Щерактивный ребенок во всей своей красе




(опросы взрослых — ответы автора)

Вопросы, которые присылали читатели после выхода >рвого издания моей книжки “Дети-„тюфяки" и дети-;атастрофы"”, можно разделить на несколько групп.

Первая группа — это вопросы родителей детей-до-

юльников. Чаще всего их интересует подготовка гипер-

шамических детей (ГПАРов) к школе, выбор учителя.

[ногда речь идет об усталости самих родителей, их по-

[тках делать “все, как следует” и о том, как жизнь

иленьких “электровеников” опровергает все их благие

1мерения.

Я постаралась ответить на каждый вопрос. Где-то >просы перекликаются, и мне поневоле приходилось шторяться. Иногда случалось и так, что история од->й семьи являлась фактически ответом на вопрос >угой.

Итак...

'оворят родители, или ГПАРы-дошколышки

; 1. Мой 4-летний сын почти “по всем признакам” гипер-t активный. В садик не ходит, трудно попасть и до- jj: рого. Оставляли с начала с нянями, но ни ту ни дру-k гую надолго не хватило. Вызвали бабушку. Та, конечно, ворчит (“Непоседасдуреть можно!”), но внук

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

все-таки... Врачи никогда диагноз “гиперактив ность” не ставилипросто, мол, он у вас такоь Что делать?

Ничего такого особенного с четырехлетним ребенком делать не нужно. Только самые обычные и понятньк вещи. Обеспечьте ему максимальную возможность про явления физической активности — ежедневные долгие прогулки, спортивный уголок дома, игры с песком и водой, разрешение прыгать и лазить по мебели, строить “домики” за диваном и т.д. Если есть возможность, походите в какую-нибудь группу, где детей развивают в подвижных играх с правилами. Гимнастика или “веселые эстафеты” подошли бы идеально. Если такой возможности нет, то по выходным родители (понятно, что возложить на бабушку еще и эту обязанность невозможно) могли бы сами устраивать подобные “веселые старты” во дворе или на площадке, привлекая к игре всех имеющихся в наличии детей от трех до десяти лет.

Такие игры решают сразу две проблемы. Первая — ребенок от души набегается во дворе и будет поспокойнее дома. Второе — маленький ШАР обучается подвижным, но структурированным и осмысленным играм (известно, что обычно даже шести-восьмилетние ГПАРы склонны к бесцельной и шумной беготне и с трудом вписываются в игры с правилами).

Да и родителям может оказаться небезынтересно попробовать себя в неожиданной роли организаторов ребячьего досуга. Тем более что делается это не только на радость окрестным ребятишкам, но и в интересах своего собственного чада.

2. У моей младшей дочери диагноз “гиперактивность”. В пять лет она научилась читать, но делает это неохотно, глотает буквы, устает, быстро теряет интерес. Будущая учительница, к которой мы ходим на курсы подготовки к школе, посоветовала

щ

Ж Гиперактивный ребенок во всей своей красе

А—-----------------------------------------------------------------------------------

I дочке читать перед сном 15 минут, “чтобы успо- ¦ коиться и хорошие сны увидеть”. Учительница ей I очень нравится, и дочка, преодолевая свое нежела- I ние читать, выдерживает, правда 10 минут, не 15. I И знаете, даже засыпает почти сразу. Но спит 1 очень тревожно, во сне всхлипывает, может соско- I нить с кровати и попросить полежать с ней. Morn' жет, отменить эту вечернюю процедуру? Или со г временем все нормализуется: и читать понравит- | ?я, и сон наладится?

| Пяти-шестилетние ГПАРы всё охотно делают в игре. |У них игровая, а вовсе не учебная психическая доминан-ГШ, и это правильно и соответствует возрастным потребностям. Ваша девочка еще не ходит в школу, но уже Сумеет читать. Интересно, а чему ее будут учить в первом |классе? Вы думали об этом?

I Насколько я поняла, речь идет об автоматизации на-Ййыка чтения. Превратите ваши вечерние занятия с доч-<иой в игру. Пусть она немножко почитает вам, а потом Отложит книжку и придумает, как будет развиваться эта > 1§стория дальше. Затем разыграйте ее задумку с игрушками. И наконец, сами прочтите ей, что же там случилось на самом деле. Можно нарисовать комикс, в котором будет ее окончание, и сравнить его с книжным. Делайте это регулярно, не считайте минуты, и, уверяю вас, девочка 1С нетерпением будет ждать вечера. В этой увлекательной игре будут решены сразу несколько задач — та самая автоматизация навыка чтения, развитие фантазии и концентрации внимания... А главное — интересное (а не “напряжное”, после которого ребенок всхлипывает во сне) времяпрепровождение с любимой мамой!

3. Хочу поделиться опытом. Лучше гиперактивный ребенок, чем компьютерный зомби. Когда мы решили нашего сына (тогда ему было 5 и 9, теперь почти 7) посадить за компьютер (чтобы отдохнуть

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

от его “вездесущности”), мы даже предположить и< могли, что он втянется в виртуальный мир. Свое и цели мы худо-бедно достигли, но ребенок стал про сто невменяемым. Вся его гиперактивность теперь на экране в виде монстров, бандитов. И другие дети любят играть в компьютер, но у нашего все как-т<> по-другому. Он мало ест (еще меньше, чем раньше), заявил, что в школу пойдет, только если там есть компьютеры. В садике дерется, обзывается, обижается на всех, кто не поддерживает его игры в “монстров”. Приходит домойсразу за компьютер, в выходные с утра до ночи “там”. Понимаем, что вредно, даже диски спрятали, но тут же вернулион такое устроил! Пытались предложить спокойные игрушки типа “бродилок”не хочет. Всякие познавательные игрушкитоже. Но ведь выход всегда есть?!

Выход, безусловно, есть. Но действия ваши должны быть — увы! — весьма жесткими и решительными. Пер-сональный компьютер — великолепный, многофункциональный инструмент и в будущем ваш сын, несомненно, будет им пользоваться. Но когда из многих функций используется только одна...

Переселение гиперактивного семилетнего ребенка в плоский виртуальный мир компьютерных монстров — необыкновенно вредно для становления его личности. Мне кажется, что здесь даже не надо объяснять почему, вы и сами все прекрасно понимаете. Скажу только одно: у детей в этом возрасте все еще сохраняется наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы интеллектуально развиваться, ребенок должен держать что-то в руках, трогать, разбирать, ощупывать, перемещаться в пространстве, менять положение тела и точки зрения. Не случайно все здоровые дети этого возраста любят лазить по деревьям и висеть вверх ногами. Если ничего этого нет, то интеллектуальное развитие ребенка существенно “тормозит”.

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

Для ГПАРа все вышеперечисленное особенно важно. Поэтому компьютер в вашей семье должен срочно “сло-, маться”. И денег на новый у вас “пока нет”. Придется обойтись. Все истерики ребенка по поводу потери “мира \ монстров” выдерживайте с философским спокойствием: \ вы взрослые люди, вы спасаете своего ребенка, иначе — l никак! Ребенку можно сочувствовать, но умеренно, при-, близительно в таком ключе: “Я понимаю, что эти игры ' много для тебя значили, но, честно сказать, я рад, что это! прекратилось. Ведь мы все знаем, что мир за окном гораздо интереснее и богаче мира на экране. Ты тоже это обязательно поймешь”.

Обязательно предлагайте ребенку совместные прогулки — зоопарк, парк аттракционов (но не игровых автоматов!), интересные для него поездки. Приглашайте в гости сверстников. Желательно завести дома спортивный; уголок, в котором ребенок мог бы сбрасывать избыточное i психомоторное возбуждение. Если это возможно для ва-; шей семьи, пусть появится что-нибудь живое — котенок, собачка, морская свинка... А как насчет младшего брата ; или сестрички? Знаете, по моему опыту, все ГПАРы,; и мальчики и девочки, — отличные няньки...

”¦¦ 4. Могут ли компьютерные игры улучшить внима- I тельиость ребенка? И если да, то какие именно? Мо- [¦- жет, есть специальные игры? Дело в том, что у ребенка (5,5 лет) есть признаки гиперактивности, ему трудно сосредоточиться, тяжело воспринимать инструкции. А компьютер ему интересен, там и сосредоточенность нужна, и цель есть, и инструкции необходимо выполнять. Или компьютер может оказаться для него и для нас, родителей, ловушкой?

К сожалению, предыдущая история отчасти является ответом на ваш вопрос. Однако дозированное (20—; 30 минут в день в два приема) применение компьютера для ребенка шестого года жизни вполне возможно.

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

Сейчас на рынке имеются многочисленные развивающие игры для детей этого возраста и даже младше. Вам годятся те, где нужно что-нибудь построить, кого-нибудь куда-нибудь привести, одеть, снарядить, куда-то проехать, проплыть и т.д. и т.п. Но вы должны понимать, что лучшим, природным способом развития интеллекта ребенка, его внимания и концентрации являются ролевые игры с игрушками, со сверстниками и, по возможности, с родителями. Никакой компьютер заменить всего этого не может.

5. Ощущение, что сын (5 лет) живет в другой реальности: начинает что-то делать — бросает тут же; в садике постоянно что-то забывает: то вещи, то игрушки. А еще чувства собственности никакого нет: в магазине загорится игрушкой, купи да купи. Зная его гиперактивный характер, отступаю, покупаю. А в садике кто попросит, отдает, а назад и не просит. Говорю ему, забери назад, а ему и неинтересно уже. До школы еще год. Читала, что гиперактивные дети “нережимные”, “растеряши от природы”. Но надеюсь на то, что с возрастом станет разумнее и собраннее. Или напрасно? Можно ли как-то помочь ему?

С “рассеянностью” и “нережимностью” вашего сына следует работать прямо сейчас, никуда и ничего не откладывая. Режим нужен ГПАРам как воздух, больше, чем каким-либо другим детям. Только при повторяющихся каждый день в одно и то же время событиях (еда, сон, прогулка, просмотр мультфильмов, приготовление уроков) нервная система ребенка с синдромом дефицита внимания может постепенно “настроиться” на полноценное исполнение потребных вещей и заданий.

Просьбы ГПАРа (купи игрушку!) следует выполнять только тогда, когда вам самой они кажутся разумными. “Отступать” перед его требованиями нельзя ни в коем

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

случае. Вы же сами прекрасно видите, что ваш ребенок еще не может управлять своей жизнью. Поэтому управляющая функция — ваша. Вы решаете, что, когда и как будет происходить в вашей совместной жизни. Ребенок подстроится и даже испытает род облегчения. Какое-то время вам придется контролировать все до мелочей (не 1 потеряна ли ручка, оба ли тапка остались после занятий физкультурой, записаны ли уроки, не вложен ли в учебник недоеденный пирожок и т. д. и т. п.). Однако постепенно, по мере взросления ребенка, вы будете отходить в сторону и (кирпичик за кирпичиком!) перекладывать ответственность за его жизнь на него самого. Но все это — увы! — в условиях режима, по крайней мере до наступления половой зрелости!

6. Из-за гиперактивности сына до 5 лет воспитывали дома. Чтобы облегчить предстоящую адаптацию к школе, психолог посоветовала два года поводить в детский сад. Но мальчика не берутвидимо, никто не хочет связываться с “гипером”. В первом садике сказали, что группа переполнена, во второмчто у них специальная программа, и ребенок будет чувствовать себя неуверенно (тем более с гиперактивностью), в третьем тоже что-то подобное. Не сказать о гиперактивности я не могутем более что это записано в карточке. А вообще, имеют ли право работники детского сада отказать в приеме гиперактивного ребенка? И как быть мне? Может, и не надо мучаться? Я домохозяйка, и еще два года побыть с ним смогу.

Рекомендации психолога совершенно правильны. ГПАРам садики и вообще общение в детском коллективе категорически показаны. Только там ребенок сможет соотнести свои возможности и потребности с возможностями и потребностями сверстников, научиться правильно строить отношения. Отказать вам в приеме в группу

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

вашего ребенка никто не имеет права. Гиперактивность — это не тот диагноз, который препятствует полноценной адаптации ребенка. Да, эти дети бывают “неудобны”. Но квалифицированные воспитатели достаточно легко справляются с этой проблемой.

7. Слышала, что гиперактивным детям показано общение с животными. У нас недалеко от дома есть конно-спортивная секцияможно ли туда записать моего 6-летнего сына? Там есть и группы для оздоровительных занятий иппотерапией...

Безусловно, можно и нужно. Общение с животными развивает во всех детях очень важные качества: умение чувствовать и понимать другого, ответственность, внимание, доброжелательность. А катание на лошадях — это еще и необходимая вашему ребенку физическая нагрузка и активность.

8. Я мама гиперактивного ребенкасыну сейчас 4,5 года. По темпераменту я — холерик. Ходим к психологу всей семьей: она считает, что во многом успешность воспитания зависит именно от родителей. Я согласна с ней абсолютно! Но как только выхожу из кабинета и сын начинает свои выкрутасы, просто сил нет. Сколько могусдерживаюсь, а потом срываюсь. Ору не только на сына, но и на мужа (сыну иногда и поддаю), хотя и понимаю, что из-за этого все идет насмарку. По ночам плачулюблю и сына и мужа, себя опять же жалко (ну за что? — никто из родственников моих и мужа не был гиперактивным). Как помочь себе и близким? У кого такой ребенок, наверное, меня поймет...

Есть очень простой способ, который вам поможет. Он называется: “способ неоскорбительной коммуникации”. Если сможете, прочтите где-нибудь о нем подробней.

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

т -------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вкратце:

1. Вы не должны скрывать свои чувства (все равно рано или поздно сорветесь, и будет еще хуже!).

2. Вы говорите о своих чувствах в определенной фортке. Каждую фразу начитаете с “Я”. Например: “Я раздражена тем-то и тем-то...”, “Я сейчас в ярости и готова позвать на клочки каждого, кто подвернется...”, “Я готова Просто заплакать от сентиментального умиления...”., i' 3. Таким образом решается сразу три проблемы — вы Отреагировали свои чувства; ваши близкие в курсе, что Вы чувствуете и чего можно от вас ждать в ближайшее Время; и, наконец, ваш ребенок получил адекватную обратную связь на свое поведение (“когда я делаю то-то и то-то, мама испытывает то-то и то-то...”)

При этом никто не чувствует себя оскорбленным и плакать по ночам не из-за чего...

9. Мой муж —• военный. Он очень любит, порядок и дис-] циплину. Обожает старшую дочку. Младшему сыну, когда тот родился, был сильно раднаслед-\ ник, будущий офицер, и все такое. Но сын растет 1 гиперактивнымпорядок и дисциплина не для него. Ь Сейчас ребенку 5 лет, и я понимаю, что чем дальше, г тем напряженнее отношения между отцом и сы- | ном. Муж его “за провинности” наказывает, я I объясняю, что ребенок просто другойдержусь, I чтобы не сказать, что он больной (хотя по сути I это так). Не знаю, что предпринять, у военных f свои ценности, и, как ни крути, сын растет в соот- v ветствии с ними, а из-за высказываний отца чув-I ствует себя неполноценным. Что делать, посоветуйте?

Разумеется, военному до мозга костей человеку трудно принять мысль, что все люди разные и некоторые почему-то не склонны ходить строем. Вам самой судьбой назначено играть в вашей семье роль медиатора,

г','. %

\

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

посредника. Причем работаете вы в двух направления:. Отцу вы объясняете, как устроен сын, признаете его нг достатки, обращаете внимание на его достоинства (они ведь есть, не правда ли?), ищете безопасные темы и сп<> собы для их совместного общения (может быть, рыбалка Футбол? Машины?). Обосновываете мужу свою позицию “воспитывать — воспитывай, но унижать — не смей!” Сыну, соответственно, объясняете устройство объекта “отец”: “Вот на это папа реагирует так-то и так-то, на это — вот так... Да, где-то это странно, но вот так уж он у нас устроен. Кто ж не странен? Все равно мы его лю бим”. Сын в этой ситуации пока слабее, поэтому ему будет чаще нужна ваша поддержка. Может быть, по мерс взросления и “усиления” сына поддерживать придется уже мужа...

10. Летом решилась на поездку па юг со своим гиперак-тивпым сыпом (6 лет). Очепь переживала, что по-ездка превратится в кошмар (дома уже как-то вес приспособились), но получилось так, что я отдохнула, а сын получил массу впечатлений. Ребенок плавал, мирно (!) играл с другими детьми во всякие догонялки и нырялки в воде, строил песочные пирамиды. Даже продолжительность сна немного увеличилась. А вопрос такой: раз вода оказала такое благотворное воздействие, может, стоит пойти в бассейн? Но есть проблема: ближайший бассейн находится в полутора часах езды от дома на общественном транспорте...

Вы абсолютно правы: вода и песок прекрасные “пси-хотерапевты” для любого ГПАРа.

Занятия в бассейне были бы очень уместными, но... три часа поездок общественным транспортом (туда и обратно) — это, конечно, слишком много для шестилетие-го ребенка. Однако ситуация отнюдь не представляется безвыходной: чуть-чуть фантазии, и море и песочек снова

I Гиперактивный ребенок во всей своей красе

ft

[t вашем распоряжении. Ванна-то у вас в квартире есть?.Наверняка ваш ребенок любит в ней плескаться. Если \ Позволить ему брать с собой игрушки, брызгаться из во-|дяных пистолетов и флаконов из-под шампуня, да еще *И научить его играть в воде в какие-нибудь сюжетные |игры (например, в гибель “Титаника” или “погружение Рродолйзов”), то тридцати — сорока минут ежедневного Домашнего контакта с водой будет вполне достаточно. •|2сли решитесь, то хорошо было бы заканчивать эти ¦ежедневные водные процедуры контрастным душем Или просто обливанием холодной водой из ведра (лить На загривок и плечи, а не на голову!!!). Холодное обливание после теплого купания решает сразу две задачи: &то и закаливание (которое ни для кого не лишнее), И снятие избыточного психомоторного напряжения на коре головного мозга (характерно для ГПАРов, часто Мешает им заснуть даже тогда, когда спать на самом деле хочется).

Кроме того, есть и еще один совет. Таз с голубой глиной (можно купить, а можно и накопать летом где-нибудь на берегу реки), накрытый всегда влажной тряпочкой, легко и хорошо хранится в течение зимы под ванной или под столом в кухне. Ребенок, одетый в трусики и хлопчатобумажную футболку, будет с удовольствием с этой глиной играть, разминать ее, делать какие-то фигурки, йосуду или человечков. Такие занятия очень способствуют снятию агрессии, развитию фантазии и т. д. После “сеанса глинотерапии” глину снова убирают в таз и накрывают влажной салфеткой. Ребенок, его одежда и даже линолеум в кухне легко отмываются. Так что все в ваших руках!

11. Семья у нас очень активная: много путешествуем, летомпоходы, поездки на велосипедах, зимой —- лыжные прогулки, выезды на природу. Дочку везде берем с собой; она, как и мы, активная“вечный двигатель”. Сейчас в детском саду начались

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

занятия по подготовке к школе, и воспитатель ска зала, что у девочки проблемы с удержанием впили i ния: все дети выполняют задания, а наша вроде <*<-. понимает, но начинает делатьне получаете бросает, отвлекается. Сначала мы не придавали этому значения (ей действительно всегда надо был> ¦ быстрее ¦— нетерпеливая она у нас), но воспитать / считает, что дальше будет еще труднее, Зани маться дома дочка не хочетговорит, что воспи татель лучше, чем мы, объясняет. Если в садик* что-то не получается, может заплакатьэи:<< тоже воспитатель сказала. Но на все наши расспро сы дочка отвечает, что заниматься в садике при витсякак будто нет ни слез, ни неудач. Хохочет и не придает этому значения. Может, это прост > возраст такой? Но я видела задания, выполнении > ребенком,действительно, до совершенства, мяг ко говоря, далеко. Как нам всем перестроитьем. чтобы в школе проблем не было?

Никак особенно перестраиваться вам не надо. Оста вайтесь активной семьей.

Берите пример с дочки. Да, у нее пока не все получа ется, но она не унывает. Не унывайте и вы. Однако готовиться к школе тоже надо. Выделите определенное время для занятий — каждый день одно и то же, Мозг “вечного двигателя” приспособится, выработает что-то вроде условного рефлекса: в это время — учеба. Станет легче сосредотачиваться, заканчивать начатое.

12, Моя дочка никогда не ходила в детский сад. Сейчас ей почти 6 лет, весной нужно будет идти в школу для прохождения тестов. Она вполне толковая, но есть проблемагиперактивность, С ней дома занимается бабушка, девочка легко считает в пределах 10, но все больше на бегу. Записывать цифры и буквы не любит. Читает хорошо, но начав читать,

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

\ дальше только делает вид, а па самом деле доду- | мывает самаполучаются забавные истории. & В “школу” играть не любит, а если и соглашается, [ то только па роль учителя — правда, наш “учи- | тель” делает тысячу дел в один момент. Наверное, I нужно было пойти на курсы, но побоялись, что доч-;” ка из-за своей неугомонности произведет плохое! впечатление. Думали, что тесты все-таки разовое i мероприятие, и официальная обстановка подействует на ребенка так, что она будет, собранной. Но даже еслм получится именно так, в школе все равно все недостатки поведения обнаружатся. Как нам быть? Как подготовиться к тестам? Какого учителя лучше искать? Какие делать упражнения на удержание внимания?

На курсы, конечно, нужно было пойти. Там все недостатки и достоинства ребенка обнаружились бы в обстановке, “приближенной к боевой”, но все-таки еще смягченной обстоятельствами. Но что ж поделаешь...

Упражнения на развитие внимания можно найти в любой книжке, которых сейчас очень много. Лучшее упражнение — старая игра “Что хотите, то берите, "да" и "нет" не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте. Вы поедете на бал?”

Эта игра развивает сразу восемь (!) функций, среди них увеличение объема и удержание произвольного внимания.

Учитель вам нужен спокойный и “не передовой”, без “авторской” программы, слегка похожий на травоядную рыбу. Такие учителя обычно лояльны к ГПАРам и имеют собственную, весьма эффективную систему, позволяющую справляться с их особенностями.

13. Пожалуйста, посоветуйте, что нам предпринять: у сына (5,5 лет) не только синдром дефицита внимания с гиперактивностью, он еще леворукий.

8- 5410 Э “0 =

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

Главных вопросов два: 1) как организовать?гр<> странство для учебы и отдыха дома; 2) какие dcit ствия предпринять, чтобы ребенок к моменту по отупления в школу чувствовал себя более-менее у си ренно среди обычных детей.

Дома ребенку обязательно нужен спортивный уголок. где он мог бы вволю подвигаться, повисеть, полазит!. Если ребенок действительно леворукий (вообще-то асим метрия мозга формируется к семи годам, и маленькие дети часто одинаково хорошо пользуются обеими рука ми), то не мешайте ему уединяться (строить домики за диваном, под столом и т.д.).

Обязательно нужно записать ребенка на курсы подготовки к школе. Идеально, если он будет ходить на занятия к той учительнице, которая потом наберет первый класс. Это позволит им приспособиться друг к другу в щадящей обстановке. Поощряйте любое его общение со сверстниками. Если мальчик испытывает какие-то трудности в контактах, попробуйте сами организовать совместные игры вашего ребенка и других детей, а потом оставить их одних.

14. В школу, куда я привела на запись своего гиперактивного ребенка (7 лет), учителя предложили класс коррекции. Мой ребенок очень способный, правда, быстро устает. Я понимаю, что в классе коррекции нагрузка меньше, но и дети там другие, не такие сообразительные. Как все-таки поступить, чтобы для ребенка было лучше? Сможет ли он потом перейти в обычный класс?

К сожалению, о таких вещах нельзя судить заочно. Большинству родителей их дети кажутся очень сообразительными и способными. Чем руководствовались учителя, предлагая вам класс коррекции? Результатами тестов? Записями в медицинской карте?

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

Вам необходимо все взвесить и, главное, удостовериться в серьезности показаний. Для этого было бы целесообразно посетить психолога, который еще раз протестировал бы уровень развития и школьную зрелость вашего сына и выдал свои независимые рекомендации. Если рекомендации психолога и учителей совпадут — следует отдать ребенка в класс компенсирующего обучения.

15. Моему ребенку 2,5 года. Проблемы во время беременности привели к тому, что он родился гиперактивным. Сейчас, конечно, легче, чем в первые полтора года. Но хочется, чтобы было хорошо настолько, насколько возможно. За годы воспитания маленького “гипера” я очень устала, профессиональную квалификацию тоже т,ерять не хочется, а потому занялась наведением справок о ближайших детских садах. В нашем микрорайоне их три: одинлогопедический, второйдля детей с ослабленным здоровьем, третийобычный, нацелен на развитие детей. В какой детсад лучше отдать гиперактивного ребенка?

Ваш выбор зависит от того, насколько развита речь ребенка. Если он говорит “по возрасту”, то ваш сад — обычный, с обычной развивающей программой. Как правило, “гиперактивность” — это вовсе не ослабленное здоровье, а даже наоборот: мать и все прочие уже лежат в изнеможении, а ребенок носится как заведенный без всяких видимых признаков усталости. Если же логопед уже поставил или поставит вашему ребенку диагноз ЗРР (задержка развития речи — довольно частый диагноз для ГПАРов), то вам прямая дорога в логопедический садик — здесь особые программы и предусмотрены индивидуальные занятия с логопедом.

16. Во время похода в супермаркет мы оставляем нашего чрезмерно активного, импульсивного ребенка

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

(3,5 года) в детской игровой комнате. Заметили что он много времени проводит в сухом бассейне: < удовольствием двигается, играет с мячиками. Дс журный педагог отметила, что он даже сказку слу шает в бассейне (дома быстро отвлекается, переби вает). Может,, сухой бассейнэто наша “панацея. ” от бед? Как его использовать в домашних условиях':

Сухой бассейн — огромное удовольствие для любого ГПАРа. Если у вас есть возможность завести его дома и вам не лень постоянно собирать мячики по всей квартире — прекрасно. Но есть и заменители этого чуда, ведь для ГПАРа важно много и разнообразно двигаться. Шведская стенка, кольца, канат, качели, перекладина, мат, подушки с дивана, просто мебель, укрытая пледами и матрацами, не говоря уже о снарядах на детской площадке, — все это годится для организации физической активности вашего малыша не хуже, чем сухой бассейн, из которого, кстати, 3,5-летний ребенок скоро вырастет.

17. Мой гиперактивный ребенок скоро пойдет в школу. В детском саду облегченно вздохнули, когда мы оттуда наконец-то выпустились. Сын, что называется, без тормозов. Дракаобычное дело. Причем он не инициатор, а провокатор: лезет к детям, те его в игры брать не хотят, потому что он не соблюдает правила, как надо. Боюсь, в школе будут большие проблемы. От учителя замечания — это понятно: предвижу проблемы и с успеваемостью и с поведением. Но больше всего боюсь родителейесли мой будет вести себя так, как в садике, они могут настоять, чтобы мы перешли в другой класс или в другую школу. Я их понимаю, возможно, сама была бы недовольна на их месте. Муж относится к поведению сына спокойноговорит, что сам таким был и знает, что это такое. По вечерам и в субботу берет с собой на тренировки, гуляют вместе. Дома возятся,

f

* Гиперактивный ребенок во всей своей красе

•*¦—--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

> все время что-то затевают: сначала ломают, по- | томчинят. Я очень люблю сына, несмотря на ['¦ разные проблемы. Хочу, чтобы у него все получилось. '' Но не чувствую себя уверенной...

i,' П9старайтесь настроить себя как можно более позитивно: у вас все получится. Берите пример с мужа. Ког-ла ребенок пойдет в школу, по возможности сразу же Ьтдайте его в какую-нибудь секцию контактного вида Цорьбы. Пусть он там “разряжает” свою активность и агрессивность. Также приучайте его играть в любые игры с правилами — лото, домино, настольный футбол, “замри” и др. Подключите к этому мужа, пусть играет с ним в подвижные игры с определенными ограничениями.

Если это возможно, попытайтесь организовать игру ;? правилами во дворе, среди сверстников сына — “Али-;<>аба”, “штандер”, “прятки”, “белка на дереве” и др. Дети охотно откликнутся, а ваш сын получит уроки конструктивного общения под вашим руководством. Разговаривайте с сыном о мотивациях, о чувствах других людей — он уже достаточно большой для этого. Он ведь и дерется, и задирает других детей именно потому, что не понимает их чувств и желаний, хочет, но не умеет с ними “правильно” общаться.

18. Воспитатель посоветовала пойти к психологу, так как думает, что мой сынгиперактивный (5 лет). Он действительно непоседа, у которого в одно ухо влетает, а в другоевылетает. Но я очень боюсь, что гиперактивность подтвердится, тогда ее занесут в карточку и она будет сильно мешать при поступлении в школукому нужен такой неспокойный ученик? Можно ли все-таки обойтись без визита к специалисту? А если нельзя, то можно ли уговорить не писать про гиперактивность (если, конечно, она подтвердится)?

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

Интересно, а какова была цель воспитателя, когда oiu давала вам этот совет? Она хотела с помощью визита i психологу узнать, как ей справляться с вашим сыном Или надеялась, что вашего ребенка “вылечат” от гипер активности? По второму пункту ее надежды напрасны, а что касается первого, то вы вполне можете пойти к пси хологу и получить его консультацию по воспитанию ре бенка. Никаких диагнозов психолог не ставит (диагнозы, в том числе и “гиперкинетическое расстройство”, ставит невропатолог), но многие ваши сомнения наверняка разрешатся с этим визитом.

19. Я и мой мужродители гиперактивных близнецов. Им сейчас по 4,5 года. В общении и взаимодействии с ними стараемся соблюдать все рекомендации специалистов: режим, спокойствие, игры, направлен-ные на концентрацию внимания, и др.все, что поможет им в будущем. Вы даже не представляете, как мы устаем! Очень хочется отдохнуть, но с детьми это исключено. Бабушки-дедушки в гости не очень-то зовут“лучше мы к вам приедем” (после маленьких гостей квартира теряет “товарный вид”), и то общаются с близнецами только в нашем присутствии. Но ведь должен быть выход! Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста...

В первую очередь — расслабьтесь. Вы живете не для того, чтобы выполнять рекомендации специалистов и постоянно думать о будущем. Вы живете “здесь и сейчас”. Близнецы — это ведь так здорово! И наверняка забавно! Детям пятого года жизни, да еще гиперактивным, нужно много бегать, прыгать, лазить, вопить, все ронять и т.д. И пусть они все это делают! Какое тут спокойствие и “игры, направленные на концентрацию внимания”! Разумеется, вы с мужем тоже люди, да и бабушек-дедушек понять можно.

А почему нельзя отдыхать с детьми? Вывезите их на природу, разведите костер — и пусть бегут, куда захотят.

I

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

¦ Провалятся в речку — высушите, порвут одежку — заштопаете, разобьют лбы — замажете зеленкой. Зато посидите с мужем у костра, пожарите сосисок... Регулярно отпускайте друг друга просто развлечься — в гости к подругам, на рыбалку, в кино, пошляться по магазинам. Уло-[' исив спиногрызов спать, выйдите вдвоем на улицу на чет-1 верть часика — подышать воздухом, посмотреть на звезды. Уже скоро (годика через два) близнецов можно будет оставлять одних — они прекрасно будут проводить время, а уцелевшую мебель вы потом поставите на место...

ГПАРы-школьники

Когда речь заходит о гиперактивных детях школьного возраста, отчетливо видны проблемы двух сторон: родителей и учителей. Вроде бы задачи у них общие: научить и воспитать. Но есть и существенные различия во взглядах. Мне кажется, что и тем и другим будет весьма полезно узнать, как выглядит картинка с “противоположной” стороны.

Родителей в основном беспокоит недостаточное внимание со стороны педагогов и непонимание ими состояния ребенка. Иногда требуются пояснения, как именно выполнить рекомендации учителя. Есть и вопросы, касающиеся взаимодействия ГПАРа-школьника со сверстниками, режимных моментов, приготовления домашних заданий.

Итак, вопросы...

Со стороны родителей

20. Мой сын“гипер”. Учится в 3 классе. Учитель сразу сказала, чтоб отличника из него не делали, а лучше учили быть организованным. Но хочу спросить не об этом. Первые два года провожала в школу сама

ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”

(на пути несколько опасных дорог, да и портфс.п тяжелый), но недавно сын сказал, что ему “стыдна. что хожу с мамой”. А мне страшно, дороги и тс/; опасны, а в нашем случаевтройне. В то же ере мя я понимаю, что рано или поздно он эту самосто ятельность должен будет обрести... Помогите со ветом.

Ваши опасения вполне обоснованны. В норме вес ГПАРы активны, бесстрашны и невнимательны. Понятно, что это не самое лучшее сочетание качеств для перехода опасных дорог с интенсивным автомобильным движением. Естественно также и то, что в пятом, шестом или седьмом классе эти особенности ребенка и дорожные опасности никуда не денутся, а ходить в школу с мамой будет уже совсем неуместно. Поэтому самой лучшей вашей стратегией будет следующая.

Первое: сообщаете ребенку, что вы услышали его пожелания и начинаете работать с этой проблемой. Чтобы он поверил в ваши добрые намерения, сразу же после этого разговора отпускаете его одного бежать до школы ПОСЛЕ перехода всех дорог.

Второе: тщательно, несколько раз объясняете и показываете на конкретных примерах (на улице), как правильно должен вести себя человек, переходящий ваши опасные дороги.

Третье: устраиваете “тренинг” на местности. То есть призываете ребенка вообразить, что он идет в школу один, а вас рядом как бы и нет (дети очень любят игры-“вообразилки”). На самом деле вы идете вместе с ребенком и тщательно следите за тем, как он выполняет ваши инструкции.

Четвертое: после успешного прохождения “тренинга” (его продолжительность определяете вы сами) отпускаете ребенка в школу одного или с друзьями. Можно договориться, что вы вместе переходите только одну, самую опасную дорогу. Если же ребенок даже в вашем

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

присутствии переходит дорогу невнимательно и опасно, то объясняете ему ситуацию и откладываете все еще на год.

И конечно, отдайте ему портфель! С самым тяжелым портфелем ГПАР легко справится. А если будет чуть меньше подпрыгивать на проезжей части — так это же даже хорошо!

21. Внук Радик живет со мной, родители подолгу в разъездах. Перед школой ходили в центр развития, воспитатель все время говорила о том, что очень уж он у вас “активный”, не любит ничего доводить до конца. Он и дома такой, привыкли уже, я потому и не обратила внимание. А тут в школу пошел, приходит домой, плачет: “Я там самый плохой. Все сидят, учителя слушают и молчат. А у меня не получается так”. Пошла в школу, учитель жалуется, мол, весь класс портит. Но ведь он понимает, что это плохо! Как помочь? Учителя тоже жалко...

Самое главное — вы на стороне Радика. Алгоритм же действий в вашем случае такой.

Первое: признаёте су



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: