Значение пропедевтического периода в обучении детей с нарушениями интеллекта.




Обучение в коррекционной школе VIII вида отличается тем, что изучение каждого учебного предмета предваряет пропедевтический период, подготавливающий учащихся к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важен пропедевтический период в I классе, когда развиваются все психофизические функции, участвующие в овладении первоначальными навыками чтения и письма, элементарными математическими понятиями для обучения счету и решению простых задач.

Такой учебный предмет, как развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (I–IV классы), решая свои специфические задачи, в то же время является пропедевтическим, подготавливающим учащихся к усвоению более сложного материала на уроках объяснительного чтения, истории, географии и естествознания. Изучение различных категорий слов при изучении родного языка во II–IV классах подготавливает школьников к усвоению грамматических понятий в старших классах.

Трудовое обучение (ручной труд) в классах также можно рассматривать как пропедевтический период подготовки учащихся к овладению навыками профессионального труда. В то же время для овладения трудовыми умениями и навыками требуется и специальная подготовка.

Для каждого предмета в школе отводится свой пропедевтический период. Однако многие задачи, решаемые в это время, продолжают оставаться ведущими и при дальнейшем изучении предмета. Например, развитие фонематического слуха, произносительной стороны речи, моторики и другие задачи букварного и послебукварного периодов решаются и при изучении конкретных грамматических тем.

 

Этапы формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта.

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Большое внимание уделяется совершенствованию системы коррекционно-воспитательной работы, которая включает в себя ряд этапов формирования знаний, умений и навыков детей с нарушениями интеллекта.

На первом этапе (от 4 до 8 лет) проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и развитию моторики. Детей приучают к адекватному поведению в столовой и других общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению.

На втором этапе (с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и грамоте, большое внимание уделяется развитию речи.

Задачей третьего этапа (16-18 лет) является социальная адаптация.

Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды.

Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения знаниями.

Первым этапом является восприятие. Психология определяет восприятие как целенаправленный познавательный процесс, который носит избирательный характер. Поэтому прежде всего учащимся нужно сообщить то, что они будут изучать, поставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся получат достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и поймут учебную задачу.

Второй этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении главной мысли, понятия, его основных признаков, уяснений характера поясняющего материала, изучении примеров и фактов. Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся усвоили способы решения учебной задачи.

Третий этап – запоминание и закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях.

Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: