Собственное название экспоната




Этикетаж

Составление, написание и оформление этикетажа в музеях исторического профиля

При создании любой экспозиции разрабатывается ее текстовое сопровождение. От качества текстового сопровождения экспозиции зависит решение целого ряда задач, таких как полномасштабное представление посетителю замысла экспозиционера и усиление впечатления о «целостности экспозиции», путем унификации подачи информации.

Для экспозиции составляются:

-ведущие или вводные тексты (выдержки из документов, из высказываний общественных деятелей, писателей, ученых)

- заглавные тексты – названия разделов, тем (должны быть краткими, четко написанными)

- объяснительные тексты к залу или экспозиции в целом. Они не многословны и тщательно отредактированы, написаны не слишком крупным шрифтом, чтобы не быть навязчивым и рассчитаны на внимательного посетителя.

- аннотации или этикетки - тексты содержащие основные сведения об экспонатах.

Вводные тексты, общие тексты к разделам, в данной методичке не рассматриваются. Мы рассмотрим вопросы относящиеся только к оформлению и написанию текстов этикеток. Дадим ряд практических предложений по решению возникающих в процессе работы над ними.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ЭКСПОЗИЦИЯ – совокупность музейных предметов, объединенных в соответствии с замыслом ее авторов дополненных необходимыми текстами и представляемых посетителю музея. Этим термином обозначаются как постоянные экспозиции, так и временные выставки.

ЭКСПОНАТ - музейный предмет

ЭТИКЕТКА – структурированный (разбитый на рубрики) текст, помещаемый при экспонате и относящийся непосредственно к нему. Состоит из названия экспоната и необходимой информации о нем, изложенных в краткой форме, в терминах, понятных основной массе посетителей. Составление аннотаций, текстов под экспонатами в виде этикеток, вся сумма которых называется ЭТИКЕТАЖЕМ чрезвычайно трудоемкая работа.

РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, на которые разделяется ее текст.

ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, которые несут основную информационную нагрузку при описании экспоната. Доводят до посетителя сведения о важнейших характеристиках представляемых вещей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, которые выполняют вспомогательные функции. Служат для предоставления посетителю дополнительной информации о предмете и улучшения восприятия предоставляемого ему экспоната.

УНИФИКАЦИЯ – основные принципы оформления этикетажа, и он зависит от цели экспозиции и ее темы. Текст этикетки будет меняться, но по схеме построения постоянный и сходный по своему внешнему виду.

УНИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ – одинаковая (сходная) по форме изложения, терминологии, сокращения и расположения основных рубрик в этикетке.

Этикетаж основывается на информации хранящейся в других видах музейных документов, но обработанный и оформленный в соответствии с целями музейной экспозиции. Содержание и оформление этикетки отличается от записей в учетной музейной документации.

Экспонирование музейного предмета в музеях исторического профиля, в этикетаже помимо сведений о самом предмете пишется информация об использовании его как носителя информации о различных социальных и культурных явлениях и процессах.

Учет этой особенности исторических музеев принципиально важен для правильного составления этикетки.

ЭТАПЫРАБОТЫНАД ЭТИКЕТАЖЕМ

1. Составление этикетажа – отбор и подготовка содержательной информации, разбиение по рубрикам, выработка формулировок, терминологии, размещение рубрик в этикетке, сокращений и т. д.

2. Оформление этикетажа – разработка общего вида; размер, цвет, материал, шрифт и т. д. Размещение рубрик по строкам, отступы, интервалы и прочие.

3. Размещение этикетажа в экспозиции - разрабатывается в едином стиле, рассматриваются общие композиционные принципы размещения под экспонаты. НЕ КРЕПИТСЯ НА ЭКСПОНАТ!

РУБРИКИ ЭТИКЕТОК

1. Собственное название экспоната.

2. Основные данные о нем:

- кто изготовил;

- где изготовил;

- время;

- технология.

3.Дополнительные сведения.

4. Пояснительный текст.

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ РУБРИК ЭТИКЕТОК

Собственное название экспоната

При экспонировании музейному предмету дается его собственное название: Женский костюм; Яйцо пасхальное; Портфель и т. д. Название экспоната несколько меняется и зависит от цели данной экспозиции, от ее темы. Так, например: Стол в одном случае в этикетке будет указываться «Стол из карельской березы», в другом «Стол работы учащихся ПТУ № 19», в третьем «Стол из кабинета писателя». При экспонировании музейному предмету может быть дано название, которое будет отличаться от его наименования в учетной документации. Например,: в учетной документации записано Муляж обрядового пряника. В экспозиции он выставляется как заменитель настоящего пряника и пишется: «Козули – печенье рождественское » и т. д. Авторские названия произведений искусств пишутся в этикетке и не выделяются кавычками, а вот собственные названия, являющиеся цитатой из текста или устоявшимся в культуре термином наоборот берутся в кавычки, и тогда дается пояснительный текст. Например:

 

«Козел отпущения»

Акварель

М. Шехман. Россия. 1938 г.

Копия

Древний магический обряд, посвященный демону пустыни

- Азазелу, впоследствии вошел в ритуал «Дня очищения»

(Судного дня). В этот день «козла отпущения» изгоняли

в пустыню, возлагая на него грехи людей.

2. Основные данные о предмете - состоят из 4 пунктов в следующей последовательности:

2.1. Кто изготовил (использовал) предмет – это может быть один человек или же группа людей, рассматриваемые как единое целое (мастерская, фирма, фабрика, завод и т.)

Имя изготовителя или инициалы изготовителя указываются перед фамилией.

Например:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: