развитый уже в десятом тысячелетии до нашей эры в части "Плодородного полумесяца", который
ИГ, в Палестине и центральной Сирии. О двух группах неолитических стоянок свидетельствуют
Из Малой Азии. Находки в Гебекли-Тепе, 13, который находится в 15 км к северо-востоку от Урфы,
Датируются десятым-девятым тысячелетием до нашей эры (до гончарного неолита А). Присутствие
В этом регионе дикой пшеницы эйнкорн (Triticum monococcum), самый ранний домести-
Выделенные виды зерна, подчеркивает роль, которую играют общества охотников-собирателей
Юго-восточная Анатолия в процессе отказа от интенсивной собирательской экономики
В пользу выращивания грамм. Ранние фермерские поселения, которые появились немного
Позже, в девятом тысячелетии до нашей эры, в Пьемонте Тавра и долинах рек
Верхние притоки Евфрата и Тигра (Невали-Кори, 14 Кайеню-Тепеси, 1 Кафе
Хойюк 16), вырос из этой местной традиции, о чем свидетельствуют открытия в Гебекли Тепе.
Очень раннее неолитическое поселение распространилось также на южную часть Анато
Плато Лиан, на что указывают материалы до-керамического неолита в древнейших слоях (IX-
VIII) в Хаджиларе, примерно в 25 км к юго-западу от Бурдура, 1 ' Асджих Хойюк, примерно в 25 км к югу-
К востоку от Аксарая, 18 и на пяти самых ранних уровнях до XIIE-A на самом известном из
Неолитические стоянки в регионе Каталхейюк, расположенном в 37 км к юго-востоку от Коньи. "Позже
Слои, однако, относятся к керамической фазе, которая датируется в Катальхейюке с
20 1
начало седьмого тысячелетия до н. э. с 6200 по 5900 год до н. э.'
Сильная связь между живыми и мертвыми была выражена в погребальных обрядах.
|
Охотники и собиратели из Гебекли Тепе хюилт построили каменные сооружения для своих мертвых
(см. ниже), в то время как в более поздних неолитических деревнях мертвых хоронили под домом
Этажей, что, очевидно, указывает на постоянное и важное присутствие в жизни их
Шмидт 1998; 2000; 2001; 2004; 2006a; 2006b; ср. также Йилдинм - Гейтс 2007: 282.
Hauptmann 1988; 1991-1992; 1993; 2002; 2007.
16 Gambe! - Braidwood 1983; Özhek 1988; M. Özdogan - A. Özdogan 1990; 1998.
Каувин и др. 1991. f
Меллаарт 1958; 1959а; 1960; 1961; 1970. До-керамическая неолитическая фаза в Хаджиларе очень
Tmcerfcain, однако; см. Duru 1989, а теперь Schoop 2005: 174, 178f. Для другой предварительной керамики
Неолитические стоянки в Центральной Анатолии, см. Gerard 2002.
Esin et aL 1991; Esin - Harmanakaya 1999. Аэрационные уровни датировались примерно с 8400 по 7400 год до нашей эры.
Меллаарт 1962; 1963а: 1964: 1965; 1986; 1967. Возобновление работы вотчины началось в 1993 году: Ходдер (ред.)
A: 2005b; 2005c; 2007.
Об абсолютных показателях daf в Катальхойюке см. Cessford et aL, 2005.
Неолит 9
Потомки. Существуют археологические свидетельства погребальных ритуалов и праздников во время
До-керамический неолит B Леванта и юго-восточной Анатолии. 2 ' 1 Даже так, бедный
И небольшое разнообразие погребальных предметов является доказательством того, что неолитический процесс социального ранжирования-
Es еще не набрал оборотов. С мертвыми, по-видимому, обращались как
Сообщество всех предков жителей деревни. В Катальхойюке это было
Заметил, что те же самые разделения, которые существовали среди живых, признавали мертвых.
|
Лан Ходдер и Крейг Сессфорд отметили, что “разные типы людей были
Погребенные под определенными платформами, что разные штукатурки использовались для разных плит-
Формы.... Из-за ассоциаций погребения между различными типами людей и
В разных частях дома кажется разумным предположить, что разные люди могут
Сидели, ели и спали в разных частях дома” 23.
Вторичная форма погребения, типичная для того периода и общая для раннего Нео
Литические культуры Ближнего Востока, должно быть, имели свои истоки в до-неолитической традиции.
Скелет или просто череп был похоронен после воскрешения, которое, возможно, имело
Произошло за пределами деревни, возможно, с помощью стервятников. Один из рельефов
Из Гебекли Тепе изображен человек без головы, который ассоциируется с птицей (стервятником?)
Прямо слева от него. Каменная статуя грифа (?) длиной 50 см была обнаружена в
Деревня Невали-Кори, которая на несколько сотен лет моложе. Появляется традиция
Просуществовать несколько тысячелетий, вплоть до керамического неолита. Фрески из дома 8 в Катале
Хойюк, представленный в последовательных слоях VIII и VII, изображает разрывающихся на части стервятников
Обезглавленные тела. Роль стервятников в. погребальные обряды, должно быть, устраивали жреца.
Особое отношение, и они, несомненно, были связаны с магическим символом-
Изм. Нельзя исключать, что эти птицы имели свое место в верованиях того времени.
21 Ср. Горинг-Моррис 2000; Верховен 2002; Горинг-Моррис 2005; Горинг-Моррис -- Кольска Хорвиц
Год со ссылками.