Порядок доступа к информации




ОСНОВЫЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗО, 2 КУРС

 

Практическое занятие #1

Профессиональный портрет журналиста

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия журналисткой профессии и журналистской деятельности.

2. Место и роль журналистской профессии в обществе.

3. Журналистика как творческая деятельность.

4. Способы журналистского познания действительности: научные, художественные и эмпирические способы освоения социального мира.

 

Задание 1: Подготовить выступление-презентацию на одну из следующих тем (распределить их самостоятельно так, чтобы были освещены все).

«Точки соприкосновения и грани различия двух профессий»:

· Журналист и оратор

· Журналист и политик

· Журналист и юрист

· Журналист и священник

· Журналист и деятель искусства

· Журналист и писатель

· Журналист и педагог.

 

Задание 2: принести от группы 3 листа ватмана, старые газеты и журналы, ножницы, клей, маркеры и пр.

 

 


 

Практическое занятие #2

Поиск темы и сбор информации. Уровни информации

 

Вопросы для обсуждения:

1. Рождение журналистской темы.

2. Замысел: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза.

3. Планирование и конкретизация рабочей идеи.

4. Уровни информации: официальный, спонтанный, расследовательский.

 

Задание: Подобрать каждому уровню информации по 2 примера из СМИ, обосновать свою точку зрения. Оформить в виде презентации.

 

 


 

 

Практическое занятие #3

Источники информации. Позиция автора в журналистском тексте.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Источники информации в журналистике: виды и принципы работы с ними.

2. Этические аспекты в работе с источниками информации

3. Виды атрибуции при опубликовании цитат.

 

Задание: подобрать 5 любых публикаций из СМИ, проанализировать каждую по предложенному плану:

1. Сколько источников информации использовано в этой статье?

2. Какого типа эти источники?

3. Как получена информация (путем наблюдения, анализа документов, интервью…)?

4. Достаточно ли представлены точки зрения сторон?

5. Как поступал автор статьи, когда не мог получить комментарии по интересующим ее вопросам?

6. Добавляет ли каждый новый источник что-либо новое к полученной информации? Что именно?

7. Оцените статью по пятибалльной шкале. Обоснуйте свою оценку.

Результат оформить в виде презентации.

 


 

Практическое занятие #4

Методы сбора информации: интервью

1. Метод интервью в журналистике.

2. Общение в конфликтной ситуации.

3. Вопрос как форма движения мысли и как способ общения.

4. Подготовка, получение информации об интервьюируемом.

5. Психологический аспект интервью: как предвидеть реакцию интервьюируемого на определенные вопросы.

6. Правила проведения интервью.

7. Типы вопросов в интервью.

8. Этические проблемы интервью. Этикет интервью.

 


 

Практическое занятие #5

Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность наблюдения как метода сбора информации.

2. Преимущества и недостатки метода наблюдения

3. Виды наблюдения.

4. Сущность журналистского эксперимента. Сходство и различия с методом включенного наблюдения.

5. Метод «смены маски» в традициях западной и российской журналистики.

6. Этапы подготовки и организации эксперимента.

 

Задание 1: Опишите учебную аудиторию 3-11Б (представьте, что этот фрагмент надо включить в репортаж или очерк). Постарайтесь передать атмосферу и с помощью деталей создать у читателя так называемый «эффект присутствия». Объем - 200 слов.

 

Задание 2: Опишите дорогу от дома до университета. Расскажите о том, что происходит в это время, о людях, которых встречаете по дороге и пр. Постарайтесь обозначить в тексте актуальную для широкой аудитории проблему: плохое состояние дорог, хамство в общественном транспорте и пр. Объем – 300 слов.

 


 

 

Практическое занятие #6

Методы сбора информации: анализ документов

 

1. Виды документов

2. Функции документов в СМИ

3. Методы анализа документов: качественные и формализованные.

4. Контент-анализ.

 

Задание: Просмотрите частные объявления в разделе Услуги, (например, на avito.ru), найдите 3 объявления, которые могло бы послужит отправной точкой для журналистского исследования темы. Предложите тему будущей статьи, обоснуйте свою позицию, перечислите необходимые источники для сбора дополнительной информации.

Оформите в виде презентации.

 


 

 

Практическое занятие #7

Порядок доступа к информации

Задание. По материалам учебного пособия Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов, под ред. А.К. Симонова подготовить выступление на одну из следующих тем. Темы распределить так, чтобы не было повторов.

 

1. Аккредитация

2. Правовой режим информации

3. Общий порядок запроса информации

4. Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций

5. Запрос информации у частных лиц

6. Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)

7. Поиск и получение информации в судах

8. Поиск и получение информации в избирательных комиссиях

9. Поиск и получение информации в органах местного самоуправления

10. Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях

11. Гарантии права на поиск и получение информации

12. Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне

13. Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне

14. Правила отнесения информации к государственной тайне

15. Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне

16. Персональная информация. Тайна личной жизни

17. Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений

18. Врачебная (медицинская) тайна

19. Коммерческая и служебная тайна

20. Банковская тайна

21. Тайна следствия и дознания

22. Правовой режим в информационных архивах

23. Порядок рассекречивания и использования архивной информации

24. О доступе к информации в период выборов

25. Опыт применения современных информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня открытости власти.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: