ИТАК, В ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ ЛЮДИ...




Церковь

 

Вместо предисловия

 

"Одинокий уголек", отрывок из произведения Пауло Коэльо "Подобно реке"

 

Хуан всегда посещал воскресные службы, но од­нажды он подумал, что в своих проповедях пастор стал повторяться, и не захотел больше ходить в цер­ковь.

Два месяца спустя, холодным зимним вечером, пастор явился к нему.

«Видимо, пришел убеждать меня вернуться в церковь», - сказал Хуан про себя и тут же подумал, что ему не хватит духа сообщить пастору, что подлин­ной причиной его нежелания посещать церковь были однообразные проповеди.

И Хуан, пока ставил стулья перед камином и заго­варивал о погоде, стал подыскивать какую-то дру­гую отговорку.

Пастор молчал. Хуан так и не смог завязать раз­говор и тоже замолк. Полчаса оба сидели молча, гля­дя на огонь.

Наконец пастор встал и, орудуя поленом, лежащим около камина, выкатил из груды жара один уголек.

Тлеющий уголек, оказавшись вне очага, скоро начал гаснуть. Хуан вдруг вскочил и резким движением отбросил его обратно в огонь.

- Доброй ночи, - произнес пастор, поднимаясь, чтобы уходить.

- Доброй ночи и большое вам спасибо, — ответил Хуан. - Как бы ярко ни горел огонек, он быстро погас­нет вне очага. Так же и человек, каким бы умным ни был, он не сумеет сохранить тепло своего пламени, если обособится от других. Я снова приду в церковь в следующее воскресенье.

 

Начало

 

Когда речь заходит о Церкви, у каждого это слово вызывает свои ассоциации. Человек, живущий в Киеве, скорее всего, увидит в своем воображении Софийский собор, расположенный возле памятни­ка Богдану Хмельницкому. Итальянец представит себе собор Святого Петра в Ватикане, а может быть, католическую мессу с участием Папы Римского. Американец вспомнит о небольшом де­ревянном здании, в котором проводят службу баптисты, воспевая псалмы Богу.

На протяжении тысячелетий Церковь претерпевала различные изменения. Поэтому неудивитель­но, что у современного человека она вызывает так много ассоциаций. Однако, какими бы ни были пе­ремены в Церкви, за две тысячи лет христианство стало одной из крупнейших религий.

Во всем мире христианство представлено тремя основными направлениями: католики, православ­ные и протестанты. Католицизм зародился в Риме и насчитывает 1,2 млрд. последователей. Православие получило свое начало в восточной столице Римской империи, в городе Константинополе, его исповедуют около 200 млн. человек. Протестантизм, который по праву можно назвать третьей, быстрорастущей ветвью, насчитывает более 700 млн. последователей. Многих людей смущают эти разветвления христиан-с кой Церкви. Вполне возможно, причиной отсут­ствия единства является постоянное стремление христиан к совершенству, что и побуждает их отле­питься от уже существующих деноминаций.

Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. Идеи и учение Иисуса Христа имели такой успех, что уже через несколько десятков лет с начала своею зарождения христианская религия стала интер­национальной. Однако, кроме огромной армии своих приверженцев, христианство имело и немало врагов. Встретив сопротивление со стороны Римской империи, в христианстве началось время гонений.

Развитие культа императоров в первые века нашей эры усугубило свойство римской государст­венной религиозности: каждый житель империи был обязан сжечь несколько зерен ладана перед изображениями римских богов и назвать императо­ра богом, иначе его считали диссидентом. Но хрис­тиане отказывались выполнять эти требования, так как считали Господа Единым.

Тогда "царство кесаря" восстало на "Царство Божие". Начались гонения на христиан, и их религия была объявлена недозволенной.

Только в IV веке, когда в Риме пришел к власти император Константин, гонения на христианскую Церковь окончились. Более того, император сам поверил и Иисуса Христа и всячески способствовал утверждению Церкви в Риме. Многим известен рассказ древних историков о видении, которое явилось главе Римской империи перед решающей битвой. Накануне сражения император и его свита около полудня увидели на небе знамение креста и “In hoc vinces” (“Сим победишь!”). Позже глава Римской империи получил от ангелов вразумление изобразить на щитах, знаменах и императорском шлеме монограмму Христа, совмещенную с крестом. Весть о Божественной помощи вернула ему и его войскам уверенность в победе. 28 октября 312 года произошла битва, вошедшая в историю как битва у Мильвийского моста, в которой импе­ратор Константин одержал победу.

Результатом таких событий стало решение Константина сделать, христианство доминирую­щей религией в Риме. И хотя император тщательно следил за делами Церкви и участвовал в назначе­нии епископов, некоторые историки более позд­него периода называли его циником и интриганом и считали, что его жизнь не всегда соответствовала христианским принципам. В то время как биограф императора Евсевий Памфил, наоборот, подчерки­вал его глубокую набожность.

Ни для кого не секрет, что многие исторические события, воспринимаемые как неопровержимый факт, на самом деле условны и часто определяются приверженностью того или иного историка какой-либо доктрине, неважно, какой — идеалистической пли материалистической. Поэтому, когда мы гово­рим об истинной Церкви, необходимо учитывать, что не все известные исторические события и факты однозначны. К примеру, таким фактом является принятие киевским князем Владимиром в 988 году христианской веры.

Князь, как любой грамотный руководитель госу­дарства, понимал, что ему в деле подчинения Киеву всех славяно-русских земель необходима объе­диняющая идея, которая в то время, естественно, оформлялась через религиозные взгляды и предпочтения. Христианская община в Киеве на тот момент была наиболее влиятельной и имела об­ширные экономические и политические связи с Восточной Римской империей — Византией, веду­щей империей раннего средневековья с высокоразвитой промышленностью, торговлей и военным

делом.

С целью более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необхо­димую помощь, особенно в деле организации цер­ковного управления и развития духовной культуры, кия и, Владимир вступил в родство с византийски­ми императорами (соправителями) Василием II и Константином, взяв в жены их сестру Анну. Воз­вратившись в Киев с супругой-гречанкой, гречес­ким духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, — князь Владимир приступил к офи­циальному введению христианства на Руси, к кре­щению Руси и образованию Киевской митрополии Константинопольского патриархата.

1 августа 988 года князь велел язычникам Киева явиться на берег Почайны для обряда крещения. И предупредил: "Если не придет, кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом”. Понимая, чем может обернуться неповиновение князю, народ отправился на берег, говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". Так, благода­ря князю Владимиру, Киевская Русь обратилась в Православие.

Но, несмотря на принятие славянами христиан­ства, язычество еще долгое время необычайно прочно удерживало свои позиции. По этому поводу даже через два с половиной столетия после креще­ния Руси краковский епископ Матвей писал аббату французского монастыря в Клерво Бернарду, кото­рому послушно внимали многие православные епископы: "Народ же русский... религии истинной установления не блюдет... но в установлении от брака церковного, а равно в иных церковных таинствах позорно колеблется".

И еще через два с половиной века (в начале XV » столетия) кардинал дЭли писал: "Русские в та­кой степени сблизили свое христианство с язычест­вом, что трудно было сказать, что преобладало в его образовавшейся смеси: христианство ли, приняв­шее в себя языческие начала, или язычество, пог­лотившее христианское вероучение".

Позднее, в 1551 году, собравшись на Стоглавый Собор, клирики и епископы с горечью также отме­чали, что Русь полна язычества и, что в пасхальную неделю учиняют на кладбищах пьяные поминки с пиршеством, с бубнами и "всяческим бесновани­ем". А в ночь под праздник Рождества Иоанна Предтечи и в сам праздник, а также на Рождество Христово и на Богоявление в городах предаются бесовским игрищам и пьянству и только к утру "от­ходят в домы свои и падают, как мертвые, от вели­кого клокотания".

Становление Православной веры па Руси было сложным, нередко сопровождалось гонениями и кровью, пролитой мучениками. Известны тысячи святых людей, без жертв и мучений которых не было бы Православной Церкви такой, какой она является сегодня. О жертвенности этих святых писал архиепископ Хризостома: "Под турецким игом, в годы после захвата Константинополя, Православная Церковь и верные чада Ее претер­певали гонения, сходные с гонениями первых ве­ков христианства... Церковь боролась за спасение своих чад и укрепление их в вере. И в этой борьбе Православной Церкви мученики играют очень важную роль".

Если же говорить о развитии христианства в це­лом, то Церковь первых веков не знала разделения на Православную и Католическую. Это деление произошло позднее. В IV веке в официальных до­кументах иногда стали добавляться слова "католи­ческая" (в переводе, дословно: вселенская) и "орто­доксальная" (в переводе, дословно: истинная, пра­вильная, правильно славившая). Когда в VI веке западный патриархат расширил свои границы и включил в себя практически всю Европу, западные епископы стали использовать термин "католичес­кая" в качестве самоназвания.

В 680 году в Константинополе состоялся VI Все­ленский Собор, на котором были утверждены пра­вила, которыми Церковь должна руководствовать­ся. Все более очевидным становится расхождение двух церквей — Православной и Католической. А уже в 1054 году конфронтация Рима и Константи­нополя, продолжавшаяся долгое время, закончи­лась тем, что Церковь окончательно разделилась на Западную Католическую, где главой был Папа Римский, и Восточную Православную во главе с патриархом.

Разорвав отношения, две ветви христианства не прекратили спор о главенстве. В то время Пра­вославной Церковью стала широко популяризи­роваться история об апостоле Андрее Первозван­ном, который был первым из двенадцати апосто­лов призван в ученики к Иисусу. В свою очередь, Католическая Церковь противопоставляла Анд­рею римского первосвященника апостола Петра, чья могила до сегодняшнего дня находится в ос­новании собора Святого Петра в Ватикане

Католическая Церковь утверждала, что именно ей принадлежит власть и главенство, исходя из того, что ее апостолом является Петр, которому Иисус Христос лично поручил создать Церковь, (...и Я гово­рю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Евангелие от Мат­фея 16:18)). Православная Церковь противопостав­ляла себя Католической, основываясь на том, что ее покровителем и апостолом является Андрей, так как Иисусом Христом он был призван раньше, чем Петр, что и доказывает значимость и первенство Православной Церкви.

По преданию, когда апостол Андрей прибыл из Синопа учить в Корсунь, он захотел отправиться в устье Днепровское. И случилось так, что по дороге он увидел горы и сказал бывшим с ним уче­никам "Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей". Он поднялся на эти горы, благословил их, поставил крест, и помолился Богу и пошел по Днепру вверх. Впоследствии на этих юрах возник Киев. Возвратившись же в Рим, Андрей рассказал об увиденном в Славян­ской земле.

Разногласия между двумя мощнейшими ветвями христианства со временем лишь усугублялись, что отражалось на особенностях их вероучения и орга­низации.

Организация Католической Церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерар­хическим характером. По вероучению Католичес­кой Церкви, Папа Римский (римский первосвя­щенник) — видимый глава Церкви, его власть выше власти Вселенских Соборов. Католическая Цер­ковь источником своего вероучения признает не только Священное Писание, то есть Библию (как Протестантская Церковь), но и Священное Преда­ние, или традицию. В догмате Католической Церк­ви о Троице Святой Дух не только от Бога Отца (как в Символе веры, признаваемом Право­славием), но и от Сына.

Католическая Церковь проводит жесткое разграничение между священством и мирянами. Оно вы­ражается в ряде установлений, не имеющих места в Православии: целибат - обязательное безбрачие духовенства, причащение хлебом и вином — лишь духовенства, одним хлебом — мирян (сегодня в отдельных случаях также и вином), и др. Лишь в Католической Церкви имеется догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от неискупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода ис­пытания, а также с помощью молитв о них и "доб­рых дел" их близких на земле. Духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно это было утверждено в XVI в. Тридентским Собором.

На сегодняшний день Католическая Церковь является наиболее распространенной ветвью христианства, о чем говорит тот факт, что шестая часть населения Земли причисляет себя к католикам. (современная Католическая Церковь - крупная религиозно- политическая, идеологическая организа­ция, оказывающая огромное влияние не только на духовную атмосферу на планете, но также на соци­альную, экономическую, политическую сферы.

Всему миру известны такие величайшие католики, как мать Тереза (1910-1997) - основательница приютов для нищих, больных и умирающих в Калькутте, создательница Ордена милосердия, причисленная клику блаженных; Гилберт Кит Честертон (1874-1936) - английский прозаик, поэт, журналист, публицист, один из главных христианских апологетов XX столетия, чьи романы и трактаты привлекли к Церкви миллионы людей.

Нельзя не отметить Папу Иоанна Павла II, сыг­равшего огромную роль в истории человечества.

Например, на одной из встреч с главами самых экономически влиятельных государств Папа Римский попросил их списать все долги маленьких раз­вивающихся стран. Учитывая огромный авторитет Иоанна Павла II в мире, ни один из президентов не отказал ему в просьбе,

Иоанн Павел II стал первым Папой Римским, по­сетившим синагогу и выступившим в протестант­ской церкви, вошедшим в мечеть и совершившим официальный визит в православную страну, побы­вавшим на рок-концерте и футбольном матче. Ио­анн Павел II является автором более 120 фило­софских и богословских работ, 14 энциклик и 5 книг.

Помимо того, что он был духовным пастырем для миллионов мужчин, женщин и детей, Папа Ио­анн Павел II был еще и неустанным защитником мира, настоящим пионером межконфессионально­го диалога, а также силой, заставлявшей Церковь подвергать свою роль критической переоценке.

Однако, помимо достижений, в ее истории также были и "темные пятна". Время крупнейшего кризиса Католической Церкви, который проявился в области учения, культа, ее роли в жизни общества и нравах духовенства приходится на XIV-ХVI века.

Инквизиция, борьба за политическую власть, взяточничество среди епископов, моральное разло­жение на уровне "верхушки" Католической Церкви — все эти события стали предпосылкой возникнове­ния новой ветви в христианстве.

Католический монах и доктор богословия Мар­тин Лютер (г. Эйслебен, Германия) был искренне верующим человеком, честно исполняющим все католические ритуалы. Однако с некоторыми ве­щами, которые происходили в Церкви, он не мог согласиться. По этой причине правоверный като­лик постоянно находился в поисках Бога, занимал­ся самоистязанием, несколько раз постился по со­рок дней, но так и не мог почувствовать прощения и спасения своей души.

Однажды во время молитвы ему открылось пони­мание того, что человек оправдан через веру в Иису­са Христа, а не через исполнение различного рода ритуалов. Получив внутреннее перерождение, 31 ок­тября 1517 года Мартин Лютер, следуя старому обычаю, вывесил па дверях витгенбергской Замковой церкви 95 тезисов против продажи индульгенций, которые стали поводом для борьбы с недостатками Католической Церкви.

Латинское слово indulgentia означает: снисходи­тельность, милость. По учению католицизма, Цер­ковь имеет право давать верующему полное или частичное прощение грехов — индульгенцию.

Индульгенцией называлось и свидетельство, вы­данное по случаю "отпущения грехов". Начиная с XII-XIII веков торговля индульгенциями приноси­ла немалый доход Католической Церкви.

Мартин Лютер решительно выступил против идеи, что Папа может отпускать грехи людям, да еще и за деньги. И хотя римское духовенство не раз пыталось принудить Лютера отречься от своих взглядов, все было безрезультатно. Лютер был уве­рен, что "только через раскаяние перед Богом и ве­ру во Христа грешник может получить спасение. Благодать Христа нельзя приобрести за деньги — по свободный дар".

Оставаясь по-прежнему верным сыном папской Церкви, Лютер никогда не допускал мысли стать иным. Однако спустя несколько лет после начала Реформации он сказал: "Бог не ведет меня, Он тол­кает меня вперед. Я больше не распоряжаюсь собой. Я хочу жить в покое, но вместо этого я оказы­ваюсь в самой гуще волнений и смятения".

Лютер отвергает догму, что Церковь и духовенство являются единственно необходимыми посред­никами между человеком и Богом, результатом че­го становится окончательное отлучение реформа­тора от Католической Церкви. Однако это событие никоим образом не отразилось на уверенности Лютера в необходимости реформации Церкви. Он го­ворил: "Теперь начнется самая серьезная борьба. До сих пор я только слегка играл с Папой. Я начал это дело во имя Бога, и оно будет окончено без меня Его могуществом".

Идеи Мартина Лютера настолько изменили за­падное христианство, что до сегодняшнего дня не прекращается спор о роли Лютера в истории христианской религии. Для католиков того времени он был "диким вепрем", вторгшимся па виноградник Господень. В то же время с точки зрения Филиппа Меланхтона, немецкого гуманиста, реформатора, теолога и педагога, Мартин Лютер стал "воплощен­ным орудием Бога для проповеди Евангелия". Бе­зусловен тот факт, что, находясь в поисках Божьей истины, но отвергая устоявшиеся традиции Като­лической Церкви, он тем самым попирал святыни католиков.

И все же, несмотря на противоречивое отноше­ние к реформаторским идеям немецкого монаха, и сторонники и противники его соглашаются с утвер­ждением Мартина о том, что спасение от Бога при­ходит не по делам, а через веру в Иисуса Христа.

Реформатор из Германии был не единственным человеком, оказавшим влияние на формирование Протестантской Церкви. Жан Кальвин (родом из г. Нойон, Франция), Ульрих Цвингли (родился в вос­точной части Тоггенбурга, Швейцария), шотландец Джон Нокс — ведущие мыслители Реформации, бла­годаря которым в начале XVI века в Европе возника­ет мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации Христиан­ской Церкви. Оно быстро распространяется и в дру­гих странах Центральной и Северной Европы и при­водит к отделению от Рима и образованию третьего крупнейшего направления — Протестантизма, одной из наиболее многообразных и тяжело рождавшихся конфессий (ни Католицизм, ни Православие не воз­никало в стольких войнах и революциях).

Говоря о Протестантизме, нельзя не отметить, что в России протестанты появились примерно в то же время, что и в Западной Европе. Все началось во вре­мя правления князя Василия Великого, который в 1524-1533 гг. вызвал с Запада ремесленников, худож­ников, аптекарей. При Иване IV были вызваны в Рос­сию хирурги, типографщики и другие специалисты.

Среди иностранцев было множество последова­телей Лютера, им предоставили право свободного отправления их богослужений (в отличие от като­ликов, которым запрещалось строить церкви в России). Уже к началу XVIII века в Москве насчи­тывалось более двадцати тысяч протестантов, а во всей России — около тридцати тысяч. В 1725-1799гг. из 111 академиков Российской академии наук 70 были протестантами немецкого происхождения.

Протестантизм оказал мощное влияние на раз­витие образования во многих странах. К примеру, в протестантских школах Литвы прошли обучение многие православные верующие, немало из кото­рых впоследствии стали православными богосло­вами и защитниками веры. В протестантских ти­пографиях печаталось множество книг не только по богословию, но и по другим наукам; организо­вывались ученые кружки и т.д.

Христиане различных деноминаций и движений смогли распространить Благую Весть практически во все точки земного шара. Благодаря услышанной проповеди Евангелия преображались жизни мил­лионов людей, реформировались государства. Бес­спорным является тот факт, что вся история после Иисуса Христа стала качественно другой под влия­нием христианских идей.

Анализ, который проводит А. Плясовских в своей книге "Христианам о политике", дает весьма приме­чательную картину воздействия основных мировых религий и ведущих христианских конфессий на эко­номическое развитие стран мира:

протестантские страны богаче всех остальных е трап мира в 8 раз;

католические страны богаче всех остальных с трап мира в 1,5 раза;

православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза;

мусульманские страны беднее остальных с трап мира в 4,4 раза;

буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раза;

индуистские страны беднее остальных стран мира в 1 1,6 раза;

атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раза.

Кстати, атеистической страной был и Советский Союз вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Тог­да на протяжении 70 лет в высших учебных заведе­ниях преподавался атеизм. Как известно, ни один выпускник не получал диплома об образовании, не сдав экзамен по этому предмету. И хотя сегодня многие говорят о своих истинно христианских кор­нях, 80% населения Советского Союза тогда счита­ли себя атеистами.

Церковь в то время подвергалась преследовани­ям. Разрушались храмы, сжигались Библии, осме­лившимся посещать богослужения грозило исклю­чение из партии, а нередко — и увольнение с рабо­ты.

И хотя время перестройки в Советском Союзе стало переломным моментом в становлении нации, и в движении ко всеобщей "победе коммунизма" Пыли поставлена точка, реальность перестроечных процессов была такой: бывшие атеисты начали ве­рить во что угодно и как угодно. В большинстве сво­ем люди были похожи на президента Белоруссии, который во время открытия Православного храма в Минске назвал себя православным атеистом.

Первый и последний президент СССР, Михаил Горбачев, видя разочарование многих в партии и политике, пытался обеспечить себе поддержку ве­рующих в Советском Союзе, поскольку люди отда­вались поискам духовности. А так как славянской душе более близким было Православие, то и прези­дент стал проявлять свою симпатию к Православ­ной Церкви.

Первым жестом Горбачева навстречу верующим страны стало разрешение Русской Православной Церкви (РПЦ) подготовить крупные мероприятия в честь празднования Тысячелетия христианства на Руси. Вместе с Православной Церковью протестан­тским церквам, находящимся тогда в большой опа­ле, было разрешено арендовать здания и проводить богослужения. В декабре 1987 года РПЦ были возвращены развалины богатой традициями Оптиной пустыни, в которой в начале XIX века началось воз­рождение русского монашества. Спустя некоторое время государство вернуло Церкви Толгский мо­настырь.

Благодаря благосклонности правительства Со­ветского Союза к христианству, а точнее, к Пра­вославию, в стране сформировалось мнение, что славяне — исконно православный народ. Однако исторические факты дают возможность сделать вывод, что на территории Советского Союза нахо­дилось также огромное количество протестантских общин. А в Западной Украине и Белоруссии боль­шинство христиан были приверженцами католи­цизма. И каждая из трех представленных на территории СНГ ветвей претендует на свою уникаль­ность и неповторимость.

Такая картина присуща и христианству в целом. Но, несмотря на противоречия в основах вероуче­ния, до сегодняшнего дня продолжающиеся между Православием, Католицизмом и Протестантиз­мом, христианство остается одной из трех крупней­ших в мире религий.

Трудно найти уголок Земли, где бы не вели ра­боту христианские миссионеры, оказывая многим июлям не только духовную, но и всевозможную социальную помощь. Часто это происходит в са­мых неблагоприятных условиях, порой — с риском дня жизни. Десятки тысяч христиан ежегодно ста­новятся мучениками за веру, и это отличает в на­ши дни христианство от других религий. Однако миссионерская деятельность приносит свои пло­ды. Более двух миллиардов людей на всем земном шаре являются приверженцами христианства.

Тем не менее сегодня, как и раньше, актуаль­ными остаются вопросы: "Какая все-таки Церковь истинная? Какая — ближе всех к идеалу? И по ка­ким критериям это можно определить?" Я не имею права судить, какая Церковь правильная, какая — нет. Во всех деноминациях и направлениях сущест­вуют определенные порядки и устои. Но Библия, которая ясно повествует о создании Первой Церк­ви, бесспорно, является мерилом в данном вопро­се. Поэтому я не буду пытаться переубеждать тех, кто уже определился с церковью и не нуждается ни в чьих рекомендациях. Хочу обратиться к тем, кто стоит перед выбором.

Во время Своего служения Иисус ходил по зем­ле и служил людям. Он исцелял больных, изгонял бесов, кормил голодных. О целях Своего пребыва­ния на земле Он сказал: "Я пришел создать Цер­ковь, которую врата ада не одолеют".

Вся 33-летняя земная жизнь Иисуса была подго­товкой к тому, чтобы на земле появилась новая ор­ганизация, а точнее, Божий организм под названи­ем "Церковь", который бы продолжил делать то, что совершал Иисус, живя на земле.

Через десять дней после вознесения Иисуса Христа на учеников сошел Дух Святой, наделив их сверхъестественными дарами для созидания Церк­ви. Петр начал действовать, строя то, что поручил Иисус. Причем не опираясь на свои скромные спо­собности, но полностью доверяя Святому Духу. То, что создали Петр, апостолы и ученики в союзе с Ду­хом Святым, и было первой Церковью. Скорее все­го, именно она наиболее близка к тому эталону, на который нам стоит равняться. Эта Церковь описа­на в Библии, в Деяниях святых апостолов.

Библия — это целая библиотека, включающая ис­торические сообщения, биографии, сборники, стихи, пророчества, письма, повести и т.д. Библия — очень древняя Книга, некоторым ее фрагментам уже около 3400 лет или даже больше. Это Книга, пришедшая к нам из совершенно других времен, другой культуры. В ней содержатся сотни невероятных на первый взгляд, но исполнившихся пророчеств, что доказыва­ет, что Библия не могла быть написана людьми, а яв­ляется Словом Божьим.

Никакая другая книга, даже религиозная — ни Коран, ни Талмуд, ни Бхагавад-гита и прочие, - не может представить миру такое мощное и математи­чески точное подтверждение своею Божественного происхождения, как Библии. Достаточно просто самостоятельно прочесть Библию и сравнить изло­женное в ней с историческими фактами, чтобы в этом убедиться.

Библия состоит из 66 книг, из них 39 — Ветхого Завета и 27 — Нового Завета. В Новом Завете четы­ре Евангелия описывают земную жизнь Иисуса Христа. После вознесения Иисуса Евангелие за­канчивается.

Книга Деяния святых апостолов представляет собой точное историческое повествование о жиз­ни ранней Церкви. В первой главе кратко сообщается об общей теме Деяний: Господь намерен рас­пространить Свое дело "...в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Деяния святых апостолов — путевая карта распростране­ния Церкви по древнему миру, она представляет христианство в его развитии.

Итак, идет большая стройка. На протяжении всей человеческой истории люди что-то творят, строят. Здания, города, цивилизации, семьи, культуру, историю... Любое строительство подчи­нено определенному плану, порядку. Это не проса трата времени, энергии и материалов. Глядя на прекрасные дворцы, замки и храмы, мы восхища­емся величайшими произведениями искусства. Но архитектор понимает, что для достижения красоты и великолепия своего творения необходим точный и скрупулезный план. Далее, соглас­ие» составленному плану, специалистами должны ныть в точности выполнены работы. Мы видим красоту здания, а профессионал — толщину стен и глубину фундамента под ним. Но никто не может, глядя с наружи на здание, отчетливо представить себе, как оно построено. Имея же на руках черте­жи, описывающие его устройство, можно узнать о с (роении практически все.

Вернемся к Церкви. Ее Автор и Архитектор — сам Господь. И Он оставил нам се "чертежи". В Де­яниях святых апостолов подробно описано церков­ное устройство.

Если вас спросят: "Что самое важное в доме?" что вы ответите: стены, крыша, удобства? Важно все, но самое главное в доме — его фундамент! Без надеж­ного основания все здание однажды может рухнуть.

В Деяниях апостолов мы можем найти описание всех основных "камней" этого огромного фунда­мента, на котором построена Церковь. С течением времени меняется все: культура, образование, люди и общество. Но это ни в коем случае не должно из­менить фундамент строительства Церкви. Вполне возможно изменить двери, крышу, фасад дома. Но никогда нельзя касаться фундаментальных принци­пов, которые были заложены в основании Церкви. Попытки извлечь блоки из фундамента Церкви уда­ляют ее от Божьего образца. Поэтому, ссылаясь на Деяния святых апостолов, я постараюсь показать те "камни", которые были заложены Иисусом в Церк­ви. А вам решать, где вы хотите находиться — в Церкви Божьей или же в той организации, которая только носит название "церковь".

Церковь, которая не отвечает на нужды челове­ка, не дает решения проблем, не приближает людей к Богу, становится всего лишь декорацией, вся цен­ность которой — в богатстве интерьера. Это поддел­ка, копия, муляж.

Недавно я держал в руках фальшивую стодолла­ровую купюру, внешне так похожую на настоящую. В чем разница? За настоящие 100 долларов можно купить костюм, за использование фальшивых ку­пюр — получить уголовное наказание.

В чем разница между истинной Церковью и фальшивой? Истинная Церковь приводит тебя к Богу, к чудесам, к мудрости, к свободе от греха, к жизни вечной. Фальшивая — заведет в глубокие дебри религии, и ты окажешься от Бога еще даль­ше, чем был.

Сегодня Бог восстанавливает Свой порядок в Церкви. Делает Он это через людей. И священни­ки, которые понимают Божьи желания, по-настоя­щему стремятся приблизить Церковь к Божьему эталону.

В двери какого церковного здании войти - лич­ный выбор каждого человека. Но все же ищите Цер­ковь, приближенную к эталону, данному в Библии. В следующих главах мы вместе с вами постара­емся детально изучить устройство и фундаменталь­ные принципы Первой Церкви.

ИТАК, В ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ ЛЮДИ...

 

Молились

 

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, Он начал са­мостоятельное служение. И практически сразу из­брал двенадцать учеников, которые впоследствии были названы апостолами. Внимательно наблюдая за служением Иисуса, они были свидетелями мно­жества чудес: сотни людей исцелялись, в присут­ствии Иисуса выходили бесы, мертвые воскресали, а разбушевавшиеся стихии успокаивались.

В чем был секрет успеха Иисуса Христа, ученики поняли не сразу. Днем Иисус служил людям, а все ночи Он проводил в молитве. И именно во время молитвы Своему Небесному Отцу Иисус получал руководство для решения проблем, силу для исце­ления болезней, власть для изгнания бесов и муд­рость, чтобы учить тысячи людей.

Раскрыв этот секрет, ученики попросили: "Гос­поди! Научи нас молиться, как и Иоанн научил уче­ников своих". В ответ на их просьбу Иисус дал им известную всему христианскому миру молитву "От­че наш".

Молитва "Отче наш" — это не заклинание, кото­рое, попав в ту или иную ситуацию, необходимо бездумно повторять. Это план, придерживаясь ко­торого мы можем обращаться к Богу. В каждом предложении этой молитвы скрыт глубокий смысл.

 

"Отче наш, сущий на небесах!"

Каждый верующий должен понимать, что являет­ся ребенком Всемогущего Бога, Которого не затруд­няют просьбы и нужды Его детей. В этом стихе Иисус Христос показал, что к Богу необходимо обращаться, как к своему Отцу.

 

"Да святится имя Твое..."

Отец Небесный — это не только великая сила во Вселенной, Он является Личностью, Которая имеет свои характерные черты.

Например, одно из имен Бога "Иегова-Рафа", то есть “Бог- Целитель". Также Он "Иегова-Ире", что означает "Господь усмотрит", Он "Эль Шадай" — "Бог-Даятель" и т.д. Поэтому, молясь Богу, мы мо­жем быть уверены, что Он окажет помощь и под­держку во всем.

 

 

"Да приидет Царствие Твое; и да будет воля Твоя... "

Призывая Царство Божье и Его волю в свою жизнь, мы смиряемся не перед обстоятельствами, а перед Великим, Всемогущим Богом, утверждая тем самым, что Он является и Хозяином всей Вселен­ной, и Господином нашей жизни.

 

"Хлеб наш насущный дай нам на сей день... "

Когда просим хлеб насущный, можем подразумевать не только материальное обеспечение для се­бя и своей семьи. Каждому из нас ежедневно необ­ходима мудрость и руководство от Бога. И об этом мы также можем просить Отца.

 

"И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим...”

Каждый раз, когда мы приходим к Богу в молит­ве и просим прощения за свои грехи, прежде необ­ходимо простить тех людей, которые причинили нам сильную боль. Ведь и Он, независимо от наших проступков, все же прощает пас. Проявляя милосердие к людям, мы можем рассчитывать на милость Божью.

 

"И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого...”

Ежедневно в нашей жизни может происходить огромное количество неприятностей, которых, кажется, невозможно избежать. Их источником является дьявол (лукавый). Но если мы просим Бога о защите, Он избавляет нас от дьявольских козней.

 

"Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь".

В конце своей молитвы мы в полной уверенно­сти провозглашаем, что на земле господствует Всемогущий Бог.

 

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деяния 2:42).

«... А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деяния 6:4).

«Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деяния 12:5).

 

Истребляли грех

 

Бог всегда искал на земле людей, которые бы стремились к святости и чистоте. Поэтому Он дал заповеди, исполняя которые каждый человек мог жить святой жизнью.

 

«...и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15-16).

 

Но люди преступили Божьи заповеди, отказа­лись исполнять волю Божию и решили угождать споим собственным желаниям. Результатом этого стал разрыв отношений с Богом. И чтобы испра­вить создавшуюся ситуацию, Бог установил иску­пительную жертву за грех:

 

«...То пусть принесет Господу за грех свой, кото­рым он согрешил, жертву повинности из мелкого ско­та, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его» (Левит 5:6).

 

Так продолжалось до того времени, пока на землю не пришел безгрешный и святой Иисус Христос, Который Своей смертью заплатил за все грехи человечества. Благодаря великому подвигу Иисуса Христа каждый человек, который принима­ет Его жертву, может быть спасенным и оправдан­ным, независимо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: