Краткая характеристика методов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Сообщение знаний учащимся осуществляется с помощью рассказа, объяснения, работы с книгой.
Рассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства.
Рассказы делятся на педагогические и художественные. Педагогический отличается от художественного тем, что в нем используются только отдельные приемы художественного рассказа. Рассказы делятся на группы с учетом использования в конкретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ-изложение, рассказ-вступление.
Слово является источником знаний. К речи учителя предъявляется ряд требований:
· безукоризненность с фонетической и логической стороны;
· яркость, выразительность, четкость;
· четкое произношение окончаний, правильность ударений;
· замедленность темпа;
· доступность для понимания учащихся.
Работа с книгой как словесный метод используется редко, но имеет огромное значение, так как сама книга — источник знаний. Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1-4-х классах, поскольку дети впервые слушают правильное, выразительное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Учащимся предлагается читать самостоятельно, когда текст небольшой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы учителя.
К чтению про себя необходимо относиться избирательно, так как большинство детей с нарушениями интеллекта не могут организовать себя на такой вид деятельности.
Объяснение в основном представлено беседой. Это такой метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Беседы делятся на вводную, беседу-сообщение и заключительную. Беседы используются на разных этапах урока с различными целями. Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы учитель должен серьезно готовиться. Необходимо определить тему урока, его цели; подобрать материал; затем определить вид беседы; продумать вопросы.
|
Требования к постановке вопросов:
· четкость и правильность формулировок;
· доступность содержания;
· связь между задаваемыми вопросами;
· разнообразие их форм и формулировок;
· вопрос не должен содержать несколько вопросов;
· вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими учащимися.
Метод беседы помогает успешно решать образовательную и коррекционно-воспитательную задачи в процессе обучения.
Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом происходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие учащимися действительности. Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать:
· последовательность их предъявления учащимся;
· организацию изучения каждого объекта.
Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.
|
При демонстрации наглядных объектов обычно описывают внешний вид (величину, форму, цвет, составные части, их взаимоотношение).
Кроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. В младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным картам, графическим изображениям.
В старших классах активнее используется символическая и схе-матическая наглядность. В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида важно предлагать учащимся различные средства наглядности в сочетаниях (натуральный объект - муляж, макет; изобразительная наглядность - карта, схема).
Применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в коррекционной школе ограничено, так как большинство учащихся этот вид наглядности не понимают.
Самостоятельные наблюдения организуются как перцептивный опыт самих учащихся. Наблюдение — процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в естественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.
К выбору и использованию наглядности в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида предъявляется ряд требований:
|
· демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;
· учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать;
· необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью.
· следует демонстрировать наглядность последовательно;
· важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета.
Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.
К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать.
К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и видеозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации. С помощью кино, диафильма можно показать учащимся динамику развития явлений (извержение вулканов, распускание почек, созревание плодов и т.д.).
Требования к использованию ТСО:
· целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет;
· необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся;
· фильмы лучше показывать после изучения темы с целью за крепления знаний учащихся;
· целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель;
· можно частично познакомить учащихся с содержанием фильма, указав, на что обратить особое внимание.
Практические методы. К практическим методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программированного обучения.
Практические методы помогают учащимся глубже понять и осмыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Источником знаний является сама деятельность учащихся.
Использование данной группы методов происходит в основном после изучения большой темы или отдельных ее разделов на повторительно-обобщающих и контрольно-учетных уроках.
Выполнение упражнений способствует повторению изученного материала, его закреплению.
Упражнения (письменные, устные) — это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Различают специальные, производные и комментированные упражнения.
При обучении письму, счету, чтению детей с нарушениями интеллектуального развития используется каждый вид упражнений. Но специальный вид — чаще, так как предполагает многократное повторение. Производные упражнения используются реже, поскольку они способствуют их вариативному выполнению и направлены на закрепление ранее сформированных навыков. Комментированные упражнения используются при выполнении заданий по русскому языку, математике (комментированное письмо). Сильные ученики комментируют их выполнение под контролем учителя.
Упражнения могут быть устные и письменные.
На уроках по каждому учебному предмету используются соответствующие упражнения. На уроках русского языка — грамматические и орфографические; на уроках математики — упражнения в решении примеров и задач, в устном счете; на уроках истории — работа с картами, картинами; на уроках физкультуры — выполнение общеразвивающих, прикладных и коррекционных упражнений.
Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям:
· быть посильными и доступными для учащихся;
· быть небольшими по объему и содержанию;
· учитывать особенности познавательной деятельности учащихся и степень сформированности у них умений и навыков;
· должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности.
Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера в условиях проведения конкретных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычисляют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимся. Практические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики.
Ход урока, на котором проводится практическая работа, имеет четкую структуру:
· объяснение учителя;
· показ (инструктаж);
· первые пробы выполнения заданий;
· выполнение работы;
· контроль со стороны учителя;
· отчет учащихся.
Самостоятельные работы ~ это особый вид деятельности учащихся. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы.
Различают следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы. Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя основными факторами:
· готовностью детей к самостоятельной работе;
· уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной работы.
Последнее время в системе обучения детей с нарушениями интеллекта одной из разновидностей самостоятельной работы стало использование элементов программированного обучения. Достоинствами этого метода являются:
· включение большого количества учащихся в самостоятельную деятельность;
· вариативность заданий с учетом возможностей учащихся по конкретному предмету;
· возможность оперативного контроля со стороны учителя;
· развитие навыков самоконтроля, самостоятельности. У этого метода имеются и недостатки:
· ограничено речевое общение;
· не всегда можно сократить время самостоятельной работы;
· снижается коррекционное значение речи как средства развития мышления.
Но мы считаем, что умелое использование элементов программированного обучения значительно усиливает у учащихся с нарушением интеллекта интерес к овладению знаниями, способствует повышению эффективности обучения в целом.
Особое место в системе дидактических методов занимают познавательные (дидактические) игры.