Глава 1. Экономическая история угольного Кузбасса




Введение

Кузнецкий уголь – это весомый фактор безопасности энергетической устойчивости нашей экономики. Это самое надежное топливо, это электроэнергия и тепло

В. В. Путин

В последние годы возрос интерес к дальнейшему развитию угольной промышленности Кузбасса[1]. Главное богатство бассейна – несметные залежи высококачественного и разнообразного по химическому составу каменного угля. Угли Кузбасса имеют низкое содержание золы, серы, фосфора и воды. В угольных богатствах России на долю Кузбасса приходится 35,5% общих запасов и 66,4% - запасов коксующихся углей. Угольные запасы Кузбасса составляют 733 млрд. т. и отличаются разнообразным марочным составом (более 60)[2].

В 90-е гг. XX в. угольная промышленность Кузбасса вступила в процесс реструктуризации. Для этого были все основания

В Кузбассе имелось большое количество шахт, введенных в строй еще в 1930-1950-е гг. Многие из них давно не реконструировались, и работать на них становилось опасно. В 90-е гг. по сравнению с нефтяной и газовой промышленностью в угольную отрасль направлялось значительно меньше средств, поэтому техника обновлялась медленно. Износ оборудования был очень высок и на многих шахтах превышал 70-80%. По этим причинам, начиная с 1989г. началось падение объемов добычи угля. После подъема в 1988г. – 159 млн. т, в 1989 -1990гг. добыча угля в бассейне не превышала 150 млн.т, а в 1997г. составила 94 млн.т.[3] Причина спада добычи угля лежала в состоянии самих угольных предприятий, их материально – технической базы, организации и оплаты труда шахтеров.

Реструктуризация угольной промышленности стала рассматриваться как средство оперативного и эффективного деления всех наболевших вопросов отрасли. «Программа реструктуризации угольной отрасли Кузбасса» - появилась в 1995г., когда сама реструктуризация уже началась.

В программных документах были провозглашены основные цели и задачи реструктуризации: предполагалось создание конкурентоспособных угольных предприятий, обеспечивающих их самофинансирование на длительную перспективу; постепенное снижение государственных дотаций угольным предприятиям; обеспечение социальной защищенности работников; социально-экономическое и экологическое оздоровление.

К началу реструктуризации угольная промышленность Кузбасса представляла собой сложный комплекс, включавший 78 шахт, 24 разреза, 28 обогатительных фабрик, несколько отраслевых институтов, 5 машиностроительных и 3 экспериментальных завода и 220 различных вспомогательных служб[4].

В результате реструктуризации 40 шахт было закрыто. Добыча наиболее ценных коксующихся углей уменьшилась на 30%. Из всех ликвидированных шахт 80 % составляли шахты, добывающие коксующиеся угли.

В отличие от первого разрушительного этапа, на втором этапе реструктуризации угольной промышленности Кузбасса, начавшегося с 1998г., началось строительство новых угольных предприятий и только в 1998г. вошли в эксплуатацию 11 угледобывающих предприятий, отсюда началось увеличение объема добычи. В 1998г. Кузбасс добыл 97,6 млн. т. угля, в 1999г. -109 млн. т., в 2002г. – 137, 7 млн. т., а в 2006г. – 174 млн. т. В бассейне возродилось движение бригад-миллионеров. В 1998г. их было две, в 2001г.-14, а в 2006г. уже 30. В Кузбассе 137 тыс. угольщиков, которые работают на 57 шахтах и 49 разрезах, при этом 53% всего угля добывается открытым способом.

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать эволюцию развития угольной промышленности в Кузбассе, ее реструктуризацию в период рыночных отношений, поэтому к числу основных задач, решаемых в ходе исследования относятся: анализ развития угольной промышленности Кузбасса, России и других стран; роль и значение угольной промышленности для хозяйства региона, Западной Сибири и всей страны.

Научная новизна состоит в том, что данная работа представляет собой попытку обобщить опыт, накопленный угольными предприятиями Кузбасса особенно в период реструктуризации в эпоху становления рыночных отношений.

 


Глава 1. Экономическая история угольного Кузбасса

 

Выбранная нами тема достаточно актуальна, так как на всём протяжение рассматриваемого периода угольная промышленность Кузбасса сохранила положение одной из ведущих отраслей, которая существенно воздействовала на социально - экономические процессы, происходящие в Кемеровской области.

В 20-х гг. XVIII века были открыты угольные богатства Кузбасса. Первые сведения о «Горелой горе» были доставлены русским рудознатцем М. Волковым в 1721г., фактически положив начало истории такого мощного региона как Кузбасс.

В 40-50 гг. XVIII века было установлено, что Кузнецкий бассейн является одним из богатейших бассейнов каменного угля в мире. Экономическая история угледобычи Кузбасса начиналась с таких небольших шахт, как «Николаевская», «Покровская», «Кольчугинская». Правда, добывалось мизерное количество. В 1885 г. единственная в Кузбассе Бачатская Копь выдала 810 т. угля, что составило 0,3% общего количества угля, добываемого в России.

В конце XIX века промышленность переживала упадок, так как было невыгодно использовать ручной труд. И техническая отсталость привели к тому, что после 1861 г. рудники стали нерентабельными, и в 1860-90 гг. один за другим были закрыты.

Однако решающую роль в дальнейшем развитии угольной отрасли Кузбасса сыграло строительство в конце XIX века Транссибирской железнодорожной магистрали.

Важнейшим районом добычи угля стали северные районы Кузбасса, непосредственно примыкающие к железной дороге. В 1897 г. здесь были открыты Судженские копи Михельсона и Анжерские копи путей сообщения. С 1901 г. по 1913 г. добыча угля в этом районе возросла с 8 миллионов пудов до 47, 2 миллионов пудов или почти в шесть раз за 13 лет. В общей добыче угля в России это составило 3%. Задача шахт состояла в том, чтобы снабжать топливом железнодорожную магистраль и сибирские города, построенные вдоль нее.

Определенное оживление промышленности Кузбасса наметилось накануне и в годы империалистической войны, когда, наконец, царским правительством было признано, что для будущего развития Сибири и Урала огромное значение имеет не только золото и серебро, имеющееся в этом районе, но и огромные запасы каменного угля и железной руды. Оживление хозяйственной жизни в этом районе связано с деятельностью акционерного общества, получившего название «Акционерная компании Кузнецких каменноугольных копей и металлургических заводов», сокращено «КОПИКУЗ».[5] Царское правительство по договору предоставило «КОПИКУЗу» до 1-го января 1917 г. исключительное право аренды каменноугольных участков на площади 176 тыс. км. Общество обязывалось создать крупную угольную промышленность в средних и южных районах Кузбасса, построить металлургический завод и организовать коксохимическое производство.

В годы войны «КОПИКУЗ» заложил рудники в Кемеровском и Кольчугинском районах, благодаря чему в 1917 г. была достигнута максимальная в дореволюционном Кузбассе добыча угля – 1200 тыс. т. против 744 тыс. т. в 1913 г.

Но это оживление промышленной деятельности, во многом вызванное военной конъюнктурой, не изменило положение Кузбасса в общероссийской экономике, не повлекло существенного изменения структуры его хозяйства. Удельный вес бассейна в общероссийской добыче угля так и не поднялся выше 3%. Ограниченные размеры добычи угля объясняются не малопригодными условиями, не низкой производительностью труда. Незначительный удельный вес Кузбасса в общей добыче является следствием политики царизма и крупного капитала центральных районов. Могущественная монополия «Продуголь» при поддержке правительства сумела обеспечить за собой угольный рынок Европейской России, пользуясь пониженными железнодорожными тарифами, установленными для донецкого угля. Дорога Кузнецкому углю была закрыта, размеры сбыта ограничены. Несмотря на слабую механизацию, разработка мощных угольных пластов, залегающих недалеко от поверхности, позволила достичь на копях Кузбасса относительно высокой производительности труда, превышавшей перед первой мировой войной средние показатели по России и Донбассу[6].

Яркое представление о структуре экономике Кузбасса, а также о характере экономических связей с центральной Россией дает материалы, согласно которым Сибирский вывоз полностью складывается из продуктов сельского хозяйства и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, а ввоз почти 100% состоял из продукции обрабатывающей промышленности.[7]

Очень ярко была выражена эта мысль премьер - министром П. А. Столыпиным: «Общая наша экономическая политика в Сибири должна быть основана на признании той истины, что Сибири ещё много лет предстоит быть страной, главным образом, сельскохозяйственной, добывающей и поставляющей на мировой рынок сырьё».[8]

Несмотря на некоторое оживление промышленной деятельности, наметившееся в годы империалистической войны, эта отрасль занимала незначительное место. В отличие от других районов Сибири в структуре промышленности Кузбасса, ведущие позиции оставались за горным производством, угольной и золотодобывающей промышленностью. Угольная промышленность обеспечивала потребности ближайших участков Сибирской железнодорожной магистрали. Промышленная переработка угля отсутствовала.

Широкое освоение природных богатств восточных районов страны, создание здесь крупной промышленности началось после первой мировой войны и октябрьской революции 1917г.

Впервые вопрос об освоении этих территорий встал в 1918 г. в связи с необходимостью возместить потерю угля и металла, добываемых ранее во временно отторгнутых от страны районов.

В апреле 1918 г. горно-металлургическим отделом ВСНХ был объявлен конкурс на разработку проекта создания единой хозяйственной организации, охватывающей область горно-металлургической промышленности Урала и Кузнецкого каменноугольного бассейна.[9]

В разработке проекта приняли участие многие центральные и местные общественные и технические организации. Как отмечает П. Г. Матушкин, этот проект, несмотря на ряд недостатков, давал самое прогрессивное решение Урало-Кузнецкой проблемы.[10]

Согласно этому проекту, из всех районов Сибири в зону первоочередного освоения был выдвинут, в силу исключительно своих природных ресурсов, Кузнецкий угольный бассейн. Если ранее Кузбассу отводилась роль поставщика минерального топлива для Уральской металлургии, то со строительством металлургических заводов на Урале началось сооружение металлургического завода в Кузбассе.

Таким образом, угольная промышленность Кузбасса дала толчок к развитию мощного центра металлургического производства.

Однако, в результате гражданской войны и военной интервенции экономика Кузбасса была подорвана и большая часть оборудования, шахт, рудников, промышленных предприятий пришла в негодность. Добыча угля падала. В 1919 г. Кузбасс дал 820 тыс. т. угля, что составляло 60% от добычи 1917 г.

В условиях, когда страна испытывала топливный голод, первоочередное внимание со стороны центральных и местных органов уделялось угольной промышленности, имевшей решающее значение для восстановления нормальной работы Сибирской железной дороги, промышленных предприятий Западной Сибири и Урала. Одновременно с восстановлением и реконструкцией старых угольных районов – Анжеро-Судженского, Кемеровского и Ленинск - Кузнецкого начались разработки в новом богатейшем районе Кузбасса – Прокопьевском, который обладает мощными пластами лучших в мире коксующихся углей. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, разработка угольных массивов затягивалась из-за отсутствия железной дороги к шахтам этого района. В целом добыча угля в Кузбассе росла медленными темпами и имела неустойчивый характер.

Колебания в добыче угля 1921- 1924 гг. были отражением неустойчивости потребления Кузнецких углей. Основным потребителем топлива была транссибирская магистраль, потреблявшая 60,5 % добытого угля.[11] Промышленное потребление было незначительным, оно составляло 16,9 %. Это направление использования угля реализовалось только к концу восстановительного периода в связи с возобновлением работы ряда промышленных предприятий в самом Кузбассе и вывозе угля на Урал. В 1924 г. вывезено было около 200 тыс. т. угля, а в 1925 г. около 622 тыс. т.[12] Это создало устойчивую базу роста угольной промышленности и соответственно нашло отражение в динамике добычи. В 1926г. объём добычи угля возрос почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и достиг 1715,5 тыс. т., что составило около 7% добычи каменного угля в стране.

В конце 1922 г. на территории Кузнецкого угольного бассейна создана «Автономная индустриальная колония- Кузбасс», сокращенно «АИК- Кузбасс».

О результате работы колонии свидетельствуют воспоминания Рутгерса: «За 3 года от 1922/23 до 1925/26 гг. производство угля в Кемеровском районе увеличилось на 238%. Производительность труда рабочего увеличилась на 300%, производительность труда горнорабочего - на 233%. При этом заработная плата увеличилась вдвое и вместе с тем себестоимость понизилась с 19,38 коп. до 11,42 коп. за пуд на 41,1 %».[13]

Предприятия АИК в среднем выполняли задание на 105-106% и по размерам угледобычи в 1926г. достигли до военного уровня. Большое внимание правление колонии уделяло реконструкции шахт, их электрификации. Определенные результаты дали также упрощенные методы управления и постоянный контроль над производством.

В довоенный период Кузбасс превратился во вторую «кочегарку» страны. Уже в 1927- 1928гг. он дал около 7% всесоюзной добычи угля. За 1928-1937 гг. объём капитальных вложений в каменноугольную промышленность составил почти 1 млрд. руб.- четыре пятых всех капиталовложений было направлено на строительства новых крупных шахт. Это обеспечило быстрые темпы развития угольной промышленности.

В 1940 г. в Кузбассе было добыто 21104 тыс. т. угля. Это в 27 раз превосходило уровень 1913 г. и почти в 9 раз уровень 1928 г. Возросла доля Кузнецких углей в общесоюзной добыче и в 1940 г. равнялась 13,6 %. Это можно увидеть в таблице 1.

 


Таблица 1 Добыча угля в Кузбассе в годы довоенных пятилеток[14]

Годы Добыча угля Тысяч тонн Удельный вес в обще- союзной добыче, в %
    2,7 6,7 11,2 13,5 13,6

 

Быстрые темпы развития угольной промышленности обеспечивались в основном шахтным строительством. Уже к концу первой пятилетки новые шахты давали половину всего достигнутого угля, а к 1937 году производственные фонды отрасли были обновлены на 90%. Шахтный фонд к концу 1937 г. состоял из 32 шахт общей проектной мощностью 23,5 млн. т.

Таким образом, за годы довоенных пятилеток угольная промышленность Кузбасса из кустарной подсобной области выросла в специализированную отрасль общесоюзного значения, занявшую к 1940 г. первое место в бассейне по числу рабочих, второе – по валовой продукции. Превращение Кузбасса в крупный угольный центр страны повлекло за собой изменения в структуре потребления сибирского топлива и структуре экономических связей угольного бассейна. В 1917 г. кузнецкий уголь целиком потреблялся в пределах Западной Сибири. К концу второй пятилетки в этих границах потреблялось лишь 45% добытого угля, из них 25% непосредственно в Кузбассе. Остальной уголь предназначался для вывоза на Урал (40%), в Башкирию, Среднюю Азию и Восточную Сибирь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: