физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др. 8 глава




У детей при вступлении в контакт агрессия является средством проверки на прочность. Соприкасаясь, друг с другом, они выясняют, кто кого может «съесть», после чего акт поедания и подчинения производится незамедлительно. Тот факт, что объектом насилия со стороны подростков являются сверстники, учащиеся младших классов и даже учителя, объясняется очень просто — легкой доступностью добычи. Американский психолог А. Точ доказал, что у детей словесные оскорбления особенно часто провоцируют агрессивное поведение и применение физической силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и ведут к публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцируемые действия носят серьезный и повторяющийся характер.

Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых. Во-первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться. Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится.

Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов. Проявление агрессивности в подростковом возрасте главным образом зависит от реакциии отношения родителей и значимых взрослых к тем или иным формам поведения. Если родители и педагоги не замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают символические формы агрессии, такие, как упрямство, раздражительность, злость, вандализм и другие виды сопротивления.

Агрессивное поведение, наблюдаемое в раннем детстве, в дальнейшем зачастую приводит к проблемам со школьной адаптацией. Упрямство, вспышки ярости, неповиновение, склочность, раздражительность, которые появляются в 4-6 лет, в «итоге мостят дорогу» к деструктивным актам, в числе которых запугивание, вандализм, прогулы и побеги в 10-13-летнем возрасте. Не получившие профессиональной психологической консультации дети, став подростками, втягиваются в криминальную деятельность и злоупотребляют токсическими веществами. Они плохо учатся и плохо принимаются сверстниками. В отличие от других у них чаще наблюдаются депрессия и бегство от реальности.

«Трудные» дети уходят из школы по собственному желанию или их исключают за какие-либо дисциплинарные проступки. Как отмечает Ю.С. Пежемская, у истоков проблем агрессивного поведения ребенка в 80 % случаев лежат трудности связанные с неуспешностью его в учении, проблемная семья и школа являются зоной риска, местом передачи негативного социального опыта для значительного количества детей.

 

 

8.Формы агрессивного поведения подростков-девиантов с акцентуациями характера

Агрессия рассматривается как одна из основных биологических функций, определяющих способность индивида к целеустремленным действиям в межиндивидуальной сфере. Данная функция подвержена влиянию эндогенных и экзогенных факторов различной природы и способна принимать как нормальные, так и патологические формы выражения у подростков с девиантным поведением. В психодиагностической методике 13ТА Г. Аммона (1990) используется представление о трех формах реализации агрессии - «конструктивной», «деструктивной» и «дефицитарной», которое охватывает с единых психолого-психиатрических позиций как нормальные её проявления, так и патологические, или сопряженные с патологическими факторами личностной природы.

 

9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Несмотря на созданную систему работы по профилактике эмоциональных нарушений у детей и подростков, продолжается рост числа школьников, испытывающих поведенческие проблемы, обусловленные высоким уровнем депрессии, стресса, апатии, высоким уровнем тревоги и страхов (среди них — страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.); высоким уровнем агрессии, аутоагрессии (агрессия направленная на самого себя); сильными чувствами вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная), негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». Специфика этой категории детей заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Без снятия острого эмоционального состояния, преодоления состояния переживания неудачи, без реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения.

Первый шаг. В работе с данной категорией школьников педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где школьник получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности:

· Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление.

· «Доска знакомства» или «Наши открытия». В каждом классе организуется доска, на которой размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений). Информация должна носить эмоционально положительный характер. Там может быть место для отзывов одноклассников и учителей. Через «Доску знакомства» «проходят» все дети класса.

· «День звезды», «День имени». Каждый день какой-либо ребенок (или несколько, в соответствии с именем) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать). В этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.

· Организация «Выставки достижений», когда каждый подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в классе (школе) организуется выставка его достижений.

Организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.

Второй шаг — реабилитация «Я»

Этот шаг реализуется педагогом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы «Я», переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку.

Мероприятия:

· Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация «Я». Каждая встреча посвящена какой-то теме, которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: «Имя», «Прошлое. Настоящее. Будущее.», «Достижения», «Мечты и желания»,

· Большие психологические игры,

· Индивидуальные коррекционные занятия.

Это все — укрепление личностного ресурса и позитивизация образа «Я».

И только при прохождении подростком первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурсов можно делать третий шаг.

Третий шаг — переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.

Способы профилактики и психокоррекции агрессивного поведения

Тактика запретов и наказаний. Она показана лишь при диагностике делинквентного и криминального типа по­веденческой девиации, и ее применение при иных типах научно не обоснова­но и бессмысленно. Страх наказания не способен изменить аддиктивное, патохарактерологическое или психопатологическое агрессивное поведение.

Тренинг социальных умений. К нему прибегают в случае добровольного желания избавиться от агрессивных паттернов поведения, обучиться сдержанности. По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон, тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в сле­дующих процедурах:

2) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения;

ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда тре­буется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования;

3) установление обратной связи - поощрения позитивого поведения («позитивное подкрепление»);

4) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.

Методы психологического консультирования или психотерапии при аг­рессивном поведении являются значительно менее эффективными по срав­нению с психокоррекционными мероприятиями.

Психокоррекционные мероприятия.

Примерами таких технологий могут служить западные и отечественные школьные программы предупреждения аг­рессивности и жестокости. Школа избрана местом для предупрежденияаг­рессивности и жестокости неслучайно по следующим причинам:

· легче предупредить аг­рессивность и жестокость, чем пытаться преодолеть ее, и поэтому начинать надо с их профилактики;

· в школах может складываться такая обстановка, что предупреждение аг­рессивности и жестокости и получение образования становятся взаимозависимыми со­бытиями. Для того чтобы иметь возможность успешно учить детей, необходимо заниматься преодолением и профилактикой жестокости в их среде;

· дети могут быть лишены возможности развивать навыки неаг­рессивного поведения в семье и на улице. Тогда школа явля­ется единственным и важнейшим местом обучения терпимости.

 

 

10. ПРОГРАММЫПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОСТИ

10.1. Программа профилактики жестокости «Остановить жестокость»

Программа профилактики жестокости «Остановить жестокость», созданная в 1991 году в Калифорнии (1), предназначена для здоровых детей в возрасте 10-13 лет, посещающих массовую школу.

Методо­логия программы - современная методология демократическо­го обучения и воспитания, предполагающая владение учителем осно­вами социально-психологической групповой работы и организации обучения детей в малых группах.

Методы обучения - мозго­вой штурм, общеклассная дискуссия, совместная работа в малых груп­пах, анализ примеров жесткости.

Демократическая методология и групповые методы обучения созда­ют эмоциональную атмосферу в классе, позволяющую детям поделиться тем, что они знают, высказать то, о чем думают, не опасаться, что их мнение не является ценным или отличающимся от других. Учитель, в свою очередь, получает возможность руководить процессом обучения исподволь, обеспечивая детей необходимым и дирижируя групповой дискуссией.

Программа состоит из 8 тем, ознакомление с которыми занимает 14-16 школьных уроков по 45 минут.

Первая тема - определение жестокости. Класс получает возмож­ность сформулировать собственное определение жестокости на основе анализа того, что жестокость означает для его учеников.

Вторая тема - изображение жестокости в средствах массовой информации. На протяжении двух уроков дети анализируют и объяс­няют для себя возможное влияние показа жестокости в средствах мас­совой информации на поведение людей и жизнь общества в целом.

Третья тема - техники нежестокого поведения в ситуациях, вызы­вающих напряжение или гнев. Дети узнают психологические приемы и получают возможность упражняться в избегании жестоких поступков в ситуациях, провоцирующих жестокость.

Четвертая тема посвящена избеганию жестокости. Дети изучают техники избегания потенциально опасных, с точки зрения провокации жестокого поведения, ситуаций.

Пятая тема - преодоление конфликтов. Ученики тренируются в анализе альтернатив жестокому поведению в конфликте.

Шестая тема посвящена праву человека на владение личным оружием.

Седьмаятема - философским принципам нежестокости, сфор­мулированным Ганди и Мартином Лютером Кингом.

Восьмая тема - знакомит учеников с организациями, в которые они могут обратиться в поисках помощи.

 

Описание каждой отдельной темы состоит из следующих компонен­тов:

  • задача,
  • необходимое для ее решения время,
  • краткая информация или сведения по теме,
  • методы обучения, необходимые материалы,
  • ход урока,
  • оценка понимания детьми темы и расширение,
  • продолжение темы во внеклассной работе с детьми.

Пример. Вторая тема «Разрешение конфликтов».

Задача. Обучение детей описанию нежесткости поведенческих аль­тернатив жестокому поведению в конфликтных ситуациях.

Необходимое время. Один урок.

Краткая информация. Разрешение конфликтов является процес­сом преодоления несогласия. Успешное разрешение конфликта обес­печивает возможность для нежестоких решений противоречий. На уро­ке учащиеся познакомятся с термином «разрешение конфликта» и тре­мя основными путями разрешения конфликтов. После общеклассного обсуждения того, как они справляются с конфликтами, дети получат возможность в малых группах, работая с избранным ими сценарием конфликта, продемонстрировать навыки разрешения конфликта неже­стокими способами.

Методы. Общеклассная дискуссия, работа в малых группах.

Материалы. Мел, доска, плакаты, копии рабочих листков по два на каждого ученика и копии перечня сценариев конфликта по количеству малых групп в классе.

Ход урока.

1. Учитель напоминает ученикам, что на прошлых уроках они изучили некоторые способы управления своим гневом и того, как можно избегать драк. На сегодняшнем уроке будут изучаться некоторые другие аспекты избегания жестокости.

Объясните детям термин «разрешение конфликтов». Конфликт — это выражение несогласия людей друг с другом. Разрешение конфликта описывает процесс разрешения или преодоления несогласия.

Борьба, драки являются одним из способов разрешения конфликтов, но не лучшим. Сошлитесь на обсуждение драк во время работы над четвертой темой. Попросите учеников привести другие примеры того, как они справляются с конфликтами. Запишите примеры, приведенные детьми на доске.

2. Покажите детям плакат «Разрешение конфликта». Объясните им, что избегание конфликта, снятие напряжения, связанного с конфликтом и переговоры являются тремя способами разрешения конфликтов без борьбы и драки.

Избегание конфликта может выражаться в том, что ученик уходит с места борьбы, старается никого не провоцировать на драку или извиня­ется, если он вызвал у кого-то раздражение. Кроме того, откладывание разрешения конфликта по времени или использование чувства юмора могут снизить напряжение и уменьшить конфликт. Переговоры озна­чают попытку найти компромисс по поводу вызвавшего конфликт воп­роса.

Попросите учеников внимательно посмотреть на список способов избегания конфликтов, который записан на доске. Используют ли они перечисленные на плакате способы избегания конфликта?

3. Раздайте рабочий листок «Выбор» (см. иллюстрацию 1).
Попросите учеников прочитать описание ситуации на листке про себя или вслух. Затем прочитайте и обсудите различные варианты концовок ситуации. Отметьте, что каждая концовка изображает свой путь разре­шения конфликтной ситуации. Концовка первая - избегание конфликта. Вторая - снижение напряжения в конфликте. Третья - использование чувства юмора. Последняя - переговоры.

Обсудите различные пути разрешения конфликтов. Какой из них представляется ученикам наиболее эффективным?

4. Разделите класс на малые группы по 4-5 человек. Раздайте каждой группе рабочий листок «Конфликты» (см. иллюстрацию 2). Попросите детей придумать 3-4 сценария (коротких истории), иллюстрирующих перечисленные конфликты. Для каждого разработанного ими сценария они должны придумать как минимум 3 возможных решения, де­монстрирующих, что может случаться, если стили разрешения конфликта разные. Подчеркните, что все стили, тем не менее, должны быть нежестокими.

5. Пусть каждая малая группа выберет одного ученика в качестве своего представителя, который зачитает результаты групповой работы. Если время позволяет, попросите группы разыграть сценки, иллюстрирующие с помощью ролевой игры варианты нежестокого раз­решения конфликтов.

Оценка понимания детьми темы.

Прослушайте детские сценарии для того, чтобы оценить их способ­ность описывать подходящие нежестокие ответы на потенциально жес­токие ситуации. Соберите и проанализируйте написанные группами сценарии и варианты разрешения конфликтов.

 

10.2. Психосоциальная технология по предупреждению жестокости

«Реалии жестокости» (для старшеклассников)

Для учителей пособием предусмотрены планы уроков, для учащихся - учебные тексты.

Основная идея пособия состоит в предоставлении подросткам необ­ходимой информации о жестокости в обществе в сочетании с обучением общению и навыкам избегания конфликтов и жестокости.

Пособие содержит пять тем, объединяющих по два урока каждая.

Первая тема «Жестокость в современном обществе» включает урок о понятии жестокости и положении с жестокостью в стране. Второй урок содержит информацию о преступлениях и преступниках.

Вторая тема «Оружие и жестокость». На первом уроке учащиеся узнают о смертности лиц, пользующихся оружием, на втором - о роли оружия в обществе.

Третья тема «Оружие и жестокость» продолжа­ет знакомить подростков с информацией об оружии и жестокости. Под­робно обсуждаются проблемы использования подростками оружия и неформальные подростковые объединения, носящие оттенок криминальности.

Четвертая тема «Жестокость во взаимоотношениях людей». Пер­вый урок посвящен жестокости в семье, второй - жестоким взаимоот­ношениям между людьми в школе и других общественных структурах, в которых подростки так или иначе принимают участие.

Пятая тема «Предупреждение жестокости» объединяет три урока. Первый способствует выработке психосоциальных навыков предупреж­дения жестокости на уровне персонального поведения, второй - посвя­щен предупреждению жестокости в семье и школе, третий затрагивает проблему предупреждения жестокости в широких слоях общества.

Пример. Первый урок четвертой темы.

Описание плана урока для учителей

Задачи урока:

· ученики должны понять, что жестокость в семье влияет на всех ее членов без исключения;

· ученики должны идентифицировать четыре вида насилия, встре­чающегося в семьях;

· ученики должны усвоить основные характеристики дисфункциональных семей.

Ход урока

1. Напишите термин «жестокость в семье» на доске. Попросите учеников написать несколько предложений, поясняющих, что означает, по их мнению, жестокость в семье. Попросите учеников поделиться своими описаниями и выработать консенсус по отношению к термину. Сравните их определение с определением из текста пособия.

2. Скажите ученикам, что жестокость в семье означает насилие над
ее членами. Подчеркните, что насилие может быть направлено против детей, супругов или стариков, живущих вместе с молодым поколением.

3. Рассмотрите четыре виды насилия, встречающегося в семье. Попросите учеников разыграть сценку, когда жертва насилия просит помощи у близкого друга. Пока одни ученики разыгрывают сценку, другие внимательно анализируют, о чем просит обиженный и какие советы ему дает друг. После окончания игры проанализируйте с клас­сом, насколько реалистичными были советы друга. Обсудите все за и против того или иного совета. Порекомендуйте ряд лиц, к которым ученики могут обратиться за помощью: школьная медсестра, психолог, директор и т.п.

4. Зачитайте следующий текст: «Твоя лучшая подруга ведет себя странно. Она никуда не хочет идти и ничего не хочет делать, как рань­ше. Она сказала тебе, что хочет уйти из дома, потому что новый муж ее матери, который живет вместе с ними, постоянно хватает ее, и она больше не может этого переносить». Попросите класс наметить план действий для девушки, которая страдает от сексуального насилия со стороны мужа ее матери. Что напишут ваши ученики?

5. Пусть ученики ответят на следующие вопросы:

· Что такое жестокость в межличностных отношениях?

· Что такое жестокость в семье и как она влияет на членов семьи?

· Каковы четыре вида жестокости, которые чаще всего встречаются
в семье?

· Что такое дисфункциональная семья? Перечислите четыре признака дисфункциональной семьи, присущие всем им одновременно.

· Почему о случаях жестокости не всегда сообщают в милицию или другим людям, способным помочь?

· Некоторые люди говорят, что эмоциональное насилие - наихуд­шая форма насилия, встречающаяся в семье. Объясните, почему вы согласны или не согласны с этим мнением.

· Почему дети часто бывают жертвами семейной жестокости?

6. Попросите учеников перечислить внутренние защитные ме­ханизмы, которые они используют для того, чтобы избежать агрессии со стороны других людей. Дайте им возможность обсудить каждый.

7. Попросите учеников продемонстрировать, каким образом они используют язык движений для того, чтобы избежать агрессии.

8. Объясните ученикам, почему неагрессивное настаивание на своем
является хорошим способом избежать агрессии.

9. Как самозащитное поведение связано с самооценкой? Попросите дать пояснения и примеры.

10. Пусть ученики быстро заполняют бланк теста для избежания неточного понимания смысла термина изнасилования. Когда ученики заполнят тест, дайте им правильные ответы.

Тест

1.Некоторые женщины хотят, чтобы их изнасиловали

(ответ — ложь)

Изнасилование — жестокое преступление, которое никоим образом не предполагает

желания жертвы.

2.Изнасилование — это физическое проявление страстного желания

(ответ — ложь)

Изнасилование — это использование силы для получения власти и управления

поведением другого человека.

3.Алкоголь и наркотики способствуют изнасилованию

(ответ — правда)

Злоупотребление алкоголем и прием наркотиков способствуют изнасилованию, так как

способность контролировать себя и принимать правильные решения снижается.

4.Изнасилование знакомым человеком также травматично, как и изнасилование

незнакомым.

(ответ — правда)

Это правда, так как жестоко нарушает доверие к этому человеку.

Краткий план содержания текста для учащихся к уроку.

1. Перечисляются основные используемые термины: жестокость в семье, жертва, агрессор, эмоциональное, сексуальное, физическое насилие, словесные оскорбления (жестокость) и т.п.

2. Перечисляются основные положения, которые необходимо ус­воить:

· жестокость часто встречается в семьях;

· некоторые виды злоупотреблений в семье являются прояв­лениями жестокости;

· дети являются наиболее частыми жертвами жестокости в семье;

· дисфункциональные семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями жестокости.

3. Кратко описывается жестокость в семье.

4. Описываются отдельные виды насилия: физическое насилие, сло­весные оскорбления, эмоциональная жестокость, сексуальное насилие.

5. Рассматривается конкретный случай - история подростка.

6. Описываются проблемные семьи.

7. Перечисляются и описываются виды дисфункциональных семей: семьи, где кто-то страдает алкоголизмом, злоупотребляет нар­котиками, семьи, где ее члены имеют низкую самооценку, семьи, где произошли какие-то непоправимые события (кто-то умер, кто-то не может найти работу).

 

При планировании и реализации школьных программ необходимо знать :

· подобные программы не могут стать панацеей от всех бед. В обществе, где социальная и правовая защищен­ность детей и подростков постоянно снижается, где качество школьного образования падает, а организованный досуг большинству оказывается не по карману, трудно радикально изменить положение с детьми с помощью любых школьных программ;

· проведение подоб­ных уроков требует определенного психологического профессионализма, что может показаться людям без специального образования нелегким делом, а сами программы, конечно, несут на себе печать культурных различий. Ведь создавались они для детей в других странах. Тем не менее, предупреждение жестокости с помощью специальных программ - реальный вклад в воспитание «здесь и теперь», которое не может дожидаться создания отечественных прог­рамм или преодоления всех социальных условий, питающих жесто­кость. Дети, страдающие от жестокости и сами готовящиеся стать жес­токими, растут сегодня, и это дети, окружающие наших детей и нас самих.

Иллюстрация I. Выбор

Иллюстрация содержит один сценарий и не менее четырех вариан­тов концовок. Ниже приведен сценарий и три возможные концовки.

Сценарий

А и В дружили с детского сада. Теперь они учатся в седьмом классе. Их дружба стала прочнее.

Прошло две недели с начала нового учебного год. Друзья завели обычай встречаться в раздевалке после уроков и вместе заходить в ближайший магазин, чтобы купить по шоколадке и поговорить немного перед тем, как разойтись домой.

В прошлую пятницу А как обычно купил шоколадку, а В нет. После этого между друзьями состоялся следующий диалог.

— Ты что разлюбил сладкое?

— Нет, просто не хочу.

— Да? Этого не может быть! Что случилось?

— Ничего. Если я не хочу чего-то, значит,уже что-то случилось?

— Слушай, не ври, а? Я тебя слишком хорошо знаю! Что случилось?

— Я сказал, ничего!

— Ладно, как хочешь, до завтра!

А свернул в переулок направо, а В закричал: «Подожди!» Он подбе­жал к А и сказал: «Я просто не хотел говорить тебе. Ребята из 10 класса меня останавливают каждый день по дороге домой и отбирают деньги. Они сказали, что, если я сегодня не принесу денег, они меня изобьют».

— Вот это да? Этот номер у них не пройдет! Пойдем заявим в милицию.

— Ты что с ума сошел? Ты хочешь, чтобы они меня действительно избили? Они предупредили, чтоб я не говорил никому, даже тебе.

— Ладно, мы им покажем.

Концовка 1.

— Что мы им покажем? Они никогда не отстанут.

— Но что-то же надо делать?

—Ничего не надо делать. Просто не надо с ними связываться. Ты же знаешь, в каком месте они тебя поджидают. Есть много дорог домой. Можно использовать каждый день разную, пока они не отстанут.

Концовка 2.

—Смотри, кто идет. Это С и Д из 11 класса.

А подошел к ребятам и немного с ними поговорил.

—Все в порядке. Они идут домой той же дорогой, что и ты. Один собирался к приятелю, который живет около тебя, а другой забирает младшую сестру из детского сада. Им все равно по пути. Давай пойдем вместе с ними.

Концовка 3.

—Пошли вместе. У меня есть идея.

Когда мальчики подошли к следующей улице, их остановили де­сятиклассники. Один из них обратился к В.

—Гони деньги, живо!

- Вы, ребята, опоздали, — ответил А.

— Поговори у меня!

— Нет, правда, у нас уже отобрали деньги ребята тоже из 10 класса. Мы думали, вы с ними вместе.

Десятиклассники побежали за угол.

— Ты что с ума сошел?

— Но ведь это сработало?


Иллюстрация 2. Конфликты

Иллюстрация содержит несколько конфликтов, обычно 10 или бо­лее, для того, чтобы детям было из чего выбрать. Ниже приведены пять возможных конфликтов.

1. Братья и сестры ссорятся из-за разных вещей. Они могут ревно­вать. Могут спорить о том, кому что принадлежит, «делить» друзей и одежду.

2. Родители и дети часто ссорятся по разным поводам. Иногда родители не дают детям достаточно свободы или считают, что дети не выполняют свои обязанности.

3. Иногда друзья привыкают поддразнивать друг друга, а поскольку они хорошо знают один другого, то получается это у них хорошо. Если один из друзей в плохом настроении, то ему неприятно, когда его драз­нят, он может разозлиться.

4. В школу дети ходят не только для того, чтобы изучать различные предметы, но и для того, чтобы научиться общаться и взаимодейство­вать с людьми. Иногда в общении и взаимодействии с другими учениками или учителями ученик не согласен с ними.

5. Иногда люди берут что-то взаймы, а потом не отдают. Это может вывести из себя кого угодно.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

ИЗБЕГАНИЕ КОНФЛИКТА - УЙДИ, ИЗВИНИСЬ

СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ - ОСТАНОВИСЬ НА МИНУТУ, ПОШУТИ

РЕГОВОРЫ-

10.3. Программа «Гнев - это нормально: принятие собственного гнева как тема психологической работы в школе»

(для 7-11-летних детей)

Принятие себя предполагает принятие своих чувств. Особую трудность традиционно представляет принятие тех эмоций, которые не нравятся самому человеку и вдобавок не являются социально поощряемыми — гнев — именно такое чувство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: