Образование в странах социалистической формации




Глава первая

Особенности образовательных систем в экономически развитых странах

1 В каких учебных заведениях готовят педагогов?

2 Что такое фуркация?

3 Составьте хронологическую таблицу открытия университетов

1. В каких учебных заведениях готовят педагогов?

Великобритания

- педагогический колледж;

- университет.

Франция

- колледж;

- профессиональный лицей;

- университет;

- высшие школы.

США

- колледж;

- институт;

- университет.

2. Что такое фуркация?

Фуркация – построение учебного плана старших классов общеобразовательной школы по отдельным направлениям.

3. Составьте хронологическую таблицу открытия университетов.

Страна Время создания Название университета
Великобритания 12 век Оксворд
Кембридж
Франция 14 век Гренобальский
16 век Страсбургский
США 1636 г Гарвард
1701 г Иельский
1704 г Пенсильванский
1746 г Принстон
1754 г Колубинский
19 век Станфорд
Чикагский

 

Глава вторая

Образование в странах социалистической формации

1 Раскройте характерные особенности развития образования в СССР.

2 Что общего в системах образования стран с социалистической ориентацией?

3 Какие особенности образования в Республике Куба?

4 Укажите первые неформальные признаки зарождения глобализации образования.

1. Раскройте характерные особенности развития образования в СССР.

Революционная перестройка российской школы началась с 1917 года.

Во второй половине ХХ в. в СССР функционировала оптимальная система образования, включающая детские ясли, детские сады, 8-летние школы, средние общеобразовательные школы; а - вечерние (сменные) средние школы рабочей и сельской молодёжи, средние специальные учебные заведения; б - профессионально-технические училища; вузы. Происходили объединения яслей и детских садов в единое дошкольное детское учреждение.

Было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Школа отличалась высоким уровнем умственного общего и политехнического образования, осуществляла трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

В 1 - 4 классах дети получали первоначальные навыки работы с бумагой, картоном и другими материалами. В 5 - 8 классах трудовое обучение школьников проводилось в школьных слесарных и столярных мастерских, кабинетах домоводства и на учебно-опытных участках школ. Предусматривалось также участие школьников в посильном для них общественно полезном труде. В сельских школах - работа в ученических производственных бригадах, где ученики знакомились с отдельными отраслями сельского хозяйства.

Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), возникли в середине 70-х годов. Их цель - подготовить старшеклассников к сознательному выбору профессии. В УПК учащиеся приобщались к токарному, слесарному делу и электротехнике; учились шить, вязать и овладевать кулинарией; получали первичные навыки в педагогике, медицине и других сферах жизнедеятельности. Комбинаты имели стабильное финансовое обеспечение, необходимое высококачественное оборудование, твёрдые штаты наставников-воспитателей из числа квалифицированных рабочих-передовиков и классных специалистов в своих профессиях.

В СССР была создана система специальных школ для детей с дефектами умственного и физического развития. Во всех союзных республиках были созданы спец. 8- летние и средние школы для слабослышащих, слепых, тугоухих и глухих детей. Для умственно отсталых

детей существовали 8-классные школы, в которых обучение проводилось по специальной программе в объёме примерно соответствующем курсу обучения в массовых начальных школах.

Внеклассная и внешкольная работа проводилась как в форме массовых мероприятий, объединяющих небольшие группы и проводимых по определённому плану и программам. Важное место во внеклассной работе с младшими школьниками занимали подвижные, творческо-подражательные и другие игры, рисование, лепка, хоровое пение, танцы, занятия по риторике и др.

Школьники средних и старших классов занимались в предметных кружках. Технические кружки воспитывали у детей любовь к труду и интерес к технике, прививали учащимся трудовые умения и навыки. Успешно функционировали физкультурно-спортивные секции и команды, Учащиеся готовились к сдаче норм БГТО, ГТО и сдавали их. В конце 60-х гг. в РСФСР работало 1757 Дворцов и домов пионеров, 686 детских спортивных школ, 331 станция юных натуралистов. Все занятия были бесплатными.

Профессиональнотехническое обучение строилось с учётом потребностей народного хозяйства, достижений науки и техники. В 60 - 70-х гг. работало свыше 2200 специальных учебных заведений, где обучалось до 2 млн. 300 тыс. юношей и девушек. Учебные планы профтехучилищ включали три цикла дисциплин: профессионально-техническое, образовательно-политехническое, физического воспитания. На производственное обучение затрачивалось 60 -70% учебного времени.

Среднее специальное образование давалось в техникумах, училищах,

школах. К ним относились педагогические, медицинские, торгово-кулинарные, музыкальные и художественные училища. Юношей привлекали военные, морские и речные училища. Обучение в средних спецучилищах заканчивалось выполнением дипломного проекта или сдачей государственных экзаменов. Выпускники получали диплом единого образца и нагрудный знак. В 70-х годах в РСФСР функционировало около 3 тысяч средних специальных учебных заведений, где обучалось почти 2,5 млн. учащихся.

Одним из крупнейших завоеваний культурной революции в СССР

было создание системы высшего образования. В 60-х гг. министерства и

ведомства регулировали соотношение специалистов с высшим образованием и средним специальным. К 1970 г. планировалось в промышленности, строительстве, на одного специалиста с высшим образованием должно приходиться 3,4 человека со средним специальным образованием.

В учебный план вузов входили дисциплины общественно-политических, общетеоретических и специальных циклов. Формами занятий являлись лекции, семинарские и лабораторные занятия, курсовые работы, курсовое и дипломное проектирование, учебная и производственная практика. Значительное внимание уделялось воспитательной. Инициаторами этой работы являлись вузовские партийные, комсомольские и профсоюзные организации. В 60-х гг. в РСФСР функционировало свыше 430 высших учебных заведений, в которых обучалось почти 2,5 млн. студентов.

В 70 - 80 гг. в РСФСР студентов обучали 19 университетов, из которых 7 были основаны ещё в дореволюционное время. В 1990 г. в РСФСР был 71 государственный университет, где обучалось 658000 студентов.

В 1960 г. в Москве был создан международный университет подготовки специалистов для стран Азии, Африки, Латинской Америки и Арабского Востока. Вузу было присвоено имя Патриса Лумумбы. В 1992 г. его переименовали в «Российский университет дружбы народов» (РУДН). Среди студентов, аспирантов и стажёров представители 450 национальностей и народностей из более чем 148 стран мира. В университете 10 факультетов; восемь институтов: Мировой экономики и бизнеса, аграрно-технологический, биохимической технологии, космических технологий, иностранного языка, медицинский, гостиничного бизнеса, учебно-научный институт сравнительной образовательной политики. Университет имеет филиалы в Переяславле - Залесском, Белгороде, Ессентуках, Перми, в Сочи, Ставрополе, Якутии.

Основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров для высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и для народного хозяйства являлась аспирантура.

В 1936 г. была учреждена Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК). Это самый старейший орган в системе образования и науки в СССР и РФ. Её задача - не допускать к утверждению диссертации с низким уровнем исследований и имеющим научную недобросовестность.

В 70-80-х гг. СССР были созданы все необходимые условия для введения полного среднего образования для всех граждан. По международным данным советское образование входило в тройку лучших в мире.

2. Что общего в системах образования стран с социалистической ориентацией?

В странах социализма утвердились новые, социалистические принципы организации народного образования: государственный характер школы, светскость образования, единство школьной системы, равное
право всех граждан на образование, всеобщее и обязательное бесплатное образование на родном языке, соединение обучения с трудом, оказание государственной помощи родителям в воспитании детей, привлечение народа к участию в развитии народного образования.

Цель учебно-воспитательной работы школы - формирование всесторонне и гармонически развитого, политически сознательного и активного гражданина - строителя социалистического общества.

Право граждан на образование гарантировано в социалистических
странах конституциями и законами об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного обучения, выделением значительных государственных средств на нужды народного образования, на школьное строительство, а также материальной помощью государства многодетным,
неполным и малоимущим семьям, учащимся и студентам в виде стипендий, льгот, бесплатного пользования библиотечными фондами, а в ряде
стран - бесплатными учебниками и пособиями.

Государственные предприятия, кооперативы, широкая общественность принимают активное участие в повседневной воспитательной
работе с детьми и молодёжью, создана система педагогического просвещения населения, обеспечивающая единство семейного и школьного воспитания. Всё это служит реальной гарантией права народа на
образование.

В 70-е гг. широкое развитие получили школы продлённого дня и интернаты, общежития, что обеспечивает возможность всем детям получить обязательное образование и профессиональную подготовку.

Успешному осуществлению всеобщего обучения способствует ленинская национальная политика коммунистических и рабочих партий
социалистических стран. На основе интернационализма и демократических принципов построения системы народного образования в этих
странах для детей национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке. Так, в Народной Республике Болгарии
(НРБ), в Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) работают турецкие и цыганские школы.

Решающим условием успешного развития народного образования
в странах социализма является руководящая роль коммунистических
и рабочих партий, обеспечивающая тесную связь развития народного
образования с задачами социалистического строительства. XII съезд
Болгарской коммунистической партии (апрель 1981 года), XVI съезд
Коммунистической партии Чехословакии (апрель 1981 года) и съезды
других коммунистических и рабочих партий социалистических стран
подвели итоги культурного строительства и дали ясную перспективу развития народного образования на период построения развитого социалистического общества в своих странах.

Система народного образования в социалистических странах включает следующие ступени:

Дошкольные учреждения различных типов, охватывающие детей от
2 до 6-7 лет (в зависимости от того, с какого возраста начинается в стране всеобщее обязательное обучение).

Обязательная единая общеобразовательная школа с 8-, 9-, 10-летним сроком обучения.

Учебные заведения, строящиеся на базе обязательной школы, - полные средние общеобразовательные школы (IX. X. XI. XII классы - лицеи, гимназии); различные типы профессиональных школ; средние специальные учебные заведения (техникумы, училища).

Высшие учебные заведения, строящиеся на базе школ, дающих аттестат зрелости, общеобразовательных и профессиональных.

Наряду с дневными существуют вечерние, сменные и заочные школы для работающих - молодёжи и взрослых.

В социалистических странах создана огромная сеть дошкольных учреждений, которые охватывают всё большее число детей соответствующего возраста. Их значение возрастает в связи с ростом авторитета этих
учреждений во всестороннем развитии детей и большой ролью в подготовке детей к школьному обучению.

Охват детей дошкольного возраста детскими садами достиг
80-90 %.

Обязательная общеобразовательная школа состоит из I-VIII классов в Болгарии (НРБ), Венгрии (ВНР), Польше (ПНР), Югославии
(СФРЮ); из I-IX классов в Чехословакии (ЧССР); из I-X классов в
Румынии (СРР).

Обязательная школа имеет обычно две ступени - начальная школа и
неполная средняя школа.

Начальная школа, в которой обучение осуществляет один преподаватель, включает I-IV классы или I-III классы (в ЧССР - I-V классы).

Неполная средняя школа, в которой обучение ведется учителями-предметниками, включает IV-VIII, IX, X классы (в зависимости от срока обязательного образования).

Для всех стран социализма характерны удлинение сроков всеобщего обязательного обучения, увеличение объёма и уровня знаний учащихся; во многих странах активно решаются вопросы о сокращении пери­ода начального обучения и о введении обязательного полного среднего
образования.

Полное среднее образование молодёжи в социалистических странах осуществляется в средних общеобразовательных школах, в средних
специальных учебных заведениях, в средних профессионально-технических училищах, дающих аттестат зрелости, в вечерних и заочных общеобразовательных школах работающей молодёжи.

В других странах в школах есть классы, учащиеся которых углублённо изучают те или иные, учебные предметы; введены факультативные курсы.

Но какой бы ни была полная средняя школа той или иной страны в
структурном отношении, она строится на принципе единой политехнической школы и имеет преемственную связь с обязательной школой, а также со средними специальными и высшими учебными заведениями.

Одновременно растёт интерес молодёжи к профессионально-техническим учебным заведениям, дающим аттестат зрелости, и к средним специальным учебным заведениям.

3. Какие особенности образования в Республике Куба?

Большое внимание уделяется финансированию образования, на которое Куба тратит 10 % своего бюджета (Великобритания - 4%, США - 2,5 %). Все школы Республики национализированы, осуществляется равное и бесплатное

всеобщее обучение, многие учащиеся получают стипендии.

В конце ХХ в. на Кубе была полностью решена задача в области народного образования. Государство ликвидировало безграмотность, активно внедряет разнообразные и более эффективные формы обучения, совершенствует профессиональное образование, увеличивает количество вузов.

Была усовершенствована система образования.

Дошкольное воспитание в Кубинской республике охватывает детей до 5-летнего возраста. Детские сады и подобные учреждения имеют возможность посещать только 15-17% детей. Поэтому в 1992 г. была принята социальная программа «Обучи своего ребёнка». Дети 5 - 6-летнего возраста, проживающие в отдалённых или труднодоступных сельских районах, посещают два раза в неделю ближайшую начальную школу в сопровождении кого-нибудь из членов семьи.

Среднее образование делится на две группы: базовое и до университетское. Первое имеет в виду обязательное начальное образование

в течение шести лет.

Неполная средняя школа - это обучение с 7 по 9 классы включительно. Учёба сочетается с трудовой деятельностью и профориентацией. В сельских школах обучение ведётся в интернатных условиях.

Неполное среднее образование является обязательным. По его окончании ученикам предоставляется выбор между продолжением образования в средней школе или в профессионально-техническом училище.

Среднее до университетское образование обеспечивают профильные школы, где ведётся тщательный отбор учащихся в соответствии с

их способностями. Это учебные заведения по изучению точных наук,

по подготовке педагогических кадров, школы начального спортивного

уровня и высокого спортивного мастерства, школы с военным уклоном.

4. Укажите первые неформальные признаки зарождения глобализации образования.

Совершенствование системы образования основывалось на ряде

принципов:

- финансирование государством всех затрат на образование несмотря

на имеющиеся в стране финансово-экономические трудности;

- обеспечение бесплатного и доступного образования на всех уровнях, закреплённых в Конституции;

- всеобуч и равноправие в получении образования, т. е. предоставление равных возможностей независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания и места проживания;

- учёба без отрыва от производства, то есть реализуется главная цель

образования - соединение теории с практикой, школы с жизнью, образования с производством. Школа вносит реальный вклад в обеспечение населения продуктами питания;

- демократическое участие всего общества в решении задач народного образования. В обеспечении всеобуча участвуют не только социальные и негосударственные организации и институты, но и общественность;

- дифференцированный и комплексный подходы в процессе школьного обучения.

 

 

Глава третья



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: