Принципы индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учета индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - учет в воспитательно-образовательной работе типических особенностей, характерных для некоторой группы воспитанников. Проблема индивидуализации обучения многоаспектна как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения. Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Индивидуальность - это единое целое, неповторимое, уникальное, внутренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения. Большой вклад в разработку вопроса индивидуального подхода внесли зарубежные и отечественные педагоги: Я.А.Комёнский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой; в советский период - А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский. Современные педагоги и психологи (В.М. Галузинский, А.В. Зосимовский, В.Л. Крутецкий, Л.И. Князева, Я.И.Ковальчук и др.) рассматривают индивидуальный подход как целенаправленное воздействие на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, социального окружения, в котором он находится.

Сущность индивидуального подхода. Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности. Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность. Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода. В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется изколлективе детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение. Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим, с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Особенности дифференцированного подхода. При всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые общие, типичные черты, на которых базируется дифференцированный подход к их воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы по похожим, типичным особенностям. Эти подгруппы носят временный, характер, они динамичны; переход из одной группы в другую осуществляется с учетом уровня развития каждого ребенка.

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам необходимо осуществлять поэтапно: 1) изучение индивидуальных особенностей детей; 2) постановка задач педагогической работы, т.е. проектирование личности; 3) подбор методов и средств воспитательного воздействия; 4) анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.

 

39. Учебный план специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Учебный план для образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, отражают организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.

Учебный план − документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Учебный план является частью основных образовательных программ Организации. Организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Учебный план:

· фиксирует общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

· определяет перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;

· распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Учебный план одной параллели может содержать различные варианты для разных классов.

Также могут создаваться учебные планы с учетом специфики реализуемых Программ.

При наличии необходимых условий Организация вправе разрабатывать индивидуальные учебные планы для группы или отдельных обучающихся.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение Программ на основе индивидуализации их содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть Учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей для всех Организаций.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть Учебного плана, может быть использовано на:

· увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

· введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится коррекционные курсы, имеющее профессиональную направленность.

Специфической особенностью учебного плана индивидуального обучения детей с умственной отсталостью по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида является введение образовательной области «Коррекционная подготовка».

К обязательным коррекционным предметам относятся: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка (СБО в 5-9 классах) и занятия по ритмике (1-4 классы). Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений об окружающей действительности, способствующих их социальной адаптации и повышению уровня общего развития. Обязательной составляющей каждого занятия является практическая часть. Практические занятия проводятся в форме ролевых игр, экскурсий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: