Характеристика основных этапов урока: сообщение нового учебного материала, закрепление учебного материала, повторение учебного материала.




Сообщение нового учебного материала

Структура урока определяется его основной задачей (целью) — знакомство учащихся с новыми научными фактами, умениями. Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели — формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале.

Усвоения нового материала зависит от многих причин. Это и его сложность, и способности учащихся, и педагогическое мастерство учителя.

На уроках, предшествующих знакомству с новым материалом, учитель организует целенаправленное повторение, упражняет школьников в актуализации тех знаний и умений, которые потребуются при изучении нового. Желательно создать на уроке проблемную ситуацию, когда учитель привлекает внимание учеников к какому-либо факту, рассказывает о каком-то случае, событии, предлагает учащимся найти им объяснение.

Для усвоения умственно отсталыми детьми учебного материала очень важно сделать его конкретным, наглядным.используя на уроке различные наглядные пособия. У учащихся не создается условий для перехода от конкретного к абстрактному, обилие пособий приводит к их мельканию, утомляет, иногда развлекает и отвлекает школьников от содержания работы. Оснащение урока должно быть экономным и включать только те пособия, которые облегчают учащимся понимание, запоминание нового материала.

Следует позаботиться о создании у учащихся эмоционального настроя.

Чтобы убедиться в том, что учащиеся «слышат» объяснение, усваивают содержащуюся в нем информацию, учитель постоянно по ходу объяснения обращается к ученикам с вопросами, (Что я сказал..? Как я сказал о..?), (Что мы теперь знаем о..?), (Так, что же дальше..?). Таким образом, для объяснения нового материала наиболее удачна беседа и только в отдельных случаях допустим рассказ.

Учитель должен не только заботиться о логическом ходе объяснения, подбирать необходимое оборудование, но и тщательно готовиться к демонстрации пособий, выполнению записей и т. д.

Объяснение нового — первый шаг в формировании понятия, умения, поэтому так важно не механическое запоминание, а осмысление школьниками нового материала: выделение в нем главного, существенного, понимание причинно-следственных связей нового с имеющимися знаниями, тех связей, отношений, о которых сообщает учитель. Учитель при объяснении подчеркивает главное, существенное голосом, прямо указывая на особо значимые положения, которые надо запомнить. Могут быть использованы и другие приемы: выделение цветом, шрифтом на демонстрационных таблицах, вынесение отдельных сведений на специальные таблички, работа цветными мелками, карандашами

Учитель должен также помнить, что умственно отсталые дети не могут долго слушать, наблюдать за действиями учителя или других учеников. Школьники все внимание сосредоточивают на процессе деятельности, не вникая в рассуждения учителя.

Объясняя новый материал, учитель оставляет время на закрепление того, с чем познакомились дети.

Закрепление учебного материала.

Целью закрепления является запоминание учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Прочное и сознательное усвоение знаний обеспечивает не только их сохранность в течение длительного времени, но и умение применять в ответах на разнообразные вопросы, встречающиеся школьникам на уроках, в жизни. Закрепление осуществляется в процессе систематического возвращения к ранее усвоенному материалу. Оно организуется таким образом, чтобы учащиеся были активны в припоминании знаний. Учитель предлагает разнообразные, доступные детям задания, в которые включается новый материал. Это может быть связано с формулировками, сочетанием нового материала с ранее усвоенным, применением разных приемов (устно подробно или кратко письменно, пояснение с помощью рисунков, использование условных обозначений и т. д.).

Совершенно очевидно, что при усвоении учебного материала непроизвольное запоминание играет вспомогательную роль. Овладение знаниями основано на произвольном запоминании, которое опирается на осознание необходимости в нем, на волевое усилие, на многократное повторение, на воспроизведение усвоенного не только в прежних условиях, но и в изменяющихся.

Работа по закреплению знаний должна быть правильно распределена во времени, быть регулярной, предусматривать вариативность заданий по разнообразию условий и форме их предъявления и выполнения. Поэтому весьма значимы при выполнении заданий учащимися самостоятельность, работа с учебником, книгой.

Прежде чем предложить ученикам самостоятельную работу, учитель должен убедиться, что они готовы к ее выполнению. Накануне урока или на самом уроке учащиеся под наблюдением учителя, с его помощью проделывают те упражнения, которые позднее будут включены в самостоятельную работу. Перед началом самостоятельной работы учитель может обсудить со школьниками ее содержание, пути выполнения, а после ее окончания снова возвратиться к этому.

Закрепление нового учебного материала происходит и при выполнении домашнего задания.

Овладение новыми знаниями, умениями продолжается длительное время. Одни дети усвоят их раньше, другие позже. Одним учитель поможет углубить знание нового материала, расширить область его применения, другие останутся на том уровне, который был представлен в первом объяснении учителя. Интеллектуальные возможности разные, поэтому учитель в одном случае только закрепляет то, что было сообщено, в другом случае расширяет и углубляет знания, знакомит с более сложными приемами работы.

Повторение учебного материала. Отредачить

В процессе обучения учащиеся должны усваивать понятия. Без понятий невозможно мышление. Суждения, умозаключения складываются из понятий. Понятия выражаются словом. Слово является носителем понятия. То, что умственно отсталые дети в своем активном словаре имеют достаточно большой запас слов, не свидетельствует об овладении соответствующими понятиями. Слово оказывается не наполненным содержанием. За ним нет обобщенных и абстрагированных наблюдений и представлений.

Усваивая учебный материал фрагментарно, смешивая главное и второстепенное, не понимая субординации понятий, умственно отсталый ребенок не получает целостного представления о структуре изучаемого материала, знания оказываются поверхностными, нестойкими, лишенными системы.

В коррекционной школе VIII вида изучается элементарный программный материал, но не случайный, не разрозненный. Знания по предметам составляются из системно связанных между собой понятий. Чтобы учащиеся были способны обобщенно усваивать учебный материал, причинно-следственные отношения, системы суждений и умозаключений, которые образованы из понятий, на уроках необходимо широко использовать такой универсальный метод обучения, как сравнение. При сравнении выделяются и соотносятся главные признаки, основное содержание объектов, явлений, формулируются выводы. Сравнение не может быть выполнено без анализа сравниваемых объектов, явлений, без обнаружения их общих признаков, без их дифференциации на основе отличительных признаков.

Чтобы систематизировать знания учащихся, в обучении необходимо широко применять классификацию — изучение объектов по группам на основе определенных признаков. Могут быть использованы такие формы систематизации, как схемы, таблицы, диаграммы, изготавливаемые под руководством учителя. Примером обобщения и систематизации знаний могут быть уроки внеклассного чтения. Они часто проводятся в виде итоговой конференции по одному произведению, по ряду произведений одного писателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: