Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики:
· проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;
· внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
· оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
· проводить работу по реабилитации жертв насилия.
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми в соответствии с российским законодательством.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Примеры:
· ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
· ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
· ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта),
· ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
|
· ст.116 (побои),
· ст.117 (истязание),
· ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
· ст. 131 (изнасилование);
· ст.132 (насильственные действия сексуального характера);
· ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),
· ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
· ст. 135. (развратные действия);
· ст.125 (оставление в опасности);
· ст.124 (неоказание помощи больному);
· ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
· ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);
· ст. 110 (доведение до самоубийства);
· ст. 119 (угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью) и другие.
Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Пример:
· лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);
· ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);
· отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
|
Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком.
Действия педагогов образовательных учреждений.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.
|
Действия медицинских работников образовательных учреждений.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;
2) при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости;
Действия сотрудников органа опеки и попечительства.
Действия, предусмотренные статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации:
при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.):
1) выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов), составить соответствующий акт;
2) вынести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение главы муниципального образования);
3) исполнить данный акт немедленно (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов);
4) незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом;
5) обеспечить временное устройство ребенка (поместить в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка;
6) в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав
Действия, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации:
при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком:
1) направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии в документах по делопроизводству;
2) направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии в документах по делопроизводству;
3) готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.
Действия сотрудников социозащитных учреждений.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения:
1) провести совместно со специалистами органов опеки и попечительства и при необходимости – сотрудниками органов внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования;
2) направить служебную записку руководителю учреждения о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;
3) руководитель учреждения направляет информацию о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
4) руководитель учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.
Действия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
· зафиксировать в документах по делопроизводству;
· отразить в соответствующей графе ежемесячного отчета о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, направляемого в областную комиссию;
· проанализировать и выявить причины и условия, способствовавшие жесткому обращению с ребенком;
· организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;
· организовать индивидуально – профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;
2) при поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан, дать поручение социальным педагогам или сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребенка;
по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов остаются в документах по делопроизводству;
3) при получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей), в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми.
Приложение № 1
#G1 Начальнику РОВД ________ района
г._____________________________
(должность, место работы)
#G0
Заявление
" __" _________ 200____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).
Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.
"___"_________200__года
_________________________ ______________ ________________ #G1
(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)
Приложение № 2
Межведомственная форма учета сведений о несовершеннолетних,