Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.




При изучении дисциплины «Актуальные проблемы гражданского права» необходимо руководствоваться действующим федеральным законодательством и разработанными на его основе подзаконными нормативными правовыми актами.

Изучение курса осуществляется в тесном взаимодействии с другими дисциплинами. Форма и способы изучения материала определяются с учетом специфики изучаемой темы. Однако во всех случаях необходимо обеспечить сочетание изучения теоретического матери- ала, научного толкования того или иного понятия, даваемого в учебниках и лекциях, с само- стоятельной работой студентов, выполнением практических заданий, подготовкой сообще- ний и докладов.

Важную роль играет ознакомление с судебной практикой рассмотрения гражданских

дел.

Методические указания по лекционным занятиям


В ходе лекции студентам рекомендуется конспектировать ее основные положения, не стоит пытаться дословно записать всю лекцию, поскольку скорость лекции не рассчитана на аутентичное воспроизведение выступления лектора в конспекте. Тем не менее, она является достаточной для того, чтобы студент смог не только усвоить, но и зафиксировать на бумаге сущность затронутых лектором проблем, выводы, а также узловые моменты, на которые об- ращается особое внимание в ходе лекции.

Основным средством работы на лекционном занятии является конспектирование. Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста. Результат конспектирования – запись, позволяющая студенту немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

В случае возникновения у студента по ходу лекции вопросов, их следует записать и задать в конце лекции в специально отведенное для этого время.

По окончании лекции (в тот же или на следующий день, пока еще в памяти сохрани- лась информация) студентам рекомендуется доработать свои конспекты, привести их в по- рядок, дополнить сведениями с учетом дополнительно изученного нормативного, справоч- ного и научного материала.

Применение отдельных образовательных технологий требует специальной подго- товки не только от преподавателя, но и участвующих в занятиях студентов. Так, при прове- дении лекции-дискуссии, которая предполагает разделение присутствующих студентов на группы, студент должен быть способен высказать свою позицию относительно выдвинутых преподавателем точек зрения.

 

Методические указания для подготовки к практическим занятиям

Для практических (семинарских занятий) по дисциплине «Актуальные проблемы гражданского права» характерно сочетание теории с решением задач (кейсов), анализом су- дебных решений по конкретным гражданским делам.

Семинарские (практические) занятия представляют собой одну из важных форм само- стоятельной работы студентов над нормативными актами, материалами судебной практики, научной и учебной литературой непосредственно в учебной аудитории под руководством преподавателя.

В зависимости от изучаемой темы и ее специфики преподаватель выбирает или соче- тает следующие формы проведения семинарских (практических) занятий: обсуждение тео- ретических вопросов, подготовка, заслушивание и обсуждение рефератов, решение задач (дома и/или в аудитории), научные дискуссии с участием практических работников и ученых, собеседования и т. п.

Подготовка к практическому занятию заключается в подробном изучении конспекта лекции, нормативных актов и материалов судебной практики, рекомендованных к ним, учеб- ной и научной литературы, основные положения которых студенту рекомендуется конспек- тировать.

Активное участие в работе на практических и семинарских занятиях предполагает вы- ступления на них, дополнение ответов однокурсников, коллективное обсуждение спорных вопросов и проблем, что способствует формированию у студентов навыков формулирования, аргументации и отстаивания выработанного решения, умения его защитить в дискуссии и представить дополнительные аргументы в его пользу. Активная работа на семинарском (практическом) занятии способствует также формированию у студентов навыков публичного выступления, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать свои мысли.


При выступлении на семинарских или практических занятиях студентам разрешается пользоваться конспектами для цитирования нормативных актов, судебной практики или по- зиций ученых. По окончании ответа другие студенты могут дополнить выступление това- рища, отметить его спорные или недостаточно аргументированные стороны, проанализиро- вать позиции ученых, о которых не сказал предыдущий выступающий.

В конце занятия после подведения его итогов преподавателем студентам рекоменду- ется внести изменения в свои конспекты, отметить информацию, прозвучавшую в выступле- ниях других студентов, дополнения, сделанные преподавателем и не отраженные в кон- спекте.

Практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соот- ветствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, ознакомления с норма- тивным материалом, актами толкования. Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то необходимо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет.

Применение отдельных образовательных технологий требуют предварительного ознакомления студентов с содержанием применяемых на занятиях приемов. Так, при прак- тических занятиях студент должен представлять как его общую структуру, так и особенности отдельных методических приемов: дискуссии, использование правовых документов и др.

 

Методические рекомендации по подготовке к лабораторному практикуму

Методические указания по выполнению лабораторного практикума в форме разбора конкретных ситуаций (контрольного решения задач). Для разбора конкретных ситуаций в рамках практических занятий студент должен быть готов решить представленные препода- вателем задания и задачи, с подробным обоснованием своего решения.

Анализ казусов из судебной практики представляет собой всестороннюю оценку предложенного преподавателем реального судебного акта, который позволит студенту лучше усвоить учебный материал. Предлагаемые казусы могут содержать решения либо при- водиться без таковых, в последнем случае задачей студента является установление того, ка- кое решение должен принять суд.

Разбор конкретных ситуаций предусматривает несколько этапов.

Первый этап – изучение проблемной ситуации и определение вопросов, требующих разрешения. На данном этапе студент должен установить вид возникшего правоотношения, субъектный состав, характер нарушенных прав и способы их защиты. Кроме того, студент должен наметить вопросы, которые требуют разрешения для правильного решения задачи.

Необходимым элементом данного этапа является уяснение значения понятий и тер- минов, используемых в содержании казуса, или необходимых для решения задачи.

Второй этап – определение подлежащей применению нормативно-правовой базы. На данном этапе студенты определяю, какими нормативными актами регулируются спорные правоотношения и находят нормы, необходимые для правильного решения задачи.

Третий этап – ознакомление с доктриной гражданского права и практикой разрешения аналогичных ситуаций органами судебной власти.

Четвертый этап – письменное изложение решения задачи. После анализа всех факти- ческих обстоятельств казуса и выработки собственной правовой позиции студент должен вы- полнить письменное решение с подробным его обоснованием, опираясь на нормативно-пра- вовые акты, а в случае необходимости, на доктрину и практику судебных инстанций.

 

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Первичные навыки научно-исследовательской работы должны приобретаться студен- тами при написании рефератов по специальной тематике.


Цель: научить студентов связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, ста- тистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы.

Рефераты составляются в соответствии с указанными темами. Выполнение рефератов предусмотрено на листах формата А 4. Они сдаются на проверку преподавателю в соответствии с указанным графиком.

Требования к работе. Реферативная работа должна выявить углубленные знания студен- тов по той или иной теме дисциплины «Гражданское право». В работе должно проявиться уме- ние работать с литературой. Студент обязан изучить и использовать в своей работе не менее 3-5 монографий и 5-10 периодических источника литературы.

Оформление реферата:

1. Реферат должен иметь следующую структуру: а) план; б) изложение основного содер- жания темы; с) список использованной литературы.

2. Общий объём –8-13 с. основного текста.

3. Перед написанием должен быть составлен план работы, который обычно включает 2– 3 вопроса. План не следует излишне детализировать, в нём перечисляются основные, централь- ные вопросы темы.

4. В процессе написания работы студент имеет право обратиться за консультацией к пре- подавателю кафедры.

5. В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретиче- скому освещению основных вопросов темы, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом.

6. В реферате обязательно отражается использованная литература, которая является за- вершающей частью работы.

7. Особое внимание следует уделить оформлению. На титульном листе необходимо ука- зать название вуза, название кафедры, тему, группу, свою фамилию и инициалы, фамилию науч- ного руководителя. На следующем листе приводится план работы.

8. При защите реферата выставляется дифференцированная оценка.

9. Реферат, не соответствующий требованиям, предъявляемым к данному виду работы, возвращается на доработку.

Качество реферата оценивается по тому, насколько полно раскрыто содержание темы, использованы первоисточники, логичное и последовательное изложение. Оценивается и пра- вильность подбора основной и дополнительной литературы (ссылки по правилам: фамилии и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания, страница).

Реферат должен отражать точку зрения автора на данную проблему.

 

Методические указания по решению задач

Для решения задач в рамках практических занятий студент должен быть готов решить представленные преподавателем задачи, с подробным обоснованием своего решения. Реше- ние задач предусматривает несколько этапов.

Первый этап – изучение проблемной ситуации и определение вопросов, требующих разрешения. На данном этапе студент должен установить вид возникшего правоотношения, субъектный состав, характер нарушенных прав и способы их защиты. Кроме того, студент должен наметить вопросы, которые требуют разрешения для правильного решения задачи.

Необходимым элементом данного этапа является уяснение значения понятий и тер- минов, используемых в содержании казуса, или необходимых для решения задачи.

Второй этап – определение подлежащей применению нормативно-правовой базы. На данном этапе студенты определяю, какими нормативными актами регулируются спорные правоотношения и находят нормы, необходимые для правильного решения задачи.

Третий этап – ознакомление с доктриной гражданского права и практикой разрешения аналогичных ситуаций органами судебной власти.


Четвертый этап – письменное изложение решения задачи. После анализа всех факти- ческих обстоятельств казуса и выработки собственной правовой позиции студент должен вы- полнить письменное решение с подробным его обоснованием, опираясь на нормативно-пра- вовые акты, а в случае необходимости, на доктрину и практику судебных инстанций.

 

Методические указания для подготовки к семинарам в диалоговом режиме

Подготовка к семинару в диалоговом режиме заключается в подробном изучении кон- спекта лекции, нормативных актов и материалов судебной практики, рекомендованных к ним, учебной и научной литературы, основные положения которых студенту рекомендуется конспек- тировать.

Активное участие в работе на семинарских занятиях в диалоговом режиме предполагает выступления на них, дополнение ответов однокурсников, коллективное обсуждение спорных во- просов и проблем, что способствует формированию у студентов навыков формулирования, аргу- ментации и отстаивания выработанного решения, умения его защитить в дискуссии и представить дополнительные аргументы в его пользу. Активная работа на семинарском занятии способствует также формированию у студентов навыков публичного выступления, умения ясно, последова- тельно, логично и аргументировано излагать свои мысли.

При выступлении на семинарских занятиях студентам разрешается пользоваться конспек- тами для цитирования нормативных актов, судебной практики или позиций ученых. По окончании ответа другие студенты могут дополнить выступление товарища, отметить его спорные или недо- статочно аргументированные стороны, проанализировать позиции ученых, о которых не сказал предыдущий выступающий.

В конце занятия после подведения его итогов преподавателем студентам рекомендуется внести изменения в свои конспекты, отметить информацию, прозвучавшую в выступлениях дру- гих студентов, дополнения, сделанные преподавателем и не отраженные в конспекте.

Семинарские занятия в диалоговом режиме требуют предварительной теоретической под- готовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, ознакомле- ния с нормативным материалом, актами толкования. Рекомендуется при этом вначале изучить во- просы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо исполь- зовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет.

 

Примерные этапы семинарского занятия в диалоговом режиме и методические приемы их осу- ществления:

– постановка целей занятия: обучающей, развивающей, воспитывающей;

– планируемые результаты обучения: что должны студенты знать и уметь;

– проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, блиц- опрос, письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу;

– изучение нового материала по теме;

– закрепление материала предназначено для того, чтобы студенты запомнили материал и научились использовать полученные знания (активное мышление).

Формы закрепления:

– решение задач;

– работа с решениями судов;

– групповая работа (коллективная мыслительная деятельность). Домашнее задание:

– работа над текстом учебника;

– решение задач.

В рамках семинарского занятия студент должен быть готов к изучению предлагаемых пра- вовых документов и их анализу.


