Требования к результатам обучения географии




Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии для 5-9 классов на уровне основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «География») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению. В рабочей программе сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

Место и роль географических знаний в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. География — единственный школьный предмет, синтезиру­ющий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры моло­дого поколения. Содержание курса насыщенно экологи­ческими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, и поэтому становится звеном, которое помогает учащим­ся осознать тесную взаимосвязь природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитывающее значение географии. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

 

Место учебного предмета «География» в базис­ном учебном (образовательном) плане.

География относится к обществоведческим дисциплинам. Предмет «География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 классах по 70 ч (2 ч в неделю), 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю)..

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на уровне основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 

Цели и задачи курса

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

1. расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального); Сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени;

2. Сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации, продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами картографическими изображениями, (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

  1. усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  2. способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

5. на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формирование эмоционально-ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

  1. научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

-формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

-формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

-развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

-развитие специфических географических и общеучебных умений;

-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

В курсе «География. Страноведение. 7 класс» увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основными целями курса являются:

-раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

-создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

-раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

-формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Основные задачи курса:

-формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

-расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации — от планетарного до локального;

-познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

-создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

-развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

-выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

-формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

-воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

-формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

-формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

-формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

-развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

-развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

-создание образа своего родного края.

Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

Ученик получит возможность научиться:

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

Требования к результатам обучения географии

Личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Владеть компетенциями: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 

Предметные результаты:

1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2. формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 

 

Учебно-методическая литература:

Класс.

1. Примерныепрограммы по учебным предметам. География. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 75 с. — (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023258-6.

2. Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. от 24.11.2011 № МД – 1552/03 Министерство образования и науки РФ

3. Атлас по географии с контурными картами/ АСТ-ПРЕСС/

4. Летягин А.А.География. Начальный курс.5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Летягин А.А; под общей редакцией В.П.Дронова -М.: Вентана-Граф, 2014

7. Летягин А.А.География. Начальный курс.6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Летягин А.А; под общей редакцией В.П.Дронова -М.: Вентана-Граф, 2014

Класс

1.Учебник: «Географии материков и океанов. 7 класс», И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. «Вентана- Граф» 2016 год.

 

Дополнительная литература:

1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев М. Методическое пособие «География. Наш дом – земля. 7 класс» «Дрофа» 1999год.

2. Энциклопедия по географии.

3. География в таблицах 6-10 классы. Справочное пособие. М. «Дрофа» 2014г.

4. География в цифрах 6-10 классы. М. «дрофа» 2002 г.

5. И.В. Душина «География материков и океанов», рекомендации к планированию уроков». М. «Дрофа» 2003 год.

6. О.В. Крылова «Уроки географии» Москва, «Просвещение» 1990 год.

7. Тесты. География 6-7 классы. С.Е. Дюкова, Н.Н. Петрова, О.В. Чичерина. Москва, «Дрофа», 2002 год.

8. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва, «Глобус» 2010 год.

9. Н.А. Никитина, Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии 6 класс» Москва «ВАКО», 2010 год.

10. Занимательная география 6-9 класс. Москва «Глобус» 2009 год.

 

Класс.

Пятунин, Таможняя: География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. Редактор: Дронов В.П. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.

Географический атлас. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Пятунин, Таможняя: География. 8 класс. Рабочая тетрадь №1, № 2 к учебнику "География России. Природа. Население". ФГОС- М.: Вентана-Граф, 2015.

Класс.

А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким География России. Хозяйство и географические районы. «Дрофа»,2019.

Содержание тем учебного курса

Класс

Введение. Географическое познание нашей планеты

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Предметные результаты изучения темы «Введение. Географическое познание нашей планеты»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас. Использовать понятия географический объект, компас для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.

Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.

Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Планета Земля Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Предметные результаты изучения раздела «Земля как планета Солнечной системы»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Использовать понятия глобус, земная ось, географический полюс, экватор для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.

Приводить примеры планет земной группы.

Понимать причины фенологических явлений.

Использовать приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: