Тема 3. Права человека и гражданина. (4 часа)




План

1. Понятие прав и свобод человека. Основные принципы прав человека: прирожденность, неотъемлемость, неотчуждаемость, равенство, конституционное закрепление.

2. Классификации права человека и гражданина. Основные права человека.

3. Личные права человека и гражданина: понятие и содержание.

4. Политические права: право граждан участвовать в управлении делами государства, избирательное право, право на объединение, право на обращение. Понятие политических прав и свобод. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

5. Свобода мысли и слова. Свобода творчества в политическом контексте. Свобода совести и вероисповедания в политическом контексте. Свобода выбора национальной принадлежности и ее обнародования. Свобода петиций.

6. Свобода передвижения, выбора места жительства и пребывания в политическом контексте. Свобода ассоциаций. Право на свободное проведение мирных собраний.

7. Избирательные права граждан, права на осуществление местного самоуправления, права на равный доступ к государственной и муниципальной службе. Возможности и пределы ограничения свободы выражения мнения.

8. Культурные права человека и гражданина: право на участие в культурной жизни. Право интеллектуальной собственности.

9. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступных культурным ценностям.

 

Литература: [1, с. 24-44]; [2, с. 75-88];

 

Интерактивная часть. Деловая игра: « Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы права»

Тема деловой игры: «Заседание Правительства России, на котором рассматривается вопрос о принятии постановления, устанавливающего правило (норму права), согласно которому учебные занятия во всех школах страны начинаются в 7 часов 30 минут».

Инициатором принятия постановления Правительства, устанавливающего правило (норму права), согласно которому учебные занятия во всех школах страны начинаются в 7 часов 30 минут, является министр образования. Проект постановления им заранее подготовлен и роздан всем членам Правительства. Идет его обсуждение, в котором принимают участие:

Председатель Правительства (открывает заседание, объявляет его повестку, ведет заседание, по своему усмотрению предоставляя слово желающим выступить, может изложить свое мнение, но обычно высказывается, подводя итоги обсуждению, ставит вопросы на голосование и закрывает заседание).

Заместитель Председателя Правительства (может вести заседания Правительства в отсутствие его Председателя).

Министр образования и науки (обосновывает свой проект постановления, приводит веские аргументы, факты, статистические данные из области медицины и других областей жизни, добиваясь принятия своего предложения).

Министр здравоохранения и социального развития (анализирует проект постановления с точки зрения того, как скажется его принятие на здоровье ребенка).

Эксперты-ученые (ведущие специалисты в различных областях: в медицине, педагогике, юриспруденции и т.д.).

Председательствующий предоставляет слово желающим выступить членам Правительства. В Правительство входят, как мы знаем, министры. Выступающий студент должен назвать министерство, которое он возглавляет (Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство транспорта и связи и др.), и постараться в своем выступлении отразить его специфику.

Председатель Правительства высказывает свое мнение, подводит итоги прошедшего обсуждения.

После состоявшегося обсуждения проекта постановления слово опять предоставляется инициатору проекта (министру образования). У него могут появиться возражения на доводы выступивших, новые аргументы в защиту своего проекта, он может пояснить какие-то неправильно понятые членами Правительства моменты и, наконец, в процессе прения сам убедиться в ненужности своего проекта и снять его с голосования, что бывает, конечно, крайне редко.

Затем проект постановления ставится на голосование членов Правительства. Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство.

Роли среди студентов следует распределить заранее с тем, чтобы они могли «вжиться в роль», заблаговременно подготовить аргументы речи на 3-5 минут, отрепетировать свои выступления.

Подведение итогов деловой игры

После проведения игры происходит разбор и анализ действий участников деловой игры, подведение итогов проведенного занятия, краткий анализ действий участников игры.

Вопросы и задания для самоконтроля

· Каково содержание правового статуса личности?

· Какова структура правового статуса личности?

· В чем состоит различие в понятиях прав человека и прав гражданина?

· Каковы основания ограничения прав и свобод человека и гражданина?

· Каковы способы приобретения гражданства?

· Правовой статус лица, не имеющего гражданства.

· Что такое права человека и основные свободы?

· Какова структура прав человека и гражданина?

· Каково правовое содержание принципа уважения прав человека?

· Какова юридическая сила основных международных документов в области прав человека?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: