Международные отношения на рубеже XX-XXI вв.




Слайд 2.

Распад биполярной модели международных отношений.

Революции в странах Восточной Европы в 1989-1991 гг. и распад СССР изменили ситуацию в Европе и мире. Не стало лагеря социалистических стран, распался военный блок - Организация Варшавского договора (ОВД), на политической карте появились новые страны. Объединение Германии, разделение Чехословакии на Чехию и Словакию, появление 15 новых государств на месте бывшего СССР, часть которых образовали Содружество Независимых Государств (СНГ), произошли без воин. Распад Югославии на 5 государств сопровождался войнами и этническими чистками.

Закончилась эпоха "холодной войны", эпоха противостояния 2 сверхдержав, двух противоположных общественных систем. Ушла в прошлое двухполюсная или биполярная система международных отношений и характерные для неё противоречия. На их место пришли иные противоречия и иные надежды. Новизна нынешней обстановки в том, что третья по счёту система международных отношений а Новейшей истории строится не в результате войны, а в результате кардинальных общественных изменений. Становление современной системы международных отношений происходит в условии глобализации, формирования информационного общества и краха социализма как экономической, политической и общественной системы.

 

Слайд 3.

Лидерство единственной сверхдержавы или многополюсный мир.

После распада СССР США стали единственной сверхдержавой мира. Наряду с этой тенденцией происходит перегруппировка сил в глобальном масштабе. Раньше в мире было 3 группы стран - капиталистический лагерь, социалистический лагерь и неприсоединившиеся и нейтральные страны, т.е статус стран в мировой политике определяются по идеологическому принципу и по их отношению к двум сверхдержавам. С 1990-х. гг. в мировую политику приходит новый принцип - региональный. В рамках региона страна или группа стран стремится стать лидером и занять ведущие позиции в качестве центра региональной структуры в мировой эконимике и политике. Так проявляется тенденция к формированию многополюсного мира.

Формирование Европейского союза с 1992г., основу которому положила инициатива Франции и Германии. Создание в 1991 г. интеграционного объединения в Латинской Америке МЕРКОСУР

(общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), и Венесуэлой.Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету). Расширение Китая (благодаря экономическому рывку) на региональном уровне в соперничестве с Японией. Направленность Индии на расширение регионального взаимодействия. Одним словом, активизация сотрудничества стран, в том числе и России, в рамках регионов - это реакция на мир, в котором лидирует одна сверхдержава.Такой мир может быть чреват произвольным и не всегда приемлемыми для других государств действиями этой единственной сверхдержавы. Но в современном мире действует 2 тенденции, которые в итоге уравновешивают друг друга. Как и везде, в политике любая тенденция провоцирует свою противоположность: так, раздробленность толкает к консолидации, а произвольные действия единственной сверхдержавы заставляют объединяться государства на региональном уровне и таким образом отстаивать свою позицию.Эти тенденции взаимодополняют друг друга.

Утверждение США в роли единственной сверхдержавы и формирование многополюсного мира - две главные тенденции в мировой политике.

 

Слайд 4.

Два этапа во внешней политике США.

В период президентства Б.Клинтона (1992 - 2000гг.) США обрели лидерство в мире, но пытались учитывать многостороннее сотрудничество.

В период президентства Дж.Буша (2000 - 2008 гг.)начался новый этап в политике США. Он отражал реакцию США на террористический акт, совершенный 11 сентября 2001г. членами "Аль-Каида", протаранившими пассажирскими самолетами две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне. Погибли тысячи американцев. Для Америки это был шок. После событий 11 сентября 2001 года возникла ситуация "национальной небезопасности", ощущение уязвимости США перед лицом терроризма. Дж. Буш провозгласил докторину "превентивной войны", т.е упреждающей войны, способной предотвратить нарастание угрозы для США.

 

Слайд 5.

Международный терроризм.

В основе современного международного терроризма лежит фундаментализм: нетерпимость и противопоставление своей самобыытности другим культурам и всему человечеству. Это результат глобализации, которая заставляет человека обрести собственное лицо в многообразном мире, определиться в том, кто он есть, каковы его корни, к какой традиции и культуре он принадлежит. Это самоопределение человека или самоидентификация, выражается не только в повсеместном возрождении национальности, этнического, культурного, религиозного самосознания, определения - будь то тоталитарные секты, сатанинстические культы или крайние формы религиозного и политического радикализма.

К радикальным организациям религиозного толка относятся, в частности, исламские фундаменталисты. Это такие организации, как "Талибан". Талибы захватили власть в Афганистане и установили в стране в 1996 - 2001гг. диктаторский режим. Талибы объявили своими главными врагами США и Россию.

Список террористических организаций исламских фундаменталистов возглавляет "Аль-Каида", созданная в 1988 г. из ветеранов войны в Афганистане, боровшихся против советских войск. Это сеть организаций, разбросанный по всему миру. Суть их позиции - объявление порочным самого принципа демократии и обвинение США и других держав в попытках навязать народам несвойственные им порядки.

 

Слайд 6.

Пути борьбы с терроризмом.

Главным средством борьбы против терроризма США и Великобритания считают "продвижение демократии" и свободы по всему миру, поскольку, как подчеркивают лидеры США и Великобритании, демократические страны не угрожают другим странам.

Главным средством борьбы против терроризма развивающиеся страны, и прежде всего мусульманские, считают преодоление неравенства в мире, называя терроризм не мировой проблемой, а проблемой отдельных стран.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь, ведущий к катастрофе.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государства заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

 

Слайд 7.

Глобальные проблемы.

Нищета и болезни на первом месте среди глобальных угроз XXI в. в документах ООН. Они считаются главными глобальными проблемами и стоят на первом месте в списке из шести блоков глобальных угроз. После этого по степени опасности выделены межгосударственные конфликты. Затем - внутригосударственные конфликты, включая гражданскую войну, геноцид, массовые зверства. Следом за этим - угроза применения оружия массового поражения, далее - угроза терроризма, угроза со стороны транснациональной преступности, включая наркоторговлю.

Эти угрозы называют глобальными, потому что они пересекают национальные границы, все они взаимообусловлены и одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может самостоятельно оградить себя от этих современных угроз.

 

Слайд 8.

Дискуссия о роли и реформе Организации Объединенных Наций.

В 2006 г. в ООН было представлено 192 государства. История ООН отмечена как успешными действиями, так и провалами. В 1990-е гг. и в начале XXI в. возросла роль миротворческих, посреднических миссий ООН по урегулированию конфликтов.

Россия, Индия и другие страны, отстаивающие идею формирования многополюсного мира, выступают за расширение влияния ООН и Совета Безопасности. США в целом ряде решений игнорировали мнение ООН.

В 2004 г. Германия, Япония, Бразилия и Индия выступали с совместным заявлением о включении их в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН. Списки новых членов Совета Безопасности составляются уже больше 15 лет. Каждая из стран-претендентов выдвигает свои критерии отбора. К 2005 г. сошлись пока только на общем числе (24 страны) и на том, что они будут представлять регионы мира, а также на том, что право вето, по всей видимости, не будет распространяться на новых постоянных членов, но противоречия пока остаются трудноразрешимыми.

 

Слайд 9.

Европейский союз.

Интеграция - это становление устойчивого взаимодействия в рамках регионов между людьми и между компаниями разных государств. Начальная её форма - зона свободной торговли, когда снимаются ограничения на движение товаров. Интеграция создала условия, возможности для объединения Европы. Но путь зоны свободной торговли не ведет с неизбежностью к союзу государств и наднациональными органами упраления. Выбор, который сделали страны Западной Европы, добровольно пошедшие на ограничение своего суверенитета и передачу многих полномочий общим европейским структурам, связан с трансформацией международных отношений, формированием региональных центров силы в условиях лидерства единственной сверхдержавы. Поэтому в 1992 г. начался принципиально новый этап в истории Европы.

Подписание в 1992г. Маастрихтского договора и вступление его силу с 1993 г. обозначило начало (1993-2004гг.) этапа формирования Европейского союза (экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию). Во-первых, интеграция была распространена на валютную сферу (создание единого Центрального банка и введение в наличный оборот с 1 января 2002г. единой денежной валюты - евро). Во-вторых, началсь выработка общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Затем интеграция была расширена (Амстердамский договор 1997г.) на социальную сферу, включая вопросы занятости, здравохранения, свободного перемещения граждан. Началсь подготовка общей реформы ЕС. Новая точка отсчета в развитии интеграции, начинается с 2004г., когда правительствами была одобрена Конституция ЕС и в его состав вошли сразу 10 государств. Европейский Союз в 2007г. стал общеевропейской структурой, объединяющей 27 государств с населением 470 млн человек. ЕС стал единым хозяйственным комплексом с единой валютой, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы, люди, где действуют наднациональные органы власти - Комиссия (прообраз правительства ЕС), Европарламент, единый Центральный банк, Европейский Суд. Представитель ЕС стал равноправным участником встреч "большой восьмерки" развитых стран. С 2003г. ЕС руководит миротворческими силами в бывшей Югославии, претворяя в жизнь идеи совместной внешней политики и обороны. Таким образом, формирование Европейского союза коренным образом изменило ситуацию в Европе. ЕС стал главным полюсом притяжения для европейских стран.

Однако расширение правительств Западной Европы о быстром расширении Европейского союза вызвало у народов Франции и Нидерландов, проголосовавших в 2005г. против Конституции Евросоюза, неприятние. Эти события показали, что народы Западной Европы не желают растворения своей самобытности в таком широком объединении, что интегрция, направляемая решениями наднациональных структур Евросоюза, имеет свои пределы. Тенденция к возрождению национальной идентичности, национального самоопределения, являющаяся составной частью процесса глобализации, ярко проявилась в этих событиях.

 

Слайд 10.

Общеевропейское сотрудничество ОБСЕ.

В 1990-е гг. в Организацию по безопасности и сотруденичеству в Европе (ОБСЕ) вошли новые независомые государства. ОБСЕ включает 55 государств Европы, Азии, а также США и Канаду. Она сыграла важную роль в становлении нового климата в отношениях между странами, ранее разделенными военными блоками и идеологической конфронтацией. Но ОБСЕ не стала главным инструментом общеевропейского сотрудничества. Государства Центральной и Восточной Европы взяли курс на дистанцирование от России и на выступление в НАТО и Европейский союз.

 

Слайд 11.

Расширение и трансформация НАТО.

С начала 1990-х гг. НАТО установило связи с 30 странами. 10 из них стали членами НАТО. С матра 1999г. в члены НАТО приняты Польша, Чехия и Венгрия, с мая 2004г. - Румыния, Болгария, Словакия, Эстония, Латвия и Литва. Так в НАТО оказалось 26 государств. К вступлению в НАТО стремятся Албания, Македония, Хорватия, а также Украина и Грузия. Новая стратегическая концепция НАТО (1999г.) делает упор на предотвращение конфлмиктов и участие в их урегулировании, а также предусматривает выход за рамки североатлантического региона, как это имеет место в Афганистане, где с 2002г. НАТО обеспечивает военное руководство силами коалиции. Таким образом, из региональной группировки НАТО превращается в глобальную силовую структуру под руководством США, действующую по всему миру.Усилдиями США НАТО стало заменять СБСЕ. Эта организация используется США как форум для политических и военных консультаций. Взаимоотношения России с НАТО были определены Основополагающим документом (1997), в котором говорится, что отныне стороны "не рассматривают друг друга в качестве противников". После 2001 г. Россия пошла на расширение конактов с НАТО. Был создан новый механизм воздействия. В мае 2002г. состоялось первое заседание Совета Россия - НАТО. В совместной декларации говорится: "В рамках Совета Россия - НАТО Россия и иные государства - члены НАТО будут работать как равные партнеры в областях, представляющих общий интерес." Это борьба прежде всего с терроризмом, предотвращение и урегулирование конфликтов, нераспространение оружия массового поражения и др.

 

Слайд 12.

Россия - США. Проблема прекращения гонки вооружений.

Улучшение российско-американских отношений после 2001г. позволило продвинуть процесс ограничения вооружений. В мае 2002г. Дж.Бушем и В.В.Путиным был подписан Договор о сокращении наступательных потенциалов (СНП). К концу 2012г. у России и США должно остаться до 2200 боезарядов на стратегичесих носителях.

Россия не только подтвердила свое положение единственной страны, имеющей с США равный ядерный потенциал, но и закрепила статус государства, ядерное оружие которого призвано и способно обеспечить сдерживание любой возможной агрессии со стороны кого то ни было. Новые подходы к развитию отношений России и США были опредеоены в рамках встречи президента США и президента РФ в ноябре 2001г. в Вашингтоне и в мае 2002г. в Москве. Была принята совместная декларация, в которой говорилось, что "эпоха, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или как стратегическую угрозу, закончилась". "Россия и США уже действуют как партнеры и друзья, давая ответ на новые вызовы XXI века."

 

Слайд 13.

Локальные конфликты и гражданские войны в современном мире.

Главным центром конфликтов в послевоенные десятилетия оставался Ближний Восток. С 1948г. насчитывается 5 арабо-израильских войн, десятки планов урегулирования конфликта. Но палестинская проблема - создание независимого палестинского государства - пока остается нерешенной. В 2006г. на выборах в парламент Палестинской автономии победу одержала радикальная организация "Хамас".

Международное значение приобрели и другие военные конфликты (междоусобные войны в Афганистане в 1970-1990-е гг.). Конфликты в Эфиопии и Индонезии завершились созданием новых государств - Эритреи и Восточной Тимора.

Конфликты в Африке привели к громадным человеческим жертвам и разорению

В центре международных конфликтов был Ирак. Ирано-иракская война (1980-1988гг.) возникла из-за старого пограничного спора. Война, прекращенная при посредничестве ООН, закончилась безрезультатно для обеих сторон.

 

Операция "Буря в Пустыне"

18 июля 1990 года Ирак обвинил Кувейт в том, что тот с 1980 года присваивал нефть пограничного с Ираком месторождения Румейла и потребовал в качестве компенсации 2,4 млрд долларов, а также списания долга в 10 млрд долларов, которые Кувейт предоставил Ираку во время его войны с Ираном. 31 июля в Джезде (Саудовская Аравия) начались ирако-кувейтские переговоры.

Спустя день они были прерваны, а 2 августа иракская армия перешла ирако-кувейтсвую границу и заняла на территорию Кувейта. Эмир Кувейта шейх Джабер ас-Сабах бежал в Саудовскую Аравию.

Реакция со стороны стран Запада на оккупацию Кувейта последовала незамедлительно. На встрече в Аспене (штат Колорадо) премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и американский президент Дж. Буш договорились о совместных действиях против Ирака. Было решено, опираясь на Совет Безопасности ООН и действуя в соответствии с его резолюциями, создать возможно более широкий международный вооруженный контингент для действий против С. Хуссейна и восстановления на Ближнем Востоке "статуса кво". Одновременно с целью не допустить возможных действий иракской армии против Саудовской Аравии и продвижения Ирака на юг для занятия богатых нефтью государств Персидского залива США уже с 9 августа начали массированную переброску войск в рамках операции "Щит пустыни".

В течение последующих пяти с половиной месяцев Совет Безопасности ООН принял 12 резолюций в отношении Ирака, в которых требовал вывести войска и объявлял бойкот Ираку. 29 ноября Совет Безопасности ООН специальной резолюцией разрешил использовать все средства, в том числе и военные, чтобы вынудить иракские войска уйти из Кувейта. Конечным сроком ультиматума было назначено 15 января 1991 года. Тем временем в состав антииракской коалиции вошло 28 стран.

Вслед за США значительные воинские контингенты на Аравийский полуостров и в район Персидского залива направили Великобритания и Франция, а также ряд арабских государств. В частности, против Ирака выступили Египет, Сирия и страны Совета сотрудничества арабских государств в Персидском заливе Командующим объединенными многонациональными силами стал американский генерал Н. Шварцкопф. Под его руководством была разработана боевая операция по уничтожению иракской группировки в Кувейте и на юге Ирака, которая и получила кодовое название "Буря в пустыне".

К началу боевых действий многонациональные силы в зоне Персидского залива включали в себя до 600 тысяч человек, около 2 тысяч боевых самолетов, свыше 4 тысяч танков и более 3700 стволов орудий полевой артиллерии и минометов. Их военно-морские силы насчитывали более 100 боевых кораблей, в том числе 6 многоцелевых авианосцев из состава 6-го и 7-го оперативных флотов США, действующих в Средиземном море и западной части Тихого океана, и два линкора, "Миссури" и "Висконсин", оснащенных современными крылатыми ракетами морского базирования "Томагавк".

Вооруженные силы Ирака имели в своем составе по различным данным, от 750 до 900 тысяч солдат и офицеров, более 5 тысяч танков, от 7,5 до 8 тысяч орудий и минометов и свыше 700 самолетов. (См.: Красная Звезда. 1991. 5 января.) Из них до 500 тысяч человек (примерно 40 дивизий), около 4 тысяч танков и свыше 5 тысяч орудий находились в Кувейте и на юге Ирака. (См.: Гушев А. Итоги войны в зоне Персидского залива // Зарубежное военное обозрение. 1991. № 6. С. 8.) Кроме того, на вооружении иракской армии было до 500 установок тактических ракет класса "земля-земля" СКАД с дальностью полета от 400 до 1200 км.

15 января истекал срок ультиматума, и в этот же день начинался период безлунных ночей в районе Персидского залива. 17 января в 00 часов по Гринвичу под покровом темноты самолеты ВВС США, Великобритании, Саудовской Аравии и Кувейта подвергли массированным бомбовым и ракетным ударам заранее намеченные цели в Кувейте и Ираке. Одновременно мощные удары были нанесены по Багдаду, центрам связи, промышленным предприятиям и оборонным объектам. Бомбы взрывались на улицах Багдада каждые две минуты.

Налету предшествовал ракетный залп с кораблей ВМС США по системе ПВО Ирака, городам Багдаду и Басре.

Через 3 часа после первого был нанесен второй удар, в ходе которого выведен из строя атомный центр близ Багдада, разрушены военные заводы и многие правительственные здания. В последующие двое суток удары продолжались с той же интенсивностью. Массированным бомбардировкам союзной авиации подверглась иракская группировка на юге страны и в Кувейте.

К исходу третьего дня воздушная операция союзников была завершена.

Подводя итоги первых трех дней, командование многонациональных сил пришло к выводу о необходимости продолжать воздушные удары, пока не будут созданы условия для проведения наземной операции. В течение следующих нескольких недель бомбардировки следовали непрерывно, одна за другой. В день авиация союзников совершала в среднем около 2500 боевых вылетов.

С начала февраля массированные удары с воздуха наносились по позициям иракских войск в Кувейте и частям республиканской гвардии на юге Ирака. Одним из важных объектов в этот период стали мосты через Тигр и Евфрат, которые соединяли южную группировку иракских войск с остальной страной. 6 февраля к ударам с воздуха присоединились 406-мм орудия главного калибра линкора "Миссури.

Сопротивление иракских войск становилось все слабее. Непрерывные бомбардировки в конечном итоге полностью деморализовали иракскую армию.

30 января скорее с целью поднятия боевого духа, чем достижения практического результата, две иракские бригады пытались осуществить прорыв в направлении на Рас-эль-Хафуши, но были отброшены частями американской морской пехоты.

15 февраля Ирак заявил о своей готовности вывести войска из Кувейта. Однако командование союзников уже перешло к проведению наземной операции и намерение Ирака игнорировало.

Наземная операция началась 24 февраля и имела главной целью уничтожение группировки иракских войск в Кувейте и на юге Ирака. Наступление планировалось вести сразу же по трем направлениям. На приморском должны были действовать 1-я и 2-я экспедиционные дивизии морской пехоты США, общевойсковые соединения Саудовской Аравии, Кувейта, Египта и Сирии. На центральном - 7-й армейский корпус США и 1-я бронетанковая дивизия Англии, западном - 4-я аэромобильная и 6-я бронетанковая дивизии Франции. В резерве оставался 18-й воздушно-десантный корпус США.

В 1.00 24 февраля линкор "Миссури" начал бомбардировку побережья Кувейта, имитируя высадку десанта, чтобы отвлечь основные силы иракцев. В 4 часа по местному времени после огневой подготовки началось наступление многонациональных сил в направлении городов Эль-Кувейт, Басра и Насирия.

Попытки иракского командования сдержать продвижение наступавших войск путем проведения контратак успеха не имели, так как выдвигавшиеся из глубины вторые эшелоны несли потери от ударов авиации. Утром того же дня были выброшены крупные парашютные десанты в пригороде Эль-Кувейта для захвата столичного аэропорта и на острова Файлака и Бубиян.

25 февраля оборона 3-й и 7-й иракских армий была прорвана. К исходу дня пал Эль-Кувейт. Тем временем американские, английские и французские войска под прикрытием массированного артиллерийского огня прошли по иракской территории восточнее Кувейта и вышли в тыл развернутым на ирако-кувейтской границе подразделениям республиканской гвардии.

27 февраля территория Кувейта была полностью занята войсками антииракской коалиции, и началось систематическое уничтожение окруженной иракской группировки в районе городов Басра и Насирия. На следующий день в 6 часов боевые действия закончились полным разгромом иракской армии.

 

"Несокрушимая свобода".

В ответ на теракты мусульманских фанатиков-самоубийц в Нью-Йорке и Вашингтоне США и их союзники по международной антитеррористической коалиции начали в Афганистане военную операцию против талибов и боевиков "Аль-Каиды", получившую громкое название "Несокрушимая свобода". В то день по столице страны Кабулу был нанесен первый ракетно-бомбовый удар. Затем при помощи авиации и ракет были уничтожены военные гарнизоны, склады и аэродромы талибов, а воспрянувшие силы Северного альянса начали наступление со своих баз вдоль Аму-Дарьи и из Бадахшана, сумев без особого сопротивления в начале декабря войти в Кабул. США и их союзники вот уже год ведут операции по поиску талибов и их союзников из числа боевиков террористической организации "Аль-Каида" Усамы бен Ладена. Режим афганских фундаменталистов рухнул, как "карточный домик". К власти пришло коалиционная временная администрация во главе с Хамидом.

 

"Решительная сила ".

В ходе данных исследований особое внимание уделялось функционированию системы управления силами и средствами группировки ВС, эффективности средств нанесения высокоточных ударов по наземным целям, радиоэлектронного противодействия и радиотехнической разведки, а также систем контроля воздушного пространства и разведки наземных целей. Одной из характерных черт этой операции, получившей наименование "Решительная сила", по мнению западных экспертов являлось устойчивое управление деятельностью группировки ВС США и других стран НАТО, благодаря использованию различных систем управления, что позволило в течение 78 дней выполнить в различных, в том числе сложных, погодных условиях около 38 000 самолетовылетов боевой и вспомогательной авиации и применить более 23 000 авиабомб и ракет. В действительности же созданная структура системы управления данной группировкой не обеспечивала ее надежную работу в сложившейся обстановке на Балканах, когда большое количество боевых самолетов различной принадлежности должно было действовать одновременно и круглосуточно на весьма ограниченной территории театра военных действий. Кроме того, громоздкость этой системы и ее неспособность гибко реагировать на быстрые изменения обстановки приводили к нарушению устойчивости управления. На эффективность управления также отрицательно повлияли не только технические факторы, заключавшиеся в отсутствии возможностей для сопряжения отдельных систем боевого управления, но и недостатки в организации. Одним из основных негативных моментов в этом плане является принятая в НАТО сложная система ограничений, касающихся порядка применения различных видов оружия, а также вооруженных сил в целом в конфликтах различного характера и интенсивности.Эффективность операции "Решительная сила", по мнению зарубежных СМИ, во многом определялась оперативностью решения вопросов мобильности привлекаемых сил и средств. При этом важная роль отводилась обеспечению дозаправки самолетов в воздухе, а также переброске большого числа грузов и личного состава по воздуху с континентальной части США в Европу. В частности, при подготовке к операции против Югославии (1998 - 1999 годы) и в ходе боевых действий (1999) экипажи самолетов военно-транспортной авиации выполнили около 12 000 вылетов (было перевезено порядка 56 000 военнослужащих и около 99 000 т различного имущества). При этом самолеты-заправщики за 7 000 вылетов передали на другие самолеты около 162 000 т топлива, причем КС-135 и КС-10 потребовалось выполнить более 700 полетов для дозаправки в воздухе самолетов тактической авиации, перебрасывающихся с континентальной части США на передовые авиабазы в Европе.

 

Слайд 14.

Проблема национального суверинитета в современном мире.

Всевластие государства на определенной территории, т.е суверинитет государства, включая его претензии на исключительное право использовать насилие в отношении собсвенных граждан, в современном мире поставлено под вопрос.

Экономика стала транснациональной, глобальной. Такая экономика пересекает границы государства и ограничивает суверенные возможности отдельных государств. Например, устанавливать те или иные налоги без учета реалий мировой экономики ни одно государство уже не может, иначе инвестиции, необходимые для развития страны, уйдут в другие регионы и государства, где выгоднее условия налогооблажения.

Политика также перестает быть исключительным делом национальных государств, сферой их суверенной власти. Принципы национального суверенитета часто служили щитом для государств, применявших массовые реперессии.

В документах ООН в 1990-2000гг. подчеркивается, что "массовые зверства" и "массовые нарушения прав" не могут рассматриваться как внутреннее дело отдельного государства и оставаться без ответа со стороны мирового сообщества. В 1990-е гг. и в начал XXIв. были не только приняты новые, но и дополнены преждние международные конвенции о защите прав ребенка, женщин, национальных меньшинств, коренных народов, раобтающих иммигрантов и др., установившие новые стандарты для государств.

Интернет, спутниковое телевидение, открытость мирового информационного пространства лишают государство таких средств воздействия, как откровенная пропаганда, цензура.

В международных делах суверенитет государства поставлен вопрос самим существованием глобальных угроз, с которыми, ни одно государство не может справиться в одиночку.

Политические силы по-разному относятся к этим объективным факторам. Консерваторы традиционно отстаивают национальную самобытность и выступают за сохренение суверенитета государства и против международного уголовного суда. Либералы приветствуют расширение международного сотрудничества и развития экономических аспектов глобализации. Социал-демократы - главные сторонники расширения роли международных организаций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: