В соответствии с требованием ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости 'от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и др.
Существует два способа хранения материально-производственных запасов: партионный и сортовой.
При партионном способе учета запасов партией признаются материалы, поступившие на склад по одному транспортному документу. Помимо этого партией считаются:
а) материально-производственные запасы, поступившие одним видом транспорта (например, в одной автоколонне, одном железнодорожном вагоне и т.д.) без ограничения количества транспортных документов;
б) материально-производственные запасы одного наименования, поступившие от одного поставщика одновременно по нескольким транспортным документам, при отсутствии расхождения по количеству и качеству.
Аналитический учет материалов ведется на складах и в бухгалтерии. Учет на складах ведется на картонках складского учета (форма № М-17) по каждому наименованию, сорту, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей. Карточки открываются на каждый номенклатурный номер материалов. Записи в карточках ведутся на основании первичных приходных и расходных документов. В отдельных случаях вместо карточек используют книги складского учета. Аналитический учет материалов в бухгалтерии (количественный и суммовой учеты) ведется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.
|
Как правило, применяется два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:
1)в бухгалтерской службе ведутся карточки количественно-суммового учета, которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. На основании карточек в бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в ней ведется количественный и суммовой учеты, а на складах и подразделениях - только количественный;
2)карточки аналитического учета в бухгалтерской службе не ведутся, все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость.
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведут количественный и суммовой учеты движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляют оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Движение материалов учитывают в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом, исходя, как правило, из учетных цен.
Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.
|
Материально-ответственные лица на складах (в подразделениях) на основании первичных документов ведут количественный учет материалов на карточках или в книгах складского учета. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально-ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно он проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру сотрудник бухгалтерской службы или заведующий складом переносит в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу).
Сальдовый метод складского учета материалов применяется при хранении материалов закрытым способом. В случае хранения материалов открытым способом количество израсходованных материалов определяют по результатам ежемесячно проводимой инвентаризации. При этом расход материалов можно рассчитать по формуле
где Рм - расход материалов в течение месяца; Онм - остаток материалов на начало месяца; Окм - остаток материалов на конец месяца; Пм - приход материалов в течение месяца.
При бухгалтерском учете материалов с использованием средств вычислительной техники данные синтетического бухгалтерского учета, т.е. формирование показателей, отражающих движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета, отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и др.). В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов можно не составлять.
|
• Синтетический учет материальных ценностей ведется на активном балансовом счете 10 «Материалы». В подрядных строительных организациях материальные ценности по составу группируются в разрезе субсчетов счета 10. В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета к нему открывают 11 субсчетов.
У застройщика приобретенные для строительства материалы могут учитываться на субсчете 10-8 «Строительные материалы».
Синтетический учет материалов может быть организован по одному из вариантов, установленных в учетной политике хозяйствующего субъекта:
1)с использованием счета 10 «Материалы»;
2)с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
При первом варианте учета на счете 10 «Материалы» собирают все фактические затраты, связанные с приобретением материалов. При этом отдельно ведется учет материалов по учетным ценам и учет отклонений от учетных цен (транспортно-заготовительных расходов).
В конце месяца определяют фактическую себестоимость материалов, израсходованных на производство. Для этого необходимо определить величину транспортно-заготовительных расходов, приходящихся на израсходованные материалы. Процент транспортно-заготовительных расходов (Р%т..з) в учетной цене материалов рассчитывается по следующей формуле:
где Рн..м.т..з и Рмт..з - транспортно-заготовительные расходы соответственно на начало месяца и поступившие за месяц; Мнм и Мм - материалы по учетным ценам соответственно на начало месяца и поступившие за месяц.
Для облегчения выполнения работ по распределению транспортно-заготовительных расходов или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:
• при небольших удельном весе транспортно-заготовительных расходов или величине отклонений (не более 10 % к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и увеличение стоимости проданных материалов;
• удельный вес транспортно-заготовительных расходов или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т. е. без десятичных знаков);
• в течение текущего месяца транспортно-заготовительные расходы или величина отклонений могут распределяться, исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца;
• транспортно-заготовительные расходы или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов;
• транспортно-заготовительные расходы или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 %.
При втором варианте учета на счете 10 «Материалы» отражается учетная цена материалов. Все затраты, связанные с приобретением и заготовлением материалов (включая транспортно-заготовительные расходы), учитываются по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Отклонения в стоимости материалов, учтенные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», за месяц распределяются между остатком материалов на складе и материалами, израсходованными в производстве. Для этого рассчитывают процент отклонений аналогично доле транспортно-заготовительных расходов.
Сальдо на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» показывает величину отклонений, приходящихся на остаток материалов на складе. При составлении баланса остаток на данном счете внесистемно (без записи на счетах) присоединяется к данным счета 10 «Материалы». Сальдо на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражает стоимость материалов, находящихся в пути.
Наряду с балансовыми счетами организация может вести забалансовый учет материалов, не принадлежащий организации на праве собственности.
На забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» учитываются материальные ценности:
а) ошибочно адресованные данной организации;
б) в виде готовой продукции, оплаченной и принятой покупа телем (заказчиком) на месте у поставщика (продавца), но времен но оставленной у него покупателем (заказчиком) на ответственное хранение, когда задержка отгрузки (отправки, вывоза) продукции вызвана техническими и иными уважительными причинами;
в) от оплаты которых организация отказалась ввиду порчи, по ломки, низкого качества, несоответствия стандартам, техническим условиям, условиям договора и т.д.;
г) возникшие в других случаях и не принадлежащие организации. Давальческие материалы - это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.
Давальческие материалы учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Аналитический учет давальческих материалов ведется по заказчикам, наименованиям, количеству и стоимости, а также по местам хранения и переработки, выполнения работ, изготовления продукции.
Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, их стоимость с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).