Титульный лист
На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, квалификационная категория;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пример оформления титульного листа – Приложение 1.
3. Пояснительная записка
Пояснительная записка состоит из подразделов:
• перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа;
• направленность программы;
• новизна;
• актуальность;
• педагогическая целесообразность;
• цель программы;
• задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные);
• ожидаемые результаты;
• отличительные особенности программы;
• срок реализации программы;
• условия реализации программы;
• формы организации занятий.
Пример начала пояснительной записки ^рекомендуется вставить без изменений):
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Название программы» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
• СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Данная программа имеет (художественную, техническую, физкультурно-спортивную, естественнонаучную, социально-педагогическую, туристско-краеведческую) направленность (выбрать).
1. Художественная – направлена на развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
2. Техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек - машина»).
3. Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
4. Естественнонаучная – направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
5. Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
6. Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
(Название дополнительной общеобразовательной программы, ее цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей).
Программа направлена на (выбрать)
• формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном (художественно-эстетическом, ……) развитии;
• развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству, художественному творчеству, иностранным языкам, техническому моделированию, ……).
Новизна программы (если присутствует!!!).
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
• новое решение проблем дополнительного образования;
• новые методики преподавания;
• новые педагогические технологии в проведении занятий;
• нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Описание новизны программы возможно через обоснование изменения количества часов на изучение программы (разделов, тем); новых подходов к структурированию содержания программы (модульный подход, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровней усвоения содержания для разных категорий обучающихся; дополнения содержания программы в сравнении с имеющимся; специфики использования педагогических технологий (например, проектной, исследовательской, кейс-технологии и пр.). Важно связать вносимые изменения или проектируемые характеристики с личностным заказом обучающихся и их родителей.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
Актуальность программы
Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем обучающимся в современных условиях нужна данная конкретная программа.
При определении актуальности программы важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе. Показать, каким образом данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования, в том числе регионального уровня, какое место занимает в системе образовательной деятельности учреждения (первая часть).
Актуальность может базироваться (вторая часть):
- на анализе социальных проблем;
- на материалах научных исследований;
- на анализе педагогического опыта;
- на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
- на современных требованиях модернизации системы образования;
- на потенциале образовательной организации;
- на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Первая часть формулировки актуальности (рекомендуется вставить без изменений): ^
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: (далее выбрать)
• созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
• удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Приемлемые примеры (вторая часть):
1.Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
2. Актуальность программы определяется:
- потребностью общества в специалистах, владеющих профессиональными навыками и умением пользоваться различными электроприборами, электроинструментом, грамотным чтением электрических, электромонтажных и кабельных схем при соединении источников и потребителей электроэнергии;
- определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей;
- более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы - наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации.
В пояснительной записке к программе важно показать, что специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать выявленную проблему.
Приемлемые примеры:
1. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитания патриотизма, уважительного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
2. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что "квиллинг" открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Предполагается развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Цель и задачи программы
Цель и задачи должны быть взаимосвязаны, обусловлены нормативными правовыми документами российской системы образования, особенностями и запросами контингента обучающихся; ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов образования; достижимы в указанный в программе временной период, конкретны и понятны всем участникам образовательного процесса.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.
Цели могут быть направлены:
- на развитие обучающегося в целом;
- на развитие определенных способностей обучающегося;
- на формирование у каждого обучающегося умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
- на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
- на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно-ценных личностных качеств;
- обеспечение гармоничного эстетического и физического развития;
- выработку навыков здорового образа жизни;
- на обучение обучающихся трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры поведения и пр.
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные и глаголы: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.
При формулировке цели программы нельзя употреблять выражение создание условий для ….
Программы ставят своей целью обучить, формировать навыки или компетенции, развить умения, способности и т.д.
Примеры формулировки цели: (согласно Концепции развития дополнительного образования детей):
• Формирование интереса к...у детей и подростков.
• Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
• Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
• Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами...
• Формирования мотивации к познанию (творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа).
• Обеспечение личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.
• Формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.
Задачи:
Задачи программы – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
Обучающие (предметные). Предполагают развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу.
Развивающие (метапредметные). Предполагают развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. Развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении.
Воспитательные (личностные). Предполагают формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. Воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
глаголы (совершенный вид) - способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, обучить, обеспечить, поддержать, расширить, познакомить, предоставить возможность;
существительные - помощь, развитие, приобщение, воспитание, формирование, обучение, обеспечение, поддержка, расширение, знакомство, предоставление возможности.
Задачи и ожидаемые результаты должны быть прописаны для каждого года обучения.
Пример формулировки цели и задач:
Цель программы - формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков в области кулинарного искусства.
Задачи:
Обучающие:
• обучить технологии приготовления различных блюд;
• обучить основам рационального и здорового питания и способам обработки продуктов;
• лечебным свойствам некоторых продуктов, организации труда при приготовлении пищи;
• обучить правилам этикета поведения за столом, приема гостей;
• обогатить словарный запас обучающихся, на основе использования соответствующей терминологии;
• формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов;
• приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;
• ознакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.
Развивающие:
• пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;
• развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;
• развить эстетическое восприятие и творческое воображение.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, аккуратность;
• привить навыки работы в группе; формировать культуру общения;
• формировать любовь и уважение к традициям русской кухни;
• формировать позитивную установку на семейную жизнь.
Примеры формулировки развивающих и воспитательных задач согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (можно выбрать):
• формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
• формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности;
• познакомить с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
• содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
• воспитывать в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
• формировать приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
• формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
• способствовать развитию культуры межнационального общения;
• воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
• формировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
• развить у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• формировать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способности к сознательному выбору добра;
• содействовать формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; эффективно использовать уникальное российское культурное наследие, в том числе литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое;
• воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
• содействовать повышению привлекательности науки, научно-технического творчества для подрастающего поколения;
• формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
• формировать в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развить культуру здорового питания;
• способствовать развитию культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
• воспитывать у детей уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям;
• формировать у детей умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
• развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
• содействовать профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
• развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира;
• воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты должны быть соотнесены с формулировкой задач и прописываться так же для каждого года обучения.
В ожидаемых результатах необходимо сформулировать:
• требования к знаниям и умениям, которые обучающийся должен приобрести в процессе занятий по программе, т.е. что он должен знать и уметь (см. обучающие задачи);
• компетенции, которые будут сформированы и развиты, метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся в процессе обучения по программе (см. развивающие задачи);
• личностные качества и результаты, сформированные и приобретаемые в процессе обучения по программе (см. воспитательные задачи).
Например: (согласно примеру задач выше)
К концу первого года обучения обучающиеся
будут знать:
• технологии приготовления различных блюд;
• основы рационального и здорового питания и способы обработки продуктов; лечебные свойства некоторых продуктов, организацию труда при приготовлении пищи;
• правила этикета поведения за столом, приема гостей;
• и т.д.
будут уметь:
• работать с инструментами и приборами при обработке различных продуктов;
• и т.д.
У обучающихся будут развиты (сформированы):
• навыки (компетенции) в области кулинарии;
• эстетическое восприятие и творческое воображение, творческая активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей;
• навыки работы в группе, культура общения;
• и.т.д.
Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы конроля:
• Начальный (или входной контроль) (сентябрь) проводится с целью определения уровня развития детей.
• Текущий контроль (в течение всего учебного года) – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
• Промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.) – с целью определения результатов обучения.
• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может осуществляться с помощью таких форм занятий: выставка, концерт, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), зачетная работа, взаимозачет, экзамен, тест, конкурс, защита проектов, презентация творческих работ, эссе, игра-испытание, коллективный анализ работ, самоанализ, игра и др.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы указываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих.
Автору—составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке. Педагог, модифицирующий какую-либо аналогичную программу, может указать на внесенные им в нее изменения. Это может быть:
• дополненные темы, разделы;
• применяемые на занятиях новые формы и методы;
• самостоятельно разрабатываемые диагностические, дидактические материалы и т.п.;
• изменение режима занятий, сроков реализации программы;
• и т.д.
В этом случае необходимо обосновать вносимые изменения, объяснив их целесообразность.
Обязательно включить в отличительные особенности (вставить):
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Срок реализации программы
Желательно дать обоснование продолжительности реализации программы в соответствии с целями, задачами и возрастными и личностными особенностями детей, на которых она рассчитана.
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
- уровень сложности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- временные границы, на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;
- этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
- количество часов на каждый год. Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
Пример.
1. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
2. Программа рассчитана на 1 год обучения – 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:
- для какой категории обучающихся предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования;
- уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность обучающихся и т.д.;
- какому возрасту обучающихся адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, занимающихся по программе (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и т.д.);
- наполняемость групп (количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом образовательной организации, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования);
- предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
- условия приема обучающихся (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора обучающихся в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определенной области и т.д.
Пример. 1. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Обучающиеся, поступающие на программу, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально- ориентированного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек; третий год обучения – 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
2. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет. Условия набора обучающихся в коллектив: на основании прослушивания.
Режим занятий
Указывается продолжительность занятия и количество занятий в неделю (со всеми вариантами и их обоснованием) по каждому году обучения, в соответствии с рекомендациями СанПин 2.4.4.3172-14 (Приложение 2).
Формы организации занятий
К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся: групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные, дистанционное обучение и др.
В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.
4. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
Теоретические занятия и практическая работа могут проводиться одновременно при изучении каждой темы, предусмотренной программой.
В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование.
Таблица 1. Оформление учебно-тематического плана
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
ИТОГО: |
Учебный план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность обучающихся на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 40%). Для того, чтобы распределить количество часов на каждый раздел, необходимо знать количество часов всего курса в год. Родительские собрания – в учебный план не включаются.
!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы.
5. Содержание программы
Пишется для каждого года обучения
Содержание дополнительной общеобразовательной программы раскрывается через краткое описание тем. Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебно-тематическом плане. Изложение материалов ведется в именительном падеже. Количество часов, отведенных на данный раздел или тему, в этом разделе программы не указывается.
В содержании программы указывается:
• название раздела, темы;
• «телеграфным» стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему;
• указываются основные теоретические понятия и практическая деятельность обучающихся на занятии.
Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно-тематического плана. Должно быть представлено реферативное описание каждой темы согласно учебно-темаческому плану: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической - перечисляются формы практической деятельности детей. Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера. При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения рекомендуется указать, какие разделы темы изучаются в этих формах.
Пример:
Тема 5.1. Холодный батик
Теория
Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение орнамента. Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Практика
Выполнить роспись в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.
В данном разделе указывается (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5):
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, конкурсов, конференций и т.д.);
- формы проведения занятий при реализации программы;
- авторские методики проведения занятий; - рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- условия реализации программы;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Методическое сопровождение учебной работы педагога:
- методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;
- методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
- авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
- методы обновления содержания образовательного процесса; восп