Строительство стругов для Крымских походов 1659-1660 годов




«…По указу тебя, великого государя велено Ивану Романчукову в Козловском уезде на пристани реки Воронежу в селе Тарбеево сделать пятьсот стругов. И мне, холопу твоему, послать в Козловский уезд к Ивану Романчукову для стругового дела струговых и якорных мастеров, которые умеют струги и якори на морской ход донским казакам делать, и плотников, и кузнецов и работников сколько ему надобно…»

Поздней осенью 1659 года, когда сочинялась эта депеша из Воронежа тридцатилетнему государю России, Алексею Михайловичу, единственному сыну первого царя династии Романовых, пограничному городу с уездом Козлову исполнилось 24 года. За четверть века на этой благодатной земле с её чернозёмом, лесами и речушками проживало около тридцати тысяч человек. Кроме гарнизона и набранного по добровольному принципу (что-то вроде сегодняшних контрактников) Козловского полка, большинство населения составляли здесь переселенцы из самых разных концов Руси. И, конечно, хватало среди них рабочих рук россиян самого подвижного, здорового, крепкого возраста, из тех, кому любое новое дело было по плечу. Так что зря плакался воронежский воевода не верящей слезам Москве, что работных людей ему в Козловский уезд с Воронежа послать некого: «…потому что воинские люди, татаровя, воронежцев многих людей в полон поймали, а сёла и деревни многие и хлеб выжгли и совсем разорили». Нашлись работные люди как в само новом городе с его слободами на реке Лесной Воронеж, так и в окрестных сёлах – Казинке, Ярке, Гаритове, Раниной поляне, Торбееве (Тарбеево), принадлежавших спасителю Отечества в страшное время Смуты, великому полководцу и государственному деятелю князю Дмитрию Пожарскому, а потом его вдове Феодоре Андреевне.

И всё-таки присланы были дворянину Ивану Романчукову, ответственному за выполнение указа царя на устроение Торбеевской верфи, знатоки стругового дела их донских казаков для консультации. Они изготовили «на образец» три морских струга. Представляли каждый из них выдолбленный («струговая труба») ствол векового дерева с пришитым к бокам досками («ошивинами»). Получались длинные (до 20 метров) и узкие суда, оборудованные десятиметровыми мачтами с поперечинами («реинами») для парусов. Число гребцов – от 16 до 20. Рулём служило кормовое весло. Корпуса для крепости оковывались железом. При метре с четвертью осадки стругу требовался тяжёлый, пудов 5-7, железный якорь с подъемником.

Полсотни и более солдат с оружием, в том числе огнестрельным, иногда и при пушках, делали эти однодеревные суда (струги), сравнительно быстроходные и маневренные, способными совершать морские боевые походы россиян против «татарвы» - разбойничьего Крымского ханства. Этой застаревшей, постоянно беспокоящей угрозы молодой державе со стороны черноморского бассейна.

Глава 2. ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ О ТОРБЕЕВСКОЙ ВЕРФИ

Сведения о строительстве стругов в окрестностях Козлова и о существовании Торбеевской верфи до сих пор недостаточно распространены в нашем обществе. Поэтому, чтобы привлечь общественное внимание к этому интереснейшему краеведческому факту. Еще в конце девяностых годов прошлого века в селе Старое Торбеево был установлен памятник работы архитектора Аверочкина. Корабль со спущенными парусами на гербовом фоне. Конструкция опирается на изящную колонну небесно-голубого цвета.

Кроме того, в местных средствах массовой информации часто освещается история верфи. Газета «Мичуринская правда» к трехсотлетию создания русского флота подготовила цикл статей, подробно рассказывающих всю историю создания Торбеевской верфи, а также описание похода на парусно-гребном судне, построенном по технологиям XVII века.

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В 2009 году с момента закладки Торбеевской верфи прошло 350 лет, по этому поводу энтузиастами-краеведами было построен по старинным технологиям струг, на котором они решились отправиться в водное путешествие до города Азов. Прежде всего были сформированы пять команд, которые должны были меняться по пути следования судна. Сначала, весной 2010 года, был совершен переход до города Воронежа, где Петр I повелел строить корабли для Азовских походов. По пути туда, корабелы побывали в Добром. Во второй половине XVII века здесь также получило крупный размах военное и гражданское судостроение. Для Азовского похода Петра I в 1695-96 годах добровцами и жителями окрестных сёл было построено 360 стругов. Помимо самих судов, тут изготовлялись и различные корабельные снасти, в том числе якоря. О событиях тех далёких лет сегодня напоминает памятный знак, установленный на центральной набережной населённого пункта. Наш поход продолжается.

Следующий пункт назначения - Рамонь - знаменитая петровская верфь, где в 1711 году под руководством капитан-лейтенанта Витуса Беринга был построен 14-пушечный бриг "Теймолар". На нём легендарный датчанин спускался по Воронежу в Дон и выходил в Азовское море. А уж от Рамони рукой подать до Воронежа - главной цели путешествия. Здесь на воронежских верфях впервые в истории был создан регулярный российский военный флот. Только в период с 1696 по 1711 год со стапелей Воронежского адмиралтейства сошло около 215 кораблей, благодаря чему России удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии заключить мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией. Любопытная деталь: после завоевания Азова была образована Азовская губерния, к которой, кстати, сразу же и были приписаны не только наш старинный Козлов, но и Лебедянь, Борисоглебск, Тамбов, Усмань и Шацк.

Во время путешествия краеведы использовали старинный способ передвижения сквозь искусственные препятствия (поваленные деревья, мосты, плотины). С помощью деревянных катков (прямо как и в XVII веке) они перетаскивали суда через преграды.

А жарким летом 2010 года был завершен поход до Азова. Пять команд поочередно сменяли друг друга на 1840 километровом пути, который преодолевался на протяжении 300 лет. Позже, уже ставший легендарным струг передали на хранение Тамбовскому кадетскому корпусу имени летчика-космонавта Л. С. Демина. Теперь его форт приписки – Тамбов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Староторбеево – одно из первых мест в России, где стал создаваться русский флот. И мы не можем этим не гордиться. Ведь только чувство великой любви в малой Родине, к достижениям того уголка, где ты родился, может произвести и любовь к нашей Родине – величайшей стране с интереснейшей историей. Поэтому изучение родного края так важно и увлекательно. Ведь только сблизившись со своей малой Родины можно ощутить себя частью огромного мира, который и состоит из таких вот с виду ничем не примечательных провинций. А на деле каждая из них хранит какую-то тайну или секрет, сокрытый в глубинах истории. Данная исследовательская работа была посвящена истории Торбеевской верфи, чье существование уже давно кануло в лету, но благодаря работе архивариусов, краеведов, археологов и историков мы смогли доказать нашу гипотезу и теперь можем с уверенностью сказать, Торбеевская верфь сыграла важную роль в становлении России как великой морской державы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1.

 

 

Рис. 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: