физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др. 13 глава




И если детям дать знания о различных ситуациях, связанных с насилием, и их реакциями на него, помочь им встроить в своем сознании готовые причинно-следственные цепочки, готовые фразы и ответы, это очень поможет им защитить себя. Тогда ситуации с насилием рассматриваются так же, как типовые задачи по математике – в таких условиях есть такой вот путь решения, и он единственно верный.

Такой подход помогает сформировать ассертивное поведение. Это умение достигать своих целей, не оскорбляя, не манипулируя другими людьми, то есть, сохраняя свое и их достоинство. Это способ достигать результатов без унижения, оскорбления других участников ситуации, других контактирующих с тобой людей.

Самое главное: с ребенком надо постоянно работать, отслеживать изменения в его настроении, интересоваться его делами в школе и помогать ему справляться с ними. Если просто убрать ребенка в другую школу, не пытаясь помочь ему научиться защищать себя, то и в новой школе он, с уже деформированной психикой, создаст все предпосылки к тому, чтобы опять стать жертвой, изгоем. Он уже сам будет провоцировать по отношению к себе насилие своими психологическими брешами и своим неумением общаться.

– Вот здесь вопрос – а всегда ли насилие касается только слабаков? Бывает так, что группа богатых детей, например, преследует детей бедняков, унижает их по социальному признаку…

– Это значит, что эти бедные дети все равно слабы, раз позволяют себя преследовать. Жертва выбирается по признаку отсутствия духа, отсутствия внутренней силы, и неважно – богатый это ребенок или бедный и какой он национальности.

Бывает, что бедный преследует богатенького одноклассника, регулярно отнимает у него деньги и заставляет приносить из дома дорогие игрушки и так далее. Может быть совершенно по-разному, но важно то, что выбирается всегда тот, кто с первого раза, когда была вот эта первая попытка его «пробить», достойно на нее не отреагировал.

И тогда демонстрируется истинность утверждения, что «ни у кого не будет второго раза, чтобы произвести первое впечатление». Придя в школу, придя в новый коллектив, человек производит какое-то первое впечатление на людей. И чтобы не спровоцировать по отношению к себе агрессии, оно должно быть достойным и при этом подлинным, должно отражать то, что ты собой представляешь. Для этого можно тренироваться дома перед зеркалом, даже работать с мимикой, работать с речью, говорить перед зеркалом и смотреть: «Вот как в действительности выглядит то, что я хотел донести»? Можно работать с камерой. Можно просить ребенка отыгрывать разные ситуации и записывать его на камеру, а потом показывать результаты ему, разбирать увиденное, продумывать, как он мог бы вести себя более внушительно, более уверенно в себе, как ему научиться точно доносить до других свои мысли.

Ведь есть такие дети, которые до 17 лет не могут доносить смысл того, что они хотели бы высказать, из них идут отдельные слова и междометья, никакой стройной линии мышления. Успешные в общении люди – это те, у которых есть личностные границы и философская система, работающее, активное мышление. И это, как правило, заслуга их родителей. Такие дети – всегда успешны. Они никогда не станут изгоями, потому что они, изначально входя в коллектив, демонстрируют умение быть в теме, вовремя овладеть ситуацией, отвечать на вызовы, парировать попытки манипулировать собой и прогнозировать поступки других людей. И если вы раньше не обращали внимания на эти вещи, а теперь над вашим ребенком издеваются, то нужно срочно начинать работать с этим.

Почти любое насилие со стороны детей, за исключением крайних случаев, всегда идет в то место, где ребенок – жертва насилия – в себе не уверен. Чтобы обрести уверенность, в 10-12 лет каждый уже может сам сесть с ручкой и написать: «Я люблю себя за…» – и перечислить, за что я себя люблю. И если там будет хотя бы 5 пунктов, то это уже признак успешности человека, а если меньше, то это повод помочь ребенку найти в себе достоинства.

Ему нужно взять себя и написать: «Я хороший, потому что», «Я горжусь собой, потому что». Горжусь в хорошем смысле, то есть тем, что я умею делать по-настоящему лучше других. «Я дальше всех прыгаю, я лучше всех вышиваю». Всегда есть что-то, что ребенок делает очень и очень хорошо, намного лучше других. Просто в момент стресса он забывает, что он в чем-то другом значительно лучше, чем те, кто хочет сейчас его оскорбить. И вот эти записи о себе должны быть перед глазами ребенка, он сам должен все время держать их в памяти.

Очень хорошо, когда ребенок ведет дневник, если он записывает в него события нравственной стороны своей жизни – как он поступил, как поступили с ним, что случилось в его отношениях с друзьями. Дневник приучает грамотно и объемно высказывать свои мысли письменно. С каждым годом его ведения этот навык все более закрепляется. И сам ребенок, видя прогресс своих способностей от года к году, будет радоваться ему: «Я тогда думал так-то и поступал так-то, а теперь совсем иначе!»

– Вы сказали, что насилие по отношению к ребенку идет в направлении брешей в его защите, туда, где он не уверен в себе. Как отработать именно эти, конкретные слабости? Какими бывают такие бреши?

– Например, ребенок чувствует себя ущербным из-за своей полноты. Неуверенность в себе – это распространенная особенность детской психики. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы ее преодолеть. Ребенок зависим от мнения других в большей степени, чем от своего собственного. Ребенок не сможет сам внушить себе, что он привлекателен и будучи полным. И если идет агрессивная реклама, которая внушает, что успешными могут быть люди, только стройные и физически красивые, а все остальные – неудачники и «отстой», то, конечно, ребенок будет думать, что он неполноценен, переживать из-за этого. И когда его будут травить тем, что он «жирный», он будет очень тяжело переживать это, уверенный, что заслужил презрение к себе.

 

 

Приложение

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее, как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников.

Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно!!!
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Спасибо за помощь в работе!

1. Отметь свой пол: м ж Сколько тебе лет? __________

2. Сколько человек в твоей семье? __________
Отметь всех, кто живет с тобой:

Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры

3. Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:
Мама
Папа
_______
- рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- инвалид

4. Есть ли у тебя родные братья и сестры?
Да Нет
Если да, то сколько их?_______________

5. Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:

-Спокойные и дружные
-Иногда бывают ссоры
-Напряженные, но без видимых конфликтов
-Постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
Другое________________

6. Приходилось ли тебе убегать из дома?
Да Нет
Если да, постарайся назвать причину _________________

7. Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
-моральные
-физические

8. Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)
-Очень часто (каждый день)
-Часто
-От случая к случаю
-Только иногда (не чаще 1 раза в год)
-Никогда

9. Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе
-Объясняют тебе как надо поступать
-Хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
-Запрещают тебе делать то, что тебе нравится
-Устраивают порку
-Обещают награду за хорошие поступки
-Ругают, кричат, обзывают

10. Напиши, за что тебя чаще всего наказывают
_____________________________________

Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
_______

11. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо
-Всегда справедливо
-Чаще справедливо
-Чаще несправедливо
-Всегда несправедливо

12. Отметь, как часто употребляют спиртные напитки у тебя дома
-Каждый день
-Несколько раз в неделю
-Один-два раза в месяц
-Только по праздникам
-Никогда

13. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
- очень часто
- часто
- только иногда
- никогда

14. Считаешь ли ты это:
-Насилием
-Воспитательными мерами

15. Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?

не замечают происходящего

требуют прекратить

как-то иначе______________________________________________________________________

16. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
-Очень часто
-Часто
-Только иногда
-Никогда

17. Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников
-Очень часто
-Часто
-Только иногда
-Никогда

18. Считаешь ли ты это:
-Насилием
-Обычной "школьной жизнью"

19. Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
Да Нет
Если да, то где это происходило?

-В чужом микрорайоне
-Во дворе
-В школе
Кому ты рассказал об этом?

-Родителям
-Друзьям
-Никому

20. Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
-Обида
-Гнев
-Желание исчезнуть
-Тоска
-Безразличие
-Страх
-Ненависть
-Желание ответить тем же

21. Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?

да, и их много

да, и их мало

нет

22. Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений? ___________________________________________________

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. «Подросток на перекрестке эпох» под ред. Кривцовой С.В., М.-1997.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, пос­ледствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.

3. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - С. 304.

4. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

5. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. — СПб.: Академический проспект, 2002. - С. 98.

6. Калер X. Практическое руководство по использованию теста, выявляю­щего основные эмоциональные структуры. СПб.: Знак, 2000.

7. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: Сфера, 2001. — С. 47.

8. Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» (практи­ческое руководство для школьного психолога), М., Генезис, 1997.

9. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших при­вычек (практическое руководство для педагога и школьного психо­лога). М., Глобус, 1996

10. Кривцова С.В.; Мухаматулина Е.А. «Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с подростками», М.-1999.

11. Курбатова Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004.

12. Курбатова Т. Н. Самореализация и агрессия // Психологические про­блемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

13. Курбатова Т. Н. Структурный анализ агрессии // Б. Г. Ананьев и ленин­градская школа в развитии современной психологии. Тезисы научно-практической конференции 5—6 декабря 1995 года. СПб., 1995.

14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

15. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.

16. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - В сб.: Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов под редакцией Дубровиной И.В., Киров: Эниом, 1991.

17. Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков
и условия его коррекции. — М.: Флинта, 1998. - С. 27.

18. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррек­ция, - Минск,1996.

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЁНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ

 

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19):

· Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

· Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

 

Также Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает:

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

· признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

· защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

· защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39), чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

· право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

· право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

· лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

· немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании»

  • утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5)
  • предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

ПОНЯТИЕ О ФОРМАХ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 9 Декларации прав ребенка

(20 ноября 1959 года)

 

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы: ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращении или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В Кодексе жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родителей родительских прав.

Авторы, исследующие проблему жестокого обращения с детьми, предлагают следующее определение.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

 

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Физическое насилие над ребёнком вызывает поведенческие и психологические нарушения развития личности, что выражается в:

· задержке развития, малоподвижности;

· дети могут становиться агрессивными, тревожными;

· могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

· появляется страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети;

· возникают неврозы, которые выражаются в появлении тиков, сосании пальцев, раскачивание и т.п..

Признаки явного физического насилия над ребенком проявляются в наличии:

· Ран и синяков:

- разные по времени возникновения;

- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

- непонятного происхождения;

- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута).

· Ожогов:

- топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр.

· Укусов.

· «Синдром тряски ребенка»:

- возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициаторами обращения являются другие люди;

· у ребёнка имеются следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

· родители обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· родители не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· у родителей отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь)

· в анамнезе ребёнка имеются повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

 

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, может иметь отклонения в поведении.

 

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· отвержение ребенка;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, может наблюдаться задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· ребёнок становится импульсивным, взрывным, злым, имеет вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос);

· у ребёнка может наблюдаться потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков), даже попытки совершения самоубийства;

· или наоборот ребёнок становится уступчивым, податливым;

· у некоторых детей наблюдаются ночные кошмары, нарушение сна, страх темноты, боязнь людей, их гнева;

· часто присутствуют депрессивные состояния, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

 

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

· ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

· может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

· может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

· может жаловаться на физическое нездоровье;

· девочка может забеременеть;

· ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

· скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

 

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

 

Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

· следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

· следы сексуального насилия;

· запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

· отсутствие нормальных условий существования ребенка:

- антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены,

- отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

 

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

· принять меры по оказанию помощи ребенку;

· направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

· направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

Основные задачи руководителей и специалистов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: