Тема 5. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.




(4 часа)

План:

1. Система юридических гарантий прав и свобод личности. Система правовых механизмов защиты прав и свобод.

2. Право на судебную защиту. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Гарантии подсудности. Право на юридическую помощь. Презумпция невиновности. Запрет повторного осуждения.

3. Право на пересмотр приговора. Гарантия от самообвинения. Недействительность незаконно полученных доказательств. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Запрет обратной силы закона.

4. Общие и специально-юридические гарантии прав и свобод личности.

5. Судебная защита прав и свобод личности. Конституционный Суд РФ в системе судебной защиты прав и свобод личности.

6. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и его роль в защите прав и свобод человека. Правовой статус Уполномоченного по правам человека.

Литература: [1, с. 72-100]; [2, с. 101-158];

Интерактивная часть семинарского занятия:

Групповая дискуссия: 1.Роль омбудсмена в защите и гарантиях прав и свобод человека и гражданина. 2. Актуальные проблемы прав и свобод человека в России.

Вопросы и задания для самоконтроля

· В чем заключается основное назначение личных (гражданских) прав?

· В чем заключаются особенности политических прав и свобод?

· Каким образом осуществляется в России защита от безработицы?

· Что гарантируют социальные права человеку и когда они появились?

· Что означает общедоступность основного общего и среднего профессионального образования и какое образование в России считается обязательным?

· В какой мере могут быть ограничены права человека и гражданина в России?

· Какие возможны варианты реализации прав и свобод граждан в современной России?

Задания для самостоятельной работы студентов:

Напишите эссе по одной из предложенных тем:

¾ Гражданское общество и права человека.

¾ Социальное государство и права человека.

¾ Правовое государство и права человека.

¾ Международное гуманитарное право и его роль в защите прав человека.

¾ Защита прав человека в условиях международного терроризма.

Решите ситуационную задачу

Уполномоченному по правам человека в РФ обратилась гражданка Б. с жалобой на действия сотрудников районного отделения внутренних дел в связи с незаконным задержанием и доставлением ее несовершеннолетней дочери М. Заявитель указывала, что ее дочь около 24 часов провела в отделении милиции и более 6 часов – приемнике распределителе, обращая при этом, внимание на факты грубого нарушения прав М., в частности, на незаконное изъятие сотового телефона, отказ в уведомлении родственников и ее задержании, проведение в ночное время допроса, который сопровождался угрозами и издевательствами. Какие действия предпринял Уполномоченный? Какие меры примет прокурор?

Занятие 6.

Тема 6. Конституционные основы ограничения основных прав и свобод человека Российской Федерации. (4 часа)

План

1. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации.

2. Соответствие ограничений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации международным стандартам.

3. Ограничение основных прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов.

4. Запрет на ограничения прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

5. Ограничение прав и свобод человека и гражданина как неотъемлемый элемент института особых правовых режимов (чрезвычайного положения, военного положения).

6. Классификация правовых ограничений.

Литература: [1, с. 100-120]; [2, с. 158-231];

Интерактивная часть семинарского занятия:

Деловая игра «Защити свои права»

Цель — сформировать у слушателей представление о практическом решении проблем защиты прав человека, дать им соответствующий эмоциональный опыт; продолжить ознакомление с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан.

Предварительный этап. Преподавателем готовятся карточки с заданиями, необходимые таблички-вывески, выдержки из документов.

Ход занятия.

Введение в проблему. Преподаватель актуализирует знания учащихся о различных государственных и негосударственных организациях, занимающихся защитой прав человека. На доске можно записать их перечень с краткой характеристикой функций.

Преподаватель коротко знакомит слушателей с примерами правозащитных методик (как писать жалобу) и технологий (комплексом действий по защите того или иного нарушенного права гражданина. С целью углубления понимания правозащитных методик и технологий) возможно пригласить активиста неправительственной правозащитной организации.

Деление на группы. Слушатели по жребию делятся на две части: «граждане, чьи права были нарушены», и «работники различных организаций».

Каждой группе отдельно дается вводная инструкция.

Вводная инструкция для «работников организаций»: «Сейчас к вам на прием придут граждане с жалобами. Ваша задача выслушать проблему посетителя и дать ему консультацию, оказать помощь в решении проблемы. Но если жалоба касается интересов вашего ведомства, постарайтесь либо урегулировать конфликт и не давать ему дальнейшего развития, либо дать «туманную» консультацию. Свои консультации вы будете записывать на листе консультаций гражданина».

Вводная инструкция для «пострадавших: «Внимательно прочитайте карточку с проблемой, которую вам нужно решить. Ваши права нарушены, и вам нужно добиться справедливого решения в свою пользу. Попробуйте определить стратегию защиты: в какую организацию вы обратитесь, что делать дальше, если получите в ней отказ или будете не удовлетворены принятым решением. Помните, что время приема граждан ограничено. Ответы должностных лиц должны быть записаны на листе консультаций».

Игровая част ь. Модератор объявляет начало «приема» граждан. «Пострадавшие» вступают во взаимодействие с «организациями». «Прием» заканчивается после того, как большинство «посетителей» решат свои проблемы.

Преподаватель спрашивает, как чувствовали себя слушатели в своих ролях; менялось ли их настроение на протяжении игры, как оно менялось; какие чувства испытывали слушатели друг к другу, находясь в разных ролях; довольны ли своей работой «сотрудники организаций»; удовлетворены ли консультациями «посетители» и т. д. Затем обсуждаются варианты проблемных ситуаций, консультации, полученные по ним, иные возможные варианты решения проблем.

В конце занятия можно предложить слушателям самостоятельно составить алгоритм защиты нарушенных прав, включив в них все возможные организации: государственные, общественные, как национальные, так и международные. Продолжительность занятия — два часа.

Вопросы и задания для самоконтроля

· Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран?

· Как соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

· Как соотносятся между собой понятия «право», «закон» и понятие «права человека», не имеем ли мы здесь терминологическую путаницу, когда одно слово относится к разным понятиям?

· Как сочетается соотношение индивидуальных прав человека и коллективных с правами человека, обозначенными в Европейской декларации по правам человека?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: