Антропоморфизация определила политеистическую природу религии. Боги
Разделили между собой власть над космосом, подземным миром, стихиями и силами
Природы и различных сфер жизни человека. Это также нашло отражение в ее
Структура архического пантеона, построенная по образцу современных социальных отношений. С помощью эмер-
Влияние более крупных политических образований на Древнем Ближнем Востоке, положение божества
Была ли офтери решена политической ситуацией, Анатолия во времена хеттов является отличным
Пример. Пантеон столицы Хаттуса, который также включал в себя божество
некоторые из традиционных "священных городов" и более важных местных центров стали государством
Пану» хеону и богам, стоявшим во главе его, было поручено защищать короля
И королевство.
В самые ранние, дорелигиозные времена, отношение человека к явлениям природы и
Сверхъестественные силы выражались прежде всего в магическом мышлении. Это не значит, что
Этот журнал. утратил свое значение с появлением политеистической религии. Боги были
1 Понятие личностиßкатионизация и антропоморфизация богов на Древнем Ближнем Востоке
Было предложено М. Попко, которому я благодарен за вдохновляющее научное исследование.
Входит в магические обряды. Подкрепленные соответствующими заклинаниями и практиками, они были
Присутствуют физически, часто в форме статуэток, сделанных по определенному случаю. Мифо-
Логическое заклинание вывело их на сцену событий и вовлекло в
Экшен. Психологический фактор, несомненно, имел большое значение. В
По мнению участников, магия, совершаемая параллельно в мире богов, усилила эффект-
|
Действенность обрядов. В таких обстоятельствах новые мифологические темы, как правило,
Появляются нерегулярно. Анатолийские мифы, о которых нам известно, были неразрывно связаны
Связанные с ритуалом и их превращением в литературные произведения только что
Начал.
На Древнем Ближнем Востоке отношение к богам, культу и магии не всегда
Точно различимы. Соответствующие ритуалы дополняли друг друга и были предназначены
Как средство и способ общения с богами и влияния на их решения. Cel-
Создание божественного культа было равносильно регулярному Служению, как повседневному, так и во время
Фестивали, проходящие в соответствии с календарным циклом или адресованные
Данное божество. Магические практики, подкрепленные силой заклинаний, которые были
Обычно сопровождавшиеся жертвоприношениями богам, хранились на случай чрезвычайных ситуаций,
Перед лицом опасности или катастрофы, когда это уместно, магические приемы и настойчивые
Убеждение в форме заклинаний, соответствующей компенсации и жертвоприношений.-
Поставил перед индуистом и даже заставил богов изменить свое решение или занять позицию
Тивный в конкретных вопросах. Естественно, что магия играла особенно важную-
Не могу играть роль в повседневной жизни.
•к - к-к
Много было написано на тему религии хеттов. Появились новаторские исследования
В 1930-е годы. Emanuei Laroche’s Recherches sur les noms des dieux hittites was of
|
первостепенное значение для дальнейших исследований".* Более поздние обсуждения религии хеттов начинаются с
Краткие энциклопедические статьи к всеобъемлющим монографиям.
Гетце 1933: 122ff.; Делапорте 1936: 241ff.; Пурлани 1936. Ср. также Р. Дюссо апуд Дорме -
Дюссо 1945: 333ff.
Ларош, 1946-1947.
См., например, Гетербек 1950; 1964b: Гурни 1952: 132ff,; 1977; Оттен 1964; Виейра 1970; ди Нола
1971; Hartmann 1972; Kümmel 1973a; Ringgren 1979: 185ff,; Oelsner 1984; Ebach 1986; Hoffner
A; 1989; Бекман 1989; Ларош 1991; Геннет 1992; Пекохиоли Дадди - Полвани 1994; Брайс
Ff.; Бекман 2003-2005b; 2005a; 2007; Коллинз 2007: 157ff.; Тарача 2008c,
Введение
В 1990-е годы были опубликованы два монографических исследования о религии хеттов, написанных выдающимися
Ученые. In 1994 Volkert Haas published his monumental Geschichte der hethitischen
Религия. Это исчерпывающее исследование собрало ценную информацию по различным категориям
Множество богов, пантеонов и культов, но рецензенты критиковали его за то, что кажется
Быть отсутствием четкого внимания к самим хеттским источникам для понимания
Религия хеттов и временное развитие МФХБ.^ Религии Азии Мацея Попко
Минор, вышедший в 1995 году, представляет собой инновационный подход, обсуждающий
Изменения в религии хеттов с исторической точки зрения, в соответствии с общим
Разделение на три основных периода: древнехеттский, среднехеттский и Империя. 0 Эти двое
Монографии оставались основным источником знаний о религии хеттов на протяжении
Последние десять лет или около того. Между тем за последние десять лет наблюдался стремительный поток исследований