Требования к результатам освоения учебного предмета




Представленная программа обеспечивает реализацию личностной, метапредметной, предметной компетенций.

 

Раздел Компетенции
Что изучает экономическая география России Предметная компетенция: Ученик научится: -использовать основные средства и методы получения географической информации и осознания предмета изучения географии России; Ученик получит возможность научиться: систематизировать необходимую информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках); - Личностная компетенция: - осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека; Метапредметная компетенция: - вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; - организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Хозяйство России Предметная компетенция: Ученик научится: -анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия; - формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира. Ученик получит возможность научиться: - выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Личностная компетенция: - освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; - осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование уважительного отношения к мнению других. Метапредметная компетенция: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - использовать основные пространственные знания о своей стране, для осознания её относительно других стран мира; знание основных природных процессов, происходящих на территории страны, для выбора своего места жительства; - анализировать полученную информацию;  
  Природно- хозяйственные регионы России Предметная компетенция: Ученик научится: - формировать представление о природных ресурсах и природно - ресурсном потенциале страны; - объяснять значение районирования и зонирования России; - давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения; Ученик получит возможность научиться: - составлять характеристику территории, используя различные источники информации; - анализировать экономические карты России; Личностная компетенция: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; - освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; - развитие интереса культуре разных народов, - толерантного отношения к людям другой расовой принадлежности; Метапредметная компетенция: -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -объяснять влияние природного фактора на развитие хозяйства; - прогнозировать объем пополнения и истощения ресурсов; - освоение форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки)
Особенности природы и экономики Предметная компетенция: Ученик научится: -владеть информацией о численности населения Ростовской области, факторах, на неё влияющих; - формировать представления о возрастном и половом составе населения, средней продолжительности жизни; народах, языковых семьях и группах, основных религиях; Ученик получит возможность научиться: - объяснять занятость населения в отраслях хозяйства; - объяснять социально- экономические проблемы региона. Личностная компетенция: - формировать чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях на уровне образовательного учреждения, района, области, страны. Метапредметная компетенция: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - находить в разных источниках и анализировать информацию; - ориентироваться в социальных процессах, явлениях; - владение простейшей экономической и социальной грамотностью для адаптации в социуме;
Россия в современном мире Предметная компетенция: Ученик научится: -определять место России в мире по уровню экономического развития; - называть главных внешнеэкономических партнеров страны; Ученик получит возможность научиться: - приводить примеры экономического сотрудничества России со странами Европы и Азии. - Личностная компетенция: -осознание причастности себя к сохранению природы на локальном уровне; - формировать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни. - формирование бережного отношения к природным богатствам. Метапредметная компетенция: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 

 

8 класс

№ п/п Тема урока Программный материал Планируемый предметный результат Виды деятельности обучающихся Примечание  
  Введение (1ч) Введение в курс «География России» Что и с какой целью изучают в курсе «География России» Объяснять значение географии для страны и в жизни каждого человека. Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны С.3-5  
  Географическое положение России (9 ч) Географическое положение и его виды Диагностическая работа Понятие «географическое положение». Особенности географического положения России, виды и уровни географического положения. Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическое положение», «государственная территория РФ». Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем §1  
  Размеры территории и природно-географическое положение России Особенности географического положения России: природно-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.   Знать: место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ.   Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника. Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы §2  
  Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России Особенности географического положения России: экономико- и транспортно-географическое Определять по карте: координаты крайних точек России; протяжённость России с севера на юг и с запада на восток; поясное время в разных субъектах РФ; характеризовать с помощью карты (физической, политической и др.) и оценивать разные виды географического положения России (природно-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое). Приводить примеры событий (явлений), влияющих на изменения разных видов географического положения России. Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка. Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ.Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам учебника. Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять изменения ТГП России после распада СССР, современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников географической информации §3  
  Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России Особенности географического положения России: геокультурное, этнокультурное, эколого-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.   Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС. На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану. Формулироватьвыводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения §4  
  Государственная территория России. Типы российских границ Понятие «государственная территория Российской Федерации». Состав государственной территории: суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра. Виды и типы государственных границ РФ. Объяснять: влияние географического положения России на особенности природы, хозяйство и жизнь населения; особенности и значение границ РФ для осуществления связей с другими странами. Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ §5  
  Сухопутные и морские границы России Особенности и значение сухопутных и морских границ. Показывать по карте: крайние точки России; пограничные государства России, соседей России 2-го и 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ. Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ §6  
  Различия во времени на территории России Различия во времени на территории России. Понятия «местное время» и «поясное время». Знать и объяснять существенные признаки понятий: «местное время» и «поясное время»; использовать эти понятия для решения учебных задач.   Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем. §7  
    Различия во времени на территории России Декретное время. Роль в хозяйстве и жизни людей Использовать приобретённые знания и умения для определения поясного времени в разных точках России. Решать задачи на определение поясного (зонального) времени Инд.зад.  
    Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации Государственное устройство и территориальное деление РФ Понимать специфику политико-административного устройства Российской Федерации.   Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ. §8  
  Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации Государственное устройство и территориальное деление РФ Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для оценки ЭГП. Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ. Составлять по политико-административной карте характеристику субъекта РФ по плану номенклатура  
  Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России»   Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по изученной теме. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Географическое положение России». Выполнять тестовые задания. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»    
  История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч) Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IХ-ХI вв. Русские княжества в XII- ХII вв., путешествия и отбытия новгородцев. Московское государство в ХIV - XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в XVII в. Знать отечественных землепроходцев и первооткрывателей, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов. Объяснять влияние геополитических и экономических интересов страны на направления территориального роста страны; влияние истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; показывать по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс освоения и хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды. Характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; основные этапы освоения территории страны, направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации об истории географического изучения и заселения территории России; для чтения карт различного содержания Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII–XIX вв. §9  
  Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. Территориальные изменения в ХVIII-ХIХ вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII—XIX вв.   Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории России в XVII–XIX вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв. §10  
  Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. Географические исследования и открытия на территории России в ХVIII-ХIХ вв.   Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России». Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в. §11  
  Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Освоение Арктики. Современные географические исследования; методы получения, обработки, передачи и представления географической информации Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. Продолжать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Обсуждать современные географические исследования, методы географических исследований и их роль для развития хозяйства страны. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «История заселения, освоения и исследования территории России». Выполнять тестовые задания §12  
  Природа России (35 ч) Геологическая история Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Знать основные понятия и термины: «платформа», «область складчатости (складчатый пояс)», «выветривание». Знать основные этапы развития земной коры. Называть геологические эры и периоды.   Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность §13  
  Развитие земной коры Основные тектонические структуры (платформы и области складчатости), их отображение на тектонической карте. Знать общие особенности геологического строения и рельефа России. Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры. Знать внутренние и внешние рельефообразующие факторы. Определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте - возраст горных пород, слагающих территорию. С помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику крупных форм рельефа Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.). Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории §14  
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч)  
  Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы страны: проблемы их рационального использования. Уметь называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, районы распространения вулканизма и землетрясений.   Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихотэ-Алиня, Верхоянского хребта и др. Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования §15  
  Зависимость рельефа от внешних геологических процессов Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов; влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность. Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. Приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания. Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации §16  
  Литосфера. Рельеф. Человек Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о геологической истории России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными явлениями природы, обусловленных действием внутренних и гравитационных сил; для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства   Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; разрабатывать правила безопасного поведения при нахождении в горах. Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения.Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа. §17  
  Обобщающее повторение раздела «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»   Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по изученной теме. Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»    
  Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) Условия формирования климата Факторы формирования климата на территории страны. Понятие «солнечная радиация». Радиационный баланс.   Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России. Знать и уметь объяснять зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов; закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны. Приводить примеры и объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека. Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулироватьвывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения §18  
  Движение воздушных масс Типы воздушных касс; циркуляция атмосферы. Понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение.   Знать и понимать существенные признаки понятий: «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать понятия для решения учебных задач.     Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по типам погоды; заполнять сравнительную таблицу. Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.) §19  
  Закономерности распределения тепла и влаги Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения.   Представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман». Определять по синоптическим картам погодные условия данного пункта. Приводить примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой; мероприятий по охране атмосферного воздуха. Определять по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воздуха, годовое количество осадков, испаряемость; коэффициент увлажнения для различных пунктов. Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности §20  
  Климатические пояса и типы климатов Климатические пояса и типы климатов, их характеристика.   Составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата с помощью различных источников информации. Уметь читать климатические диаграммы; определять по климатическим диаграммам климатический пояс и тип климата. Знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы распространения различных типы климатов на территории страны. Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснятьчерты их сходства и различий. Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток. Определять тип климата по климатическим диаграммам. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану §21  
  Климат и человек Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России и региона проживания; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными явлениями природы; для оценки погодно-климатических условий для различных целей; прогнозирования погодных условий на ближайшее время Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях. Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания. Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения §22  
  Административная контрольная работа   Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по изученной теме. Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»    
  Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость рек от рельефа. Знать состав внутренних вод на территории страны, приводить примеры различных водных объектов, уметь показывать их на карте. Знать главные особенности крупных рек и озёр России, их зависимость от рельефа и климата. Определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока. Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек §23  
  Зависимость речной сети от климата Зависимость рек от климата. Понятия «годовой сток», падение рек» и «уклон рек». Основные показатели жизни рек: понятие «режим реки», межень, паводок, половодье. Густота речной сети. Знать и понимать существенные признаки понятий: «падение», «уклон», «питание», «режим реки. Представлять значение терминов: «речной бассейн», «губа», «годовой сток»; «густота речной сети»; «наводнение», «речная долина». Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий. Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану   §24  
  Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Представлять значение терминов: «болото «ледник», «ледяные поля», «подземные воды», «снеговая граница».   Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений. Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: