Я ощущал какую-то «благодать в нощи»




Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым

Николай Бульчук

Александр Иоильевич Огородников (род. 1950) – богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта «Остров надежды», брат иеромонаха Рафаила (Огородникова), которому в бестселлере архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» посвящено несколько глав.

Нашим оружием было слово, а уже потом – кулаки

Александр Иоильевич Огородников – Александр, в течение последних нескольких лет я ищу встреч с людьми, которые могли бы нам напомнить, если можно так выразиться, «нашу первую любовь»: нашу первую радость от того, что Церковь в СССР получила свободу.

Нахожу собеседников, которые могли бы вспомнить 1990-е, 80-е и более ранние годы, чтобы поговорить о той Церкви, которая, конечно же, онтологически всегда свободна, но в 1988-м году, наверное, произошло настоящее чудо: для Русской Церкви в Советском Союзе сжимавшие ее границы раздвинулись, рамки раскрылись, ограничения были сняты... И всегда очень радостно повспоминать о тех годах, когда дух торжествовал и «жизнь жительствовала», а ведь это все было именно так, не правда ли?

– Да, это так. Но, знаете, к сожалению, сейчас об этом как-то забывают или очень мало говорят. Поэтому даже сам факт приглашения на интервью для меня знаменателен.

Дело в том, что мое поколение – мы были, скажем так, первыми, кто не просто «обратился к вере в сознательном возрасте». У меня, например, была идеальная советская биография: пионер, командир отряда, комсомолец, работа в горкоме комсомола. А потом я создал БКД (боевую комсомольскую дружину).

– А что это такое, расскажите.

– Я родился в Чистополе, это был самый настоящий бандитский город, и мы там наводили порядок. Причем мы как бы презирали милицию, действовали автономно от нее, но это стоило нам двух жизней – двух наших товарищей убили, – а уже в 1968-м году стали появляться о нас такие статьи, как «Вахта мужества» в «Комсомольской правде». Представляете, тираж 18 миллионов, и на первой странице – заметка о небольшом городке, где мы фактически стали в каком-то смысле определять атмосферу! Особенно среди молодежи!..

– А что, советская власть «не дошла» до Чистополя? И не могла своими средствами навести там порядок?

– Разумеется, она там была. Более того, мой дед в 1918-м году погиб в Чистополе за идеалы революции. Его арестовали чешские солдаты, которые брали Казань, продержали на барже в заключении. Бабушка метнулась, конечно, в Казань, и белый генерал тут же дал ей отношение с тем, чтобы его отпустили, но пока она металась по берегам Камы и Волги в поисках этой «баржи смерти», его уже подняли из трюма на палубу, взяли на штыки и бросили в воду. Он выжил и поплыл, и тогда его добили из пулемета «максим».

– Это так называемые «белочехи»?

– Да, чехи, которые были основной ударной силой правительства, созданного в Самаре из делегатов Всероссийской Думы, разогнанной большевиками.

Вот в этом городе мы и создали БКД.

Нашим аргументом была подчеркнутая вежливость, но если нам хамили, то в ответ получали жесткий зубодробительный удар!

Хочу отметить, мы ни одного человека не посадили в тюрьму! В основном нашим аргументом была подчеркнутая вежливость, но если нам хамили, то в ответ получали жесткий зубодробительный удар! И это было тем более удивительным, что все мы были образованными мальчиками, отличниками. От нас просто не ожидали такого: что мы не просто примем вызов от шпаны, но и победим ее! Повторюсь, мы все были из хороших семей...

– А кто были эти бандиты, обыкновенная шпана?

– Да, шпана, в основном. Кроме того, было много народу из деревень, которые просто не могли себя ассимилировать в городе, тем более что они ощущали себя здесь чуждыми, испытывали какой-то социальный гнет и не понимали, откуда он. Это и рождало в них протест...

А у меня между тем открывалась стремительная комсомольская карьера, потому что у нас стали строить (и объявили Набережные Челны «Всесоюзной социалистической стройкой») знаменитый завод КАМАЗ. Мне от горкома комсомола предложили ехать в Челны и создавать боевые комсомольские дружины уже там. Учитывая, что это была Всесоюзная стройка, что вся страна там собиралась, конечно же, молодежи было очень много. Я от этого предложения отказался. И, может быть, правильно сделал: я хорошо понимал, что оттуда – уже прямая карьера в ЦК и выше. Но я всегда чурался таких карьер, даже будучи в горкоме комсомола, я не входил в подобные структуры.

– «Боевая дружина» – то есть у вас и оружие было?

– Нет, нет, оружия не было! Нашим оружием было слово, а уже потом – кулаки. И братская солидарность. Когда появлялся кто-то из блатных, его подводили ко мне и просто говорили: «Здесь территория БКД, пользуйся и наслаждайся своей свободой, но если ты нарушишь наш порядок, мир и безопасность, то ты столкнешься с зубодробительной мощью наших кулаков!» Все.

Парни многие объективно шли в тюрьму, но мы их останавливали

– То есть никакого «идеологического» спора не было?

– Идеологического спора не было, но шпана нас принимала. Впоследствии я даже получал благодарности: на том основании, что парни многие объективно шли в тюрьму, но мы их останавливали! И наша профилактика заключалась в том, что они становились другими, в итоге избирали иной образ жизни: становились примерными семьянинами и прочее. И были благодарны за это, потому что иначе они объективно попали бы в тюрьму. В принципе, я бы вполне мог многих посадить в тюрьму, но мы этого ни в коем случае не делали: просто разбирались между собой...

– А что касается советской идеологии, как вы к ней относились? Вы же были идейным комсомольцем, командиром...

– Да, я был убежденным комсомольцем. Конечно, я видел массу проблем, и вопросы к советской идеологии тоже возникали, но спасало то, что я жил в глухой провинции. И был уверен, что общая советская идея – прекрасна, но здесь, в провинции, она просто искажается нашей рутиной, нашим обывательским отношением к жизни и пр.

– Но, как могли, вы ее пытались восполнять?

– Да, мы восполняли, именно. И самое интересное в том, что хотя все это было уже 50 лет назад, я продолжаю получать в Интернете письма, в которых меня спрашивают: «Не вы ли тот Огородников, который в 1960-е годы в Чистополе делал то-то и то-то?..» И я поражаюсь тому, что меня еще помнят...

Кстати, там же эту школу вместе со мной проходил мой младший брат – будущий иеромонах Рафаил (который впоследствии погибнет). Он тоже был одним из лидеров БКД.

Я ощущал какую-то «благодать в нощи»

– Расскажите, пожалуйста, о вашем пути к вере. В Чистополе ничего не было известно о Церкви?

– В Чистополе была открыта лишь одна кладбищенская церковь. Но вот в чем дело: в 1960-е годы, когда я там жил, я, честно говоря, удивлялся той атеистической пропаганде, которая лилась с экранов телевизоров, наполняла массу статей в газетах и журналах. Кроме того, выходило еще множество специальной атеистической литературы (а я уже тогда следил за прессой, за публикациями). И вот, меня просто по-человечески удивляла эта кампания: я был твердо уверен, что мы строим коммунизм, осваиваем космос, – и так вроде абсолютно понятно, что в космос Церковь мы с собой не возьмем!..

– Тогда на кого, по-вашему, была направлена и кому адресована вся эта пропаганда, если, по сути, в стране жили уже вполне определившиеся с идеологией советские люди?

Церковь-то представлялась мне фактически каким-то гетто для старушек

– Вот именно, меня это тоже удивляло! Зачем она вообще нужна!? Понятно, что наш прогресс идет вперед, в коммунизм мы Церковь не возьмем... Тем более что и Церковь-то представлялась мне фактически каким-то гетто для старушек. В храме были только старушки, молодого человека там невозможно было встретить, это было совершенно исключено!

Так что, конечно, о Церкви мы что-то знали, а когда праздновались большие церковные праздники (такие, как Пасха или Рождество), мы охраняли наш кладбищенский храм. Потому что была молодежь, которая рвалась в храм явно похулиганить (ее было видно сразу), а мы обеспечивали полный порядок и охрану.

Но уже тогда, в то время (я, правда, ни с кем эти не этим делился), я ощущал какую-то «благодать в нощи», понимаете?! Я не могу этого объяснить: но мне было очень хорошо рядом с храмом, мне не хотелось уходить от него! И это несмотря на то, что мы были за его стенами, мы просто охраняли доступ в храм.

Поэтому я и считал антирелигиозную пропаганду абсолютно излишней. Для меня было понятно, что эти бабушки, которые сейчас в церкви, постепенно умрут, а с ними так же тихо умрет Церковь, и все! Но я не предполагал тогда, что воспроизводство этих «бабушек» бесконечно, что в этом смысле эти бабушки – вечные! Я тогда этого просто не знал, потому что я «смотрел в будущее», которое, как мне тогда казалось, «покоряется нам».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: