Некоммерческих организаций




1. Состояние и оценка действующего законодательства

1.1. Количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве избыточно (от 19 до 27).

Единая система правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих организаций отсутствует, а само законодательство о некоммерческих организациях изобилует пробелами, повторами и противоречиями.

1.2. Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды (формы) нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности.

Так, объединение работодателей, названное в Федеральном законе «Об объединениях работодателей» (п. 1 ст. 3) формой некоммерческой организации, а также торгово-промышленная палата[11], по существу являются объединениями юридических лиц (ст. 121 ГК). Общественный фонд[12] является обычным фондом, правовое положение которого регламентировано ст. 118 ГК. Практически не отличается от фонда и автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, фонды взаимного кредитования и иные фонды, предусмотренные Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», общества взаимного страхования, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов. Адвокатские бюро и коллегии адвокатов, адвокатская палата субъекта Российской Федерации[13] являются по своей сути общественными организациями.

Основанные на членстве Российская академия наук и иные отраслевые государственные академии наук, составляющие по закону особую организационно-правовую форму – «государственная академия наук»,[14] - по существу являются бюджетными учреждениями с несколько расширенными (в сравнении с обычными государственными учреждениями) гражданско-правовыми правомочиями (создание других учреждений – институтов и территориальных отделений и центров).

Излишним представляется также существование некоммерческого партнерства, которое по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу).

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ст. 12) допускает возможность существования в качестве юридического лица (причем, в особой организационно-правовой форме) органа общественной самодеятельности, которому статус юридического лица не нужен.

1.3. Отдельные виды юридических лиц ошибочно отнесены к некоммерческим организациям. Потребительские общества, сбытовые (торговые) потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями - производственными кооперативами, а товарные и фондовые биржи[15], негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых направлена на извлечение прибыли – хозяйственными обществами.

1.4. С точки зрения гражданского права не имеет существенных различий статус общественных организаций (объединений), политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций (объединений). Федеральные законы, регламентирующие особенности правового положения данных организаций, противоречивы и не согласованы ни друг с другом, ни с общими нормами ГК.

2. Предложения по совершенствованию

действующего законодательства

2.1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций должны быть оптимизированы в зависимости от реальных юридических (гражданско-правовых) особенностей их внутреннего устройства.

2.2. Существующее в законодательстве многообразие видов некоммерческих организаций возможно объединить в две группы с точки зрения предложенной классификации юридических лиц на корпорации и иные юридические лица некорпоративного характера (см. п. 2.10 подраздела 2 Раздела I).

2.3. В ГК следует предусмотреть возможность создания некоммерческих организаций в следующих формах: для корпораций - 1) потребительский кооператив, 2) общественная организация, 3) объединение лиц; для юридических лиц некорпоративного характера - 4) фонд и 5) учреждение.

2.4. Данный перечень следует рассматривать как исчерпывающий. Названные в отдельных законодательных актах виды и разновидности некоммерческих организаций должны существовать только в одной из форм, предусмотренных ГК, о чем должно быть прямо сказано в этих актах.

2.5. В ГК следует максимально полно урегулировать гражданско-правовые конструкции указанных форм некоммерческих организаций, в том числе дать их понятие, определить порядок создания, структуру и полномочия органов, ответственность некоммерческих организаций и их членов (участников), что позволит устранить повторы и противоречия в законодательстве.

2.6. В отдельных законах должны содержаться лишь отсылки к соответствующим нормам ГК, а не наоборот, как это имеет место в действующей редакции п. 3 ст. 117 ГК (который подлежит устранению). В отдельных законах могут быть сохранены нормы, определяющие цели создания данных организаций и специфику осуществления ими своей деятельности.

2.7. Закрепленные в нормах действующего ГК определения потребительского кооператива (п. 1 ст. 116); общественной организации (п. 1 ст. 117), фонда (п. 1 ст. 118) и учреждения (п. 1 ст. 120) следует дополнить определением объединения лиц (юридических и/или физических). Под ним целесообразно понимать ассоциацию, союз, иное основанное на членстве добровольное объединение юридических лиц и (или) граждан, созданное ими с целью координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом.

2.8. Общественная организация должна быть закреплена в ГК как общая организационно-правовая форма для общественных организаций (объединения) и религиозных организаций (объединений). Такие организации, как религиозные и благотворительные[16], спортивные федерации[17], общественные организации инвалидов[18], адвокатские образования (коллегии адвокатов, адвокатские бюро) и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации [19], профессиональные союзы[20], казачьи общества[21], политические партии[22] следует рассматривать в качестве разновидностей общественной организации.

2.9. В специальных законах об отдельных разновидностях общественных организаций должно содержаться положение о том, что данные организации имеют организационно-правовую форму общественной организации (например, религиозная организация, но в гражданско-правовой форме общественной организации), и должна содержаться соответствующая отсылочная норма к ГК. При этом «повторное» регулирование тех же вопросов в таких актах следует исключить.

2.10. В перспективе возможно слияние общественной организации и объединения лиц, не имеющих принципиальных формообразующих отличий, в одну организационно-правовую форму – объединение лиц (по типу германского Verein’а).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: