Глобализация и капитализация российского образования




вопросы и задания

1 Какова сущность первых реформаторских идей в образовании?

2 Назовите проблемы образования в 90-х годах.

3 Раскройте антироссийскую деятельность Сороса.

4 Что такое планетарное образование?

5 Дайте характеристику Болонскому процессу.

6 Сравните системы высшего образования в США и России.

7 Чем обусловлены позитивные и негативные отношения к глобализации образования?

1. Какова сущность первых реформаторских идей в образовании?

Российского образования, по докладу «реструктурировать советскую систему образования, добившейся больших достижений в прошлом, чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества». В докладе предлагались некоторые конкретные действия при реформировании образования:

- закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов;

- закрыть профессиональные училища, неспособные к структурной перестройке;

- установить «минимальные стандарты гражданственности» (уметь читать карты, объясняться на иностранном языке, правильно заполнять налоговые декларации, воспринимать русское искусство и литературу, толерантность к другим социальным группам);

- ввести подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика;

- не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование;

-передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам;

- отказаться от спецшкол, гимназий и лицеев, свернуть преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, «потому, что для такой нищей страны как Россия, это непозволительная роскошь»

2. Назовите проблемы образования в 90-х годах.

Образование в 90-х годах характеризуется рядом негативных проявлений:

- предельным обнищанием всей системы образования; - значительным ростом числа детей, оказавшихся вне обучения;

- невиданными темпами роста детского и подросткового бродяжничества, сиротства при живых родителях, пьянства, наркомании, проституции, преступности и самоубийств;

- резким ухудшением здоровья детей и учителей, их медицинского обслуживания; - свёртыванием учреждений, нарастанием количества аварийных и ветхих зданий;

- занижением в обществе престижа учительской профессии, недопустимо низким уровнем материального положения педагогов;

- угроза распада единого образовательного пространства России. Подобное положение, как отмечено в Обращении, приведёт к развалу школы, профессионального образования, науки, научно-технического потенциала, культуры и к прямой угрозе безопасности страны. Исходя из оценки сложившейся ситуации в образовании, Первый Всероссийский съезд учителей обратился с требованием к руководству страны принять первоочередные меры в области образования.

В стране наблюдались явные признаки деградации российского образования:

- низкое качество обучения в большинстве школ;

- старение учительского корпуса; - оскорбительная зарплата работников образования;

- ухудшение здоровья детей и педагогов;

- обветшалость зданий и дидактической базы. Ведущие специалисты и некоторые учёные говорили о бессмысленности реформ в образовании.

3. Раскройте антироссийскую деятельность Сороса.

Сорос выделил гранты на подготовку более 200 новых учебников по гуманитарным дисциплинам. Они формировали стойкое отвращение к России. Значимость достижений страны квалифицировалась, а все кризисы и нерешённые проблемы описывались в ярких красках. Реформу гуманитарного образования путём внедрения заказного чтива Сорос понимал, как производство нового типа мышления, смену ментальности личности и изменение общественного сознания. Учебники американского глобалиста - это тайное оружие либералов. Они переполнены передёргиванием, вымыслами и домыслами, множеством ошибок. Учебные книги откровенно внушали школьникам, что все жители России люди ущербные, а вся история страны характеризуется неудачами и позором. В учебниках истории успехи России подавались как кризисы и потрясения. Образцом для подражания навязывалась западная цивилизация общества потребления. Сорос не скрывал и не скрывает, что вся его «благотворительная» деятельность была направлена на уничтожение советской государственности.

4. Что такое планетарное образование?

В конце 80-х годов ХХ века учёные ряда стран отметили самоотравление планеты ядохимикатами, дефолиантами, лекарствами, производство которых растёт. Это экологическая петля, ведущая к гибели человечества. В ответ на угрозу общепланетарной трагедии в США появилась теория глобального школьного образования. Её сущность - взаимодействие сил Космоса, разума и социального развития. Глобальное образование является одним из направлений развития современной педагогической теории и практики, способствующее подготовке человека к жизни в условиях нарастающих планетарных проблем и кризисов. Главная цель глобализации образования - формирование творческой личности, умеющей принимать взвешенные решения, предвидеть последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира. В России стали чаще употреблять понятия «планетарное мышление», «планетарное образование». Целеполагание глобального образования включает преодоление разделения мира на противодействующие группировки; устранение разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой; ликвидация декомпозиции человеческого сознания и души.

Конкретные действия правительства и педагогических работников при глобализации образования должны быть направлены на реализацию шести задач:

- актуализация человека, его прав, свободы и идеалов;

- преодоление у молодёжи нигилизма и неверия, снижения интереса к образованию;

- поиски эффективных методик и технологий отбора знаний;

- сокращение сроков внедрения и образования новейших достижений науки и техники;

- ликвидация неграмотности;

- создание системы непрерывного образования. Принципами глобального образования являются педоцентризм, непрерывность, активизация познавательной деятельности, поиск эффективных технологий, целостность, достоверность, когерентность, интегративность.

В воспитании ребенка как человека Мира могут быть три направления:

- формирование планетарного мышления, целостного восприятия мира и человека как его неотъемлемой части;

- формирование экологического поведения (сохранение на Земле природы и человека в их взаимодействии);

- воспитание в духе ненасилия (гуманистическое отношение между людьми). При этом ведущими концепциями являются идея общности, гармонии человека со Вселенной, основанная на экологии природы и человека, идея целесообразности поведения человека в условиях ноосферы, идея целостно-смыслового равенства людей.

5. Дайте характеристику Болонскому процессу.

Болонский процесс - это межправительственное сотрудничество европейских государств с целью организации рынка образовательных услуг и признания квалификации выпускников, определяющие их стартовые позиции на рынке труда.

Болонский процесс является индикатором трёх основных глобальных тенденций, оказывающих влияние на Россию. Во-первых, международная академическая мобильность с большим количеством информации, что является важной составляющей информационного XXI века. Во-вторых, Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний и может способствовать ликвидации отставания российской государственной экономики от развития стран Европейского союза. В-третьих, для России Болонский процесс есть средство привлечения и конкурентоспособности в мировом масштабе с возможностью использования человеческого потенциала, как самого ценного национального ресурса.

6. Сравните системы высшего образования в США и России.

Особенности высшего образования в США Высшая школа США субсидируется местными и федеральными властями. Существуют специальные программы финансовой помощи, предусматривающие выделение очень значительных средств. Сотрудничество вузов и крупных инвестиционных компаний даёт поразительные результаты. Фирмы, экспертные компании, юридические школы, коммерческие университеты создают программы магистра управления бизнесом (on-line). Около 20 % студентов-иностранцев предпочитают изучать в Америке бизнес и управление бизнесом. Содержание спецкурсов и преподаватели могут быть куплены в России.

В РФ сложился особый болонско - российский вариант высшего образования, где наряду с бакалавриатом и магистратурой сохранилась аспирантура с подготовкой кандидатов наук; защита диссертаций ведётся по-старинке; по-прежнему существует ВАК, учреждённый в 1936 году. Никаких дополнительных педагогов, советников и инструкторов в вузах не появилось. Численный состав академических групп составляет 15-20 студентов. Зарплата профессорско-преподавательского состава в 9-11 раз ниже, чем в университетах европейских стран и меньше в 3 раза, чем была в СССР. Российские профессора превратились в архаичных колхозных счетоводов, подсчитывающих баллы-трудодни студентов. Реформа высшего образования по Болонскому соглашению исключила специалитет, т. е. подготовку конкретных специалистов в высшем образовании для России. Противники такой реформы отмечали, что она приведёт к гибели высшего образования в РФ.

Вступление России в ВТО обусловило интеграцию российского высшего образования в международное образовательное сообщество, повысило мобильность студентов.

7. Чем обусловлены позитивные и негативные отношения к глобализации образования?

Профессор Высшей школы экономики к позитивным сторонам глобализации отнёс следующие особенности:

- приведение высшей школы России к стандартам и требованиям информационного века и мирового рынка;

- повышение конкурентоспособности российской экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, освобождение от экспорта природных ресурсов и переход к экономике знаний;

- либерализация, перевод на рыночные рельсы и дерегулирование экономической и социальной сфер в России, ограничение избыточного влияния государства;

- общественный плюрализм, развитие независимых общественных институтов (университетов, академических ассоциаций, гражданского общества и «третьего сектора»);

- сохранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций российской высшей школы;

- воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам.

Негативные мнения о глобализации образования высказали представители вузов, политики и социологии. Основные негативные стороны сформировали в нескольких фрагментах.

1) Растёт число противников глобализации образования, считающих, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам. Дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свободный доступ к образованию.

2) Превращение образование в высокорентабельную форму бизнеса, называемую «экономикой знания».

3) Государство устраняется от регулирования образовательной деятельности, и университеты становятся коммерческими предприятиями с привлечением частного капитала.

4) Устанавливается утилитарный, потребительский подход к образованию. Растут выступления против выхолащивания образования, духовности и просветительства.

5) Насаждение господствующих в различных регионах культур и ценностей; растущие масштабы культурных заимствований развивающихся регионов у развитых. Нарастание конфликтов и различий между регионами и культурами.

6) Приватизация высшего образования создаёт преграды для получения образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберализации реформирования своих социальных систем. 7) Во многих европейских странах, в частности, в Греции, Сербии и Франции преподаватели, студенты и школьники выступают с протестом глобализации. Под давлением протестующих правительства Греции и Сербии отказались от навязывания реформ в образовании.

8) Присоединение России к Болонскому процессу внесло путаницу с учебными программами, с трудоустройством выпускников, имеющих дипломы бакалавров. Последние воспринимаются работодателями как людей с неполным высшим образованием.

9) Введение в российских вузах двухуровневой системы образования по американскому образцу является профанацией. Причины: реализация Болонского процесса идёт без дополнительного финансирования; нет права выбора студентами изучаемых дисциплин; отсутствуют дополнительные педагоги, советники и тьютеры; защита диссертаций проводится не в родных вузах, а в специализированных диссертационных советах, сокращённых в 2018 г. на 47,5 % (с 1941 до 922) [39]; зарплата профессорско-преподавательского состава в 9 - 11 раз ниже, чем в университетах европейских стран и в три раза меньше, чем была в СССР.

10) Снижение престижа университетского образования и стремление вузов сохранить контингент студентов ради бюджетного финансирования независимо от их успеваемости. Ориентация студентов на получение диплома, а не образования.

11) Попытка ранжирования вузов на «ведущие», где имеются бакалавриат, магистратура, специалитет и аспирантура с защитой диссертаций и «неведущих», имеющих только бакалавриат. Деление вузов породит социальные и межуниверситетские конфликты.

12) Создание единого образовательного пространства путём Единого государственного экзамена (ЕГЭ) вызывает неоднозначное отношение, так как он формирует осколочно-фрагментарое мышление. ЕГЭ - это стрессовая ситуация, унижающая личность выпускника, сопровождаемая драконоскими методами безопасности. С введением ЕГЭ в 9 раз увеличилось число подростковых самоубийств. Противниками современного ЕГЭ являются политические партии: ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия». Критическое отношение к экзамену высказывают многие ректоры университетов, президент РАН А. Сергеев. Вопрос о судьбе ЕГЭ для российского образования стали упоминать в Государственной думе.

13) Российское образование теряет свои позиции. Если в СССР страна входила в тройку лучших, то теперь в связи с реформами и глобализацией Россия занимает 34 место (на 2015 г.) в рейтинге национальных систем образования. В 2017 г. в рейтинге национальных систем высшего образования Россия занимает 33 место. Болонизация по-русски вряд ли поднимет уровень российского образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: