Я перехожу к тому, что особенно меня заинтересовало в вопросах школьного этикета. Какие правила существуют в зарубежных школах, а особенно в школах Соединенных Штатов Америки. Как следуют школьным правилам ученики. Насколько строже эти правила у нас в российских школах. Может, следует перенять что-то у них? Может, нужно предоставить нашим ребятам больше свободы в поведении, в одежде…
Великобритания
Большую важность в английских школах придают вежливости, честности, хорошим манерам, дисциплине, уважению к нуждам других людей. От ученика требуется, чтобы он участвовал во всех школьных мероприятиях, ежедневно посещал учебу, был пунктуален, усердно учился, вел себя примерно и соблюдал школьные правила в отношении школьной формы.
Общепринятое во всех частных колледжах правило – опрятный вид (запрещен пирсинг на лице, вызывающие прически) и форма одежды, соответствующая правилам школы.
Для поддержания дисциплины колледжи могут применять следующие наказания:
- запрет выездов в город по выходным;
- ношение специальной формы или «знаков отличия»;
- отлучение на время от занятий;
- временное исключение из колледжа (ученик должен на время покинуть территорию колледжа).
Последние два вида наказаний применяются в крайних случаях и считаются самыми строгими. Потому, что ученик все равно должен будет сдавать экзамены в конце триместра. А результаты этих экзаменов будут рассматриваться при поступлении в университет. Сложно получить хорошие отметки по экзаменам, если пропущены занятия и материал не усвоен.
А за следующие нарушения ученика сразу исключат из колледжа (без возврата оплаты за обучение):
- хранение и употребление алкоголя или наркотиков;
|
- хранение оружия и опасных предметов;
- курение или хранение сигарет, спичек, зажигалок;
- воровство;
- участие в драке или физическое насилие;
Правила английских школ меня не удивили. Мама рассказывала, что Великобритания всегда была сторонницей жесткой дисциплины в школах.
Канада
В начале учебного года почти все ученики подписывают «Кодекс Поведения», а, значит, соглашаются и обязуются их выполнять.
Кодекс и правила поведения учеников в канадской школе:
- Кодекс чести, моральные принципы и устои, такие как уважение к личности, честность, искренность, доброта и т.п.
- Академическая честность, в том числе несписывание на тестах и экзаменах, выполнение домашних заданий самостоятельно и т.п.
- Травля среди учеников - самая серьезная проблема современной Канадской школы. За травлю заводила может получить наказания разной степени тяжести вплоть до исключения из школы с записью в личное дело.
- Физическое и психологическое насилие не допустимо ни в какой мере.
- Обзывание или высмеивание считается не просто дурным тоном, а наказывается достаточно сурово: это и беседы с вызовом на ковер родителей к администрации, и извинения от обидчика потерпевшему.
- Воровство и присваивание чужого строго карается.
Швейцария.
Читая о школах Швейцарии, я уяснил для себя, что в них поддерживается очень жесткая дисциплина, и школьные правила поведения больше похожи на список наказаний за разные проступки. С этим списком знакомят всех обучающихся в начале занятий. Если ученик совершил какой-либо проступок, администрация школы может предложить ему самостоятельно избрать для себя меру наказания. Ввиду демократичности Швейцарии, наказанием часто служат дополнительные занятия по тем предметам, которые провинившийся особенно недолюбливает, а также упражнения в том виде спорта, который ему не слишком близок. Также интересен пример, когда нарушившего дисциплину ученика разбудили в 6 утра и отправили отрабатывать приличную дистанцию в бассейне.
|
В зависимости от тяжести проступка ребята также могут отправиться на общественно полезные работы — подметать коридоры, мыть посуду на кухне, перебирать книги в библиотеке или помогать учителю проверять рефераты.
Япония
В Японии правилам поведения в школе уделяется просто невероятное внимание. В первые дни дети в школе практически не учатся. Они приходят в нее с мамами на час-другой, как на экскурсию. В школе им показывают, что такое парта, как за нее садиться и как удобно ставить портфель. Особое внимание уделяется этикету: как здороваться, как прощаться, как слушать учителя, как задавать вопрос, как отвечать. С этого начинается приучение к важнейшей части взрослой жизни, соблюдению формальных норм поведения. Многочисленные этикетные требования сопровождают японца в течение всей его жизни, поэтому их усвоение начинается с раннего детства.
Вот что пишет в своей статье один преподаватель японского колледжа: «На двери учительской комнаты мое внимание привлек листок бумаги, на котором было написано:
«Для учеников, входящих в учительскую инструкция
1. Аккуратно постучать в дверь два или три раза.
|
2. Получив разрешение учителя, войти, извиниться.
3. Коротко изложить суть дела.
4. Закончив разговор, извиниться.
5. Выйти, аккуратно прикрыв за собой дверь».
Четкое следование дисциплине – вот основное отличие японских детей. Однако когда ученые проанализировали систему школьного образования, выяснилось, что подготовленные в японской системе работники не способны сами, без инструкций решать те задачи, которые еще не приходилось решать никому в мире. Вот тут можно сравнить, как нас учат вести себя в школе и как в Японии. У нас не за каждый проступок последует наказание. Иногда «преступник» бывает наказан последствиями своей же шалости. А иногда учителю достаточно призвать на помощь совесть шалуна. И этого бывает достаточно, чтобы на всю жизнь запомнить, что такого рода поведение не только не достойно человека, но и небезопасно!
США
Про Америку читать было наиболее интересно. Про школьную жизнь маленьких американцев очень много показывают детских сериалов. Конечно, в первую очередь меня интересовала школьная форма. Точнее ее отсутствие. Однако все оказалось не так просто. Школьная форма в Америке все-таки есть, но не во всех школах, а только в некоторых частных. В таких школах за соблюдением этих правил следят очень строго. Нарушители несут наказание - несколько часов отработки в каком-либо офисе. В большинстве же своем все дети очень просто и часто небрежно одеты. Шорты и футболка - у юношей и та же самая футболка и юбочка - у девушек.
Сравнивая школьный этикет нашей школы с правилами, а сейчас я сказал бы даже не правилами, а инструкциями по поведению в школах иных стран, я уже готов был сделать для себя вывод о том, что несмотря на кажущуюся строгость по отношению к российским школьникам, сами правила школьного этикета, способ его подачи ученикам – гораздо более демократичен. Детям дается возможность подумать, осмыслить те или иные поступки, те или иные требования. Учителя непрестанно говорят нам о том, почему эти правила нужно выполнять, почему такой внешний вид уместнее в данной ситуации. Как я уже говорил выше, в основе школьного этикета лежат только безопасность, взаимное уважение и здравый смысл.
Но… Совершенно неожиданно мама показала мне два документа на сайте МБОУ Гимназии № 12 г. Липецка: «Правила внутреннего распорядка учащихся» и «Положение о требованиях к одежде обучающихся». Это что же получается. Я начал с того, что неплохо было бы перенять иностранный опыт в наших школах. Пришел к выводу, что в изучаемом вопросе подхода к школьному этикету ситуация у нас одна из наиболее демократичных (не путать с вседозволенностью) и мягких по отношению к школьнику. А теперь выходит, что у нас те же самые инструкции. Я решил, что мне помогут те, кто меня окружает – ученики моей школы. Об этом я расскажу в практической части своего исследования.
Практическая часть