Методические указания по проведению дискуссий и групповых дискуссий

Дискуссия − это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии − обнаружить разли- чия в понимании вопроса и в споре прийти к единому наиболее аргументированному мнению. Проведению дискуссий, в том числе групповых, должен предшествовать подготовительный этап, в ходе которого осуществляется формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения. Не менее чем за 5 дней до занятий студентам предоставляются вопросы для подготовки к занятию, перечень литературы и нормативно-правовых актов, необходимых для изучения.

Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.

Групповая дискуссия − обсуждение вполголоса. Для проведения такой дискуссии все сту- денты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, кото- рые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия.

Для проведения занятия в форме дискуссии следует сформировать микрогруппы, состоя- щие из 2-3 обучающихся, в рамках которых будут совместно обсуждаться поставленные вопросы. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же во- прос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания.

Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка ориги- нальных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, заранее подготов- ленными студентами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы, уяснить значение гра- мотно построенной аргументации.

После обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель подводит общие итоги: со- относит цели и задачи занятия и результаты обсуждения; характеризует работу каждой микро- группы и студента, выделяя наиболее грамотные и успешные ответы студентов.

 

Методические указания по написанию курсовой работы

Курсовая работа – это форма учебной работы учащихся, представляющая собой логически завершенные и оформленные в виде текста углубленные исследования отдельных тем соответствующей учебной дисциплины.

Содержание курсовой работы включает введение, наименования разделов (глав), подразделов (параграфов) и пунктов (если имеются) в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, заключение, список использованных источников и приложения (если имеются).

Введение – необходимая часть курсовой работы. Во введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы, показать степень её разработанности, определить цель, задачи, объект и предмет исследования, перечислить применяемые методы исследования, его теоретическую, нормативную и эмпирическую основы, кратко описать структуру работы.

Обоснование актуальности выбранной темы − начальный этап любого исследования. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий.

Далее необходимо показать степень разработанности темы, после чего перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.


Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она предопределяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами нужно пользоваться.

Затем формулируются объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категории процесса познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

После этого необходимо указать методы исследования, показать теоретическую, нормативную и эмпирическую основы работы. При написании работы рекомендуется применять системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, социологический, статистический и другие методы исследования.

В основной части курсовой работы на основе изучения имеющейся литературы по исследуемой теме, а также нормативных материалов, иных официальных документов и материалов практики рекомендуется рассмотреть краткую историю, теоретические аспекты темы, принятые понятия и классификации, проанализировать фактический материал по избранной теме, собранный во время подготовки работы, дать всестороннюю характеристику объекта и предмета исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов предмета исследования за рубежом. Основная часть должна содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, подходов к решению рассматриваемых проблем. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает их критическую оценку.

При освещении исследуемой темы курсовой работы не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источники. Автор должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами.

Заключение как самостоятельный структурный элемент работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных результатов.

Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

В заключении должны быть представлены:

− краткие выводы по результатам работы;

− оценка полноты решения поставленных задач;

− предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений и рекомендаций в юридической практике.

Список должен содержать библиографические сведения об источниках, использованных при написании курсовой работы. В него необходимо включать только те источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы.

Нормативные правовые акты и иные источники необходимо располагать в следующей последовательности.

Нормативные правовые акты:

− Конституция РФ;

− международные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено в форме федерального закона;

− федеральные конституционные законы;


− федеральные законы;

− законы иностранных государств;

− межгосударственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона;

− нормативные правовые акты Президента РФ;

− межправительственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона;

− нормативные правовые акты Правительства РФ;

− договоры РФ межведомственного характера, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона;

− нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

− конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;

− нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные статистические отчеты и др.).

Судебная практика.

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии. Научные статьи.

Авторефераты диссертаций.

Списки трех последних разделов составляются в алфавитном порядке. Источниковедческая база курсовой работы, как правило, должна охватывать не менее

20 источников.

Объем курсовой работы, как правило, должен составлять 30 страниц напечатанного

текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: