Владимиру, Киевская Русь обратилась в Православие.
Но, несмотря на принятие славянами христианства, язычество еще долгое время необычайно прочно удерживало свои позиции. По этому поводу даже через два с половиной столетия после крещения Руси краковский епископ Матвей писал аббату французского монастыря в Клерво Бернарду, которому послушно внимали многие православные епископы: "Народ же русский... религии истинной установления не блюдет... но в установлении от брака церковного, а равно в иных церковных таинствах позорно колеблется".
И еще через два с половиной века (в начале XV » столетия) кардинал дЭли писал: "Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в его образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение".
Позднее, в 1551 году, собравшись на Стоглавый Собор, клирики и епископы с горечью также отмечали, что Русь полна язычества и, что в пасхальную неделю учиняют на кладбищах пьяные поминки с пиршеством, с бубнами и "всяческим беснованием". А в ночь под праздник Рождества Иоанна Предтечи и в сам праздник, а также на Рождество Христово и на Богоявление в городах предаются бесовским игрищам и пьянству и только к утру "отходят в домы свои и падают, как мертвые, от великого клокотания".
Становление Православной веры па Руси было сложным, нередко сопровождалось гонениями и кровью, пролитой мучениками. Известны тысячи святых людей, без жертв и мучений которых не было бы Православной Церкви такой, какой она является сегодня. О жертвенности этих святых писал архиепископ Хризостома: "Под турецким игом, в годы после захвата Константинополя, Православная Церковь и верные чада Ее претерпевали гонения, сходные с гонениями первых веков христианства... Церковь боролась за спасение своих чад и укрепление их в вере. И в этой борьбе Православной Церкви мученики играют очень важную роль".
Если же говорить о развитии христианства в целом, то Церковь первых веков не знала разделения на Православную и Католическую. Это деление произошло позднее. В IV веке в официальных документах иногда стали добавляться слова "католическая" (в переводе, дословно: вселенская) и "ортодоксальная" (в переводе, дословно: истинная, правильная, правильно славившая). Когда в VI веке западный патриархат расширил свои границы и включил в себя практически всю Европу, западные епископы стали использовать термин "католическая" в качестве самоназвания.
В 680 году в Константинополе состоялся VI Вселенский Собор, на котором были утверждены правила, которыми Церковь должна руководствоваться. Все более очевидным становится расхождение двух церквей — Православной и Католической. А уже в 1054 году конфронтация Рима и Константинополя, продолжавшаяся долгое время, закончилась тем, что Церковь окончательно разделилась на Западную Католическую, где главой был Папа Римский, и Восточную Православную во главе с патриархом.
Разорвав отношения, две ветви христианства не прекратили спор о главенстве. В то время Православной Церковью стала широко популяризироваться история об апостоле Андрее Первозванном, который был первым из двенадцати апостолов призван в ученики к Иисусу. В свою очередь, Католическая Церковь противопоставляла Андрею римского первосвященника апостола Петра, чья могила до сегодняшнего дня находится в основании собора Святого Петра в Ватикане
Католическая Церковь утверждала, что именно ей принадлежит власть и главенство, исходя из того, что ее апостолом является Петр, которому Иисус Христос лично поручил создать Церковь, (...и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Евангелие от Матфея 16:18)). Православная Церковь противопоставляла себя Католической, основываясь на том, что ее покровителем и апостолом является Андрей, так как Иисусом Христом он был призван раньше, чем Петр, что и доказывает значимость и первенство Православной Церкви.
По преданию, когда апостол Андрей прибыл из Синопа учить в Корсунь, он захотел отправиться в устье Днепровское. И случилось так, что по дороге он увидел горы и сказал бывшим с ним ученикам "Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей". Он поднялся на эти горы, благословил их, поставил крест, и помолился Богу и пошел по Днепру вверх. Впоследствии на этих юрах возник Киев. Возвратившись же в Рим, Андрей рассказал об увиденном в Славянской земле.
Разногласия между двумя мощнейшими ветвями христианства со временем лишь усугублялись, что отражалось на особенностях их вероучения и организации.
Организация Католической Церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению Католической Церкви, Папа Римский (римский первосвященник) — видимый глава Церкви, его власть выше власти Вселенских Соборов. Католическая Церковь источником своего вероучения признает не только Священное Писание, то есть Библию (как Протестантская Церковь), но и Священное Предание, или традицию. В догмате Католической Церкви о Троице Святой Дух не только от Бога Отца (как в Символе веры, признаваемом Православием), но и от Сына.
Католическая Церковь проводит жесткое разграничение между священством и мирянами. Оно выражается в ряде установлений, не имеющих места в Православии: целибат - обязательное безбрачие духовенства, причащение хлебом и вином — лишь духовенства, одним хлебом — мирян (сегодня в отдельных случаях также и вином), и др. Лишь в Католической Церкви имеется догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от неискупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и "добрых дел" их близких на земле. Духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно это было утверждено в XVI в. Тридентским Собором.
На сегодняшний день Католическая Церковь является наиболее распространенной ветвью христианства, о чем говорит тот факт, что шестая часть населения Земли причисляет себя к католикам. (современная Католическая Церковь - крупная религиозно- политическая, идеологическая организация, оказывающая огромное влияние не только на духовную атмосферу на планете, но также на социальную, экономическую, политическую сферы.
Всему миру известны такие величайшие католики, как мать Тереза (1910-1997) - основательница приютов для нищих, больных и умирающих в Калькутте, создательница Ордена милосердия, причисленная клику блаженных; Гилберт Кит Честертон (1874-1936) - английский прозаик, поэт, журналист, публицист, один из главных христианских апологетов XX столетия, чьи романы и трактаты привлекли к Церкви миллионы людей.
Нельзя не отметить Папу Иоанна Павла II, сыгравшего огромную роль в истории человечества.
Например, на одной из встреч с главами самых экономически влиятельных государств Папа Римский попросил их списать все долги маленьких развивающихся стран. Учитывая огромный авторитет Иоанна Павла II в мире, ни один из президентов не отказал ему в просьбе,
Иоанн Павел II стал первым Папой Римским, посетившим синагогу и выступившим в протестантской церкви, вошедшим в мечеть и совершившим официальный визит в православную страну, побывавшим на рок-концерте и футбольном матче. Иоанн Павел II является автором более 120 философских и богословских работ, 14 энциклик и 5 книг.
Помимо того, что он был духовным пастырем для миллионов мужчин, женщин и детей, Папа Иоанн Павел II был еще и неустанным защитником мира, настоящим пионером межконфессионального диалога, а также силой, заставлявшей Церковь подвергать свою роль критической переоценке.
Однако, помимо достижений, в ее истории также были и "темные пятна". Время крупнейшего кризиса Католической Церкви, который проявился в области учения, культа, ее роли в жизни общества и нравах духовенства приходится на XIV-ХVI века.
Инквизиция, борьба за политическую власть, взяточничество среди епископов, моральное разложение на уровне "верхушки" Католической Церкви — все эти события стали предпосылкой возникновения новой ветви в христианстве.
Католический монах и доктор богословия Мартин Лютер (г. Эйслебен, Германия) был искренне верующим человеком, честно исполняющим все католические ритуалы. Однако с некоторыми вещами, которые происходили в Церкви, он не мог согласиться. По этой причине правоверный католик постоянно находился в поисках Бога, занимался самоистязанием, несколько раз постился по сорок дней, но так и не мог почувствовать прощения и спасения своей души.
Однажды во время молитвы ему открылось понимание того, что человек оправдан через веру в Иисуса Христа, а не через исполнение различного рода ритуалов. Получив внутреннее перерождение, 31 октября 1517 года Мартин Лютер, следуя старому обычаю, вывесил па дверях витгенбергской Замковой церкви 95 тезисов против продажи индульгенций, которые стали поводом для борьбы с недостатками Католической Церкви.
Латинское слово indulgentia означает: снисходительность, милость. По учению католицизма, Церковь имеет право давать верующему полное или частичное прощение грехов — индульгенцию.
Индульгенцией называлось и свидетельство, выданное по случаю "отпущения грехов". Начиная с XII-XIII веков торговля индульгенциями приносила немалый доход Католической Церкви.
Мартин Лютер решительно выступил против идеи, что Папа может отпускать грехи людям, да еще и за деньги. И хотя римское духовенство не раз пыталось принудить Лютера отречься от своих взглядов, все было безрезультатно. Лютер был уверен, что "только через раскаяние перед Богом и веру во Христа грешник может получить спасение. Благодать Христа нельзя приобрести за деньги — по свободный дар".
Оставаясь по-прежнему верным сыном папской Церкви, Лютер никогда не допускал мысли стать иным. Однако спустя несколько лет после начала Реформации он сказал: "Бог не ведет меня, Он толкает меня вперед. Я больше не распоряжаюсь собой. Я хочу жить в покое, но вместо этого я оказываюсь в самой гуще волнений и смятения".
Лютер отвергает догму, что Церковь и духовенство являются единственно необходимыми посредниками между человеком и Богом, результатом чего становится окончательное отлучение реформатора от Католической Церкви. Однако это событие никоим образом не отразилось на уверенности Лютера в необходимости реформации Церкви. Он говорил: "Теперь начнется самая серьезная борьба. До сих пор я только слегка играл с Папой. Я начал это дело во имя Бога, и оно будет окончено без меня Его могуществом".
Идеи Мартина Лютера настолько изменили западное христианство, что до сегодняшнего дня не прекращается спор о роли Лютера в истории христианской религии. Для католиков того времени он был "диким вепрем", вторгшимся па виноградник Господень. В то же время с точки зрения Филиппа Меланхтона, немецкого гуманиста, реформатора, теолога и педагога, Мартин Лютер стал "воплощенным орудием Бога для проповеди Евангелия". Безусловен тот факт, что, находясь в поисках Божьей истины, но отвергая устоявшиеся традиции Католической Церкви, он тем самым попирал святыни католиков.
И все же, несмотря на противоречивое отношение к реформаторским идеям немецкого монаха, и сторонники и противники его соглашаются с утверждением Мартина о том, что спасение от Бога приходит не по делам, а через веру в Иисуса Христа.
Реформатор из Германии был не единственным человеком, оказавшим влияние на формирование Протестантской Церкви. Жан Кальвин (родом из г. Нойон, Франция), Ульрих Цвингли (родился в восточной части Тоггенбурга, Швейцария), шотландец Джон Нокс — ведущие мыслители Реформации, благодаря которым в начале XVI века в Европе возникает мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации Христианской Церкви. Оно быстро распространяется и в других странах Центральной и Северной Европы и приводит к отделению от Рима и образованию третьего крупнейшего направления — Протестантизма, одной из наиболее многообразных и тяжело рождавшихся конфессий (ни Католицизм, ни Православие не возникало в стольких войнах и революциях).
Говоря о Протестантизме, нельзя не отметить, что в России протестанты появились примерно в то же время, что и в Западной Европе. Все началось во время правления князя Василия Великого, который в 1524-1533 гг. вызвал с Запада ремесленников, художников, аптекарей. При Иване IV были вызваны в Россию хирурги, типографщики и другие специалисты.
Среди иностранцев было множество последователей Лютера, им предоставили право свободного отправления их богослужений (в отличие от католиков, которым запрещалось строить церкви в России). Уже к началу XVIII века в Москве насчитывалось более двадцати тысяч протестантов, а во всей России — около тридцати тысяч. В 1725-1799гг. из 111 академиков Российской академии наук 70 были протестантами немецкого происхождения.
Протестантизм оказал мощное влияние на развитие образования во многих странах. К примеру, в протестантских школах Литвы прошли обучение многие православные верующие, немало из которых впоследствии стали православными богословами и защитниками веры. В протестантских типографиях печаталось множество книг не только по богословию, но и по другим наукам; организовывались ученые кружки и т.д.
Христиане различных деноминаций и движений смогли распространить Благую Весть практически во все точки земного шара. Благодаря услышанной проповеди Евангелия преображались жизни миллионов людей, реформировались государства. Бесспорным является тот факт, что вся история после Иисуса Христа стала качественно другой под влиянием христианских идей.
Анализ, который проводит А. Плясовских в своей книге "Христианам о политике", дает весьма примечательную картину воздействия основных мировых религий и ведущих христианских конфессий на экономическое развитие стран мира:
протестантские страны богаче всех остальных е трап мира в 8 раз;
католические страны богаче всех остальных с трап мира в 1,5 раза;
православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза;
мусульманские страны беднее остальных с трап мира в 4,4 раза;
буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раза;
индуистские страны беднее остальных стран мира в 1 1,6 раза;
атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раза.
Кстати, атеистической страной был и Советский Союз вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Тогда на протяжении 70 лет в высших учебных заведениях преподавался атеизм. Как известно, ни один выпускник не получал диплома об образовании, не сдав экзамен по этому предмету. И хотя сегодня многие говорят о своих истинно христианских корнях, 80% населения Советского Союза тогда считали себя атеистами.
Церковь в то время подвергалась преследованиям. Разрушались храмы, сжигались Библии, осмелившимся посещать богослужения грозило исключение из партии, а нередко — и увольнение с работы.
И хотя время перестройки в Советском Союзе стало переломным моментом в становлении нации, и в движении ко всеобщей "победе коммунизма" Пыли поставлена точка, реальность перестроечных процессов была такой: бывшие атеисты начали верить во что угодно и как угодно. В большинстве своем люди были похожи на президента Белоруссии, который во время открытия Православного храма в Минске назвал себя православным атеистом.
Первый и последний президент СССР, Михаил Горбачев, видя разочарование многих в партии и политике, пытался обеспечить себе поддержку верующих в Советском Союзе, поскольку люди отдавались поискам духовности. А так как славянской душе более близким было Православие, то и президент стал проявлять свою симпатию к Православной Церкви.
Первым жестом Горбачева навстречу верующим страны стало разрешение Русской Православной Церкви (РПЦ) подготовить крупные мероприятия в честь празднования Тысячелетия христианства на Руси. Вместе с Православной Церковью протестантским церквам, находящимся тогда в большой опале, было разрешено арендовать здания и проводить богослужения. В декабре 1987 года РПЦ были возвращены развалины богатой традициями Оптиной пустыни, в которой в начале XIX века началось возрождение русского монашества. Спустя некоторое время государство вернуло Церкви Толгский монастырь.
Благодаря благосклонности правительства Советского Союза к христианству, а точнее, к Православию, в стране сформировалось мнение, что славяне — исконно православный народ. Однако исторические факты дают возможность сделать вывод, что на территории Советского Союза находилось также огромное количество протестантских общин. А в Западной Украине и Белоруссии большинство христиан были приверженцами католицизма. И каждая из трех представленных на территории СНГ ветвей претендует на свою уникальность и неповторимость.
Такая картина присуща и христианству в целом. Но, несмотря на противоречия в основах вероучения, до сегодняшнего дня продолжающиеся между Православием, Католицизмом и Протестантизмом, христианство остается одной из трех крупнейших в мире религий.
Трудно найти уголок Земли, где бы не вели работу христианские миссионеры, оказывая многим июлям не только духовную, но и всевозможную социальную помощь. Часто это происходит в самых неблагоприятных условиях, порой — с риском дня жизни. Десятки тысяч христиан ежегодно становятся мучениками за веру, и это отличает в наши дни христианство от других религий. Однако миссионерская деятельность приносит свои плоды. Более двух миллиардов людей на всем земном шаре являются приверженцами христианства.
Тем не менее сегодня, как и раньше, актуальными остаются вопросы: "Какая все-таки Церковь истинная? Какая — ближе всех к идеалу? И по каким критериям это можно определить?" Я не имею права судить, какая Церковь правильная, какая — нет. Во всех деноминациях и направлениях существуют определенные порядки и устои. Но Библия, которая ясно повествует о создании Первой Церкви, бесспорно, является мерилом в данном вопросе. Поэтому я не буду пытаться переубеждать тех, кто уже определился с церковью и не нуждается ни в чьих рекомендациях. Хочу обратиться к тем, кто стоит перед выбором.
Во время Своего служения Иисус ходил по земле и служил людям. Он исцелял больных, изгонял бесов, кормил голодных. О целях Своего пребывания на земле Он сказал: "Я пришел создать Церковь, которую врата ада не одолеют".
Вся 33-летняя земная жизнь Иисуса была подготовкой к тому, чтобы на земле появилась новая организация, а точнее, Божий организм под названием "Церковь", который бы продолжил делать то, что совершал Иисус, живя на земле.
Через десять дней после вознесения Иисуса Христа на учеников сошел Дух Святой, наделив их сверхъестественными дарами для созидания Церкви. Петр начал действовать, строя то, что поручил Иисус. Причем не опираясь на свои скромные способности, но полностью доверяя Святому Духу. То, что создали Петр, апостолы и ученики в союзе с Духом Святым, и было первой Церковью. Скорее всего, именно она наиболее близка к тому эталону, на который нам стоит равняться. Эта Церковь описана в Библии, в Деяниях святых апостолов.
Библия — это целая библиотека, включающая исторические сообщения, биографии, сборники, стихи, пророчества, письма, повести и т.д. Библия — очень древняя Книга, некоторым ее фрагментам уже около 3400 лет или даже больше. Это Книга, пришедшая к нам из совершенно других времен, другой культуры. В ней содержатся сотни невероятных на первый взгляд, но исполнившихся пророчеств, что доказывает, что Библия не могла быть написана людьми, а является Словом Божьим.
Никакая другая книга, даже религиозная — ни Коран, ни Талмуд, ни Бхагавад-гита и прочие, - не может представить миру такое мощное и математически точное подтверждение своею Божественного происхождения, как Библии. Достаточно просто самостоятельно прочесть Библию и сравнить изложенное в ней с историческими фактами, чтобы в этом убедиться.
Библия состоит из 66 книг, из них 39 — Ветхого Завета и 27 — Нового Завета. В Новом Завете четыре Евангелия описывают земную жизнь Иисуса Христа. После вознесения Иисуса Евангелие заканчивается.
Книга Деяния святых апостолов представляет собой точное историческое повествование о жизни ранней Церкви. В первой главе кратко сообщается об общей теме Деяний: Господь намерен распространить Свое дело "...в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Деяния святых апостолов — путевая карта распространения Церкви по древнему миру, она представляет христианство в его развитии.
Итак, идет большая стройка. На протяжении всей человеческой истории люди что-то творят, строят. Здания, города, цивилизации, семьи, культуру, историю... Любое строительство подчинено определенному плану, порядку. Это не проса трата времени, энергии и материалов. Глядя на прекрасные дворцы, замки и храмы, мы восхищаемся величайшими произведениями искусства. Но архитектор понимает, что для достижения красоты и великолепия своего творения необходим точный и скрупулезный план. Далее, согласие» составленному плану, специалистами должны ныть в точности выполнены работы. Мы видим красоту здания, а профессионал — толщину стен и глубину фундамента под ним. Но никто не может, глядя с наружи на здание, отчетливо представить себе, как оно построено. Имея же на руках чертежи, описывающие его устройство, можно узнать о с (роении практически все.
Вернемся к Церкви. Ее Автор и Архитектор — сам Господь. И Он оставил нам се "чертежи". В Деяниях святых апостолов подробно описано церковное устройство.
Если вас спросят: "Что самое важное в доме?" что вы ответите: стены, крыша, удобства? Важно все, но самое главное в доме — его фундамент! Без надежного основания все здание однажды может рухнуть.
В Деяниях апостолов мы можем найти описание всех основных "камней" этого огромного фундамента, на котором построена Церковь. С течением времени меняется все: культура, образование, люди и общество. Но это ни в коем случае не должно изменить фундамент строительства Церкви. Вполне возможно изменить двери, крышу, фасад дома. Но никогда нельзя касаться фундаментальных принципов, которые были заложены в основании Церкви. Попытки извлечь блоки из фундамента Церкви удаляют ее от Божьего образца. Поэтому, ссылаясь на Деяния святых апостолов, я постараюсь показать те "камни", которые были заложены Иисусом в Церкви. А вам решать, где вы хотите находиться — в Церкви Божьей или же в той организации, которая только носит название "церковь".
Церковь, которая не отвечает на нужды человека, не дает решения проблем, не приближает людей к Богу, становится всего лишь декорацией, вся ценность которой — в богатстве интерьера. Это подделка, копия, муляж.
Недавно я держал в руках фальшивую стодолларовую купюру, внешне так похожую на настоящую. В чем разница? За настоящие 100 долларов можно купить костюм, за использование фальшивых купюр — получить уголовное наказание.
В чем разница между истинной Церковью и фальшивой? Истинная Церковь приводит тебя к Богу, к чудесам, к мудрости, к свободе от греха, к жизни вечной. Фальшивая — заведет в глубокие дебри религии, и ты окажешься от Бога еще дальше, чем был.
Сегодня Бог восстанавливает Свой порядок в Церкви. Делает Он это через людей. И священники, которые понимают Божьи желания, по-настоящему стремятся приблизить Церковь к Божьему эталону.
В двери какого церковного здании войти - личный выбор каждого человека. Но все же ищите Церковь, приближенную к эталону, данному в Библии. В следующих главах мы вместе с вами постараемся детально изучить устройство и фундаментальные принципы Первой Церкви.
ИТАК, В ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ ЛЮДИ...
Молились
Когда Иисусу исполнилось 30 лет, Он начал самостоятельное служение. И практически сразу избрал двенадцать учеников, которые впоследствии были названы апостолами. Внимательно наблюдая за служением Иисуса, они были свидетелями множества чудес: сотни людей исцелялись, в присутствии Иисуса выходили бесы, мертвые воскресали, а разбушевавшиеся стихии успокаивались.
В чем был секрет успеха Иисуса Христа, ученики поняли не сразу. Днем Иисус служил людям, а все ночи Он проводил в молитве. И именно во время молитвы Своему Небесному Отцу Иисус получал руководство для решения проблем, силу для исцеления болезней, власть для изгнания бесов и мудрость, чтобы учить тысячи людей.
Раскрыв этот секрет, ученики попросили: "Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих". В ответ на их просьбу Иисус дал им известную всему христианскому миру молитву "Отче наш".
Молитва "Отче наш" — это не заклинание, которое, попав в ту или иную ситуацию, необходимо бездумно повторять. Это план, придерживаясь которого мы можем обращаться к Богу. В каждом предложении этой молитвы скрыт глубокий смысл.
"Отче наш, сущий на небесах!"
Каждый верующий должен понимать, что является ребенком Всемогущего Бога, Которого не затрудняют просьбы и нужды Его детей. В этом стихе Иисус Христос показал, что к Богу необходимо обращаться, как к своему Отцу.
"Да святится имя Твое..."
Отец Небесный — это не только великая сила во Вселенной, Он является Личностью, Которая имеет свои характерные черты.
Например, одно из имен Бога "Иегова-Рафа", то есть “Бог- Целитель". Также Он "Иегова-Ире", что означает "Господь усмотрит", Он "Эль Шадай" — "Бог-Даятель" и т.д. Поэтому, молясь Богу, мы можем быть уверены, что Он окажет помощь и поддержку во всем.
"Да приидет Царствие Твое; и да будет воля Твоя... "
Призывая Царство Божье и Его волю в свою жизнь, мы смиряемся не перед обстоятельствами, а перед Великим, Всемогущим Богом, утверждая тем самым, что Он является и Хозяином всей Вселенной, и Господином нашей жизни.
"Хлеб наш насущный дай нам на сей день... "
Когда просим хлеб насущный, можем подразумевать не только материальное обеспечение для себя и своей семьи. Каждому из нас ежедневно необходима мудрость и руководство от Бога. И об этом мы также можем просить Отца.
"И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим...”
Каждый раз, когда мы приходим к Богу в молитве и просим прощения за свои грехи, прежде необходимо простить тех людей, которые причинили нам сильную боль. Ведь и Он, независимо от наших проступков, все же прощает пас. Проявляя милосердие к людям, мы можем рассчитывать на милость Божью.
"И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого...”
Ежедневно в нашей жизни может происходить огромное количество неприятностей, которых, кажется, невозможно избежать. Их источником является дьявол (лукавый). Но если мы просим Бога о защите, Он избавляет нас от дьявольских козней.
"Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь".
В конце своей молитвы мы в полной уверенности провозглашаем, что на земле господствует Всемогущий Бог.
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деяния 2:42).
«... А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деяния 6:4).
«Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деяния 12:5).
Истребляли грех
Бог всегда искал на земле людей, которые бы стремились к святости и чистоте. Поэтому Он дал заповеди, исполняя которые каждый человек мог жить святой жизнью.
«...и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15-16).
Но люди преступили Божьи заповеди, отказались исполнять волю Божию и решили угождать споим собственным желаниям. Результатом этого стал разрыв отношений с Богом. И чтобы исправить создавшуюся ситуацию, Бог установил искупительную жертву за грех:
«...То пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его» (Левит 5:6).
Так продолжалось до того времени, пока на землю не пришел безгрешный и святой Иисус Христос, Который Своей смертью заплатил за все грехи человечества. Благодаря великому подвигу Иисуса Христа каждый человек, который принимает Его жертву, может быть спасенным и оправданным, независимо