Глава 2. Логопедическая помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.




Эффективные методы коррекции речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта

Для того, чтобы коррекционные занятия проходили эффективно, то есть имели стойкий положительный результат, необходимо заинтересовать младшего школьника с умственной отсталостью и вовлечь его в процесс коррекции речевых нарушений, мотивировать на тесное и плодотворное сотрудничество с учителем – логопедом, а также продолжать данную коррекционную работу дома, с родителями.

На помощь приходит использование игровых методов на занятиях по коррекции речи.

Использование игровых технологий на занятиях не только предупредит появление у ребенка ощущения скуки, но и способствует возбуждению интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения, достижения. Оптимальные для ребенка темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или быстрая и доступная помощь логопеда при затруднениях, ситуации успеха – все это формирует оптимистический настрой, чувство радости и удовлетворения от работы.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, стимулирование речевой и познавательной активности обучающихся, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

 

 

Содержание игровых методов логопедической работы по коррекции речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста

Для проведения коррекционной логопедической работы с использованием игровых технологий в логопедическом кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Часто на занятие к детям «приходит гость». Это может быть Тигрёнок, Щенок, Зайчик, умеющий играть на барабане, Кукла, рассказывающая детям о частях тела, Ёжик, который ищет друзей, и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали выучить этот звук гостю.

Для работы с детьми с СНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например, появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Дидактические пособия

Для облегчения усвоения учебного материала изготовлены дидактические пособия. Для развития навыка языкового анализа и синтеза изготовлены ряд пособий: слоговой паровозик, тренажер из крышек, пирамидка. Совместно с детьми строится Буквоград, в который постепенно поселяются Гласочки – гласные звуки и Согласики – согласные звуки. Ротики Гласочек изображают артикуляционный «анфас» гласных звуков, обозначенных буквами: а, о, у, и.

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются «Сказки о весёлом язычке», биоэнергопластика, картинки, игрушки, стихи.

Дидактические игры

В логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь, что может занять довольно продолжительное время, работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры как «Что изменилось?», «Подбери картинку», «Угадай профессию», «Запомни и назови» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря. Очень заинтересовывают младших школьников с умственной отсталостью использование ИКТ, например, портала «Мерсибо», где представлены разнообразные логопедические игры на коррекцию всех сторон развития речи и подобраны для любого уровня развития речи.

Таким образом, занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов, обучающихся с нарушением интеллекта. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

 

Заключение

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Предложенные варианты игр и игровых приёмов, могут использоваться разными педагогами, совершенствовать и дополнять их. Используя данные игровые приёмы, можно находить другие варианты проведения игр, опираясь на свою фантазию и творческий потенциал, не забывая о возрастных особенностях и возможностях детского организма.

Систематическая работа с применением игровых приёмов способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения. Коррекционная работа имеет положительную динамику.

 

Список литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1973

2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов М., Просвещение, 1970

3. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.

4. Коррекционная педагогика, под ре. Пузанова Б.П. М., Академия, 1999

5. Лапин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., Просвещение, 1990

6. Любимова Т.Г. Подумай и ответь Чебоксары, 1997

7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1992

8. Ткаченко Т.А Формирование лексико-грамматических представлений С-Петербург, 1999

9. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи, С-Петербург, 1998

10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: