физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др. 10 глава




В случае, когда кто-то действительно нарушает ваши права, действуя по принципу: «Ты мне ничего не сделаешь», просто будьте твердыми. Скажи­те себе: «Это несправедливо, и это должно быть исправлено (остановле­но), хоть это занятие и не доставляет мне удовольствия». Прежде чем подтверждать свои слова действиями, сделайте вот что:

  • прямо и спокойно сообщите человеку, что он нарушает ваши права;
  • делайте это еще и еще раз в тех случаях, когда ваши права нарушены; человек имеет право знать, что он нарушает чьи-то права. Скажите ему (или ей): «Уважай мои права, и я буду уважать твои!»;
  • если он (или она) не желает обсуждать условия мирного сосущество­вания, предложите выбирать в такой форме: «Выбирай, ты переста­нешь делать то, что ты делаешь, или мне придется..., хотя мне вовсе не хочется делать это». При этом речь далеко не всегда идет о физичес­ких воздействиях, есть множество способов проявить твердость без рукоприкладства.

Заключительное упражнение:

1. В своем блокноте опишите ситуации, вызывающие у вас гнев.

2. Опишите ситуации объективным языком, то есть так, как каждую из них зафиксировала бы видеокамера.

3. Определите цели своего гнева (по списку, приведенному выше).

4. Запишите как можно точнее свои «горячительные» речи.

5. Предложите альтернативу в виде «прохладных» мыслей.

6. Какие новые чувства появились у вас теперь? Таким образом, на третьем этапе в ходе разнообразных психологичес­ких процедур можно создать условия, в которых подростки не только ос­воят новые способы совладания с гневом, но и захотят их использовать.

В данной программе поддержка используется двояко. Во-первых, все участники группы, рабо­тающие в данной программе, получают много поддержки, тем больше, чем больше компонент враждебности в их агрессивном поведении. Во-вторых, поддержка является в этой программе предме­том специального изучения. Все члены группы учатся оказывать под­держку друг другу, своим близким и самим себе. Многочисленные упраж­нения и приемы, отработка которых является обязательной составляю­щей тренинга, подобно градуснику, точно указывают «температуру» аг­рессивности того или иного подростка, так как враждебно настроенному человеку они просто не даются. Подробнее об этих упражнениях можно прочитать в книге С.В. Кривцовой, Е.А.Мухаматулиной "Тренинг и навыки конструктивного взаимодействия с подростками", М., Генезис, 1997.

 

10.6 Тренинг управления агрессией

Термин «агрессия» (aggression) буквально означает «двигаться на», «наступать». Наиболее близкими к нему будут понятия «прогресс» - движение вперед, развитие и «регресс» - движение назад. Изначаль­но «быть агрессивным» предполагало что-то типа «двигаться в на­правлении цели без промедления и сомнения». В дальнейшем с этим словом связывали механизм намерения или завоевания, при­чинение ущерба (физического или психического), вреда; наруше­ние принятых правил или норм.

Традиционно в генезисе агрессию объясняют как своеобразную защитную реакцию, как деструктивную тенденцию в области субъектно-субъектных отношений. Однако защитные реакции не ис­черпываются агрессией, существуют еще и другие виды защитного реагирования, такие как депрессия, беспокойство, тревога, страх. Об агрессии можно говорить только тогда, когда действия одного человека направлены непосредственно против другой персоны, а не на его действия. Например, если сказать человеку, что он очень гром­ко говорит и поэтому его трудно понять, то по своему содержанию это не агрессия, хотя по своему невербальному ряду таковой может и являться, но если сказать по-другому: «Ты болван, приятель», то это она самая!

По механизму происхождения агрессию можно считать частной формой стенических эмоционально регулируемых действий, в ко­торых осуществляется отождествление своего «Я» со своими пери­ферическими проявлениями. По сути, в агрессии заключена двой­ная ошибка. Первая — когда, злясь, мы проецируем, приписываем ее другому лицу, говоря: «Он меня злит». А вторая — когда отожде­ствляем себя со своими частями либо частностями, в то время как в каждом из нас многое происходит и звучит. Как сказал В. Франкл, агрессивные импульсы — это нечто, по отношению к чему человек занимает определенную позицию, выбирает ли он отождествление себя с ними или отделение от них. Это человеческий потенциал, на нем и строится терапевтическая практика (9).

По мнению X. Калера, агрессия как свойство личности проявля­ется в гиперактивности (внешней и внутренней), низкой толерант­ности, гневливости, раздражительности, вспыльчивости, злости импульсивности, нервозности, беспокойстве. В ней есть и конст­руктивная составляющая. Это наличие большого количества идей энергии, стремительности в действиях (2). Автор толкует ее как при­родой обусловленную структуру; именно на нее накладываются и с ней взаимодействуют при своем формировании остальные структу­ры личности. И эта основа - темперамент, язык нашего тела, храм души и всего, что есть в нас.

Б. Г. Ананьев назвал данную структуру «индивид». Здесь правят природные закономерности, а темперамент как первичная характе­ристика психического синтеза озабочен исключительно собствен­ными потребностями. По мнению А. Менегетги, в агрессивности заложена преданность собственной индивидуализации, так как в ней заключаются эгоизм, самосохранение, позволяющие осуществлять процесс бытия. Таким образом, онтопсихологическое видение аг­рессии напрямую связано с защитой собственной идентичности.

С точки зрения классического психоанализа первичная агрессия обусловлена желанием непосредственного удовлетворения инстин­ктивных телесных потребностей. Отсюда следует, что 3. Фрейд го­ворил именно о теле, которое с определенностью реагирует на вне­шние воздействия, опираясь на свою телесную логику, очевидную для данного индивида, но не для других.

Основатель психосинтеза Р. Ассаджиоли считает, что «простей­шая суть агрессии - слепой импульс к самоутверждению, к выра­жению всех элементов нашего существа без дискриминации и пред­почтения, без какого-либо интереса к последствиям, без внимания к другим».

Похоже, что исследователи пишут об одном и том же, хотя ис­пользуют разные термины. Единственный материальный субстрат психики, данный нам, - тело и его язык, при нестыковке с требо­ваниями социума и всем тем, что получило название Суперэго, по­рождает агрессию.

Теоретическое обобщение многочисленных концепций и меха­низмов агрессии и их соотнесение с релевантными методами контроля агрессии позволило нам предложить структурный анализ агрессии (3). Как известно, Б. Г. Ананьев выделял четыре основные характеристики человека, которые называл, в зависимости от контекста уровнями или аспектами. Это «индивид», «субъект деятельности», «личность» и «индивидуальность». По аналогии с этими основными характеристиками на четырех уровнях была рассмотрена агрессия.

Первый уровень характеризует человека как природное существо и проявляется в темпераментных характеристиках. Это сенсомоторика, энергетика и динамика жизнеобеспеченности. В физиологи­ческом плане он обусловлен выраженностью активно-оборони­тельного рефлекса, а на нейробиологическом — содержанием тестостерона и серотонина в крови и различными генетическими аномалиями (лишняя У-хромосома, нарушение обмена пуринов и т. п.). Природная основа такой агрессии кроется в защите себя, по­томства, всего того, что считается своим.

На втором, субъектно-деятельностном уровне, агрессия связана со стремлением к достижению успеха, цели, с ответной реакцией на угрозу со стороны. Агрессия здесь обеспечивает деятельность, реа­лизацию функционального потенциала человека, его стабильность и сохранность, проявляясь в стиле деятельности и привычных пат­тернах поведения.

Третий, личностный уровень агрессии, сопряжен с мотивационно-потребностной сферой, самосознанием и моральной зрелостью личности. Агрессия как свойство личности заключается в готовно­сти и предпочтении использования насильственных средств для ре­ализации своих целей.

На четвертом уровне индивидуальности специфика агрессии бу­дет зависеть от того, что мы будем понимать под индивидуально­стью. Б. Ф. Ломов предложил рассматривать индивидуальность как высший уровень развития личности, но в чем эта «высшесть» — не успел сказать (6). С точки зрения И. М. Палея, высшее проявление индивидуальности заключается в максимальной выраженности при­родных характеристик человека, в его социальных характеристиках. При этом с ростом их интегральности растет индивидуальность. Предельной выраженностью этой интеграции может быть Бог, а мы можем к этому только стремиться. Если так понимать индивидуальность, то агрессия на этом уровне будет проявляться тогда, когда существуют помехи в реализации представленности этой полноты или, как сказал бы К. Роджерс, когда мешают нашим подлинным организменным потребностям. Человек несовершенен от природы, и одно из проявлений этого — агрессия. Она необходима для проявления полноты индивидуальности. Трудно представить полную сублимацию агрессии, для этого нужна энергия, сила, тогда она будет отвлекаться от других сторон личности, и это будут участки, не оплодотворенные творчеством.

Условное выделение четырех уровней агрессии позволяет сгруп­пировать основные механизмы агрессии и соответствующие им спо­собы психологической коррекции. Для функциональных механизмов, обеспечивающих индивидный уровень, наиболее адекватными яв­ляются методы, предлагаемые в психоаналитических и этологических подходах, а также соконсультирование. Это истощение и отвод спонтанно протекающей агрессивной энергии методами отреагирования, перемещения, катарсиса.

На уровне операциональных механизмов агрессии, относящихся к субъекту деятельности, оптимальны бихевиоральные техники, вклю­чающие научение (РЭТ, модификации социально-психологических тренингов, где особое значение в контроле агрессии отводится сис­теме поощрений-наказаний, когнитивные стратегии, стратегии не­совместимых ответов, основанные на принципе невозможности одновременного переживания качественно противоположных со­стояний).

Мотивационные механизмы агрессии — это составная часть ценнос­тной системы личности, а агрессивные механизмы индивидуальности проявляются тогда, когда все три вида механизмов существуют од­новременно (ведь в индивидуальности главное — неделимость). Отсюда релевантные психокоррекционные средства: личностно-ориентированная, гештальт- и позитивная психотерапии, психосин­тез, психодрама, экзистенциальная психотерапия.

Однако какие бы новейшие или классические теории агрессии ни пытались нам объяснить ее механизмы, истоки и причины, как сказал один мудрец, «даже если знаешь, отчего летит камень, вна­чале надо от него увернуться». Агрессия есть! Она связана с индиви­дуальной жизнеобеспеченностью, это наша энергия, такая же, как энергия ветра, воды, огня, которые могут как давать нам жизнь, так и забирать. В ней есть позитив,гиперактивность, «исследовательскость», экспериментирование или то, что П. В. Симонов назвал «поисковой активностью», креативность, горячий темперамент, стремление к росту, самоутверждение и принятие себя, самоуверенность. Есть и негатив — злость, импульсивность (сначала сделал, после подумал), беспокойство, нервозность, отвлекаемость, вспыльчивость низкая толерантность.

По мнению одного из основателей и столпов экзистенциальной психотерапии Р. Мэя, агрессия - это способ проявления собственной силы. Быть живым - это сила, это разные формы ее проявления. В детстве мы плачем и кричим, и это единственный путь проявления нашей силы; эксплуатация, манипуляция, соперничество - это все возможные ее варианты. Забота - сила, применяемая для другого, интегративная сила - сила содействия сво­ему ближнему, сила единения с другим, кооперативная сила. Эти виды сил есть в каждом из нас, и нравственный вопрос состоит в пропорции каждого из них, в удельном весе каждого из видов сил, в общей цветовой палитре личности. Нам не дано избежать ни од­ного из них, но у нас есть возможность и выбор - научиться ис­пользовать эти различные виды силы конструктивно. Как заметил Ф. Ницше, «радость происходит не от подчинения и отрицания, но от утверждения. Радость есть просто проявление чувства до­стигнутой силы».

Отсюда агрессия может быть единственным способом проявле­ния силы в человеческом репертуаре, другими человек просто не владеет, не научился или не научили, но если ее не проявить, то как быть живым, как жить? Гнев как эмоциональная и мотивационная составляющая агрессии, обеспечивающий энергией ее поведенче­ский компонент, с точки зрения живого классика современной пси­хотерапии Дж. Бьюдженталя, возникает тогда и в той степени, ког­да присутствуют три условия:

1. Когда ожидания человека относительно важных для него во­просов не удовлетворяются.

2. Когда человеку кажется, что его разочарование незаслуженно или несправедливо (а часто и специально направлено против него).

3. Когда субъект чувствует, что у него недостает сил, чтобы из­менить обстоятельства таким образом, чтобы его ожидания были удовлетворены, либо так, чтобы хотя бы уменьшить ра­зочарование.

Исходя из вышеизложенных представлений, предлагается авторская (Т. Н. Курбатова) программа тренинга агрессии, носящая кон­цептуальный характер.

* * *

Цель тренинга осознание и научение конструктивным способам управления агрессией. Специфика нашей программы, по сравнение со всеми другими, входящими в настоящий сборник, состоит в том, что все остальные тренинги вписываются в рамки бихевиоральной парадигмы. Этот тренинг, нарушая формат классического поведен­ческого тренинга, органично сочетается с когнитивными и экзис­тенциально-гуманистическими психотерапевтическими методами. Исходя из этого, коррекционная работа в группе происходит не толь­ко на поведенческом уровне, но и на личностном, тем самым затра­гивая глубинные пласты индивидуальности.

Программа «Тренинг управления агрессией» может иметь как двух-, так и трехдневный дизайн, в зависимости от задач, решаемых веду­щим, временных возможностей и специфики группы. Традиционные тренинговые процедуры — ролевые игры, разного рода упражнения, дискуссии, мини-лекции сочетаются с психотерапевтическими. Из психотерапевтических методов используются: рационально-эмотивная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, соконсультирование, экзистенциальная психотерапия. Если ведущий не владеет каким-либо из этих видов психотерапии, то он может расширить использование в тренинге возможности той психотерапии, которая ему более знакома и близка.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Цель. Знакомство с агрессией, как со своей, так и с чужой. Для на­чала важно научиться идентифицировать ее на вербальном и невер­бальном уровнях; на когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Задания для группы включают индивидуальную оценку гнева и самоинструктирование в рамках рационально-эмотивной психоте­рапии (РЭТ), медитации, упражнения из психосинтеза и гештальттерапии.

Участники рисуют агрессию, изображают ее языком тела, разго­варивают с ней, используя гештальтистскую технику «пустого сту­ла» и психосинтетический прием «общения» с агрессией.

Важный результат первого дня работы — более глубокое осозна­ние различных проявлений агрессии и умение проводить ее мони­торинг.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Цель. Работа с гневом и злостью, их отреагированием, выплеском, катарсисом.

Здесь максимально применяются техники работы с агрессий, с явлениями (детско-родительскими, половыми, возрастными, ролевыми, профессиональными), богато представленными в соконсультировании. Приемы, которые могут быть здесь использованы: «смена ролей», «сказать больше», «преувеличить», «преуменьшить», «посмеяться», «рассказать историю». В итоге участники чувствуют, что яснее мыслят, имеют большую психологическую свободу, ощу­щают прилив жизненных сил и позитивный настрой по отношению к социальному окружению.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

(либо часть второго дня)

Цель. Отработка конструктивных способов управления собствен­ной агрессией и агрессией оппонентов.

В технике «вертушки» идет индивидуальная работа с бихевиоральными технологиями управления агрессией. Используются такие приемы, как вербализация собственных чувств и чувств парт­нера, «отражение очевидного», «прерывание процесса», «визуали­зация образа», «психологический профиль агрессии» и др. Осуще­ствляется практика воздействия на оппонента в своих интересах, но с соблюдением интересов партнера в режиме поведенческого тренинга. Вырабатываются индивидуальные навыки ассертивного поведения. Одновременно с этим происходит более глубокое осознание и проживание собственных агрессивных паттернов по­ведения благодаря применению приемов, предлагаемых экзистен­циальной психотерапией.

Таким образом, представленная концепция тренинга дает возможность более осознанно относиться к агрессивным проявлениям человека, идентифицировать, дифференцировать, принимать, контролировать и управлять агрессией. Это позволяет существенно повы­сить свою внутреннюю свободу, ответственность, сбалансирован­ость и гармоничность, что, безусловно, способствует личностному росту, поведенческой эффективности и продуктивности.

 

 

11. РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ

 

· Дайте понять подросткам, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно агрессивное поведение.

· Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним со­стоянием подростка или она вызвана внешним фактором (вашим поведени­ем, поведением другого человека или какими-то событиями). Важно отвлечь агрессивного подростка или помочь ему разрядить агрессивные эмоции дос­тупными способами, например, через игры или специальные упражнения.

· Поскольку злость - нормальная и необходимая каждому человеку эмо­ция, научите подростков выражать свои чувства приемлемыми способами (как вербально, так и не вербально). Своим примером показывайте способы адекватного реагирования.

· Используйте агрессию, возникшую в результате конфликта в группе, для первого шага к пониманию ее причины. Предложите подросткам иссле­довать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.

· Используйте любой конфликт как сценарий, раздав подросткам роли, проигрывая его и придумывая различные варианты позитивного решения.

· Постарайтесь принять подростков с самого начала такими, какие они есть, со всей их агрессией. Помните, что больше всего они нуждаются во внимании, любви и заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы про­явите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоля­ции или ответной агрессии.

 

Эффективной для такой работыявляется арт-терапия. Её достоинства:

· полное отсутствие дискриминации по какому бы то ни было признаку;

· возможность невербального общения (часто подростки из неблагопо­лучных семей недостаточно хорошо владеют речью);

· возможность актуализации латентных ролей и состояний, тех форм по­ведения, которые находятся в «вытесненном виде» либо слабо проявлены у подростка в повседневной жизни;

· возможность свободного самовыражения и самопознания и многое другое.

 

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

1. Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не повлечет серьезного вре­да для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти дейст­вия, не попадаясь на уловку.

2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) Обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно учить ребенка преобразовы­вать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов-заменителей; выплескивать внутреннее напряжение через ак­тивные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявле­ние символической агрессии;

Развитие у ребенка умения снижать уровень эмоциональ­ного напряжения через физическую релаксацию (для этого ис­пользуются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыха­тельные упражнения, методы аутотренинга и т. п.);

2) Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству (такая стратегия разрабатывается в гуманисти­ческом подходе). В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем;

3) Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

В. Оклендер считает, что в психокоррекционной работе с аг­рессией следует предусмотреть четыре фазы.

1. Предоставить ребенку приемлемые методы для выраже­ния подавляемого гнева.

2. Помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить его отреагировать на гнев.

3. Осуществить вербальный контакт с чувством гнева (пусть скажет то, что думает, тому, о ком думает).

4. Обсудить с ребенком проблему гнева.

 

ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ

Качественно организовать работу по снижению агрессивности и коррек­ции поведения помогут игры и упражнения, целью которых является прояв­ление, переживание и отыгрывание агрессии. Такие игры должны содержать в себе элементы моделирования, конструирования, трансформации.

Для игр могут понадобиться следующие материалы: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки, клей, ножницы, газеты, журналы (для кол­лажей), магнитофон, различные аудиозаписи, музыкальные инструменты, костюмы или их элементы, краски для тела или грим, парики, зеркало и др. К классическому артнабору необходимо добавить некоторые материалы, кото­рые представляют особый интерес с точки зрения работы с агрессивными подростками.

Игры с использованием изобразительных материалов и музыкаль­ных инструментов.

«Отношение к миру»

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага.

Подростки делятся на пары и садятся за стол друг против друга. На столе между ними лежат два листа бумаги и карандаши.

Ведущий говорит о том, что существует правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Предлагается подумать о своих состояниях, чувствах, эмоциях: «Мы бываем спокойны, бываем тревожны; бываем добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны; бываем внимательны друг к другу, а иногда ведём себя разрушительно и оскорбительно. Остановитесь на одном из состояний, которое особенно актуально для вас. Подумайте о нём, прочув­ствуйте его».

Теперь один из пары с помощью карандашей выражает своё состояние на бумаге. Задача второго - прочувствовать состояние партнёра и отобразить его с помощью карандашей на том же листе бумаги (5 минут). Затем участ­ники меняются ролями.

Обсуждение:

· Когда вы размышляли о своих состояниях, что пришло вам в голову?

· Какое состояние вы рисовали на бумаге, как на него реагировал ваш
партнёр?

· Какие цвета, формы и символы вы использовали для передачи своего
состояния?

· Постарайтесь понять, почему на разные состояния вы реагировали так,
а не иначе?

· Если меняется наше состояние, как изменяется мир вокруг нас?

«Громко и тихо»

Материалы: карандаши или мелки, бумага, магнитофон, записи спокой­ных и энергичных музыкальных фрагментов.

Подросткам предлагается прослушать спокойные музыкальные фраг­менты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью каран­дашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Затем все слушают фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Надо представить, к каким вещам, к каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нари­совать несколько ассоциаций.

Обсуждение:

· Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

· Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

· Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

· Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, а какие - громкие, неспокойные?

· Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

· Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

«Пара противоположностей»

Материалы: музыкальные инструменты, магнитофон, записи спокойных и энергичных музыкальных фрагментов, карандаши, фломастеры, мелки и т.п., ватман (на каждого участника), ножницы, клей, плотная хлопчатобу­мажная нить,

Ведущий: Весь мир состоит из противоположностей; чёрное и белое, день и ночь, добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно противополож­ностей. Давайте остановимся на дуальности «агрессивный - доброжелатель­ный». Возьмите каждый по листу ватмана. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи). Переверните ватман и продуб­лируйте силуэт с другой стороны. Одна сторона ватмана - это «Я агрессив­ный», другая - «Я доброжелательный». Используя журналы и изобразитель­ные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе. Для того чтобы готовую ра­боту можно было примерить на себя как часть костюма, отрежьте необходи­мую длину нити и прикрепите её" в верхней части силуэта. Теперь при жела­нии вы можете оказаться в костюме доброжелательности или агрессивности. Надев «костюм», выберите из музыкальных инструментов те, с помощью ко­торых можно выразить эти противоположности. Можно использовать музы­кальные фрагменты. Походите в «костюме» одной и другой своей стороны, подвигайтесь, как двигаются доброжелательные, потом как агрессивные лю­ди. Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке?

Затем проходит презентация противоположностей: каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, поче­му использовал те или иные цвета и символы. Озвучивает противоположно­сти музыкальными инструментами и демонстрирует характерные движения или рассказывает о них. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы. Обсуждение:

· Что было самым сложным в этой работе?

· Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

· Что происходит с человеком, если в нём преобладает одна сторона?

· Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

· Как агрессивному человеку научиться быть доброжелательным, а доб­рому - защищаться

Проволока

Свойства: жёсткая, гнётся, наматывается, пружинит.

Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков. Про­волока отражает их состояние: жёсткости, сжатой пружины, опасности. Сги­бая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из неё различные скульпту­ры, они изменяются сами. Скульптура перестаёт быть опасным куском про­волоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту. Скульп­турой любуются, её фотографируют, ей хотят украсить помещение или пода­рить. Возможно, работая с этим материалом, они выходят из-за «колючей проволоки»?

Игры с проволокой

1. Проволочный человек

Цель: содействие формированию навыка самоуправления.

Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подрост­ков.

Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

Группа делиться на двойки. Участники внутри пар обмениваются фигу­рами проволочного человека и рассказывают о том, какой он, чем отличается от других... Затем партнёры встают друг напротив друга и один, держа в ру­ках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать руку, сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен отражать все эти действия, как зеркало. Последним действием проволочный человек воз­вращается в первоначальное состояние. На это упражнение отводится 3-5 минут, затем партнёры меняются. Процесс можно сопровождать фоновой му­зыкой.

Выставка и обсуждение: в течение 5 минут подростки рассматривают всех проволочных человечков.

· Что отражает мой проволочный человек?

· Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

· Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

· Что такое самоуправление и само контроль?

· Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

2. Скульптура состояния (настроения)

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля,

Необходимые материалы: проволока (любая, какую найдёте), кусачки для проволоки.

Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), при­думать название и легенду (что, откуда, почему).

Организовать выставку-презентацию скульптур. Пространство класса организовать таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить её там и поставить табличку с названием. Рядом со скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача уча­стников группы: походить по музею и подписать названия к каждой скульп­туре (свои ассоциации). В результате на каждом листе должен появиться список названий каждой скульптуры. Затем вся группа отправляется на экс­курсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор представ­ляет своё произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как на­зывается, ее легенду, а также свои мысли по поводу ассоциаций группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: