(опросы взрослых — ответы автора)
Вопросы, которые присылали читатели после выхода >рвого издания моей книжки “Дети-„тюфяки" и дети-;атастрофы"”, можно разделить на несколько групп.
Первая группа — это вопросы родителей детей-до-
юльников. Чаще всего их интересует подготовка гипер-
шамических детей (ГПАРов) к школе, выбор учителя.
[ногда речь идет об усталости самих родителей, их по-
[тках делать “все, как следует” и о том, как жизнь
иленьких “электровеников” опровергает все их благие
1мерения.
Я постаралась ответить на каждый вопрос. Где-то >просы перекликаются, и мне поневоле приходилось шторяться. Иногда случалось и так, что история од->й семьи являлась фактически ответом на вопрос >угой.
Итак...
'оворят родители, или ГПАРы-дошколышки
; 1. Мой 4-летний сын почти “по всем признакам” гипер-t активный. В садик не ходит, трудно попасть и до- jj: рого. Оставляли с начала с нянями, но ни ту ни дру-k гую надолго не хватило. Вызвали бабушку. Та, конечно, ворчит (“Непоседа — сдуреть можно!”), но внук
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
все-таки... Врачи никогда диагноз “гиперактив ность” не ставили — просто, мол, он у вас такоь Что делать?
Ничего такого особенного с четырехлетним ребенком делать не нужно. Только самые обычные и понятньк вещи. Обеспечьте ему максимальную возможность про явления физической активности — ежедневные долгие прогулки, спортивный уголок дома, игры с песком и водой, разрешение прыгать и лазить по мебели, строить “домики” за диваном и т.д. Если есть возможность, походите в какую-нибудь группу, где детей развивают в подвижных играх с правилами. Гимнастика или “веселые эстафеты” подошли бы идеально. Если такой возможности нет, то по выходным родители (понятно, что возложить на бабушку еще и эту обязанность невозможно) могли бы сами устраивать подобные “веселые старты” во дворе или на площадке, привлекая к игре всех имеющихся в наличии детей от трех до десяти лет.
Такие игры решают сразу две проблемы. Первая — ребенок от души набегается во дворе и будет поспокойнее дома. Второе — маленький ШАР обучается подвижным, но структурированным и осмысленным играм (известно, что обычно даже шести-восьмилетние ГПАРы склонны к бесцельной и шумной беготне и с трудом вписываются в игры с правилами).
Да и родителям может оказаться небезынтересно попробовать себя в неожиданной роли организаторов ребячьего досуга. Тем более что делается это не только на радость окрестным ребятишкам, но и в интересах своего собственного чада.
2. У моей младшей дочери диагноз “гиперактивность”. В пять лет она научилась читать, но делает это неохотно, глотает буквы, устает, быстро теряет интерес. Будущая учительница, к которой мы ходим на курсы подготовки к школе, посоветовала
щ
Ж Гиперактивный ребенок во всей своей красе
А—-----------------------------------------------------------------------------------
I дочке читать перед сном 15 минут, “чтобы успо- ¦ коиться и хорошие сны увидеть”. Учительница ей I очень нравится, и дочка, преодолевая свое нежела- I ние читать, выдерживает, правда 10 минут, не 15. I И знаете, даже засыпает почти сразу. Но спит 1 очень тревожно, во сне всхлипывает, может соско- I нить с кровати и попросить полежать с ней. Morn' жет, отменить эту вечернюю процедуру? Или со г временем все нормализуется: и читать понравит- | ?я, и сон наладится?
| Пяти-шестилетние ГПАРы всё охотно делают в игре. |У них игровая, а вовсе не учебная психическая доминан-ГШ, и это правильно и соответствует возрастным потребностям. Ваша девочка еще не ходит в школу, но уже Сумеет читать. Интересно, а чему ее будут учить в первом |классе? Вы думали об этом?
I Насколько я поняла, речь идет об автоматизации на-Ййыка чтения. Превратите ваши вечерние занятия с доч-<иой в игру. Пусть она немножко почитает вам, а потом Отложит книжку и придумает, как будет развиваться эта > 1§стория дальше. Затем разыграйте ее задумку с игрушками. И наконец, сами прочтите ей, что же там случилось на самом деле. Можно нарисовать комикс, в котором будет ее окончание, и сравнить его с книжным. Делайте это регулярно, не считайте минуты, и, уверяю вас, девочка 1С нетерпением будет ждать вечера. В этой увлекательной игре будут решены сразу несколько задач — та самая автоматизация навыка чтения, развитие фантазии и концентрации внимания... А главное — интересное (а не “напряжное”, после которого ребенок всхлипывает во сне) времяпрепровождение с любимой мамой!
3. Хочу поделиться опытом. Лучше гиперактивный ребенок, чем компьютерный зомби. Когда мы решили нашего сына (тогда ему было 5 и 9, теперь почти 7) посадить за компьютер (чтобы отдохнуть
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
от его “вездесущности”), мы даже предположить и< могли, что он втянется в виртуальный мир. Свое и цели мы худо-бедно достигли, но ребенок стал про сто невменяемым. Вся его гиперактивность теперь на экране в виде монстров, бандитов. И другие дети любят играть в компьютер, но у нашего все как-т<> по-другому. Он мало ест (еще меньше, чем раньше), заявил, что в школу пойдет, только если там есть компьютеры. В садике дерется, обзывается, обижается на всех, кто не поддерживает его игры в “монстров”. Приходит домой — сразу за компьютер, в выходные с утра до ночи “там”. Понимаем, что вредно, даже диски спрятали, но тут же вернули — он такое устроил! Пытались предложить спокойные игрушки типа “бродилок” — не хочет. Всякие познавательные игрушки — тоже. Но ведь выход всегда есть?!
Выход, безусловно, есть. Но действия ваши должны быть — увы! — весьма жесткими и решительными. Пер-сональный компьютер — великолепный, многофункциональный инструмент и в будущем ваш сын, несомненно, будет им пользоваться. Но когда из многих функций используется только одна...
Переселение гиперактивного семилетнего ребенка в плоский виртуальный мир компьютерных монстров — необыкновенно вредно для становления его личности. Мне кажется, что здесь даже не надо объяснять почему, вы и сами все прекрасно понимаете. Скажу только одно: у детей в этом возрасте все еще сохраняется наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы интеллектуально развиваться, ребенок должен держать что-то в руках, трогать, разбирать, ощупывать, перемещаться в пространстве, менять положение тела и точки зрения. Не случайно все здоровые дети этого возраста любят лазить по деревьям и висеть вверх ногами. Если ничего этого нет, то интеллектуальное развитие ребенка существенно “тормозит”.
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
Для ГПАРа все вышеперечисленное особенно важно. Поэтому компьютер в вашей семье должен срочно “сло-, маться”. И денег на новый у вас “пока нет”. Придется обойтись. Все истерики ребенка по поводу потери “мира \ монстров” выдерживайте с философским спокойствием: \ вы взрослые люди, вы спасаете своего ребенка, иначе — l никак! Ребенку можно сочувствовать, но умеренно, при-, близительно в таком ключе: “Я понимаю, что эти игры ' много для тебя значили, но, честно сказать, я рад, что это! прекратилось. Ведь мы все знаем, что мир за окном гораздо интереснее и богаче мира на экране. Ты тоже это обязательно поймешь”.
Обязательно предлагайте ребенку совместные прогулки — зоопарк, парк аттракционов (но не игровых автоматов!), интересные для него поездки. Приглашайте в гости сверстников. Желательно завести дома спортивный; уголок, в котором ребенок мог бы сбрасывать избыточное i психомоторное возбуждение. Если это возможно для ва-; шей семьи, пусть появится что-нибудь живое — котенок, собачка, морская свинка... А как насчет младшего брата ; или сестрички? Знаете, по моему опыту, все ГПАРы,; и мальчики и девочки, — отличные няньки...
”¦¦ 4. Могут ли компьютерные игры улучшить внима- I тельиость ребенка? И если да, то какие именно? Мо- [¦- жет, есть специальные игры? Дело в том, что у ребенка (5,5 лет) есть признаки гиперактивности, ему трудно сосредоточиться, тяжело воспринимать инструкции. А компьютер ему интересен, там и сосредоточенность нужна, и цель есть, и инструкции необходимо выполнять. Или компьютер может оказаться для него и для нас, родителей, ловушкой?
К сожалению, предыдущая история отчасти является ответом на ваш вопрос. Однако дозированное (20—; 30 минут в день в два приема) применение компьютера для ребенка шестого года жизни вполне возможно.
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
Сейчас на рынке имеются многочисленные развивающие игры для детей этого возраста и даже младше. Вам годятся те, где нужно что-нибудь построить, кого-нибудь куда-нибудь привести, одеть, снарядить, куда-то проехать, проплыть и т.д. и т.п. Но вы должны понимать, что лучшим, природным способом развития интеллекта ребенка, его внимания и концентрации являются ролевые игры с игрушками, со сверстниками и, по возможности, с родителями. Никакой компьютер заменить всего этого не может.
5. Ощущение, что сын (5 лет) живет в другой реальности: начинает что-то делать — бросает тут же; в садике постоянно что-то забывает: то вещи, то игрушки. А еще чувства собственности никакого нет: в магазине загорится игрушкой, купи да купи. Зная его гиперактивный характер, отступаю, покупаю. А в садике кто попросит, отдает, а назад и не просит. Говорю ему, забери назад, а ему и неинтересно уже. До школы еще год. Читала, что гиперактивные дети “нережимные”, “растеряши от природы”. Но надеюсь на то, что с возрастом станет разумнее и собраннее. Или напрасно? Можно ли как-то помочь ему?
С “рассеянностью” и “нережимностью” вашего сына следует работать прямо сейчас, никуда и ничего не откладывая. Режим нужен ГПАРам как воздух, больше, чем каким-либо другим детям. Только при повторяющихся каждый день в одно и то же время событиях (еда, сон, прогулка, просмотр мультфильмов, приготовление уроков) нервная система ребенка с синдромом дефицита внимания может постепенно “настроиться” на полноценное исполнение потребных вещей и заданий.
Просьбы ГПАРа (купи игрушку!) следует выполнять только тогда, когда вам самой они кажутся разумными. “Отступать” перед его требованиями нельзя ни в коем
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
случае. Вы же сами прекрасно видите, что ваш ребенок еще не может управлять своей жизнью. Поэтому управляющая функция — ваша. Вы решаете, что, когда и как будет происходить в вашей совместной жизни. Ребенок подстроится и даже испытает род облегчения. Какое-то время вам придется контролировать все до мелочей (не 1 потеряна ли ручка, оба ли тапка остались после занятий физкультурой, записаны ли уроки, не вложен ли в учебник недоеденный пирожок и т. д. и т. п.). Однако постепенно, по мере взросления ребенка, вы будете отходить в сторону и (кирпичик за кирпичиком!) перекладывать ответственность за его жизнь на него самого. Но все это — увы! — в условиях режима, по крайней мере до наступления половой зрелости!
6. Из-за гиперактивности сына до 5 лет воспитывали дома. Чтобы облегчить предстоящую адаптацию к школе, психолог посоветовала два года поводить в детский сад. Но мальчика не берут — видимо, никто не хочет связываться с “гипером”. В первом садике сказали, что группа переполнена, во втором — что у них специальная программа, и ребенок будет чувствовать себя неуверенно (тем более с гиперактивностью), в третьем тоже что-то подобное. Не сказать о гиперактивности я не могу — тем более что это записано в карточке. А вообще, имеют ли право работники детского сада отказать в приеме гиперактивного ребенка? И как быть мне? Может, и не надо мучаться? Я домохозяйка, и еще два года побыть с ним смогу.
Рекомендации психолога совершенно правильны. ГПАРам садики и вообще общение в детском коллективе категорически показаны. Только там ребенок сможет соотнести свои возможности и потребности с возможностями и потребностями сверстников, научиться правильно строить отношения. Отказать вам в приеме в группу
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
вашего ребенка никто не имеет права. Гиперактивность — это не тот диагноз, который препятствует полноценной адаптации ребенка. Да, эти дети бывают “неудобны”. Но квалифицированные воспитатели достаточно легко справляются с этой проблемой.
7. Слышала, что гиперактивным детям показано общение с животными. У нас недалеко от дома есть конно-спортивная секция — можно ли туда записать моего 6-летнего сына? Там есть и группы для оздоровительных занятий иппотерапией...
Безусловно, можно и нужно. Общение с животными развивает во всех детях очень важные качества: умение чувствовать и понимать другого, ответственность, внимание, доброжелательность. А катание на лошадях — это еще и необходимая вашему ребенку физическая нагрузка и активность.
8. Я мама гиперактивного ребенка — сыну сейчас 4,5 года. По темпераменту я — холерик. Ходим к психологу всей семьей: она считает, что во многом успешность воспитания зависит именно от родителей. Я согласна с ней абсолютно! Но как только выхожу из кабинета и сын начинает свои выкрутасы, просто сил нет. Сколько могу — сдерживаюсь, а потом срываюсь. Ору не только на сына, но и на мужа (сыну иногда и поддаю), хотя и понимаю, что из-за этого все идет насмарку. По ночам плачу — люблю и сына и мужа, себя опять же жалко (ну за что? — никто из родственников моих и мужа не был гиперактивным). Как помочь себе и близким? У кого такой ребенок, наверное, меня поймет...
Есть очень простой способ, который вам поможет. Он называется: “способ неоскорбительной коммуникации”. Если сможете, прочтите где-нибудь о нем подробней.
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
т -------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вкратце:
1. Вы не должны скрывать свои чувства (все равно рано или поздно сорветесь, и будет еще хуже!).
2. Вы говорите о своих чувствах в определенной фортке. Каждую фразу начитаете с “Я”. Например: “Я раздражена тем-то и тем-то...”, “Я сейчас в ярости и готова позвать на клочки каждого, кто подвернется...”, “Я готова Просто заплакать от сентиментального умиления...”., i' 3. Таким образом решается сразу три проблемы — вы Отреагировали свои чувства; ваши близкие в курсе, что Вы чувствуете и чего можно от вас ждать в ближайшее Время; и, наконец, ваш ребенок получил адекватную обратную связь на свое поведение (“когда я делаю то-то и то-то, мама испытывает то-то и то-то...”)
При этом никто не чувствует себя оскорбленным и плакать по ночам не из-за чего...
9. Мой муж —• военный. Он очень любит, порядок и дис-] циплину. Обожает старшую дочку. Младшему сыну, когда тот родился, был сильно рад — наслед-\ ник, будущий офицер, и все такое. Но сын растет 1 гиперактивным — порядок и дисциплина не для него. Ь Сейчас ребенку 5 лет, и я понимаю, что чем дальше, г тем напряженнее отношения между отцом и сы- | ном. Муж его “за провинности” наказывает, я I объясняю, что ребенок просто другой — держусь, I чтобы не сказать, что он больной (хотя по сути I это так). Не знаю, что предпринять, у военных f свои ценности, и, как ни крути, сын растет в соот- v ветствии с ними, а из-за высказываний отца чув-I ствует себя неполноценным. Что делать, посоветуйте?
Разумеется, военному до мозга костей человеку трудно принять мысль, что все люди разные и некоторые почему-то не склонны ходить строем. Вам самой судьбой назначено играть в вашей семье роль медиатора,
г','. %
\
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
посредника. Причем работаете вы в двух направления:. Отцу вы объясняете, как устроен сын, признаете его нг достатки, обращаете внимание на его достоинства (они ведь есть, не правда ли?), ищете безопасные темы и сп<> собы для их совместного общения (может быть, рыбалка Футбол? Машины?). Обосновываете мужу свою позицию “воспитывать — воспитывай, но унижать — не смей!” Сыну, соответственно, объясняете устройство объекта “отец”: “Вот на это папа реагирует так-то и так-то, на это — вот так... Да, где-то это странно, но вот так уж он у нас устроен. Кто ж не странен? Все равно мы его лю бим”. Сын в этой ситуации пока слабее, поэтому ему будет чаще нужна ваша поддержка. Может быть, по мерс взросления и “усиления” сына поддерживать придется уже мужа...
10. Летом решилась на поездку па юг со своим гиперак-тивпым сыпом (6 лет). Очепь переживала, что по-ездка превратится в кошмар (дома уже как-то вес приспособились), но получилось так, что я отдохнула, а сын получил массу впечатлений. Ребенок плавал, мирно (!) играл с другими детьми во всякие догонялки и нырялки в воде, строил песочные пирамиды. Даже продолжительность сна немного увеличилась. А вопрос такой: раз вода оказала такое благотворное воздействие, может, стоит пойти в бассейн? Но есть проблема: ближайший бассейн находится в полутора часах езды от дома на общественном транспорте...
Вы абсолютно правы: вода и песок прекрасные “пси-хотерапевты” для любого ГПАРа.
Занятия в бассейне были бы очень уместными, но... три часа поездок общественным транспортом (туда и обратно) — это, конечно, слишком много для шестилетие-го ребенка. Однако ситуация отнюдь не представляется безвыходной: чуть-чуть фантазии, и море и песочек снова
I Гиперактивный ребенок во всей своей красе
ft”
[t вашем распоряжении. Ванна-то у вас в квартире есть?.Наверняка ваш ребенок любит в ней плескаться. Если \ Позволить ему брать с собой игрушки, брызгаться из во-|дяных пистолетов и флаконов из-под шампуня, да еще *И научить его играть в воде в какие-нибудь сюжетные |игры (например, в гибель “Титаника” или “погружение Рродолйзов”), то тридцати — сорока минут ежедневного Домашнего контакта с водой будет вполне достаточно. •|2сли решитесь, то хорошо было бы заканчивать эти ¦ежедневные водные процедуры контрастным душем Или просто обливанием холодной водой из ведра (лить На загривок и плечи, а не на голову!!!). Холодное обливание после теплого купания решает сразу две задачи: &то и закаливание (которое ни для кого не лишнее), И снятие избыточного психомоторного напряжения на коре головного мозга (характерно для ГПАРов, часто Мешает им заснуть даже тогда, когда спать на самом деле хочется).
Кроме того, есть и еще один совет. Таз с голубой глиной (можно купить, а можно и накопать летом где-нибудь на берегу реки), накрытый всегда влажной тряпочкой, легко и хорошо хранится в течение зимы под ванной или под столом в кухне. Ребенок, одетый в трусики и хлопчатобумажную футболку, будет с удовольствием с этой глиной играть, разминать ее, делать какие-то фигурки, йосуду или человечков. Такие занятия очень способствуют снятию агрессии, развитию фантазии и т. д. После “сеанса глинотерапии” глину снова убирают в таз и накрывают влажной салфеткой. Ребенок, его одежда и даже линолеум в кухне легко отмываются. Так что все в ваших руках!
11. Семья у нас очень активная: много путешествуем, летом — походы, поездки на велосипедах, зимой —- лыжные прогулки, выезды на природу. Дочку везде берем с собой; она, как и мы, активная — “вечный двигатель”. Сейчас в детском саду начались
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
занятия по подготовке к школе, и воспитатель ска зала, что у девочки проблемы с удержанием впили i ния: все дети выполняют задания, а наша вроде <*<-. понимает, но начинает делать — не получаете бросает, отвлекается. Сначала мы не придавали этому значения (ей действительно всегда надо был> ¦ быстрее ¦— нетерпеливая она у нас), но воспитать / считает, что дальше будет еще труднее, Зани маться дома дочка не хочет — говорит, что воспи татель лучше, чем мы, объясняет. Если в садик* что-то не получается, может заплакать — эи:<< тоже воспитатель сказала. Но на все наши расспро сы дочка отвечает, что заниматься в садике при вится — как будто нет ни слез, ни неудач. Хохочет и не придает этому значения. Может, это прост > возраст такой? Но я видела задания, выполнении > ребенком, — действительно, до совершенства, мяг ко говоря, далеко. Как нам всем перестроитьем. чтобы в школе проблем не было?
Никак особенно перестраиваться вам не надо. Оста вайтесь активной семьей.
Берите пример с дочки. Да, у нее пока не все получа ется, но она не унывает. Не унывайте и вы. Однако готовиться к школе тоже надо. Выделите определенное время для занятий — каждый день одно и то же, Мозг “вечного двигателя” приспособится, выработает что-то вроде условного рефлекса: в это время — учеба. Станет легче сосредотачиваться, заканчивать начатое.
12, Моя дочка никогда не ходила в детский сад. Сейчас ей почти 6 лет, весной нужно будет идти в школу для прохождения тестов. Она вполне толковая, но есть проблема — гиперактивность, С ней дома занимается бабушка, девочка легко считает в пределах 10, но все больше на бегу. Записывать цифры и буквы не любит. Читает хорошо, но начав читать,
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
\ дальше только делает вид, а па самом деле доду- | мывает сама — получаются забавные истории. & В “школу” играть не любит, а если и соглашается, [ то только па роль учителя — правда, наш “учи- | тель” делает тысячу дел в один момент. Наверное, I нужно было пойти на курсы, но побоялись, что доч-;” ка из-за своей неугомонности произведет плохое! впечатление. Думали, что тесты все-таки разовое i мероприятие, и официальная обстановка подействует на ребенка так, что она будет, собранной. Но даже еслм получится именно так, в школе все равно все недостатки поведения обнаружатся. Как нам быть? Как подготовиться к тестам? Какого учителя лучше искать? Какие делать упражнения на удержание внимания?
На курсы, конечно, нужно было пойти. Там все недостатки и достоинства ребенка обнаружились бы в обстановке, “приближенной к боевой”, но все-таки еще смягченной обстоятельствами. Но что ж поделаешь...
Упражнения на развитие внимания можно найти в любой книжке, которых сейчас очень много. Лучшее упражнение — старая игра “Что хотите, то берите, "да" и "нет" не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте. Вы поедете на бал?”
Эта игра развивает сразу восемь (!) функций, среди них увеличение объема и удержание произвольного внимания.
Учитель вам нужен спокойный и “не передовой”, без “авторской” программы, слегка похожий на травоядную рыбу. Такие учителя обычно лояльны к ГПАРам и имеют собственную, весьма эффективную систему, позволяющую справляться с их особенностями.
13. Пожалуйста, посоветуйте, что нам предпринять: у сына (5,5 лет) не только синдром дефицита внимания с гиперактивностью, он еще леворукий.
8- 5410 Э “0 =
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
Главных вопросов два: 1) как организовать?гр<> странство для учебы и отдыха дома; 2) какие dcit ствия предпринять, чтобы ребенок к моменту по отупления в школу чувствовал себя более-менее у си ренно среди обычных детей.
Дома ребенку обязательно нужен спортивный уголок. где он мог бы вволю подвигаться, повисеть, полазит!. Если ребенок действительно леворукий (вообще-то асим метрия мозга формируется к семи годам, и маленькие дети часто одинаково хорошо пользуются обеими рука ми), то не мешайте ему уединяться (строить домики за диваном, под столом и т.д.).
Обязательно нужно записать ребенка на курсы подготовки к школе. Идеально, если он будет ходить на занятия к той учительнице, которая потом наберет первый класс. Это позволит им приспособиться друг к другу в щадящей обстановке. Поощряйте любое его общение со сверстниками. Если мальчик испытывает какие-то трудности в контактах, попробуйте сами организовать совместные игры вашего ребенка и других детей, а потом оставить их одних.
14. В школу, куда я привела на запись своего гиперактивного ребенка (7 лет), учителя предложили класс коррекции. Мой ребенок очень способный, правда, быстро устает. Я понимаю, что в классе коррекции нагрузка меньше, но и дети там другие, не такие сообразительные. Как все-таки поступить, чтобы для ребенка было лучше? Сможет ли он потом перейти в обычный класс?
К сожалению, о таких вещах нельзя судить заочно. Большинству родителей их дети кажутся очень сообразительными и способными. Чем руководствовались учителя, предлагая вам класс коррекции? Результатами тестов? Записями в медицинской карте?
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
Вам необходимо все взвесить и, главное, удостовериться в серьезности показаний. Для этого было бы целесообразно посетить психолога, который еще раз протестировал бы уровень развития и школьную зрелость вашего сына и выдал свои независимые рекомендации. Если рекомендации психолога и учителей совпадут — следует отдать ребенка в класс компенсирующего обучения.
15. Моему ребенку 2,5 года. Проблемы во время беременности привели к тому, что он родился гиперактивным. Сейчас, конечно, легче, чем в первые полтора года. Но хочется, чтобы было хорошо настолько, насколько возможно. За годы воспитания маленького “гипера” я очень устала, профессиональную квалификацию тоже т,ерять не хочется, а потому занялась наведением справок о ближайших детских садах. В нашем микрорайоне их три: один — логопедический, второй — для детей с ослабленным здоровьем, третий — обычный, нацелен на развитие детей. В какой детсад лучше отдать гиперактивного ребенка?
Ваш выбор зависит от того, насколько развита речь ребенка. Если он говорит “по возрасту”, то ваш сад — обычный, с обычной развивающей программой. Как правило, “гиперактивность” — это вовсе не ослабленное здоровье, а даже наоборот: мать и все прочие уже лежат в изнеможении, а ребенок носится как заведенный без всяких видимых признаков усталости. Если же логопед уже поставил или поставит вашему ребенку диагноз ЗРР (задержка развития речи — довольно частый диагноз для ГПАРов), то вам прямая дорога в логопедический садик — здесь особые программы и предусмотрены индивидуальные занятия с логопедом.
16. Во время похода в супермаркет мы оставляем нашего чрезмерно активного, импульсивного ребенка
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
(3,5 года) в детской игровой комнате. Заметили что он много времени проводит в сухом бассейне: < удовольствием двигается, играет с мячиками. Дс журный педагог отметила, что он даже сказку слу шает в бассейне (дома быстро отвлекается, переби вает). Может,, сухой бассейн — это наша “панацея. ” от бед? Как его использовать в домашних условиях':
Сухой бассейн — огромное удовольствие для любого ГПАРа. Если у вас есть возможность завести его дома и вам не лень постоянно собирать мячики по всей квартире — прекрасно. Но есть и заменители этого чуда, ведь для ГПАРа важно много и разнообразно двигаться. Шведская стенка, кольца, канат, качели, перекладина, мат, подушки с дивана, просто мебель, укрытая пледами и матрацами, не говоря уже о снарядах на детской площадке, — все это годится для организации физической активности вашего малыша не хуже, чем сухой бассейн, из которого, кстати, 3,5-летний ребенок скоро вырастет.
17. Мой гиперактивный ребенок скоро пойдет в школу. В детском саду облегченно вздохнули, когда мы оттуда наконец-то выпустились. Сын, что называется, без тормозов. Драка — обычное дело. Причем он не инициатор, а провокатор: лезет к детям, те его в игры брать не хотят, потому что он не соблюдает правила, как надо. Боюсь, в школе будут большие проблемы. От учителя замечания — это понятно: предвижу проблемы и с успеваемостью и с поведением. Но больше всего боюсь родителей — если мой будет вести себя так, как в садике, они могут настоять, чтобы мы перешли в другой класс или в другую школу. Я их понимаю, возможно, сама была бы недовольна на их месте. Муж относится к поведению сына спокойно — говорит, что сам таким был и знает, что это такое. По вечерам и в субботу берет с собой на тренировки, гуляют вместе. Дома возятся,
f
* Гиперактивный ребенок во всей своей красе
•*¦—--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
> все время что-то затевают: сначала ломают, по- | том — чинят. Я очень люблю сына, несмотря на ['¦ разные проблемы. Хочу, чтобы у него все получилось. '' Но не чувствую себя уверенной... (¦
i,' П9старайтесь настроить себя как можно более позитивно: у вас все получится. Берите пример с мужа. Ког-ла ребенок пойдет в школу, по возможности сразу же Ьтдайте его в какую-нибудь секцию контактного вида Цорьбы. Пусть он там “разряжает” свою активность и агрессивность. Также приучайте его играть в любые игры с правилами — лото, домино, настольный футбол, “замри” и др. Подключите к этому мужа, пусть играет с ним в подвижные игры с определенными ограничениями.
Если это возможно, попытайтесь организовать игру ;? правилами во дворе, среди сверстников сына — “Али-;<>аба”, “штандер”, “прятки”, “белка на дереве” и др. Дети охотно откликнутся, а ваш сын получит уроки конструктивного общения под вашим руководством. Разговаривайте с сыном о мотивациях, о чувствах других людей — он уже достаточно большой для этого. Он ведь и дерется, и задирает других детей именно потому, что не понимает их чувств и желаний, хочет, но не умеет с ними “правильно” общаться.
18. Воспитатель посоветовала пойти к психологу, так как думает, что мой сын — гиперактивный (5 лет). Он действительно непоседа, у которого в одно ухо влетает, а в другое — вылетает. Но я очень боюсь, что гиперактивность подтвердится, тогда ее занесут в карточку и она будет сильно мешать при поступлении в школу — кому нужен такой неспокойный ученик? Можно ли все-таки обойтись без визита к специалисту? А если нельзя, то можно ли уговорить не писать про гиперактивность (если, конечно, она подтвердится)?
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
Интересно, а какова была цель воспитателя, когда oiu давала вам этот совет? Она хотела с помощью визита i психологу узнать, как ей справляться с вашим сыном Или надеялась, что вашего ребенка “вылечат” от гипер активности? По второму пункту ее надежды напрасны, а что касается первого, то вы вполне можете пойти к пси хологу и получить его консультацию по воспитанию ре бенка. Никаких диагнозов психолог не ставит (диагнозы, в том числе и “гиперкинетическое расстройство”, ставит невропатолог), но многие ваши сомнения наверняка разрешатся с этим визитом.
19. Я и мой муж — родители гиперактивных близнецов. Им сейчас по 4,5 года. В общении и взаимодействии с ними стараемся соблюдать все рекомендации специалистов: режим, спокойствие, игры, направлен-ные на концентрацию внимания, и др. — все, что поможет им в будущем. Вы даже не представляете, как мы устаем! Очень хочется отдохнуть, но с детьми это исключено. Бабушки-дедушки в гости не очень-то зовут — “лучше мы к вам приедем” (после маленьких гостей квартира теряет “товарный вид”), и то общаются с близнецами только в нашем присутствии. Но ведь должен быть выход! Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста...
В первую очередь — расслабьтесь. Вы живете не для того, чтобы выполнять рекомендации специалистов и постоянно думать о будущем. Вы живете “здесь и сейчас”. Близнецы — это ведь так здорово! И наверняка забавно! Детям пятого года жизни, да еще гиперактивным, нужно много бегать, прыгать, лазить, вопить, все ронять и т.д. И пусть они все это делают! Какое тут спокойствие и “игры, направленные на концентрацию внимания”! Разумеется, вы с мужем тоже люди, да и бабушек-дедушек понять можно.
А почему нельзя отдыхать с детьми? Вывезите их на природу, разведите костер — и пусть бегут, куда захотят.
I
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
¦ Провалятся в речку — высушите, порвут одежку — заштопаете, разобьют лбы — замажете зеленкой. Зато посидите с мужем у костра, пожарите сосисок... Регулярно отпускайте друг друга просто развлечься — в гости к подругам, на рыбалку, в кино, пошляться по магазинам. Уло-[' исив спиногрызов спать, выйдите вдвоем на улицу на чет-1 верть часика — подышать воздухом, посмотреть на звезды. Уже скоро (годика через два) близнецов можно будет оставлять одних — они прекрасно будут проводить время, а уцелевшую мебель вы потом поставите на место...
ГПАРы-школьники
Когда речь заходит о гиперактивных детях школьного возраста, отчетливо видны проблемы двух сторон: родителей и учителей. Вроде бы задачи у них общие: научить и воспитать. Но есть и существенные различия во взглядах. Мне кажется, что и тем и другим будет весьма полезно узнать, как выглядит картинка с “противоположной” стороны.
Родителей в основном беспокоит недостаточное внимание со стороны педагогов и непонимание ими состояния ребенка. Иногда требуются пояснения, как именно выполнить рекомендации учителя. Есть и вопросы, касающиеся взаимодействия ГПАРа-школьника со сверстниками, режимных моментов, приготовления домашних заданий.
Итак, вопросы...
Со стороны родителей
20. Мой сын — “гипер”. Учится в 3 классе. Учитель сразу сказала, чтоб отличника из него не делали, а лучше учили быть организованным. Но хочу спросить не об этом. Первые два года провожала в школу сама
ДЕТИ-“ТЮФЯКИ” И ДЕТИ-“КАТАСТРОФЫ”
(на пути несколько опасных дорог, да и портфс.п тяжелый), но недавно сын сказал, что ему “стыдна. что хожу с мамой”. А мне страшно, дороги и тс/; опасны, а в нашем случае — втройне. В то же ере мя я понимаю, что рано или поздно он эту самосто ятельность должен будет обрести... Помогите со ветом.
Ваши опасения вполне обоснованны. В норме вес ГПАРы активны, бесстрашны и невнимательны. Понятно, что это не самое лучшее сочетание качеств для перехода опасных дорог с интенсивным автомобильным движением. Естественно также и то, что в пятом, шестом или седьмом классе эти особенности ребенка и дорожные опасности никуда не денутся, а ходить в школу с мамой будет уже совсем неуместно. Поэтому самой лучшей вашей стратегией будет следующая.
Первое: сообщаете ребенку, что вы услышали его пожелания и начинаете работать с этой проблемой. Чтобы он поверил в ваши добрые намерения, сразу же после этого разговора отпускаете его одного бежать до школы ПОСЛЕ перехода всех дорог.
Второе: тщательно, несколько раз объясняете и показываете на конкретных примерах (на улице), как правильно должен вести себя человек, переходящий ваши опасные дороги.
Третье: устраиваете “тренинг” на местности. То есть призываете ребенка вообразить, что он идет в школу один, а вас рядом как бы и нет (дети очень любят игры-“вообразилки”). На самом деле вы идете вместе с ребенком и тщательно следите за тем, как он выполняет ваши инструкции.
Четвертое: после успешного прохождения “тренинга” (его продолжительность определяете вы сами) отпускаете ребенка в школу одного или с друзьями. Можно договориться, что вы вместе переходите только одну, самую опасную дорогу. Если же ребенок даже в вашем
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
присутствии переходит дорогу невнимательно и опасно, то объясняете ему ситуацию и откладываете все еще на год.
И конечно, отдайте ему портфель! С самым тяжелым портфелем ГПАР легко справится. А если будет чуть меньше подпрыгивать на проезжей части — так это же даже хорошо!
21. Внук Радик живет со мной, родители подолгу в разъездах. Перед школой ходили в центр развития, воспитатель все время говорила о том, что очень уж он у вас “активный”, не любит ничего доводить до конца. Он и дома такой, привыкли уже, я потому и не обратила внимание. А тут в школу пошел, приходит домой, плачет: “Я там самый плохой. Все сидят, учителя слушают и молчат. А у меня не получается так”. Пошла в школу, учитель жалуется, мол, весь класс портит. Но ведь он понимает, что это плохо! Как помочь? Учителя тоже жалко...
Самое главное — вы на стороне Радика. Алгоритм же действий в вашем случае такой.
Первое: признаёте су