Планы практических занятий
Дисциплина Права человека
Занятие 1.
Тема 1. Права человека как наука и учебная дисциплина (2 часа)
План
1. Понятие прав человека. Принципы неотчуждаемости прав.
2. Права человека: понятие, сущность, система. Права человека: понятие и сущность.
3. Понятие и генезис прав человека. «Три поколения» прав человека.
4. Права человека и права гражданина.
5. Понятие и структура правового статуса. Общий (конституционный) правовой статус. Специальный правовой статус. Индивидуальный правовой статус.
6. Конституционный характер прав человека и гражданина. Место и роль Конституции в нормативном обеспечении прав и свобод.
Литература: [1, с. 3-17]; [2, с. 5-54];
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем основной смысл доктрины прав человека?
2. В чем смысл конституционной формулы о человеке, его правах и свободах как высшей ценности (ст.2 Конституции РФ)?
3. В чем состоит смысл правовой категории гражданства? Есть ли противоречия между категориями гражданства и двойного гражданства?
4. Каковы принципы российского гражданства? В чем принципы российского гражданства отличаются от принципов советского?
5. Каков порядок приобретения и прекращения гражданства России?
6. Почему в российской Конституции закреплено право убежища? Каковы его ограничения? Как это право взаимосвязано с недопустимостью выдачи российского гражданина иностранному государству?
Задания для самостоятельной работы студентов
Напишите эссе по одной из предложенных тем:
¾ Гражданское общество и права человека.
¾ Социальное государство и права человека.
¾ Правовое государство и права человека.
|
¾ Международное гуманитарное право и его роль в защите прав человека.
¾ Защита прав человека в условиях международного терроризма.
Занятие 2.
Тема 2. Права человека: исторический аспект. История становления и развития прав человека (4 часа)
План
1. Идеи прав человека в античной и средневековой Европе.
2. Развитие идей о правах человека в период возрождения, реформации и просвещения. Немецкая классическая философия.
3. Формирование права прав человека и его закрепление в законодательстве государств различных общественно-экономических формаций: английские Великая хартия вольностей и "Билль о правах".
4. Роль законодательства североамериканских штатов и французских Деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. в становлении современной концепции прав человека. История формирования и развития идеи прав человека в Российской правовой мысли.
5. Права человека в советском обществознании и советском праве.
6. Конституция РСФСР (1918). Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. Конституция 1993 г.
Литература: [1, с. 17-24]; [2, с. 54-75];
Интерактивная часть Брейн-ринг.
Занятие проходит в форме «Брейн-ринга». Студенческая группа делится на подгруппы, каждая подгруппа должна ответить на вопрос и использовать при этом максимум времени. При этом команда, состоящая из амбициозных, импульсивных игроков одновременно испытывает и внешний прессинг как со стороны команды-соперницы, так и со стороны ведущего: выстоять и выиграть можно только объединяясь, слушая и понимая другого. Ключевое отличие в том, что вопрос задается сразу двум командам и очко (за правильный, разумеется, ответ) получит лишь та, которая ответит быстрее. То есть важен не только элемент правильности, но и элемент скорости — это делает игру в «Брейн-ринг» более динамичной.
|
Вопросы.
1. В чем основной смысл доктрины прав человека?
2. В чем смысл конституционной формулы о человеке, его правах и свободах как высшей ценности (ст.2 Конституции РФ)?
3. В чем состоит смысл правовой категории гражданства? Есть ли противоречия между категориями гражданства и двойного гражданства?
4. Каковы принципы российского гражданства? В чем принципы российского гражданства отличаются от принципов советского?
5. Каков порядок приобретения и прекращения гражданства России?
6. Почему в российской Конституции закреплено право убежища? Каковы его ограничения? Как это право взаимосвязано с недопустимостью выдачи российского гражданина иностранному государству?
Вопросы и задания для самоконтроля
· Каковы международные стандарты в области прав и свобод личности?
· Как можно классифицировать права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотренные в Конституции РФ?
· Чем конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина отличаются от всех иных субъективных прав и иных обязанностей?
· Каковы наиболее актуальные проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России?
· Каковы основные институты, призванные обеспечивать, охранять и защищать права человека в Российской Федерации?
Задания для самостоятельной работы студентов
Подготовьте доклад по одной из предложенных тем:
¾ Взаимосвязь прав и обязанностей человека. Принципы, ограничивающие права и сво-боды человека.
¾ Права человека в истории философской и общественно-политической мысли.
¾ Формирование современной концепции прав человека: основные поколения и группы прав.
¾ Гражданские права.
¾ Политические права и свободы.
¾ Экономические права. Социальные права.
Задание. Проведите сравнительный анализ политико-правовых концепций Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона о правах человека и гражданина.
Занятие 3.