Изучение информационной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
формирование начальных представлений об информации и ее основных источниках;
овладение элементарными практическими навыками использования информации для расширения своих знаний и решения конкретных задач;
формирование представлений о научно обоснованном знании и его ценности в повседневной жизнедеятельности;
формирование начальных умений выбора информации, позволяющей раскрыть задатки и самоутвердиться среди взрослых и сверстников.
Обязательный минимум содержательной линии образования.
Общее понятие об информации, ее основных источниках, естественные и искусственные языки. Способы отражения окружающего мира и его свойств в различных видах информации. Человек как уникальный носитель, создатель и потребитель информации. Последовательность действий человека при получении, обработке и практическом применении различных видов информации. Основные информационные процессы, характерные для региона, страны, мира в целом. Основные способы выделения существенного и второстепенного, явного и скрытого в информации.
Беседа, наблюдение, эксперимент как способы получения информации и знания.
Понятие знания и его разновидностей. Известное и неизвестное о регионе, месте жительства. Место и роль сомнений в развитии моих знаний, представлений. Известные мне мнения, факты, комментарии о родном крае. Элементарные представления об анализе и синтезе различных данных как способах получения информации о мире, стране, регионе.
Ситуации выбора достоверной и надежной информации о событиях, происходящих в регионе, стране, мире. Необходимые знания, умения и навыки для выбора нужной информации для развития и саморазвития. Знания, необходимые для умелого выбора способов реализации различных видов учебных и бытовых задач, содержания досуга с учетом местных возможностей. Обоснование выбора использования различных форм познания и практического взаимодействия личности с природным и ближайшем социокультурным окружением. Родители, педагоги, сверстники как помощники при выборе вариантов реализации различных целей текущей и перспективной деятельности. Ответственность за собственный выбор вариантов поведения на основе имеющейся информации.
Овладение начальными навыками планирования как основы успешного осуществления собственной повседневной жизнедеятельности. Планирование разнообразного участия в жизни семьи, класса, школы. Умения и навыки управления и взаимодействия в совместной деятельности с другими людьми.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).
Предметно-информационная составляющая образованности:
иметь начальные знания о способах получения достоверной информации о себе, ближайшем окружении, родном крае, стране, мире;
понимать ценность умелой работы с информацией для обеспечения успешной деятельности в семье, школе;
владеть начальными представлениями об анализе и синтезе различных знаний, способах описания алгоритмов познавательной и практической деятельности;
иметь представление о внешних и внутренних характеристиках ситуации выбора необходимой для решения конкретных проблем информации;
знать основные способы планирования, выдвижения целей, постановки задач на развитие и саморазвитие в ближайшей перспективе.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь демонстрировать начальные навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной успешной деятельности с учетом требований ближайшего окружения;
уметь обосновывать цели и задачи осуществляемой деятельности на основе умелого сочетания личных интересов и потребностей семьи, школы;
уметь признавать недостаточность своих знаний для решения отдельных проблемных ситуаций и искать необходимую и достоверную информацию;
уметь выдвигать и проверять предположения о возможном результате осуществляемых действий с учетом регулирующих норм и правил;
уметь критично воспринимать мнения и действия других людей;
иметь представления о способах планирования собственных действий на ближайшее будущее;
уметь контролировать исполнение собственного плана и регулировать деятельность в соответствии с изменяющимися условиям;