Глава первая
Особенности образовательных систем в экономически развитых странах
1 В каких учебных заведениях готовят педагогов?
2 Что такое фуркация?
3 Составьте хронологическую таблицу открытия университетов
1. В каких учебных заведениях готовят педагогов?
Великобритания
- педагогический колледж;
- университет.
Франция
- колледж;
- профессиональный лицей;
- университет;
- высшие школы.
США
- колледж;
- институт;
- университет.
2. Что такое фуркация?
Фуркация – построение учебного плана старших классов общеобразовательной школы по отдельным направлениям.
3. Составьте хронологическую таблицу открытия университетов.
Страна | Время создания | Название университета |
Великобритания | 12 век | Оксворд |
Кембридж | ||
Франция | 14 век | Гренобальский |
16 век | Страсбургский | |
США | 1636 г | Гарвард |
1701 г | Иельский | |
1704 г | Пенсильванский | |
1746 г | Принстон | |
1754 г | Колубинский | |
19 век | Станфорд | |
Чикагский |
Глава вторая
Образование в странах социалистической формации
1 Раскройте характерные особенности развития образования в СССР.
2 Что общего в системах образования стран с социалистической ориентацией?
3 Какие особенности образования в Республике Куба?
4 Укажите первые неформальные признаки зарождения глобализации образования.
1. Раскройте характерные особенности развития образования в СССР.
Революционная перестройка российской школы началась с 1917 года.
Во второй половине ХХ в. в СССР функционировала оптимальная система образования, включающая детские ясли, детские сады, 8-летние школы, средние общеобразовательные школы; а - вечерние (сменные) средние школы рабочей и сельской молодёжи, средние специальные учебные заведения; б - профессионально-технические училища; вузы. Происходили объединения яслей и детских садов в единое дошкольное детское учреждение.
|
Было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Школа отличалась высоким уровнем умственного общего и политехнического образования, осуществляла трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
В 1 - 4 классах дети получали первоначальные навыки работы с бумагой, картоном и другими материалами. В 5 - 8 классах трудовое обучение школьников проводилось в школьных слесарных и столярных мастерских, кабинетах домоводства и на учебно-опытных участках школ. Предусматривалось также участие школьников в посильном для них общественно полезном труде. В сельских школах - работа в ученических производственных бригадах, где ученики знакомились с отдельными отраслями сельского хозяйства.
Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), возникли в середине 70-х годов. Их цель - подготовить старшеклассников к сознательному выбору профессии. В УПК учащиеся приобщались к токарному, слесарному делу и электротехнике; учились шить, вязать и овладевать кулинарией; получали первичные навыки в педагогике, медицине и других сферах жизнедеятельности. Комбинаты имели стабильное финансовое обеспечение, необходимое высококачественное оборудование, твёрдые штаты наставников-воспитателей из числа квалифицированных рабочих-передовиков и классных специалистов в своих профессиях.
В СССР была создана система специальных школ для детей с дефектами умственного и физического развития. Во всех союзных республиках были созданы спец. 8- летние и средние школы для слабослышащих, слепых, тугоухих и глухих детей. Для умственно отсталых
|
детей существовали 8-классные школы, в которых обучение проводилось по специальной программе в объёме примерно соответствующем курсу обучения в массовых начальных школах.
Внеклассная и внешкольная работа проводилась как в форме массовых мероприятий, объединяющих небольшие группы и проводимых по определённому плану и программам. Важное место во внеклассной работе с младшими школьниками занимали подвижные, творческо-подражательные и другие игры, рисование, лепка, хоровое пение, танцы, занятия по риторике и др.
Школьники средних и старших классов занимались в предметных кружках. Технические кружки воспитывали у детей любовь к труду и интерес к технике, прививали учащимся трудовые умения и навыки. Успешно функционировали физкультурно-спортивные секции и команды, Учащиеся готовились к сдаче норм БГТО, ГТО и сдавали их. В конце 60-х гг. в РСФСР работало 1757 Дворцов и домов пионеров, 686 детских спортивных школ, 331 станция юных натуралистов. Все занятия были бесплатными.
Профессиональнотехническое обучение строилось с учётом потребностей народного хозяйства, достижений науки и техники. В 60 - 70-х гг. работало свыше 2200 специальных учебных заведений, где обучалось до 2 млн. 300 тыс. юношей и девушек. Учебные планы профтехучилищ включали три цикла дисциплин: профессионально-техническое, образовательно-политехническое, физического воспитания. На производственное обучение затрачивалось 60 -70% учебного времени.
|
Среднее специальное образование давалось в техникумах, училищах,
школах. К ним относились педагогические, медицинские, торгово-кулинарные, музыкальные и художественные училища. Юношей привлекали военные, морские и речные училища. Обучение в средних спецучилищах заканчивалось выполнением дипломного проекта или сдачей государственных экзаменов. Выпускники получали диплом единого образца и нагрудный знак. В 70-х годах в РСФСР функционировало около 3 тысяч средних специальных учебных заведений, где обучалось почти 2,5 млн. учащихся.
Одним из крупнейших завоеваний культурной революции в СССР
было создание системы высшего образования. В 60-х гг. министерства и
ведомства регулировали соотношение специалистов с высшим образованием и средним специальным. К 1970 г. планировалось в промышленности, строительстве, на одного специалиста с высшим образованием должно приходиться 3,4 человека со средним специальным образованием.
В учебный план вузов входили дисциплины общественно-политических, общетеоретических и специальных циклов. Формами занятий являлись лекции, семинарские и лабораторные занятия, курсовые работы, курсовое и дипломное проектирование, учебная и производственная практика. Значительное внимание уделялось воспитательной. Инициаторами этой работы являлись вузовские партийные, комсомольские и профсоюзные организации. В 60-х гг. в РСФСР функционировало свыше 430 высших учебных заведений, в которых обучалось почти 2,5 млн. студентов.
В 70 - 80 гг. в РСФСР студентов обучали 19 университетов, из которых 7 были основаны ещё в дореволюционное время. В 1990 г. в РСФСР был 71 государственный университет, где обучалось 658000 студентов.
В 1960 г. в Москве был создан международный университет подготовки специалистов для стран Азии, Африки, Латинской Америки и Арабского Востока. Вузу было присвоено имя Патриса Лумумбы. В 1992 г. его переименовали в «Российский университет дружбы народов» (РУДН). Среди студентов, аспирантов и стажёров представители 450 национальностей и народностей из более чем 148 стран мира. В университете 10 факультетов; восемь институтов: Мировой экономики и бизнеса, аграрно-технологический, биохимической технологии, космических технологий, иностранного языка, медицинский, гостиничного бизнеса, учебно-научный институт сравнительной образовательной политики. Университет имеет филиалы в Переяславле - Залесском, Белгороде, Ессентуках, Перми, в Сочи, Ставрополе, Якутии.
Основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров для высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и для народного хозяйства являлась аспирантура.
В 1936 г. была учреждена Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК). Это самый старейший орган в системе образования и науки в СССР и РФ. Её задача - не допускать к утверждению диссертации с низким уровнем исследований и имеющим научную недобросовестность.
В 70-80-х гг. СССР были созданы все необходимые условия для введения полного среднего образования для всех граждан. По международным данным советское образование входило в тройку лучших в мире.
2. Что общего в системах образования стран с социалистической ориентацией?
В странах социализма утвердились новые, социалистические принципы организации народного образования: государственный характер школы, светскость образования, единство школьной системы, равное
право всех граждан на образование, всеобщее и обязательное бесплатное образование на родном языке, соединение обучения с трудом, оказание государственной помощи родителям в воспитании детей, привлечение народа к участию в развитии народного образования.
Цель учебно-воспитательной работы школы - формирование всесторонне и гармонически развитого, политически сознательного и активного гражданина - строителя социалистического общества.
Право граждан на образование гарантировано в социалистических
странах конституциями и законами об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного обучения, выделением значительных государственных средств на нужды народного образования, на школьное строительство, а также материальной помощью государства многодетным,
неполным и малоимущим семьям, учащимся и студентам в виде стипендий, льгот, бесплатного пользования библиотечными фондами, а в ряде
стран - бесплатными учебниками и пособиями.
Государственные предприятия, кооперативы, широкая общественность принимают активное участие в повседневной воспитательной
работе с детьми и молодёжью, создана система педагогического просвещения населения, обеспечивающая единство семейного и школьного воспитания. Всё это служит реальной гарантией права народа на
образование.
В 70-е гг. широкое развитие получили школы продлённого дня и интернаты, общежития, что обеспечивает возможность всем детям получить обязательное образование и профессиональную подготовку.
Успешному осуществлению всеобщего обучения способствует ленинская национальная политика коммунистических и рабочих партий
социалистических стран. На основе интернационализма и демократических принципов построения системы народного образования в этих
странах для детей национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке. Так, в Народной Республике Болгарии
(НРБ), в Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) работают турецкие и цыганские школы.
Решающим условием успешного развития народного образования
в странах социализма является руководящая роль коммунистических
и рабочих партий, обеспечивающая тесную связь развития народного
образования с задачами социалистического строительства. XII съезд
Болгарской коммунистической партии (апрель 1981 года), XVI съезд
Коммунистической партии Чехословакии (апрель 1981 года) и съезды
других коммунистических и рабочих партий социалистических стран
подвели итоги культурного строительства и дали ясную перспективу развития народного образования на период построения развитого социалистического общества в своих странах.
Система народного образования в социалистических странах включает следующие ступени:
Дошкольные учреждения различных типов, охватывающие детей от
2 до 6-7 лет (в зависимости от того, с какого возраста начинается в стране всеобщее обязательное обучение).
Обязательная единая общеобразовательная школа с 8-, 9-, 10-летним сроком обучения.
Учебные заведения, строящиеся на базе обязательной школы, - полные средние общеобразовательные школы (IX. X. XI. XII классы - лицеи, гимназии); различные типы профессиональных школ; средние специальные учебные заведения (техникумы, училища).
Высшие учебные заведения, строящиеся на базе школ, дающих аттестат зрелости, общеобразовательных и профессиональных.
Наряду с дневными существуют вечерние, сменные и заочные школы для работающих - молодёжи и взрослых.
В социалистических странах создана огромная сеть дошкольных учреждений, которые охватывают всё большее число детей соответствующего возраста. Их значение возрастает в связи с ростом авторитета этих
учреждений во всестороннем развитии детей и большой ролью в подготовке детей к школьному обучению.
Охват детей дошкольного возраста детскими садами достиг
80-90 %.
Обязательная общеобразовательная школа состоит из I-VIII классов в Болгарии (НРБ), Венгрии (ВНР), Польше (ПНР), Югославии
(СФРЮ); из I-IX классов в Чехословакии (ЧССР); из I-X классов в
Румынии (СРР).
Обязательная школа имеет обычно две ступени - начальная школа и
неполная средняя школа.
Начальная школа, в которой обучение осуществляет один преподаватель, включает I-IV классы или I-III классы (в ЧССР - I-V классы).
Неполная средняя школа, в которой обучение ведется учителями-предметниками, включает IV-VIII, IX, X классы (в зависимости от срока обязательного образования).
Для всех стран социализма характерны удлинение сроков всеобщего обязательного обучения, увеличение объёма и уровня знаний учащихся; во многих странах активно решаются вопросы о сокращении периода начального обучения и о введении обязательного полного среднего
образования.
Полное среднее образование молодёжи в социалистических странах осуществляется в средних общеобразовательных школах, в средних
специальных учебных заведениях, в средних профессионально-технических училищах, дающих аттестат зрелости, в вечерних и заочных общеобразовательных школах работающей молодёжи.
В других странах в школах есть классы, учащиеся которых углублённо изучают те или иные, учебные предметы; введены факультативные курсы.
Но какой бы ни была полная средняя школа той или иной страны в
структурном отношении, она строится на принципе единой политехнической школы и имеет преемственную связь с обязательной школой, а также со средними специальными и высшими учебными заведениями.
Одновременно растёт интерес молодёжи к профессионально-техническим учебным заведениям, дающим аттестат зрелости, и к средним специальным учебным заведениям.
3. Какие особенности образования в Республике Куба?
Большое внимание уделяется финансированию образования, на которое Куба тратит 10 % своего бюджета (Великобритания - 4%, США - 2,5 %). Все школы Республики национализированы, осуществляется равное и бесплатное
всеобщее обучение, многие учащиеся получают стипендии.
В конце ХХ в. на Кубе была полностью решена задача в области народного образования. Государство ликвидировало безграмотность, активно внедряет разнообразные и более эффективные формы обучения, совершенствует профессиональное образование, увеличивает количество вузов.
Была усовершенствована система образования.
Дошкольное воспитание в Кубинской республике охватывает детей до 5-летнего возраста. Детские сады и подобные учреждения имеют возможность посещать только 15-17% детей. Поэтому в 1992 г. была принята социальная программа «Обучи своего ребёнка». Дети 5 - 6-летнего возраста, проживающие в отдалённых или труднодоступных сельских районах, посещают два раза в неделю ближайшую начальную школу в сопровождении кого-нибудь из членов семьи.
Среднее образование делится на две группы: базовое и до университетское. Первое имеет в виду обязательное начальное образование
в течение шести лет.
Неполная средняя школа - это обучение с 7 по 9 классы включительно. Учёба сочетается с трудовой деятельностью и профориентацией. В сельских школах обучение ведётся в интернатных условиях.
Неполное среднее образование является обязательным. По его окончании ученикам предоставляется выбор между продолжением образования в средней школе или в профессионально-техническом училище.
Среднее до университетское образование обеспечивают профильные школы, где ведётся тщательный отбор учащихся в соответствии с
их способностями. Это учебные заведения по изучению точных наук,
по подготовке педагогических кадров, школы начального спортивного
уровня и высокого спортивного мастерства, школы с военным уклоном.
4. Укажите первые неформальные признаки зарождения глобализации образования.
Совершенствование системы образования основывалось на ряде
принципов:
- финансирование государством всех затрат на образование несмотря
на имеющиеся в стране финансово-экономические трудности;
- обеспечение бесплатного и доступного образования на всех уровнях, закреплённых в Конституции;
- всеобуч и равноправие в получении образования, т. е. предоставление равных возможностей независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания и места проживания;
- учёба без отрыва от производства, то есть реализуется главная цель
образования - соединение теории с практикой, школы с жизнью, образования с производством. Школа вносит реальный вклад в обеспечение населения продуктами питания;
- демократическое участие всего общества в решении задач народного образования. В обеспечении всеобуча участвуют не только социальные и негосударственные организации и институты, но и общественность;
- дифференцированный и комплексный подходы в процессе школьного обучения.
Глава третья