Планы практических занятий. Дисциплина Права человека




Планы практических занятий

Дисциплина Права человека

Занятие 1.

Тема 1. Права человека как наука и учебная дисциплина (2 часа)

План

1. Понятие прав человека. Принципы неотчуждаемости прав.

2. Права человека: понятие, сущность, система. Права человека: понятие и сущность.

3. Понятие и генезис прав человека. «Три поколения» прав человека.

4. Права человека и права гражданина.

5. Понятие и структура правового статуса. Общий (конституционный) правовой статус. Специальный правовой статус. Индивидуальный правовой статус.

6. Конституционный характер прав человека и гражданина. Место и роль Конституции в нормативном обеспечении прав и свобод.

Литература: [1, с. 3-17]; [2, с. 5-54];

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем основной смысл доктрины прав человека?

2. В чем смысл конституционной формулы о человеке, его правах и свободах как высшей ценности (ст.2 Конституции РФ)?

3. В чем состоит смысл правовой категории гражданства? Есть ли противоречия между категориями гражданства и двойного гражданства?

4. Каковы принципы российского гражданства? В чем принципы российского гражданства отличаются от принципов советского?

5. Каков порядок приобретения и прекращения гражданства России?

6. Почему в российской Конституции закреплено право убежища? Каковы его ограничения? Как это право взаимосвязано с недопустимостью выдачи российского гражданина иностранному государству?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Напишите эссе по одной из предложенных тем:

¾ Гражданское общество и права человека.

¾ Социальное государство и права человека.

¾ Правовое государство и права человека.

¾ Международное гуманитарное право и его роль в защите прав человека.

¾ Защита прав человека в условиях международного терроризма.

Занятие 2.

Тема 2. Права человека: исторический аспект. История становления и развития прав человека (4 часа)

План

1. Идеи прав человека в античной и средневековой Европе.

2. Развитие идей о правах человека в период возрождения, реформации и просвещения. Немецкая классическая философия.

3. Формирование права прав человека и его закрепление в законодательстве государств различных общественно-экономических формаций: английские Великая хартия вольностей и "Билль о правах".

4. Роль законодательства североамериканских штатов и французских Деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. в становлении современной концепции прав человека. История формирования и развития идеи прав человека в Российской правовой мысли.

5. Права человека в советском обществознании и советском праве.

6. Конституция РСФСР (1918). Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. Конституция 1993 г.

 

Литература: [1, с. 17-24]; [2, с. 54-75];

 

Интерактивная часть Брейн-ринг.

Занятие проходит в форме «Брейн-ринга». Студенческая группа делится на подгруппы, каждая подгруппа должна ответить на вопрос и использовать при этом максимум времени. При этом команда, состоящая из амбициозных, импульсивных игроков одновременно испытывает и внешний прессинг как со стороны команды-соперницы, так и со стороны ведущего: выстоять и выиграть можно только объединяясь, слушая и понимая другого. Ключевое отличие в том, что вопрос задается сразу двум командам и очко (за правильный, разумеется, ответ) получит лишь та, которая ответит быстрее. То есть важен не только элемент правильности, но и элемент скорости — это делает игру в «Брейн-ринг» более динамичной.

Вопросы.

1. В чем основной смысл доктрины прав человека?

2. В чем смысл конституционной формулы о человеке, его правах и свободах как высшей ценности (ст.2 Конституции РФ)?

3. В чем состоит смысл правовой категории гражданства? Есть ли противоречия между категориями гражданства и двойного гражданства?

4. Каковы принципы российского гражданства? В чем принципы российского гражданства отличаются от принципов советского?

5. Каков порядок приобретения и прекращения гражданства России?

6. Почему в российской Конституции закреплено право убежища? Каковы его ограничения? Как это право взаимосвязано с недопустимостью выдачи российского гражданина иностранному государству?

 

Вопросы и задания для самоконтроля

· Каковы международные стандарты в области прав и свобод личности?

· Как можно классифицировать права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотренные в Конституции РФ?

· Чем конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина отличаются от всех иных субъективных прав и иных обязанностей?

· Каковы наиболее актуальные проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России?

· Каковы основные институты, призванные обеспечивать, охранять и защищать права человека в Российской Федерации?

Задания для самостоятельной работы студентов

Подготовьте доклад по одной из предложенных тем:

¾ Взаимосвязь прав и обязанностей человека. Принципы, ограничивающие права и сво-боды человека.

¾ Права человека в истории философской и общественно-политической мысли.

¾ Формирование современной концепции прав человека: основные поколения и группы прав.

¾ Гражданские права.

¾ Политические права и свободы.

¾ Экономические права. Социальные права.

Задание. Проведите сравнительный анализ политико-правовых концепций Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона о правах человека и гражданина.

Занятие 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: