Понятие, сущность, назначение инвестиций, направленных на подготовку кадров и повышение интеллектуального потенциала организации




Теоретические подходы к оценке эффективности инвестиционных вложений в подготовку кадров и повышение интеллектуального потенциала организации

 

Понятие, сущность, назначение инвестиций, направленных на подготовку кадров и повышение интеллектуального потенциала организации

Инвестирование представляет собой акт вложения денежных средств (инвестиций) с целью получения дохода в будущем [3, с. 22]. Таким образом инвестиции - это денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [4, с. 4].

Подготовка кадров рассматривается как двойные инвестиции - в человека и в производство [12]. Они будут экономически целесообразными, если только в будущем обеспечат более высокий уровень доходов.

Подготовка кадров есть планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Она включает в себя внутреннее и внешнее обучение. Можно выделить несколько способов:

обучение, организованное непосредственно в организации собственными силами (внутреннее обучение),

обучение в средних и высших учебных заведениях, а также организованное специальными центрами по подготовке и переподготовке кадров (внешнее обучение) [6].

Обучение на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового прогресса, выполнение конкретной работы, не требует больших расходов. В процессе обучения используются различные методы, такие как:

. наставничество - передача знаний и навыков от более опытного и компетентного человека к менее опытному в процессе их личного общения;
2. стажировка - направление для приобретения опыта и специальных знаний в другие организации, где происходит обучение с помощью консультантов;

. ротация - последовательная работа на разных должностях, в том числе и в других подразделениях организации;

. ассистирование - помощь в выполнении повседневных обязанностей руководителю-наставнику;

. дублирование - исполнение обязанности кандидатом на должность обязанностей своего наставника при консультировании последним подопечного [8].

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат.

Важнейшим направлением инвестиций в трудовые ресурсы является вложение в образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное.

Наиболее эффективным направлением движения инвестиционных потоков, предназначенных для подготовки специалистов, является «предприятие - учебное заведение», что обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением на рынке труда и сокращает срок отдачи инвестиций в этот проект.

Инвестиции в образование являются одними из самых важных. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста [4].

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные - это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр. [11].

Правительства, фирмы и индивидуальные работники инвестируют средства в образование, так как рассчитывают в будущем получить вознаграждение в виде более высоких заработков, расширения доступа к интересной и перспективной работе, повышения социального статуса.

Вместе с тем многие теоретики развития трудовых ресурсов видят эффект образования не только в абсолютных размерах дохода, но и в быстром приросте трудовых ресурсов и валового внутреннего продукта благодаря инвестициям.

Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Все исследования эффективности вложений в человека через образование указывали на ее рост по мере увеличения сроков обучения, причем рентабельность ассигнований в этом случае намного превосходила прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы стали теоретическим обоснованием для беспрецедентного развития сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах. Затраты на образование стали восприниматься общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как одни из наиболее эффективных видов инвестиций.

Частью трудового потенциала работника является его интеллектуальный потенциал, который рассматривается как возможности работника, определяющие границы его участия в трудовой деятельности, количество и качество труда, которым располагает работник. Однако потенциал - это только возможности, а продуктом становятся результаты реализации этого потенциала, которые возникают как следствие трудовой активности работника в интеллектуальной сфере [10].

Современные наукоемкие предприятия ориентированы на интенсивные инвестиции в человеческий капитал и информационные технологии. Интеллектуальная составляющая затрат в совокупном объеме затрат на производство демонстрирует стабильный рост.

Развитие интеллектуального потенциала персонала - достаточно сложная задача, поскольку предполагает инвестирование. Современным предприятиям постоянно приходится принимать управленческие решения об инвестировании средств в развитие интеллектуального потенциала.

Понятие интеллектуального потенциала связано с такими понятиями как интеллект и интеллектуальный капитал организации. Интеллект - способность человека к мышлению, рациональному познанию, генерации новой информации. Интеллектуальный капитал - совокупность интеллектуальных активов компании. Интеллектуальные активы представляют совокупность знаний, в значительной степени или частично отчужденных от их создателей и представляющих коммерческую ценность для организации и его контрагентов. Эти знания могут быть и защищены, и не защищены правовыми отношениями. Интеллектуальный капитал используется как ресурс при интеллектуальной деятельности; в то же время он аккумулирует созданные сотрудниками интеллектуальные активы и деловую репутацию предприятия. Эффективность интеллектуального воспроизводства - это превышение результата воспроизводственного процесса над затратами во время формирования, использования, совершенствования (обновления) интеллектуального продукта.

Основным фактором существования и развития интеллектуального капитала является инвестирование в интеллектуальный потенциал персонала. В настоящее время вопросы осуществления вложений в интеллектуальный потенциал персонала и оценки их эффективности актуальны и мало изучены.

Укрупненная классификация инвестиций в интеллектуальный потенциал представлена на рисунке 1.1.1 [14, с. 10].

 

Рисунок 1.1.1 - Классификация инвестиций в интеллектуальный потенциал персонала

 

Можно выделить 3 основных вида инвестиций в интеллектуальный потенциал:

расходы на образования, включая профессиональную подготовку кадров, профессиональное совершенствование и профессиональную переподготовку. Компании обычно используют смешанную форму обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты;

расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

расходы на планирование карьеры персонала. Инвестиции в планирование и мотивацию карьеры позволяют достичь баланса между интересами организации и работника, т.к. последовательно продвижение сотрудника по ряду должностей способствует реализации конкретных целей организации, а также развитию интеллектуального потенциала самого работника и определению им той должности, на которой он мог бы работать с больше творческой отдачей.

Выделяют следующие особенности инвестиций в интеллектуальный потенциал:

. отдача от инвестиций в ИП прямо зависит от продолжительности трудоспособного периода;

. с годами ИП накапливается и преумножается;

. по мере использования ИП доходность повышается до предела, ограниченного временем работы сотрудника в организации, а затем снижается;

. по сравнению с инвестициями в иные формы капитала инвестиции в ИП приносят большую социально-экономическую выгоду;

. определение отдачи в ИП определить трудно;

. период окупаемости вложение долог;

. инвестиции в ИП приносят организации значительный разнообразный эффект [18].

И в заключение можно сказать, что знания становятся сегодня одним из главных источников роста производительности и конкурентных преимуществ. Существует тесная взаимосвязь между процессами по управлению знаниями и общими результатами деятельности предприятия. Эти знания проявляются в навыках, умениях и профессиональном уровне сотрудников и закрепляются в виде организационной культуры, брендов, патентов, лицензий, имиджа, то есть в виде интеллектуального капитала. Таким образом, интеллектуальный капитал является основой будущего развития. И результаты могут быть особенно впечатляющими, если выбранное направление управления интеллектуальным капиталом будет соответствовать стратегическим целям предприятия. В конечном счете, рациональное использование возможностей человеческих ресурсов, применение нестандартных подходов позволяет решать многие возникающие проблемы, зачастую даже без существенных материальных затрат. И именно здесь появляется проблема эффективного превращения интеллектуального капитала в стратегический потенциал организации. Если предприятие заинтересовано в развитии своих сотрудников, как карьерном, так и профессиональном, в первую очередь необходимо создать условия, способствующие данному процессу. Это создание творческой атмосферы, выявление деловых и личностных качеств, использование способностей работников. Для этого необходимо выявить имеющийся интеллектуальный капитал, а в дальнейшем ставится задача по эффективному его управлению и использованию. И уже на этом этапе целесообразно понятие интеллектуального капитала заменить понятием интеллектуальный потенциал, представляющим собой возможности развития и использования интеллектуального капитала, то есть знаний, умений, навыков, ценностей, информации и т.д. Управление интеллектуальным капиталом включает в себя такие элементы, как обучение, обмен знаниями, возможность высказывать свое мнение, использование информационных технологий и многое другое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: