Методические рекомендации по организации
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине История
Для технического и социально-экономического факультетов
Смоленск 2011
Пояснительная записка
Данное методическое пособие разработано на основе новых федеральных образовательных стандартов СПО и предназначено для студентов I курса, специальностей технического и социально-экономического профилей. Его основная задача- формирование мировоззрения студентов, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов, воспитание активной гражданской позиции, развитие умения творчески подходить к решению учебных задач и применять полученные знания в практике анализа исторических фактов и событий.
Материалы заданий последовательно включают задания на формирование следующих общих компетенций:
1) владение приемами анализа и синтеза; 2) умение выделять главное, правильно формулировать ответы на поставленные вопросы; высказывать собственное мнение по ключевым проблемам исторической науки; 3) проявление творческого подхода к решению учебных задач; 4) умение вычленять основную информацию из текста, практический навык логично структурировать собственный письменный ответ.
Пособие представляет систему практических заданий для самостоятельной работы и методических рекомендаций к ним. Представленный в пособии комплекс заданий для самостоятельной работы направлен на формирование умений выполнять тестовые задания, составлять схемы и таблицы, развитие навыка аналитической работы с источниками, выполнение других видов творческих заданий.
Предлагается система заданий на множественный и двойственный выбор, трансформацию и действия с группировками (исключение, обобщение, комбинирование членов группировки) и т.д.
|
По каждому заданию разработаны методические рекомендации, в которых представлены алгоритмы выполнения задания, указаны цели и задачи данной работы в рамках всего изучаемого курса. Кроме того, для полноценного изучения вопроса и выполнения задания по каждому виду самостоятельной работы разработан рекомендуемый список литературы и электронный ресурс. Даны пояснения к оформлению отдельных работ и портфолио в целом.
Перечень самостоятельных работ с методическими рекомендациями и списком литературы.
Выполните творческое домашнее задания в виде составления тестов по теме «Вклад древних цивилизаций в мировую культуру».
Методические рекомендации:
Составьте тесты по данной теме по уровневому принципу (уровни «А»; «В»; «С»).
В уровне «А» должно быть представлено 10 тестовых заданий в виде вопросов с 4-мя вариантами ответов, один из которых верный. Правильный ответ необходимо отметить.
Уровень «В» должен состоять из 3-х заданий разного плана, это могут быть задания на соответствие дат и событий, на воспроизводство терминов и понятий или на знание имен исторических личностей, памятников архитектуры и культуры данной эпохи. После каждого задания помечайте правильный ответ. Уровень «С» должен быть представлен 1 заданием аналитического характера, в котором требовалось бы дать оценку факту или событию, определить его последствия и результаты. Обязательно поместите свой вариант ответа по данному вопросу.
|
Рекомендуемая литература:
1.Христич Л.А. Учебно-практическое пособие по дисциплине История. Часть I. С.22-32.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. М., Русское слово, 2005, с. 48-64.
3. Самыгин П. С. История /П. С. Самыгин и др. – Изд. 6-е. - Ростов н/Д, 2006, с.30-55
2.Выполните индивидуальную самостоятельную работу в виде выполнения упражнений рабочей тетради (стр. 40, таблица «Общие черты и различия социально-экономической и политической жизни Древней Греции и Древнего Рима»).
Методические рекомендации:
Выполните указанное задание непосредственно в рабочей тетради, в качестве опоры для заполнения таблицы вы можете воспользоваться материалом РТ Христич Л.А. стр. 22-32.
Рекомендуемая литература:
1.Христич Л.А. Учебно-практическое пособие по дисциплине История. Часть I. С.22-32.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. М., Русское слово, 2005, с. 48-64.
3. Самыгин П. С. История /П. С. Самыгин и др. – Изд. 6-е. - Ростов н/Д, 2006, с.30-55
Напишите эссе на тему «Конфуцианство – религия или идеология?».
Методические рекомендации:
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк, от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).
Эссе - прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы.
|
Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета изучения. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чём - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с педагогом). Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать выводы.
Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме.
Структура эссе:
1. Титульный лист.
2. Введение: изложение обоснования выбора темы.
3. Основная часть: данная часть предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
- причина - следствие;
- общее - особенное;
- форма - содержание;
- часть - целое;
- постоянство - изменчивость.
Совершено необходимый способ построения эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения. Названия подзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4.Заключение:обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент, как указание области применения исследования.
Таблица. Критерии оценки эссе
Критерий | Требования к студенту | Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала. | - определяет рассматриваемые понятия чётко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы. | 2 балла |
Анализ и оценка информации | - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приёмы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; - даёт личную оценку проблеме. | 4 балла |
Построение суждений | - ясность и чёткость изложения; - логика структурирования доказательств; - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка; - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретация соответствуют жанру проблемной научной статьи. | 3 балла |
Оформление работы | - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям. | 1 балл |
Рекомендуемая литература:
1. Большая историческая энциклопедия. /Новиков С. В. и др. – М., 2004. – С. 67-68; 135; 360-364; 494; 702; 890.
2. Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожин В. А. Россия и мир. - С. 5-13.
3. Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2005. – С. 57-62; С. 72-79.
4. Самыгин П. С. История /П. С. Самыгин и др. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д, 2006. – С. 30-36.
5. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М., 2000. - С.15-22.