Цена и ценообразование – центральные элементы рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар. Цена является рыночной характеристикой товара, в ней отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.
Цели ценообразования:
- Цены играют важную роль в предпринимательской деятельности предприятия;
- Цены выступают основным фактором в решение таких вопросов как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товаров или оказание услуг, расчет издержек производства, определение объемов инвестиций.
Основные задачи ценообразования:
1. покрытие затрат на производство и реализацию продукцию, обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя и продавца.
2. Учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены.
3. Решение социальных вопросов.
4. Реализация экологической политики.
5. Решение внешнеполитических вопросов.
5. Система цен, их классификация.
Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Изменение уровня, структуры и динамики одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Систему цен принято подразделять на условные блоки:
1. Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий. Оптовые цены бывают: - Трансфертная цена – по которой реализуются продукции при ее передаче от одного подразделения другому в пределах одного предприятия. – Закупочные цены (фиксированные и сезонные)– оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции. – Биржевая цена – цена, формирующаяся на основе биржевых котировок, надбавок, скидок.
|
2. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Розничные цены имеют две разновидности: - Аукционная цена – цена товаров, проданных на аукционе – Продажная цена – цена, установленная на товар при продаже его на свободном рынке.
3. Цены на строительную продукцию: - Сметная стоимость строительства – отражает уровень предельных затрат на строительство объектов. – Прейскурантная цена – средняя стоимость единицы продукции объекта строительства. – Договорная цена – которая устанавливается по согласования между заказчиком и подрядчиком строительства.
4. Тарифные услуги транспорта – плата за перемещение груза и пассажиров: тарифы авиационного, железнодорожного, морского, автомобильного, речного транспорта.
5. Мировые цены (цена экспорта, цена импорта) – цены обслуживающие международный ранок в целом.
6. Тарифы на услуги, оказываемые населению – тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, бытовые услуги, медобслуживание и др.
Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы национальной экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, в розничной торговле).
В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам разновидностей. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды: 1. Оптовые цены на промышленность продукции – цены, по которым характеризуется и закупается продукция предприятия, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция покупается и продается оптовыми партиями со сменой форм собственности. 2. Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: - Сметная стоимость это предельный размер затрат на строительство каждого объекта. – Прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта. – Договорная цена, устанавливается по договоренности между заказчиком и подрядчиком. 3. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены (оптовые) по которым реализуются сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и населению. 4. Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными, по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве. Розничная цена образуется из: оптовой цены промышленности, НДС, торговой надбавки, торговой скидки, налогом с продаж.
|